В этой главе (мы уверены):

(I) Мы читаем о благодати Христа, которую Он явил погибающему миру в вечном Евангелии в прообразе служения Исаии, чья задача была предсказать избавление евреев из Вавилона (ст. 1−3).

(II) Мы читаем о славе Церкви Христа, о ее духовной славе, прообразом которой было процветание евреев после их возвращения из плена. Обещано, (1) что угасание Церкви будет остановлено и она будет восстановлена (ст. 4).

(2) Что иноземцы будут служить Церкви (ст. 5).

(3) Что Церковь станет царственным священством, поддерживаемым богатствами язычников (ст. 6).

(4) Что вместо позора и скорби она будет иметь радость и почитание (ст. 7).

(5) Что ее дела будут процветать (ст. 8).

(6) Что их процветанию будут сопутствовать благословения (ст. 9).

(7) Что праведность и спасение будут вечным поводом для Церкви радоваться и благодарить (ст. 10−11). Если еврейская Церковь была так благословлена, то еще больше будет благословлена христианская Церковь и все, кто принадлежит ей.

Стихи 1−3. Господь Иисус наилучший толкователь Писания наилучшим образом истолковывает эти стихи, которые Сам же читал в синагоге в Назарете (возможно, они были включены в учение этого дня) и адресовал их исключительно Себе, говоря: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк 4:17−18, 21)»; и благодатными словами, исходившими из Его уст при толковании этого места, восхищались все слушавшие Его. Как Исаие, обладавшему властью, было велено возвестить свободу евреям в Вавилоне, так и Христу, Божьему посланнику, было велено возвестить о более радостном событии заблудшему миру. И в этих стихах нам рассказывается:

I. Что Он был годен и обладал необходимыми качествами для совершения этого дела: «Дух Господа Бога на Мне» (ст. 1). На пророков Дух Божий сходил время от времени, наставляя их, что сказать, и побуждая говорить. Но на Христе Дух находился постоянно; Он почил на Нем без меры и для той же цели, что и у пророков, как Дух совета и крепости (Ис 11:1−3). Когда Он приступил к пророческому служению, тогда Дух, как голубь, сошел на Него (Мф 3:16). Дух, почивший на Нем, Он передал тем, кого послал проповедовать ту же благую весть; давая им поручение, Он сказал: «Примите Духа Святого>», тем самым утвердив его.

II. Как Он был назначен и рукоположен для этого дела: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня». Для служения, к которому Бог призвал Его, Он же обеспечил Его необходимыми качествами: Он дал Ему Свой Дух и священным торжественным помазанием отделил Его для этого великого служения, как царей и священников в древние времена предопределяли для их служения помазанием. Поэтому Искупитель назван Мессией, Христом, так как был помазан елеем радости более соучастников Своих. «Он послал Меня»; наш Господь Иисус не пошел на это самовольно; Он получил поручение от Того, Кто является источником силы: «Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь». То, что все сказанное Христом имеет удостоверение небес, является для нас великим освящением; это была не Его доктрина, а Пославшего Его.

III. Для совершения какого дела Он был назначен и предопределен.

1. Он должен был стать проповедником и совершать служение пророка. Он очень радовался, что Бог через Него явил Свою доброжелательность к людям; радовался, что Он Сам будет проповедовать об этом и тем самым служение Евангелия будет облачено славой, а вера святых получит подтверждение и ободрение. Он должен проповедовать благую весть (именно это обозначает слово «Евангелие») нищим, раскаявшимся, смиренным и нищим духом; для таковых весть об Искупителе несомненно будет благой вестью, чистым Евангелием, словами верными и всякого принятия достойными. Бедные люди обычно лучше всех расположены принять Евангелие (Иак 2:5), и оно чаще всего приносит нам пользу, если мы принимаем его со смирением. Именно таковым Христос проповедовал благую весть, когда сказал: «Блаженны кроткие».

2. Он должен быть исцелителем. Он был послан исцелять сокрушенных сердцем, подобно тому, как больные конечности перевязываются для облегчения боли, а поломанные кости и кровоточащие раны перевязываются, чтобы они срослись и заросли. Чье сердце сокрушается из-за греха, кто искренно смиряется, осознавая вину и боясь гнева, того Евангелие Христа обеспечивает средствами, которые их успокоят и заглушат их страхи. Лишь ощутившие боль искреннего раскаяния могут надеяться получить облегчение от божественных целительных средств и утешений.

3. Он должен стать избавителем. Он был послан, как пророк, проповедовать, как священник исцелять, и как царь возвестить (1) о мире для всех Своих друзей. Он возвестит пленным освобождение (как сделал Кир для пленных евреев) и откроет темницы узникам. Хотя из-за греха мы вынуждены отвечать перед справедливостью Бога, являемся Его законными пленниками и проданы, пока не будет уплачен этот величайший долг, тем не менее Христос дает нам знать, что Он удовлетворил божественную справедливость и уплатил долг, что это удовлетворение принято; и если мы сошлемся и будем уповать на Него, если отдадим себя и все, что имеем, Ему из чувства благодарности за оказанную нам милость, то наша вера может выхлопотать нам прощение и утешение нет и не будет осуждения нам. И хотя из-за владычества греха мы находимся во власти сатаны, но Христос дает нам знать, что Он победил сатану, лишил силы имеющего державу смерти и уничтожил его дела. Он обеспечил нас достаточной благодатью, чтобы мы смогли стряхнуть ярмо греха и освободиться от цепей с шеи своей. Сын готов Своим Духом сделать нас свободными; и тогда мы станем свободными: не только освободимся от бедствий, сопутствующих плену, но и будем восстановлены в правах и привилегиях граждан. Это возвещение Евангелия, и оно подобно трубе, возвещающей юбилейный год, когда освобождались узники (Лев 25:9, 40). Со ссылкой на это событие время проповеди Евангелия названо благоприятным летом Господним временем, когда мы принимаем Бога, являющегося источником всех наших свобод; или оно названо годом Господним, ибо возвещает о Его свободной благодати, и годом благоприятным, ибо несет нам благую весть и не может не быть благоприятным для тех, кто знает возможности и нужды своей души.

(2) О войне против Своих врагов. Христос возвещает день мщения Бога нашего день, когда Он будет мстить [1] греху и сатане, смерти и аду, силам тьмы, которые нужно было уничтожить ради нашего освобождения. Надо всем этим Христос одержал победу на кресте: отняв силы у начальств, властно подверг их позору, тем самым Он отомстил за все оскорбления, нанесенные Богу и человеку (Кол 2:15). [2] Тем сынам человеческим, которые противятся этим справедливым предложениям. Они не только останутся, как того заслуживают, в плену, но с ними будут обращаться как с врагами. Итог Евангелия подведен в Евангелии от Марка 16:16, где одна часть стиха говорит: «Кто будет веровать, спасен будет», возвещая благоприятное лето Господне для тех, кто примет его, а другая утверждает: «...кто не будет веровать, осужден будет», возвещая день мщения Бога нашего мщения, которое обрушится на не покоряющихся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа (2Фес 1:8).

4. Он должен быть утешителем, а следовательно, проповедником, целителем и избавителем. Он послан утешить всех сетующих, кто, скорбя, для утешения ищет Его, а не этот мир. Христос не только дает им утешение и возвещает о нем, но и Своим Духом утешает их. В Нем присутствует достаточно, чтобы утешить всех сетующих, какой бы ни была их боль и скорбь; но это утешение, несомненно, предназначено тем, кто сетует на Сионе, кто печалится ради Бога, ибо Его место жительства на Сионе, кто скорбит из-за бедствий и опустошения на Сионе и смешивает свои слезы со святым сочувствием к страдающему народу Божьему, хотя их самих не коснулась беда. Для таких слез у Бога есть сосуд (Пс 55:9), и для таких сетующих у Него хранится утешение. Как благословения Сиона являются духовными благословениями, так и сетующие на Сионе святые сетующие, которые несут свои печали к престолу благодати (ибо он находится на Сионе) и изливают их, как Анна, перед Господом. Именно для таких назначен Христос и Его Евангелие, и Своим Духом (ст. 3) Он даст им такие утешения, которые не только поддержат их в печали, но превратят ее в песни хвалы. Он даст им (1) вместо пепла украшение. Хотя они лежат во прахе, как это обычно бывает во время великой скорби, но не только встанут из своего праха, но и будут выглядеть привлекательно. Отметьте: святая радость христиан их красота и великое украшение их исповедания. Здесь в оригинале употребляется элегантная игра слов: Он даст им ркеег красоту вместо ерИег пепла; Он превратит их скорбь в радость так же быстро и легко, как вы можете переставить букву, ибо как только скажет, так и сделается.

(2) Вместо плача, который делает лицо мрачным и отталкивающим, елей радости, от которого блистает лицо его. Этот елей радости святые имели от того елея радости, которым был помазан сам Христос более соучастников Своих (Евр 1:9).

(3) Славную одежду, самую красивую, которую носили на день благодарения, вместо духа унылого, духа депрессии или подавленности радость вместо тайных воздыханий. Дух унылый они хранили в себе (сетующие на Сионе плакали в сокровенных местах), но они были вознаграждены радостью, в которую облачились, как в одежду, в глазах других. Обратите внимание: где Бог дает елей радости, там Он дает и славную одежду. Утешения, которые приходят от Бога, расширяют сердце и располагают его благодарить Бога. Пока мы имеем радость от Бога, мы должны благодарить и славить Его за это.

5. Он должен быть земледельцем, ибо Церковь это Божья плантация. И Он будет делать все необходимое для Своего народа: исцелять его раны, освобождать от уз, утешать в печалях, чтобы назвали их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его, чтобы именно такими они были и такими их признали, чтобы они были украшением Божьего виноградника и приносили плод праведности, как отрасль насаждения Божьего (Ис 60:21). Все, что Христос делает для нас, Он делает, чтобы мы стали народом Божьим и были тем или иным образом полезны для Него, как живые деревья, посаженные в доме Господнем и процветающие во дворах нашего Бога. Все это делается для того, чтобы Бог был прославлен: чтобы мы пришли прославить Его искренним поклонением и примерным образом жизни (ибо тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода), чтобы у других, видящих Божье благоволение, сияющее на Его народе, и Его благодать, сияющую в них, также появился повод прославить Его, и Он вечно славился в Своих святых.

Стихи 4−9. Обетования, приведенные в этих стихах, даны евреям, вернувшимся из плена и вновь поселившимся на своей земле; их также следует распространить на евангельскую Церковь и всех верующих, которые благодаря благодати избавились от духовного рабства, ибо их можно применить в духовном плане.

I. Обещано, что их дома будут восстановлены (ст. 4), что их города встанут из руин, в которых долго лежали, и вновь станут пригодными для проживания: они застроят пустыни вековые. Они застроят пустыни вековые, возобновят города разоренные, а древние развалины, остававшиеся в запустении с древних родов, которые никто не собрался отстраивать, будут восстановлены. Утверждение христианства в мире восстановит угасающую естественную религиозность и поднимет на должный уровень благочестие и набожность, которые на протяжении многих поколений порицались человечеством. Неосвященная душа подобна разрушенному городу, не имеющему стен, или дому, лежащему в руинах; но силой Евангелия Христа и благодати он отстраивается, приводится в порядок и становится пригодным местом для обитания в нем Бога через Его Дух. Сделают это те, кто освободился из плена, ибо мы выведены из дома рабства, чтобы служить Богу, восстанавливая себя для Его славы и помогая восстановить Его Церковь на земле.

II. Те, которые совсем недавно служили лишь себе, трудясь для своих угнетателей и полагаясь на их милость, теперь будут иметь слуг, работающих на них и находящихся в их распоряжении; это будут не их братья (ибо они свободные мужи Господа), а иноземцы, сыновья чужестранцев, которые будут вашими земледельцами и вашими виноградарями, то есть будут совершать самый древний труд, которым были заняты Авель, Каин и Адам: «Иноземцы будут пасти стада ваши» (ст. 5). Когда благодаря благодати Божьей мы становимся безразличны ко всем мирским делам и покупаем, как не приобретающие, когда наши сердца не привязываются к ним, хотя руки обладают ими, а наша привязанность полностью поглощена Богом и служением Ему тогда сыновья чужестранцев становятся нашими земледельцами и виноградарями.

III. Они будут не только освобождены из плена, но далеко продвинутся и займут почетные должности (ст. 6): «Когда иноземцы будут пасти стада ваши, то вы будете стоять на страже святилища; вместо того чтобы быть рабами своих надсмотрщиков, вы будете называться священниками Господа иметь высокое и святое звание». Священники считались равными правителям и на еврейском языке назывались тем же словом. Вы будете служителями Бога вашего, как левиты. Кому Бог дает свободу, тем Он дает и работу; Он избавляет их от руки врагов, чтобы они могли служить Ему (Лк 1:74−75; Пс 115:7). Но Его служение это абсолютная свобода, более того, великая честь. Когда Бог вывел Израиль из Египта, то решил сделать его царством священников (Исх 19:6). А евангельская Церковь это царственное священство (1Пет 2:9). Все верующие цари и священники нашего Бога, и они должны соответственно вести себя в своем поклонении и обычной жизни; на их лбу написано «святыня Господня», чтобы люди называли их священниками Господа.

IV. Богатство и слава новообращенных язычников будут содействовать доброй репутации и возрастанию Церкви (ст. 6). Язычники (в англ. пер.) придут в Церковь. Иноземцы станут согражданами святым; с собой они принесут все, что имеют, чтобы посвятить свое богатство славе Бога и использовать для Его служения; а священники, служители Господа, получат от этого выгоду. Это укрепит и оживит, равно как утешит и ободрит всех благочестивых христиан, когда они увидят язычников, служащих интересам царства Божьего.

1. Они будут есть богатство язычников (англ. пер., ст. 6), но не то, которое захватили силой, а то, что было открыто и с почестями принесено им, как дар, принесенный к жертвеннику, за счет чего священники и их семьи жили в достатке. Не сказано: «Вы будете копить богатства язычников и складывать их», а: «Вы будете есть их», ибо самое лучшее использовать богатство и с его помощью делать добро.

2. Они будут славиться славою их. Какой бы ни была слава уверовавшего язычника до обращения его благородное происхождение, богатство, образованность, добродетель, обладание властью и доверием, все это будет служить для доброй репутации Церкви, к которой они присоединились. И какой бы ни была его слава после обращения его святая ревность, строгий образ жизни, полезность, терпимость в страданиях, всякие проявления благословенной перемены, совершенной в нем благодатью, все это значительно послужит славе Бога, и поэтому все благочестивые люди будут славиться этим.

V. В душе они будут иметь обильное утешение и удовлетворение (ст. 7). Несомненно, евреям после их возвращения была оказана эта привилегия; они побывали в ином мире и очень хорошо научились ценить свободу и богатство, наслаждения которыми постоянно наполнялись и цвели. Намного больше радовались те, кого Христос привел к славной свободе детей Божьих, особенно когда привилегии их усыновления дополнятся при воскресении тела.

1. Они будут радоваться своей доле: не только получат обратно то, что принадлежало им, но и (еще один дар Божий) получат от этого утешение и сердце, чтобы этому радоваться (Еккл 3:13). Хотя дома возвратившихся евреев, равно как и их храм, были намного беднее тех, которые они имели до плена, тем не менее они были очень довольны и благодарны за них. Это была их земля, святая земля, земля Эммануила, и поэтому они радовались возвращению, узнав, каково быть странниками в земле чужой. Кто имеет Бога и небеса своей частью, у тех есть основание сказать, что они имеют достойную часть и довольны ею.

2. Веселие вечное будет у них, то есть народ будет радоваться, и эта радость будет длиться долго, намного дольше, чем длился плен. Тем не менее радость еврейского народа была весьма незначительной, часто прерывалась и скоро подошла к концу, и поэтому мы должны ожидать исполнения этого обетования в духовной радости верующих в Боге и вечной радости, которую они надеются обрести на небесах.

3. Они будут вдвое вознаграждены, более чем вдвое, за позор и оскорбления, которым подвергались, находясь в земле рабства: «За посрамление вам будет вдвое. Вы будете вдвойне почтены и в земле своей вдвое получите богатства, по сравнению с утерянным; благословение Бога на нем, в нем вы получите утешение; вы получите щедрую компенсацию за причиненный вам ущерб. Вы будете владеть не только как сыновья Божьи, а как Его первенцы (Исх 4:22), которым принадлежит двойная доля». Бедствия пленников были настолько велики, что, по Писанию, в них они приняли вдвое за грехи свои (Ис 40:2), подобным образом радость их возвращения будет настолько велика, что в ней они примут вдвое за посрамление свое. Первое сравнение применимо к полноте удовлетворения, принесенного Христом, в котором Бог принял вдвое за все наши грехи; последнее к полноте небесной радости, в которой мы примем более чем вдвое за все наши служения и страдания. Это проиллюстрировала ситуация Иова: когда возвратил Господь потерю Иова, то дал Иову вдвое больше того, что он имел прежде.

VI. Бог будет их верным вождем и Богом, состоящим в завете с ними (ст. 8): «Янаправлю их дела по истине» (англ. пер.). Бог Своим провидением расположит их дела наилучшим образом, соответственно слову Своей истины. Он направит их на путь истинного процветания принципами истинного благоразумия. Своей благодатью Он направит дела благочестивых людей на правильный, истинный путь, ведущий к блаженству; Он направит их поступать искренно, и тогда они будут угодны Ему. Бог возлюбил истину в сердце, и если мы совершаем дела по истине, то Он завет вечный поставит с нами, ибо для тех, кто ходит пред Богом непорочно, Он будет Богом вседостаточным. В качестве основания для данного и предыдущего обетования, гласящего, что Бог воздаст вдвое за их посрамление, приводятся слова: «Я, Господь, люблю правосудие». Он любит правосудие в отношениях между людьми, между властями и подданными, а также к соседям, ибо ненавидит всякую несправедливость; и поэтому, когда Его народу причиняют зло угнетатели и преследователи, то Он недоволен ими не потому, что зло причиняется Его народу, а потому что они совершают зло вопреки вечным правилам справедливости. Если люди не вершат правосудие, то Он Сам совершает суд, воздавая тем, кто страдает несправедливо, и наказывая злодеев. Бог заступается за справедливое дело Своего народа не только потому, что ревнует о нем, а потому что ревнует о справедливости. Чтобы это проиллюстрировать, здесь добавлено, что Он ненавидит грабительство ради всесожжений (англ. пер.). Он ненавидит несправедливость даже среди Своего народа, который почитает Его тем, что имеет, в качестве своих жертвоприношений, тем более Он ненавидит, когда оно совершается во вред Его народу. Если Он ненавидит грабительство, совершаемое для всесожжений Ему, то еще больше ненавидит, когда оно совершается для всесожжений идолам, когда не только Его народ лишается имущества, но и Он сам Своих приношений. Бог прославился Своей истиной, гласящей, что ритуальные служения никогда не возместят нарушение нравственных постановлений, и ни один грабитель не оправдает себя, сказав: «Это сделано ради всесожжений» или: «Это дар». Послушание лучше жертвы, а действовать справедливо, любить дела милосердия лучше тысячи овнов; более того, Бог особенно ненавидит грабительство, прикрываемое таким предлогом, ибо это делает праведного Бога покровителем неправды. Одни понимают этот стих как основание, почему евреи будут отвергнуты, а язычники приняты (ст. 6): их нравственность была настолько порочной, что, отсчитывая десятину от мяты и тмина, они оставили суд и милость (Мф 23:23), в то время как Бог любит правосудие и настаивает на нем. Он также ненавидит грабительство ради всесожжений и всесожжения ради грабительства, как поступали фарисеи, возносившие длинные молитвы, чтобы более благовидно обирать дома вдов. Другие читают его так: «Я ненавижу грабительство с насилием», то есть добычу, в которую несправедливо превратили народ Божий его враги; Бог ненавидит это и поэтому взыщет с них.

VII. Бог передаст благословение их потомству (ст. 9): «Их потомство (дети тех, которые сейчас благословлены Господом, или их потомки по исповеданию, потомки Церкви) будет называться Господним» (Пс 21:31).

1. Они будут отличаться, и соседи обратят на них внимание: «И будет известно между народами семя их; они будут отличаться своим благоразумием, серьезностью, смирением, веселым нравом, особенно братской любовью, по которой все люди будут узнавать их как учеников Христа. Так, проведя различие между ними и остальными, Бог почтит их и сделает благословением для Своего времени и инструментами для Своей славы; Он даст им поразительные знаки Своего благоволения, которые сделают их известными и приобретут им уважение всех окружающих. Пусть дети благочестивых родителей любят их так, чтобы их узнавали, и все окружающие смогли увидеть в них плоды хорошего воспитания и ответ на возносимые за них молитвы; и тогда они смогут надеяться, что Бог сделает их известными, исполнив данное им обетование о том, что род правых благословится.

2. Этим Бог прославится, ибо всякий увидит, что они благословлены Богом; все увидят, что в них много благодати Бога, увидят Его благоволение к ним и познают, что они семя, благословенное Господом, что Бог и сейчас их благословляет. Посмотрите, что значит быть благословенным Господом: все хорошее, что проявляется в человеке, замечается, как плод Божьего благословения, и Бог должен этим прославляться.

Стихи 10−11. Одни считают, что это песнь радости и хвалы, воспетая во имя Иерусалима пророком, который благодарит за счастливую перемену в его обстоятельствах во исполнение предшествующих обетований; другие полагают, что это говорит Христос во имя новозаветной Церкви, торжествующей в евангельской благодати. Мы можем воспринять и так, и иначе: первое как прообраз второго. Эти стихи учат нас радоваться святой радостью ради Божьей славы; радоваться тому, (1) что это доброе дело началось и Церковь облеклась правдою и спасением (ст. 10). В связи с этим радостью буду радоваться о Господе. Кто радуется о Господе, тот будет иметь повод значительно радоваться; и нам не нужно бояться впасть в чрезмерную радость, если мы делаем Бога основанием нашей радости. Первая евангельская песнь начинается так же: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1:46−47). Есть справедливый повод для этой радости и все основания в мире, почему она должна основываться на Боге: ибо спасение и праведность совершены и принесены, и Церковь облеклась в них. Бог совершил спасение для евреев, и Его праведность, в которой Он выступил за них, и та реформация, которая произошла среди них, сделала их прославленными в глазах всех мудрых людей, словно они облачились в богатые или брачные одежды. Христос облек Свою Церковь вечным спасением (которое воистину велико), одев ее в праведность оправдания и освящения. Виссон же есть праведность святых (Откр 19:8). Посмотрите, какая связь здесь проводится: лишь те, которые сейчас покрыты одеждой праведности, позднее облачатся в ризы спасения. Эта одежда богатая и великолепная, как облачение священника (именно это подразумевает данное слово); этой одеждой жених наряжает себя. Она сравнивается с яркостью самого солнца: «...оно выходит, как жених из брачного чертога своего, полностью облаченный» (Пс 18:6). Такова красота Божьей благодати во всех, кто облачен в одежду правды, кто праведностью Христа представлен Божьему благоволению, в ком, благодаря освящению Духа, обновляется образ Божий. Они наряжены, как невеста, чтобы быть представленными Богу и заключить с Ним завет; они облачены, как священники, совершающие служение для Бога и имеющие общение с Ним.

(2) Что это доброе дело продолжает совершаться (ст. 11). Этот процесс не похож на день торжества: блистательный в день празднования, но быстро заканчивающийся. Нет, праведность и спасение, в которые облачена Церковь, являются одеждами прочными так о них говорит Писание (Ис 23:18). Церковь радуется праведности и спасению, в которые одел ее Иисус Христос, думая о том, что эти бесценные благословения также перейдут в последующие века и распространятся до самых дальних уголков земли.

[1] Они передадутся грядущим векам и будут переходить от поколения к поколению подобно тому, как земля рождает плоды каждый год. Как земля (даже та, которая никому не принадлежит) производит растения свои нежную траву, произрастающую каждый год, как огражденный сад произращает посеянное в нем в свое время, с таким же постоянством, своевременностью и силой, оказывая помощь человечеству, Господь проявляет правду и славу на основании завета благодати так же, как и в первом случае согласно завету провидения. Посмотрите, что представляют из себя обещанные благословения: это правда и слава, ибо облаченный в праведность прославит Того, Кто одел его; они произрастают под воздействием росы божественной благодати. Хотя иногда для Церкви может наступить зима, когда все высыхает и поверхность оголяется, тем не менее их корень остается, и с приходом весны благодаря живительным лучам приближающегося Солнца правды они вновь расцветут.

[2] Они распространятся далеко и проявятся перед всеми народами; великое спасение будет возвещено всему миру, и это увидят даже концы земли.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 61 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.