Предыдущая глава говорила о славных делах, касающихся избавления евреев из Вавилона; но чтобы после их исполнения не говорили, что в пророчестве они выглядели более великими и славными, чем в реальности, а возвращение 40000 евреев в бедственном положении из Вавилона в Иерусалим не было достаточно ярким событием, соответствующим высокопарным и грандиозным выражениям, используемым в пророчестве, в этой главе автор показывает, что пророчество имело другую цель и полностью исполнится при искуплении, которое намного превзойдет эти выражения, другим казавшиеся чрезмерными; речь идет об искуплении мира, которое совершит Иисус Христос, прообразом Которого был не только Кир, выступивший в роли Божьего слуги в этом предсказании. В этой главе в образе Исаии показано^

(I) Назначение Христа на служение Посредника (ст. 1−3).

(II) Заверения об успешности этого служения среди язычников (ст. 4−8).

(III) Искупление, совершенное Им, и распространение этого искупления (ст. 9−12).

(IV) Ободрение, данное в связи с этим страдающей Церкви (ст. 13−17).

(V) Присоединение многих к ней и учреждение Церкви среди язычников (ст. 18−23).

(VI) Подтверждение пророчества об освобождении евреев из Вавилона, которое было прообразом этих благословений (ст. 24−26).

Если эту главу правильно понимать, то мы увидим, что пророчества об освобождении евреев из Вавилона нас касаются больше, чем мы думали.

Стихи 1−6. В данных стихах:

I. Созывается народ и требуется его внимание. Проповедь, изложенная в предыдущей главе, была адресована дому Иакова и народу Израиля (ст. 1−2), а эта островам (т.е. язычникам, ибо они названы островами языческими, Быт 10:5, англ. пер.) и народам дальним, которые были отчуждены от общества Израильского и находились далеко. Пусть услышат (ст. 1) на расстоянии то, что должны слушать с желанием и вниманием. Отметьте:

(1) Весть об Искупителе послана язычникам и тем, кто проживает в самых отдаленных местах; они тоже должны услышать ее.

(2) Язычники слушали Евангелие, когда евреи были глухими к нему.

II. Великий творец и глашатай искупления являет Свою силу с небес для совершения дела, которое Он решил исполнить. Бог назначил и послал Его для этого: «Господь призвал Меня от чрева для совершения этого служения, назвал имя Мое, назначил Меня Спасителем». Через ангела Он назвал Его Иисус Спаситель, Который спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:21). Более того, от чрева божественных советов, до сотворения всех миров Он был призван для этого служения, и Ему была оказана помощь, ибо Он пришел по призыву и сказал: «Вот, иду, взирая на то, что в свитке книжном написано о мне». Это было сказано о некоторых пророках, которые были Его прообразом (Иер 1:5). Павел был отделен на апостольство от утробы матери (Гал 1:15).

2. Бог подготовил и сделал Его пригодным для служения, которое предопределил для Него. Он соделал уста Его как острый меч, соделал Его стрелою изостренною, полированным копьем, обеспечил всем необходимым для участия в Божьей битве против сил тьмы, чтобы Он мог победить сатану и вернуть восставших подчиненных Бога к их преданности Своим словом, то есть обоюдоострым мечом (Евр 4:12), исходящим из Его уст (Откр 19:15). Обличения слова являются острыми стрелами, направленными на сердца грешников (Пс 44:6).

3. Бог поставил Его на служение, для которого хранил Его: «Он тению руки Своей покрывал Меня в Своем колчане». Эти слова означают:

(1) сокрытие. Евангелие Христа и призвание язычников с его помощью долгое время было сокрыто от веков и поколений, сокрыто в Боге (Еф 3:5; Рим 16:25), сокрыто в тени церемониального закона и прообразах Ветхого Завета.

(2) Защиту. Дом Давида находился под особой защитой божественного провидения, так как в нем было благословение. Христос в младенчестве был укрыт от гнева Ирода.

4. Бог признал Его и сказал Ему: «Ты раб Мой, Которого Я нанял, и Он будет благоуспешен; Ты Израиль, фактически князь, который боролся с Богом и одолел; и в Тебе Я прославлюсь». Народ Божий это Израиль; он весь собран во Христе великом представителе всего Израиля, как в первосвященнике, на нагруднике которого были написаны имена всех колен; и в Нем Бог прославится; так Он заявил гласом с небес (Ин 12:27−28). Некоторые читают эти слова в двух предложениях: «Ты раб Мой (речь идет о Христе Ис 42:1); в Израиле Я прославлюсь через Тебя»; речь идет о духовном Израиле, об избранных, в спасении которых через Иисуса Христа будет прославлен Бог, и Его свободной благодатью вечно будут восхищаться.

III. Он получает заверения в успехе Его предприятия, ибо, кого Бог призвал, тот будет благоуспешен. Что касается этого, то:

1. Он приводит возражения против огорчений, с которыми столкнулся в начале Своего служения (ст. 4): «Тогда Я сказал с печалью в сердце: «Напрасно Я трудился»»; невежды, беспечные и не знающие Бога люди остались такими же: «Язвал, а вы не послушались; Я простирал руки Мои к народ упорному». Так жаловался Исаия, но ничего большего он не должен был ожидать (Ис 6:9). Такое же искушение имел Иеремия, когда решил, что больше не будет трудиться (Иер 20:9). О том же жалуются многие верные служители, которые не слонялись без Дела, а служили, не щадя себя, растрачивая свои силы и себя самих; тем не менее многие трудились напрасно и без пользы; людей нельзя было убедить покаяться и верить. Но здесь, похоже, говорится об упрямстве евреев, среди которых Христос ходил в теле, проповедуя Евангелие Царства, трудился и тратил Свои силы, тем не менее правители и все общество отвергло Его и Его доктрину. Поэтому лишь немногие вошли, когда казалось, что никто не останется извне, и поэтому Он вполне мог сказать: «Напрасно Я трудился, говорил так много проповедей и сотворил так много чудес». Поэтому пусть служители не удивляются, когда ими пренебрегают, если так поступали с Самим Господом.

2. Огорчившись из-за этого, Он утешает Себя размышлениями о том, что Он совершил дело Божье и Бог призвал, чтобы Он совершил его: «Но Мое право у Господа, Который является Судьей всех, и награда Моя у Бога Моего, Чьим рабом Я являюсь». Он утешает Себя (и это может быть утешением для всех верных служителей, когда они видят, что их труд приносит мало результата) тем, что (1) как бы ни было, но они защищают правое дело. Они с Богом и за Бога; они на Его стороне, и они работают вместе с Ним. Людям не нравится их суд, принципы, которым они следуют, их труд и дело, которым они заняты. Их неверие дает им повод сомневаться в истинности своей доктрины (Рим 3:3).

(2) Ход их дела и исполнение ими задания известны Богу, и поэтому они могут взывать к Нему, ссылаясь на свою искренность, на то, что не из-за пренебрежения своими обязанности они трудятся безрезультатно. «Он знает путь Мой; Мое право у Господа, чтобы определить, отдал ли Я душу Мою и оставил ли Я кровь погибающих на их головах».

(3) Если труд и был тщетным для тех, над кем трудились, но не для того, кто трудился, если он был верным: его право у Господа, Который оправдает и будет носить его, даже если люди осудят и будут презрительно относиться к нему. Его труд (награда за его труд) у Бога, Который позаботится, чтобы он не остался в проигрыше, даже из-за своего напрасного труда.

(4) Хотя суд еще не одержал победу и работа не сделана совершенно, но и то и другое в руках Господа, Он совершит их и дарует им успех, соответственно Своей цели, Своему способу и времени.

3. Он получает от Бога дальнейший ответ на Свои возражения (ст. 5−6). Он очень хорошо знает, что Бог поставил Его совершить это дело, образовал Его от чрева в раба Себе, не только очень рано призвал Его (ст. 1), но и начал готовить Его и располагать к нему. Кого Бог желает сделать Своим рабом, того Он формирует и готовит заранее, когда, возможно, ни он сам, ни другие не знают об этом. Именно Он формирует дух внутри человека. Христу предстояло стать рабом Его, чтобы обратить к Нему Иакова, который вероломно ушел от Него. Поэтому вначале предстояло иметь дело с плотью Иакова и использовать средства, чтобы вернуть его. Вначале Им был послан Христос и Его слово спасения; более того, вначале Христос в личности человека пришел только к ним, к заблудшим овцам дома Израилева. Но что, если Иаков не вернется к Богу и Израиль не соберется? Так и оказалось; но в таком случае можно удовлетвориться тем, что (1) Христос будет прославлен в глазах Господа, ибо истинно прославленным является тот, кто предстает таковым в глазах Бога. Хотя немногие из еврейского народа обратились благодаря проповедям и чудесам Христа, а многие бесславили и бесчестили Его, тем не менее Бог почтил Его и прославил во время крещения и при Его преображении: проговорил с небес, послал ангелов служить Ему и сделал прославленной даже Его позорную смерть с помощью многих чудес, сопровождавших ее, тем более Его воскресение. Во время страданий Бог был Его силой, и поэтому хотя Он встретился со многими огорчениями (какие только можно вообразить), столкнувшись с презрением народа, который был так многим обязан Ему, тем не менее Он не ослабел и не изнемог. Ему был послан ангел с неба, чтобы укреплять Его (Лк 22:43). Верные служители (даже если они не видят плодов своего труда) будут приняты Богом; они воистину прославятся, ибо Его благоволение наша честь; они получат помощь, чтобы продолжать и быть постоянными в своих трудах, несмотря ни на что. Это ослабляет их руки, но Бог будет их силой.

(2) Евангелие прославится в глазах мира; хотя совсем по-другому будут обстоять дела в глазах евреев, но народы примут его с радостью (ст. 6). Похоже, что Мессия вначале был предопределен, чтобы вернуть Иакова (ст. 5). Но здесь говорится, что это сравнительно незначительный вопрос; Ему предназначена более высокая орбита славы и более обширная сфера деятельности. «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых к почестям и владениям, которых они ожидали от Мессии, и для возвращения остатков Израиля, чтобы сделать их процветающей Церковью и государством, как раньше (более того, размышляя о том, какой малочисленной кучкой людей они были, для Мессии быть только их Спасителем было бы незначительным вопросом), но Я сделаю Тебя светом народов языческих (многие могущественные народы через Евангелие Христа придут к познанию и поклонению истинному Богу), чтобы спасение Мое, которое Я предопределил для заблудшего человека, простерлось до концов земли до народов, живущих далеко». Поэтому Симеон называл Христа светом к просвещению язычников (Лк 2:32), а толкование св. Павлом этого места показывает, чего мы должны придерживаться, и служит ключом для данного контекста (Деян 13:47). «Поэтому, говорит он, — мы поворачиваемся к язычникам, чтобы им проповедовать Евангелие, ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам». Этим Искупитель действительно прославился, хотя Израиль так и не собрался; учреждение Его царства в мире язычников больше прославило Его, чем если бы Он собрал все колена Иакова. Это обетование уже частично исполнилось, но полностью исполнится позже, когда грядет время, о котором говорил апостол, и наберется полнота язычников. Обратите внимание: Бог называет его «Мое спасение», что, как считают некоторые, подразумевает, как Он доволен им, как Он прославился в нем и (если я могу так сказать) насколько Его сердце привязано к нему. Они далее обращают внимание на то, что Христос был дан им, чтобы быть светом для всех тех, кому Он дан для спасения. Люди погибают во тьме. Христос же просвещает глаза людей, тем самым делая их святыми и счастливыми.

Стихи 7−12. В этих стихах описывается:

1. Смирение и вознесение Мессии (ст. 7): Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, всегда заботился о еврейской Церкви и совершал для нее избавления, которые были прообразом великого спасения, и здесь Он обращается к Тому, Кто должен был осуществить это спасение.

1. Он обращает внимание на Его смирение, примеры которого были необычны, более того, не имели себе равных. Он был презираем всеми. Он был презрен и умален пред людьми (Ис 53:3). Когда тебя презирает такое ничтожное творение (человек, который сам по себе червь), то это свидетельствует о самом низком и презренном нраве. Люди, которых Он пришел спасти и облачить честью, презирали и оскорбляли Его — такими бессовестными и неблагодарными были Его преследователи. Но позор, которому Он подвергся, не был самым сильным из Его страданий. Они сделали Его не только презренным, но и отвратительным. Он был Тем, Кого поносил народ; люди обращались с Ним, как с наихудшим человеком, и восклицали: «Распни, распни Его» Так народ и сделал: и язычники, и евреи; евреи в данной ситуации были хуже язычников, ибо Его крест для одних соблазн, а для других безумие. Он был раб властелинов; по Нему топтались, Его оскорбляли, били и распяли как раба. Пилат хвалился своей властью над Ним (Ин 19:10). Он подчинился всему этому ради нашего спасения.

2. Он обещает Ему превознесение. Честь Ему была воздана даже при крайнем Его унижении. Царь Ирод стоял перед Ним в благоговении, говоря: «Это Иоанн Креститель»; благородные люди, правители и центурионы пришли и преклонились перед Ним. Но это более полно исполнилось, когда цари приняли Его Евангелие, подчинились под Его ярмо, стали Ему поклоняться и назвали себя подданными Христа. Это не значит, что Христос богатых ценит больше, чем бедных (они стоят на одном уровне), но слава Его царства среди людей сияет ярче, когда сильные мира сего приходят и воздают Ему почести. Так исполнится Божье обетование, и Он даст Ему язычников в наследие; это будет сделано ради Господа, Который верен и истинен Своему обетованию. Это будет подтверждением тому, что Христос имел поручение сделать это, что Бог избрал Его и признал сделанный Им выбор.

II. Благословения, которые Он хранил для всех, кого спас.

1. Бог признает и поддержит Его в этом служении (ст. 8): «Во время благоприятное Я услышал Тебя, то есть Я услышал Тебя, Христос, во дни плоти Твоей с сильным воплем, и Ты услышан был (Евр 5:7). Он знал, что Отец всегда слышал Его (Ин 11:42), слышал Его ради Себя (ибо хотя чаша не могла миновать Его, тем не менее Он смог выпить ее), ради всех, кто Ему принадлежал, и поэтому Он ходатайствовал о них как власть имеющий: «Отче, хочу...» (Ин 17:24). Наше блаженство является результатом заинтересованности Отца в Сыне и зависит от силы Его ходатайства, ибо Отец всегда слышал Его. Это делает время Евангелия временем благоприятным, благоприятным для нас, так как мы приняли Бога, примирились с Ним и представлены Ему, ибо Бог слышит Искупителя, молящегося о нас (Евр 7:25). Он не только слышит Его, но и поможет пройти через трудности и совершить поручение. Отец всегда был одесную Его и не оставлял Его, как это сделали все ученики. Силы тьмы, когда настал их час, совершили мощные атаки на нашего Господа Иисуса, чтобы помешать Ему исполнить дело, но Бог пообещал сохранить Его и дать возможность упорно продолжать его; на этом одном камне семь очей (Зах 3:9). Бог сохранит Его, сохранит Его дело и Его царство среди людей, хотя придется сражаться со всех сторон. Христос сохранен, пока существует христианство.

2. Бог уполномочит Его передать Его Церкви привилегии искупления, совершенного Им. Бог хранил и поддерживал Его, чтобы сделать день Евангелия днем спасения. Именно так это понимает апостол: «Вот, теперь день спасения, день примирения, когда проповедуется Христос» (2Кор 6:2).

(1) Он будет поручителем мирного договора между Богом и человеком: «Я сделаю Тебя заветом народов». С этими словами мы уже сталкивались ранее (Ис 42:6), и здесь они повторяются как правдивые, заслуживающие, чтобы их приняли и соблюдали. Он дан в завет, то есть в качестве залога всех заветных благословений. Именно в Нем Бог примирился с миром; и Тот, Кто не пощадил собственного Сына, не откажет нам ни в чем. Он дан в завет не только как Посредник завета, благословенный труженик, возложивший руки на обоих, а как основная суть завета. Наш долг, согласно обету, сводится к нашей принадлежности Ему, а все привилегии и блаженство завета сводятся к тому, что Он принадлежит нам.

(2) Он восстановит угасающую Церковь и построит ее на скале. Он восстановит землю (скорее, землю Иудеи прообраз Церкви) и возвратит наследникам наследия опустошенные; такими были города Иудеи после их возвращения из плена и таким будет состояние Церкви, которая в последние деградирующие века еврейского народа была похожа на опустошенную страну, но затем вновь наполнилась плодами проповеди Евангелия.

(3) Он освободит души человеческие от уз вины и тления и приведет их в славную свободу сынов человеческих. Он скажет узникам, которые были связаны справедливостью Бога и находились во власти сатаны: «Выходите» (ст. 9). Прощающая милость освобождает от проклятий закона, а обновляющая благодать от владычества греха. И то и другое приходит от Христа, являясь ветвями великого спасения. Именно Он говорит: «Выходите», именно Сын Божий делает нас свободными и тогда мы безусловно свободны. Он говорит тем, которые во тьме: «Покажитесь»; не только «посмотрите», но и «покажитесь» для славы Бога и собственного утешения. Освободив прокаженных от болезни, Он сказал: «Идите, покажитесь священнику». Когда мы видим свет, то пусть наш свет светит.

(4) Он обеспечит благополучный переход тем, кого освобождает, чтобы они шли к месту своего покоя и счастливого поселения (ст. 9−11). Эти стихи ссылаются на обеспечение евреев во время их возвращения из плена; они были взяты под особую защиту божественного провидения как любимцы небес и сейчас являются таковыми в определенном смысле. Но эти слова также применимы к водительству божественной благодати, под которой находится весь духовный Израиль с момента его освобождения от уз и до поселения в небесном Ханаане.

[1] Их расходы будут покрыты, и они будут питаться бесплатно насущным хлебом. Они, как овцы, при дорогах будут пасти, ибо сейчас, как и ранее, Бог водит, как овец, Иосифа. Когда Богу угодно, то даже дорога будет благоприятной почвой для питания Его овец. Их пажити будут расположены не только в долинах, но и на холмах, которые обычно бывают сухими и бесплодными. Куда бы Бог ни привел Свой народ, Он позаботится, чтобы он не нуждался ни в каких благах (Пс 33:11). Они будут очень хорошо обеспечены, не будут испытывать ни голод, ни жажду, ибо своевременно получат все необходимое до того, как нужда дойдет до крайности.

[2] Они будут укрыты и защищены от всего, что препятствует им не поразит их зной и солнце, или Бог сделает, чтобы Его стадо отдыхало в полдень (Песн 1:6). Никакое зло не приключится с теми, кто находится под божественной защитой; они смогут нести бремя и зной дневной.

[3] Они будут находиться под милостивым водительством Бога: «Милующий их, выведя из плена, будет вести их, как вел их отцов в пустыне с помощью столба облачного и огненного». Он приведет их к источникам вод, которые будут приготовлены для них во время этого перехода. Бог обеспечит их соответствующими и своевременными удобствами, но не такими, как источники дождевой воды в долине Васса, а подобные воде из скалы, которая следовала за Израилем. Кто находится под божественным водительством и тщательно следует ему, тот на добрых основаниях может надеяться получать божественное утешение и целебные средства, пока послушен ему. Мир ведет тех, кто следует за ним, мимо разбитых водоемов и потоков, высыхающих летом, а Бог ведет Свой народ мимо источников воды. Водимые Богом найдут приготовленную дорогу, и все препятствия будут удалены с нее (ст. 11): «Я все горы Мои сделаю путем». Тот, Кто в прошлом сделал путь в море, с большой легкостью сделает горы путем, хотя они кажутся непроходимыми. Будет построена мощеная дорога, более прямая и доступная. Отметьте: Бог Сам будет наблюдать за путями, по которым поведет Свой народ, и будет заботиться, чтобы все было исправно и починено, как старые дороги, ведущие к городамубежищам. Выравнивание дорог, ведущих от Вавилона, как было предсказано (Ис 40:2−3), можно применить к работе, совершенной Евангелием; так же будет и в данном случае. Хотя на пути к небесам будут трудности, которые мы не сможем преодолеть собственными силами, но благодати Божьей будет достаточно, чтобы помочь нам преодолеть их и сделать горы прямым путем (Ис 35:8).

(5) Он соберет их вместе со всех частей, чтобы они возвращались одной группой и могли ободрять друг друга, а это событие стало более заметным. Они были рассеяны по различным частям страны Вавилонской, как того пожелали их враги, дабы предотвратить их объединение друг с другом. Но когда настанет время Бога, чтобы вместе отвести их домой, то один и тот же дух оживит их, и все, живущие на большом расстоянии друг от друга, а также нашедшие прибежище в других странах, встретятся в земле иудейской (ст. 12). Будет группа, пришедшая издалека: одни от севера, другие от моря, третьи от земли Синим, которая, возможно, являлась одной из провинций Вавилона, ибо более нигде в Писании не встречается, но некоторые считают, что эта земля принадлежала одному из главных городов Египта Син, о котором мы читаем в Книге Иезекииля 30:15−16. Это обетование более полно должно исполниться во время великого стечения обращенных в евангельскую Церковь и полностью исполнится, когда избранные Божьи придут от востока и запада, чтобы воссесть с патриархами в Царстве Божьем (Мф 8:11).

Стихи 13−17. Цель этих стихов показать, что возвращение народа Божьего из плена и вечное искупление, совершенное Христом (прообразом которого оно было), будет великим поводом для радости Церкви и доказательством нежной заботы Бога о Церкви.

1. Ничто не может обеспечить нас лучшей темой для песен хвалы и благодарения (ст. 13). Пусть все творение присоединится к нашим песням радости, ибо оно разделяет с нами привилегии искупления, хотя всего, что они могут добавить к этой священной мелодии, будет недостаточно, чтобы воздать за это неоценимое благоволение (Пс 95:11). Пусть будет радость на небесах и пусть ангелы Божьи возносят хвалу великому Искупителю; пусть земля и горы, особенно великие люди земли, восклицают от радости, ибо тварь с надеждою ожидает освобождения сынов Божиих (Рим 8:19, 21), и сейчас это произойдет. Народ Божий благословение и украшение этого мира, и поэтому да пребудет всеобщая радость, ибо утешил Господь народ Свой, который был в печали, и помиловал страдальцев, Своих страдальцев, так как имел сострадание и состоял в ними в завете.

II. Ничто не может вооружить нас более убедительными аргументами, чтобы доказать огромную нежность и любовь Бога к Своей Церкви, ее интересам и утешениям.

1. Бедствия, в которых оказалась Церковь, дали повод сомневаться в заботе и любви Бога к ней (ст. 14). Сион в бедствии говорил: «Оставил меня Господь и больше не заботится обо мне; Бог мой забыл меня и больше не будет заботиться обо мне». Посмотрите, в каком отчаянном положении иногда оказывается народ Божий; иногда им кажется, что Бог забыл и оставил их; и в такое время их искушения могут быть особенно сильными и тревожными. Нечестивцы в своей самонадеянности говорят, что оставил Господь землю сию (Иез 8:12), забыл Бог (Пс 10:32). Слабые верующие в отчаянности готовы сказать: «Бог оставил Свою Церковь и забыл печали Своего народа». Но у нас нет оснований сомневаться в Его обетовании и благодати, как и сомневаться в Его провидении и справедливости. Он не только справедливо отомстит, но и наградит. Поэтому прогоните неверие и ревность, которые отравляют дружбу.

2. Ликование Церкви после ее бедствий своевременно устранит суть этого вопроса.

(1) Нам сказано, что Бог сделает для Сиона (ст. 17).

[1] Оставившие его друзья соберутся к нему и сделают все возможное, чтобы помочь и утешить его: «Сыновья твои поспешат к тебе». Обращенные в веру Христа являются детьми Его Церкви; они присоединятся с величайшей готовностью и радостью к обществу святых, как голубицы летят к своим окнам. «Строители твои поспешат к тебе, читают некоторые, они отстроят твои дома, твои стены, особенно твой храм; они сделают это быстро». Обычно церковная работа протекает медленно, но, когда настанет Божье время, она совершится внезапно.

[2] Ее враги, угрожавшие ей и оскорблявшие ее, будут вынуждены отступить от нее: «А разорители и опустошители, сделавшие себя хозяевами этой страны и грабившие ев, уйдут от тебя». Христос прогонит князя этого мира, великого разрушителя, лишит его владений, сокрушит его силу и разрушит его планы.

(2) Из этого следует, что предположения Сиона были беспочвенны, что Бог не забыл и не оставил его, и никогда не сделает этого. Будьте уверены, [1] что Бог нежно привязан к Своей Церкви (ст. 15). В ответ на опасения Сиона Бог говорит как Личность, заботящаяся о Своей славе (Он считает, что на Него бросили тень, если Сион говорит: «Оставил меня Господь», и оправдает Себя), а также об утешении для Своего народа. Он не хочет, чтобы они огорчались и падали духом, поддаваясь тревожным мыслям. «Вы думаете, что Я забыл вас, но забудет ли женщина грудное дитя свое?» Во-первых, вряд ли. Женщина, чья честь заключается в ее нежности и порядочности, не может не иметь сострадания к ребенку, который своей беспомощностью и безвредностью делает себя достойным объектом для сострадания. Особенно мать не может не заботиться о своем ребенке, ибо он принадлежит ей, это часть ее самой и совсем недавно был с ней одним целым. Особенно кормящая мать не может не быть нежной к своему младенцу; ее грудь быстро напомнит ей о кормлении, если она забудет. Во-вторых, возможно, она и забудет. Женщина может быть настолько несчастной, что забудет о своем грудном ребенке (она может заболеть, быть при смерти и отходить в землю забвения), или ее природа настолько противоестественна, что у нее нет жалости к сыну чрева своего, как у тех, кто, скрывая свой позор, лишает жизни своих детей, как только она забрезжит в них (Плач 4:10; Втор 28:57). Но Бог говорит: «Я не забуду тебя». Отметьте: сострадание Бога к Своему народу намного превосходит нежность родителей к своим детям. Каковы природные чувства к тем, кто принадлежит Богу природы!

[2] Что Бог постоянно заботится о Своей Церкви и народе (ст. 16): «Я начертал тебя на дланях Моих». Это не имеет ничего общего с глупым искусством хиромантии, которая полагает, что судьба каждого человека начертана на ладонях его рук и ее можно прочитать по их линиям; это ссылка на обычай тех, кто повязывает веревочку на руку или палец, чтобы помнить то, что боится забыть, или же носит метку или медальон в память о каком-либо дорогом друге. То, что Он запечатлел их на своей руке, означает, что Он запечатлел их в Своем сердце, постоянно думает о них и их благополучии (Песн 8:6). Если мы навязали закон Божий в знак на руку свою (Втор 6:8, 11, 18), то Он начертает нас как знак на Своей руке, будет смотреть на него и помнить завет. Он добавляет: «Стены твои всегда предо Мною твои разрушенные стены; хотя это неприятное зрелище, но они будут присутствовать в моих мыслях и сострадании». Жалеют ли друзья Сиона его прах? (Пс 101:15). Так же и Бог. Или можно понимать так: «Планировка и модель твоих стен, которые нужно восстановить, предо Мною, и они обязательно будут восстановлены соответственно им». Или так: «Твои стены (т.е. твоя безопасность) предмет Моего постоянного внимания, как и у стражников на твоих стенах». Некоторые считают, что эти слова о начертаниях Его Церкви на дланях Его подразумевают раны на руках Христа, когда Он был распят; Он посмотрит на оставленные ими отметины и вспомнит тех, за кого Он пострадал и умер.

Стихи 18−23. В этих стихах приводятся два обетования, которые частично должны были исполниться при возрождении еврейской Церкви после ее возвращения из плена, а более полно при насаждении христианских церквей с помощью проповеди Евангелия Христа; и мы можем принять утешение этих обетований.

I. Чтобы Церковь восстановилась, к ней добавится много людей. Ранее (ст. 17) было обещано, что сыновья ее поспешат к ней; здесь это обещание подробно излагается и приносит значительное ободрение. Обещано:

1. Что толпы людей стекутся в Церковь со всех концов: «Посмотри вокруг, все они собираются, идут к тебе» (ст. 18), к местному собранию еврейской Церкви. Они приходят в Иерусалим из соседних стран, ибо он был центром их общины, а во времена Евангелия это будет духовное вознесение к мистическому телу Христа в вере и любви. Те, кто придет к Иисусу как к Посреднику Нового Завета, приступят к Сиону, к Церкви первенцев (Евр 12:22−23). Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели (Ин 4:35). Отметьте: поводом для радости Церкви являются толпы обращенных ко Христу.

2. Люди, которые добавятся к Церкви, не будут ни ношей, ни пятном для нее, а ее силой и украшением. Эта часть обетования подтверждается клятвой: «Живу Я! говорит Господь, — всеми ими ты облечешься». Это добавление значительного количества членов Церкви завершит ее облачение; и когда все избранные и действенно призванные соберутся, тогда невеста, жена Агнца, будет готова и вполне облачена (Откр 19:7). Это позволит ей предстать привлекательной и впечатляющей; она примет их и будет обращаться с такой заботой и вниманием, с какой невеста относится к своим украшениям. Когда добавившиеся к Церкви ведут себя благоразумно и свято, когда своим образом жизни они становятся примером, тогда они становятся украшением Церкви.

3. Так страна, которая была опустошена и безлюдна, оставшись без жителей (Ис 5:9; Ис 6:11), вновь наполнится людьми. Более того, она будет перенаселена (ст. 19): «Развалины твои и пустыни твои, долгое время остававшиеся такими, и разоренная земля твоя (которая была уничтожена вместе с тобой, и с тех пор никто не хотел жить там) так наполнится людьми, что для жителей ее не будет места». Благословение будет изливаться до избытка (Мал 3:10). Она не будет переполнена врагами или стеснена из-за недостатка места, как было у Авраама и Лота из-за хананеев, проживавших там. «Нет, поглощавшие тебя, завладевшие твоей землей, когда ты лишился права владеть ею, удалятся от тебя. Твой народ станет многочисленным, и среди народа не будет ни пришельца, ни врага». Так Царство Божье среди людей, которое практически обеднело и опустело частично из-за порочности еврейской Церкви, частично из-за мерзостей языческого мира, учредив христианскую Церковь, опять наполнится людьми и вновь обогатится ее благодатями и славой.

4. Что количество новообращенных будет поразительным образом расти и умножаться. Иерусалим, потеряв своих детей из-за меча, голода и плена, теперь вместо них будет иметь новую возрастающую семью детей, которые будут у него после потери прежних (ст. 20), как Сиф, в котором Бог положил другое семя вместо Авеля, и как дети Иова, которыми Бог благословил его вместо погибших под руинами дома. Бог восстановит утраты, понесенные Церковью, и сохранит для Себя семя, которое будет служить Ему в ней. Евреям обещано, что после их возвращения улицы Иерусалима наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его (Зах 8:5). Церковь, потеряв евреев, которые были истреблены из-за своего неверия, будет иметь много детей, больше, чем ранее, когда ей принадлежали евреи (см. Гал 4:27). Их будет так много, что (1) дети будут жаловаться на недостаток свободного места. Они скажут (и хорошо было бы услышать): «Количество нас возрастает так быстро, что место тесно для нас», на что жаловались сыновья пророков (4Цар 6:1). Но каким бы ограниченным ни было место, все больше людей будет желать быть там, и Церковь с радостью впустит их, а неудобства, связанные с ограниченностью места, ни для кого не будут препятствием, ибо увидят (что бы мы ни думали), что, когда даже нищие, увечные, хромые и слепые будут впущены, все равно будет еще место (Лк 14:21−22).

(2) Мать будет поражена умножением своей семьи (ст. 21). Она скажет: «Кто мне родил их? Кто возрастил их!» Они придут к ней с должным почтением, любовью и подчинением, приличествующим детям. Она не страдала, рождая их, не страдала, воспитывая их, а приняла уже воспитанными в свои руки. Это вызовет в ней приятное удивление, и она будет поражена этим фактом, размышляя о своем недавнем положении, которое довольно долго длилось. Еврейский народ оставил детей Иерусалима; они были истреблены. Он был опустошен, лишен ковчега, жертвенника и храмового служения знаков Божьего присутствия с ними; более того, он попал в плен, постоянно перемещался с места на место, находился в необустроенном положении и, похоже, не рождал детей ни Богу, ни себе. Он был оставлен в одиночестве и пребывал в забвении (вот Сион, о котором никто не спрашивает): оставлен в одиночестве и скорби, как вдова. Как же получилось, что Он так наполнился? Здесь обратите внимание, [1] что Церковь не всегда на виду, а бывают времена, когда она опустошена, оставлена и малочисленна. [2] Но это опустошение не будет вечным, и Богу нетрудно будет восстановить ее и из камней восставить детей Аврааму. [3] Что иногда это совершается весьма необычным образом, когда нация рождает внезапно (Ис 66:8).

5. Что это будет сделано с помощью язычников (ст. 22). Евреи, из которых должна была построиться Церковь, были истреблены, но Бог посеет ее для Себя на земле и потом пожнет щедрый урожай (Ос 2:23). Обратите внимание:

(1) Как будут призваны язычники. Бог поднимет руку Свою к народам, чтобы пригласить или сделать им знак, после того как целый день напрасно стоял с руками, протянутыми к евреям (Ис 65:2). Или этот жест означает проявление всемогущей силы, исходящей от Его Духа и благодати, чтобы склонить их прийти и сделать готовыми. Он выставит знамя Свое племенам, проповедуя вечное Евангелие, под которое они соберутся и к которому будут причислять себя.

(2) Как они придут: «Они принесут сыновей своих на руках». Они будут помогать сыновьям Сиона, обнаруженным среди них, чтобы те вернулись в свою страну; они будут подталкивать их вперед с особой нежностью так отец несет слабое и беспомощное дитя. Бог может восставить друзей даже из язычников, которые помогут израильтянам вернуться. Земля помогла жене (Откр 12:16). Или можно понимать так: «Когда они придут сами, то принесут своих детей и сделают их твоими детьми» (ср. Ис 60:4). «Ты спрашиваешь: «Кто родил и возрастил их?» Знай, что они были рождены и выращены среди язычников, но теперь приведены, чтобы стать членами твоей семьи». Пусть все, кто беспокоится о молодых новообращенных и начинающих в религии, узнают, что с ними нужно обращаться очень нежно и бережно, как Христос обращался с агнцами, которых брал на руки и носил на груди Своей.

II. Что Церковь будет иметь значительное и преобладающее влияние среди народов (ст. 22−23).

1. Некоторые князья станут покровителями и защитниками Церкви: «Будут цари питателями твоими», чтобы носить твоих сыновей на своих руках (как Моисей, Чис 11:12); а так как женщины являются самыми подходящими кормилицами, то будут царицы их кормилицами. Это обетование частично исполнилось для евреев после их возвращения из плена. Некоторые цари Персии очень бережно относились к их интересам, благоволили и ободряли их, такие, как Кир, Дарий или Артаксеркс; царица Есфирь была кормилицей для евреев, оставшихся в плену, их жизнь была отдана в ее руки, чтобы она вытащила дитя из пламени. Христианская Церковь после долгого плена была счастлива во время правления таких царей, как Константин и его мать Елена, позже во время правления Феодосия и других царей, питавших Церковь со всей возможной заботой и нежностью. Всякий раз, когда скипетр правления переходил в руки религиозных правителей, обетование исполнялось. Церковь в этом мире находится в младенческом состоянии, а правители и гражданские власти обладают необходимой властью, чтобы значительно послужить ей; хорошо, когда они это делают, когда власти благоволят к тем, кто делает добро.

2. Другие, которые противодействуют интересам Церкви, будут вынуждены покориться и покаяться в своем противостоянии: «Они будут кланяться тебе и лизать прах». Похоже, обетование Филадельфийской Церкви позаимствовано отсюда (Откр 3:9): «Я сделаю то, что из сборища сатанинского придут и поклонятся пред ногами твоими». Здесь может подразумеваться добровольное подчинение царей и царств Христу и Церкви Царя, когда Он явит Себя в Церкви (Пс 71:11): «...и поклонятся ему все цари». Из этого следует, (1) что Бог есть Господь, всемогущий Господь всего сущего, Которому никто не может противиться и противостоять.

(2) Что ожидающие Его и уповающие на Него, добровольно покорившиеся Его воле, не постыдятся своего упования, ибо видение о мире предназначено для определенного времени и в конце оно непременно сбудется, не отменится.

Стихи 24−26. В этих стихах звучит:

I. Возражение против обетования об освобождении евреев из вавилонского рабства, предполагающее, что этого не стоит даже ожидать, ибо (ст. 24) они были добычей в руках могущественного врага, который в то время был самым могущественным государством на земле, и поэтому вряд ли сила могла их спасти. Но это еще не все: по закону они были пленниками; по закону Божьему, нарушив правила, они справедливо были посланы в плен; по закону народов, проиграв войну, они справедливо оказывались в плену, пока не будут выкуплены или их не обменяют. Возможно, это говорят (1) их враги, оправдывая свой отказ отпустить их. Они ссылаются на свою силу и право. Гордые люди полагают, что им принадлежит все, на что они могут положить свои руки и на что могут предъявить свои права, если у них самый длинный меч.

(2) Или это говорят их друзья, то ли из-за неверия, отчаявшись в их возможности избавиться из плена (ибо кто может справиться с удерживающими их силой оружия или мирным договором?), то ли с благодарностью, восхищаясь их освобождением. «Кто бы мог подумать, что будет отнята у сильного добыча? Но это так». Это применимо к нашему искуплению, совершенному Христом. Что касается сатаны, то мы являемся добычей в руках у сильного, тем не менее освобождены от имеющего власть смерти Имеющим власть жизни. Что касается справедливости Бога, то мы были законными пленниками, тем не менее были освобождены благодаря неоценимому выкупу.

II. Ответ на это возражение в виде четкого обетования, а также дополнительное обетование, ибо все Божьи обетования «да» и «аминь» и служат для подкрепления друг друга.

1. Приводится четкое обетование non-obstante — не взирающее на силу врага (ст. 25): «Даже плененные сильным, несмотря на его мощь, будут отняты, и не будет смысла противиться этому; и добыча тирана, хотя он ужасен, будет избавлена. Они не только не смогут противиться всей своей силой, но и своей дерзостью противостоять избавлению и исполнению Божьих замыслов, касающихся их». Так говорит Господь, Который имеет всю силу и все сердца в Своей руке, чтобы осуществить Им сказанное.

2. Приводится дополнительное обетование, показывающее, как и каким образом Бог осуществит их избавление. Он наведет суды на угнетателей и таким образом спасет угнетенных: «Я буду состязаться с противниками твоими, буду защищать твое дело и выступлю против тех, кто, угнетая тебя, оправдывает себя; кто бы это ни был, даже отдельный человек, соперничающий с тобой, он познает это, подвергая себя опасности, и так сыновей твоих Я спасу». Пленные будут освобождены ведущим в плен, то есть тем, кто пленил взявших в плен народ Божий (Откр 13:10). Более того, они прольют кровь за кровь (ст. 26): «Притеснителей твоих накормлю собственною плотью, они будут упоены кровию своею. Гордые вавилоняне станут не только легкой, но и приемлемой добычей друг для друга. Бог пошлет им дух разделения; и их гибель, началом которой будет вторжение извне, завершится их внутренним разделением. Они будут угрызать и съедать друг друга. Они будут жадно и с наслаждением охотиться за теми, кто является их плотью и кровью». Бог может сделать угнетателей Своей Церкви их собственными мучителями и губителями. Новозаветному Вавилону, упившемуся кровью святых, будет дана кровь пить: он достоин того. Посмотрите, как иногда люди жестоки к самим себе и друг к другу: безусловно, поступающие так с другими будут таковыми же к себе, ибо Божья справедливость и мстительность людей отмерят им то же, что они отмеряли другим. Они не только жаждут крови, но и пьют ее так ненасытимо, что упиваются, и с таким наслаждением, словно это сладкое вино. Если бы у Бога не было милости к грешникам больше, чем у них к самим себе, когда их страсти освобождены, то мир скоро стал бы Акелдамой полем крови, более того, опустошенным.

III. Результат гибели Вавилона: «Всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой». Для обличения всего мира Бог явит, что, хотя Израиль казался покинутым и заброшенным, у него есть Искупитель, и хотя он стал добычей сильных, но у Иакова есть могущественный Бог, способный справиться с его врагами. Избавлением Своей Церкви Бог хочет сделать известным и возвеличить Свое имя.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 49 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.