Библия » Новый Библейский Комментарий

1 Коринфянам 6 глава

← 5 1Кор 6 NBC 7

6:1-8 Судебные тяжбы среди верующих

В высших кругах общества того времени был широко распространен обычай выносить на суд муниципальных органов или на суд присяжных споры, дабы утвердить собственный приоритет и политическое влияние на других. В подобного рода тяжбах суд должен принимать взвешенное решение, учитывая положение и влиятельность противоположных сторон при наложении соответствующих штрафов. Более того, судебное рассмотрение не предусматривало исков определенной категории людей против другой, например: сына против отца; раба против хозяина; служащего против начальника; гражданина против магистрата; занимающего более низкое положение на социальной лестнице против высокопоставленного лица. Взятки среди судий и членов суда присяжных были в порядке вещей. В еврейском и греко-римском судах в судебном рассмотрении могли участвовать посредники, адвокаты. Некоторые люди предпочитали именно эту форму, поскольку влиятельные граждане стремились избежать отрицательного влияния тяжб на свое социальное положение и общественную карьеру. Ситуация способствовала возникновению вражды между людьми: тот, кто голосовал в суде против ответчика, автоматически становился его врагом. Судебная тяжба для людей из высших слоев общества рассматривалась просто как фактор нестабильности, способствующий разногласиям в политической жизни общества.

Примечательно, что Павел начинает обсуждение с серии вопросов, которые призваны одновременно и наставлять (ср.: гл. 9, где он задает девятнадцать вопросов).

Ст. 1 В свете того, как действовали местные суды, становится понятно, почему Павел ополчается против христиан, посмевших представить дело на суд ежегодно избираемых муниципальных властей и богатых соотечественников. Они судили предвзято, как и любой судья или присяжный, и им также нужно было давать взятки.

Ст. 2 Если святые станут судить мир (ср.: Дан 7:22), то они должны будут действовать как компетентные адвокаты в гражданских делах, которые Павел называет маловажными. Это определение позволяет полагать, что их гражданские тяжбы – это, скорее, досадные обстоятельства, чем реальное разрешение споров, улаживание дел.

Ст. 3 Павел вновь использует свою излюбленную форму вопроса: Разве вы не знаете... (ср.: ст. 2), подчеркивая тот факт, что если святые будут судить ангелов, то, несомненно, эти-то споры они в состоянии разрешить.

Ст. 4 Павел вопрошает, выбирают ли они для разрешения спора малозначащих людей в церкви? В то время как в обществе судьями были люди, занимавшие высокое положение, в христианском собрании социальный статус не играл роли. Тот же термин (в ориг.) в 1:28 переведен как «незнатное», т. е. презираемое обществом.

Ст. 5 Ряд из тех, кого считали разумными (ср.: 3:18), могли бы взять на себя роль посредников, как это было принято при решении споров в светских судах. Третья ступень образования в I в. позволяла студентам получить юридические знания, а потому в церкви могли быть компетентные люди, способные разрешить по справедливости разного рода споры.

Ст. 6 Павел внезапно резко меняет свое мнение по поводу их действий (брат с братом), что подчеркивает единство верующих пред неверными]

Ст. 7 Сам по себе факт существования тяжб между христианами свидетельствует о том, что в христианском сообществе нет единства.

Ст. 8 Лучше остаться обиженным, чем идти в суд. Наложение штрафа на виновного было финансовой потерей для него, поэтому лучше самому терпеть лишения, чем судиться.

В Рим 13:1-7 Павел обращается к роли государства в контроле над криминальной обстановкой (но не имеет в виду местные муниципальные власти и присяжных, которые использовали гражданские акции в качестве политической арены). Христиане, которые получили юридические знания и действуют в качестве посредников, способны разрешить споры справедливым путем в обществе, где преобладают несправедливые условия.

6:9-20 Против вседозволенности

В Рим 1:18-32 в приведенном Павлом перечне грехов, которые подлежат Суду Господню, включены не только сексуальные грехи (см.: ст. 29-31). Здесь и те грехи, которые требовали исключения согрешившего из ветхозаветного сообщества верующих, отлучали его от Божьего наследия (9б,10). Благодаря изощренным философским аргументам в обществе утвердились представления о том, что верхушке многое дозволено. Мелких проступков элитарных представителей общества не касалась рука правосудия, но им не избежать Божьего Суда. Существовало своего рода заблуждение, самообман со стороны христиан, как это часто случается и сегодня. Сексуальный разврат (pornoi, термин, который включает прелюбодеяния, т. е. сексуальную связь христиан, не состоящих в браке), поклонение идолам, ложь со стороны мужей, которые обманывают своих жен (однако жены подчас закрывают на это глаза), гомосексуализм, воровство, алчность, пренебрежение Божественной благодатью, пьянство (это относится к участникам оргий и пирушек), нечестность в деловых отношениях – все, совершающие эти грехи, не наследуют Царства Божьего. Ни один из этих грехов никогда не способствовал укреплению взаимоотношений с Богом или с ближними; как и в десяти заповедях, все это запрещено, поскольку разрушительно по отношению к другим, приносит горе и страдание окружающим.

Ст. 11 Таким было поведение, образ жизни некоторых коринфских христиан. Они не отличались высокой нравственностью по сравнению с другими членами общества. Так происходит и сегодня. Но работа Христа очистила их от прошлого, они оправдались, сделались святыми именем Господа Иисуса Христа и под воздействием Святого Духа. Эта радостная весть, Евангелие, означает, что прошлая грешная жизнь не определяет окончательную судьбу мужчин и женщин.

Ст. 12 Павел цитирует популярный девиз сторонников вседозволенности и отвечает столь же лаконично и метко. Считавшие себя избранными, элитой, утверждали, что их успех позволяет им делать все, что заблагорассудится, потому что все позволительно, но Павел подчеркивает этический момент: не все полезно, т. е. наши поступки должны идти во благо и другим. Они утверждали, что дозволено все, без ограничения. Павел же учит, что мы никогда не должны быть рабами своих поступков.

Ст. 13 Он утверждает, что пиша существует для еды, а еда – для желудка. Внимательное изучение кулинарных книг I в. показывает, насколько глубоко грех объедания проник тогда в жизнь. Безнравственность и обжорство шли рука об руку на языческих празднествах. Павел же говорит, что и пиша, и аппетит могут действовать губительно. Тело не предназначено для блуда, внебрачных сексуальных связей, тело христианина не предназначено для того, чтобы использовать его по принципу вседозволенности, оно – для Господа.

Ст. 14 Павел отвергает аргумент Платона, считавшего, что следует потворствовать всем своим желаниям и чувствам, ибо после смерти все это бесследно исчезнет. Однако Бог воскресит именно тела, а не души, как Он воскресил Господа.

Ст. 15 Ни один христианин не может сказать «мое тело», потому что при обращении соединяется с Христом не духом, но всей полнотой своей личности. Христиане, которые стали членами Тела Христова, никогда не будут оскверняться связью с блудницей.

Ст. 16 Поведение, которое считалось нормой для мужчин в римском мире, всегда запрещалось в церкви, поскольку сексуальный акт предполагает тесное духовное единение двух человек. Павел цитирует Быт 2:24, самую главную заповедь против нарушения супружеской верности и против блуда.

Ст. 20 Ни один христианин не может сказать «мое тело», потому что он искуплен дорогой ценой, ценой смерти Христа. Отсюда со всей очевидностью следует, что его задача – воздавать честь, букв, «прославлять» Бога в своем теле, в своих социальных и сексуальных отношениях, которые должны строиться на основе библейских критериев.


Новый Библейский Комментарий на 1 послание Коринфянам, 6 глава


← 5 1Кор 6 NBC 7

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.