Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

1 Коринфянам 15 1 Коринфянам 15 глава

15:1−58 Воскресение из мертвых

Об этом коринфяне не спрашивали Павла в своем письме. Павел же слышал, что некоторые из них считали, будто нет воскресения мертвых (12). Он ожидал вопросов относительно того, каким образом мертвые воскреснут, а также о природе воскресшего тела христиан (35). Очевидно, эта тема была непосредственно связана с их образом жизни, потому что апостол призывает их не впадать в заблуждение и перестать грешить (34). Как и в 11:33, 34, и в 14:39, 40, эта глава завершается напутствием: ...будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, в основе которого — уверенность в том, что их труд не тщетен пред Господом (58).

Что означают дела, совершенные в Господе в этой жизни, для восставшего из тлена тела христианина? Почему они могут быть уверены, что труд их не напрасен? Отвергалось не воскресение Христа, но воскресение тела христианина (как противопоставление языческой доктрине о бессмертии души).

В I в. бессмертие души было непререкаемой истиной для большинства язычников. Для них воскресение тела было абсурдом (ср.: Деян 17:32). Некоторые христиане, вероятно, рассматривали вечную жизнь с позиций бессмертия души. Они, по-видимому, были удовлетворены доводами язычников. Согласно популярным языческим представлениям, чувства и восприятия, окружающие бессмертную душу, даны природой, но не могут присутствовать в загробной жизни. Отсюда и лозунг: если есть деньги, станем есть и пить, ибо завтра умрем (32). Жизнь, которую ведет христианин в этом мире, не имеет особых последствий, но уверенность в бессмертии лежит в основе Благой вести и всех проблем. Такое представление о христианской жизни все еще сохраняется, причем не без поддержки с кафедры и не без участия самих верующих. Павел решительно отвергает ложное представление о том, что христианин может продолжать существовать вне тела, показывая, что воскресение Христа составляет самую сердцевину Евангелия и что воскресение тела христианина представляет собой логическое следствие этого. Он заключает рассуждения, подчеркивая этический аспект учения. Далее Павел приступает к разъяснению природы воскресения христиан в теле (35−57).

15:1−11 Евангелие и непреложность воскресения Христа

Ст. 1 Павел напоминает о Евангелии, которое он им проповедовал и которое они приняли (ср.: ст. 11).

Ст. 2 Оно приведет их к спасению. Но если они не будут твердо придерживаться проповеданного им Павлом, то вера их тщетна.

Ст. 3 Павел не изобретал ничего нового, но передавал им то, что воспринял сам (ср.: 4:1). Смерть Христа имеет непреходящее значение для грешников, и эта истина непреложна, потому что в Ветхом Завете обсуждаются деяния Мессии (Ис 53).

Ст. 4 Погребение и воскресение Мессии на третий день согласуется с ветхозаветными писаниями (Пс 15:8−11; этот фрагмент цитирует Петр во время Пятидесятницы, в Деян 2:24−28).

Ст. 5−8 Ветхозаветные предсказания подтвердились воскресением Христа, о котором свидетельствовало большое количество людей: Петр; затем двенадцать апостолов; пятьсот христиан, которым Он явился одновременно; Иаков, брат Господа; все апостолы и, наконец, сам Павел, которому Христос явился на пути в Дамаск, — все видели Его (Деян 9:3−5).

Ст. 10 Благодать Христа преобразовала Павла в апостола, и он заявляет, что потрудился более других апостолов (вернее, это позволила совершить ему благодать Божья).

Ст. 11 Это, однако, несущественно, поскольку неважно, кто именно проповедовал, главное, чтобы коринфяне поверили.

15:12−34 Воскресение Христаи наше воскресение

15:12−19 Если бы Христос не воскрес

Используя шесть раз частицу «если бы», Павел анализирует последствия веры некоторых коринфских христиан, придерживавшихся представления о том, что нет воскресения мертвых.

Ст. 12 Павел снова возвращается к факту воскресения Христа. Как можно утверждать, что нет воскресения?

Ст. 13 Если, как считали основатели ареопага в Афинах, воскресение в теле невозможно само по себе (per se), тогда не могло быть в принципе воскресения Христа.

Ст. 14 Если Христос не воскрес, то Благая весть бессмысленна и ей нельзя доверять.

Ст. 15 Тогда свидетельство апостолов о том, что Бог воскресил Христа, — просто обман. Но Бог не мог сделать чего-то, что не имело места в действительности.

Ст. 16 Если мертвые не воскресают, — значит не было и воскресения Христа.

Ст. 17 Если Христос не воскрес, тогда их вера тщетна, а грехи не прощены (ср.: ст. 3).

Ст. 18 Более того, тогда христиане, которых убедили оставить свои прежние религиозные убеждения, должны погибнуть: Павел, однако, верит, что погибли, напротив, умершие без Христа.

Ст. 19 Если христианская вера — просто своего рода утешение в этой жизни, тогда цена, заплаченная за возможность быть христианином в многоконфессиональном коринфском обществе, делает их самыми жалкими людьми в этом мире. Павел доводит эту ложную мысль до логического конца. Они должны оставить свое исповедание веры, если нет воскресения из мертвых.

15:20−28 Если Христос воскрес. Теперь Павел рассуждает о том, какие последствия имеет воскресение Христа.

Ст. 20 Он подтверждает, что это — истина и что воскресение Христа означает гарантию воскресения тем, кто умер (ср. также: 11:30, где смерть рассматривается как сон, а не как чудовищное зло, как считали в языческом мире). Первые плоды (первенец) означают, что впереди еще остальной урожай.

Ст. 21 Грех человека привел к смерти (Быт 2:17), и через человека же придет воскресение.

Ст. 23 Этот процесс упорядочен: Христос — первый, а за Ним последуют и христиане.

Ст. 24 Затем придет конец, последнее событие в этой космической истории, когда Христос отдаст в руки Отца Царство, одержав победу над всеми враждебными силами.

Ст. 25 Он будет царствовать как суверенный Властелин, Господь неба и земли, одолевший всех врагов.

Ст. 27 Павел цитирует Пс 8:7, подтверждая покорение Им всех сил. Он подчеркивая слово «все». Однако, естественно, это все не включает Бога, Который покорил Ему все.

Ст. 28 Когда это свершится, Сам Сын падет ниц перед Богом-Отцом, и будет Бог все во всем.

В этом коротком отрывке Павел проследил путь от потерянного и восстановленного рая и покорения всего сущего Богу, как и в начале творения. Именно это и гарантирует воскресение Христа.

15:29−34 Воскресение, христианское крещение и служение. Павел продолжает приводить аргументы против представления тех, кто отрицает воскресение в теле и его важность для христианской жизни на Земле. Он заканчивает резким обличением тех, кто строит свою жизнь на таких ложных посылках. Если бы не было воскресения из мертвых, тогда, считает Павел, их крещение и служение не имели бы никакого смысла.

Ст. 29 Это трудный для понимания текст. Некоторые считают, что здесь апостол высказывается в поддержку представления о том, что коринфские христиане фактически крестятся для мертвых, предположительно покойных членов своих семей. Далее они утверждают, что хотя Павел не одобряет этого, он просто упоминает дела коринфян как порицание их веры. Павел не был сторонником прагматизма. Это выходило за рамки его пастырского служения, и это была острая критика их поведения, которым пронизано все послание.

Павел учит в Рим 6:3−5, что христиане умирают с Христом при крещении и восстают к новой жизни, и что они воссоединяются с Ним в Его смерти и воскресении. Этот духовный опыт, на который указывает крещение, не просто относится к «душе», но и ко всей личности, в том числе, и к человеческому телу. В ранней патристической литературе греч. отцы Церкви трактовали этот стих так, будто Павел спрашивал, зачем вообще совершать обряд крещения, который предназначен для тела (фраза для мертвых, букв. «для мертвых тел», повторяется дважды), если оно просто исчезает?

Ст. 30 Второй довод Павла касается его собственного служения. Он постоянно подвергается опасности из-за своей деятельности.

Ст. 31 Он рассматривает свое ежедневное состояние как каждодневное умирание. Для чего он умирает? Язычники утверждают, что в этой жизни нужно пользоваться всем, потворствовать своим чувствам. Они обвиняли тех, кто с ними не соглашался, в отрицании своей самодостаточности и удовольствий этой жизни. Павел, по-видимому, оспаривает это в свете того, что он ежедневно сознательно отрицает себя.

Ст. 32 Он говорит о своей посвященности служению, вплоть до схватки с дикими зверьми в Эфесе (возможно, это намек на культ императора в провинции, во что Павел, как римский гражданин, был каким-то образом втянут). Этот культ всегда сопровождался представлением с дикими зверьми. Он упоминает во 2Кор 1:8−11 о трудностях, которые испытал в Эфесе. По предварительным замечаниям коринфян, Павел полагает, что напрасно тратит время. Он должен жить, как язычники, которые считают, что нужно есть, пить и наслаждаться, пока находишься в теле, потому что после смерти все эти удовольствия исчезнут. Павел цитирует Ис 22:13.

Ст. 33 Он призывает избегать дурного общества и приводит цитату из Таис [Меандра]: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Какое это имеет значение, если воскресение мертвых отрицается? Те, кто учат о бессмертии души и вседозволенности в этой жизни, говорят, что гедонический образ жизни свидетельствовал об их успехе. Это этика богатых. Они хвалились своей развратной жизнью. Павел, очевидно, озабочен, какое влияние окажет это общество на христианский характер.

Ст. 34 Обращаясь к некоторым коринфянам, взывая к их чувствам и призывая перестать грешить, Павел, по-видимому, имеет в виду ту самую вседозволенность в жизни, которая вполне одобрялась христианами на том основании, что воскресения из мертвых не существует. Наполненная сплошными удовольствиями жизнь, которую они вели, не оставляла времени и места для благовествования другим о Боге, что составляет, по мнению Павла, основное содержание христианской жизни (ср.: 10:32 — 11:1). Павел верил, что все предстанут когда-то перед Судом Божьим и получат надлежащее воздаяние за свои дела, хорошие или плохие, совершенные во время земной жизни (2Кор 5:10; ср.: Откр 14:13). Именно поэтому он осуждал аморальное поведение некоторых коринфян, отрицавших воскресение из мертвых, дабы оправдать свои поступки. Нарушение христианской этики тесно сопряжено с отрицанием воскресения из мертвых и безответственным поведением некоторых христиан.

15:35−44 Аналогия между семенем и воскресением тела

Ст. 35 Павел отвечает тем «безрассудным», которые задали ему эти вопросы (напр.: как воскреснут мертвые!). Он приводит простые сравнения, делающие понятными наиболее сложные вопросы. Пшеничное зерно имеет две формы существования, и вторая реализуется только после смерти зерна. Именно Бог определил будущее состояние каждого типа семени, т. е. придал ему свое «тело». Бог создал также животный мир с животными, имеющими разную плоть. Это справедливо и по отношению к небесным и земным телам. Им предназначена разная слава. Это видно на примере земных тел. Воскресение из мертвых — не исключение. Его можно уподобить семени, посеянному в смерть и восстающему из тлена. Оно подвергается преобразованию в славе. Посеянное в уничижении и немощи, оно восстает в славе и силе.

Ст. 44 Павел заключает, что при наличии естественного тела есть и духовное тело.

15:45−49 Аналогия между Адамом и Христом

Ст. 45 Первый человек, Адам, стал живой душой, согласно Быт 2:7, а последний Адам, Христос, — это дух животворящий (ср.: ст. 22, 23).

Ст. 48 Потомки Адама унаследовали его грешную природу, тогда как небесные унаследуют характер Христа.

Ст. 49 Христиане уподобляются Адаму и аналогичным образом они уподобятся Христу. У христиан есть гарантия по воскресении из мертвых обрести образ Христа (ср.: Флп 3:21).

15:50−57 Уверенность в победе

Ст. 50 Преобразование необходимо, потому что плоть и кровь, т. е. земное тело, не могут наследовать Царства Божия, так же и тление не наследует нетления.

Ст. 51 Павел открывает им тайну, т. е. нечто, ранее не известное в человеческой истории, но ныне открытое рабу Божьему (ср.: 1Кор 4:1). Не все из народа Божьего уснут смертным сном, но все преобразуются.

Ст. 52 Пришествие Христа будет внезапным, о наступлении конца времен возвестят трубы (ср.: Зах 9:14). Затем восстанут из праха мертвые, и народ Божий будет преобразован.

Ст. 54 Когда же произойдет то, что предрекал пророк, и тленное облечется в нетленное, то сбудется сказанное им слово: «...поглощена смерть победою» (Ис 25:8).

Ст. 55 Павел снова цитирует ветхозаветное пророчество, в данном случае Осии (13:14), которому предшествует обетование о том, что Господь воскресит Свой народ из могилы. Из двух вопросов, заданных в ст. 55, на второй дается ответ в ст. 56, а на первый — в ст. 57.

Ст. 56 Грех стал причиной смерти (Быт 2:17). Закон позволяет осознать губительную силу греха (ср.: Рим 7:7−14, где Павел подробно разъясняет то, о чем кратко упоминает здесь).

Ст. 57 Христос отнял у смерти ее жало, губительную силу. И за эту великую победу мы благодарим Бога.

15:58 Заключительные наставления

В заключение, после рассмотрения всех этих вопросов, Павел призывает коринфян сохранять твердость в вере, непоколебимую уверенность в воскресении из мертвых народа Божьего. Они должны, находясь ныне в теле, которое в грядущем воскреснет из тлена, сторониться греха (33, 34а). Более того, они должны преуспевать в деле Господнем, что подразумевает и помощь тем, кто еще не знает Бога (34б). Это жизненно важный призыв к каждому христианину. Каждый, откликнувшийся на призыв, получит надлежащее воздаяние за добрые деяния, совершенные в земной жизни, представ «пред судилище Христово» (2Кор 5:10). Умирающие в Господе действительно достойны благословения, потому что они «успокоятся от трудов своих в Господе, и дела их идут вслед за ними» (Откр 14:13). В современном христианстве выявляется опасная тенденция смешения термина «вечная жизнь» с греч. языческим понятием о бессмертии души и рассмотрения определенных моментов земной христианской жизни как трамплина для личных достижений и самовозвеличивания.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на 1 послание Коринфянам, 15 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

1 Коринфянам 15 глава в переводах:
1 Коринфянам 15 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.