Библия » Новый Библейский Комментарий

1 Коринфянам 11 глава

Ст. 1 Павел завершает этот раздел призывом к коринфянам брать пример с него, ибо он подражает Христу. Поведение и поступки каждого христианина должны определяться в первую очередь потребностью других в Евангелии, а также заботой о более слабом собрате.

Покрытие головы на богослужении

11:2 – 14:40 Организация церковной жизни

11:2-16 Покрытие головы на богослужении

Ст. 2 Павел хвалит собратьев за соблюдение традиций, которые они унаследовали из прошлого. Интересно, что в свою бытность там Павел не затрагивал этой темы. Речь идет не о его компетентности в этих вопросах, но скорее о тех изменениях, которые произошли в церкви после того, как он покинул Коринф. Павел демонстрирует здесь апостольский обычай не спорить, призванный укрепить единство церкви (см.: ст. 16).

Ст. 3 Павел хочет, чтобы коринфяне поняли: Христос – глава каждого человека, мужчины (вероятно, более правильный перевод – «мужа»), а муж – глава жене (при всей неопределенности использованного греч. слова, которое одновременно означает и «женщина», и «жена», более предпочтительным представляется вариант перевода «жена»). В языческом культе священники, стремясь следовать обычаям светского общества, выступали как элита, стремясь выделиться среди рядовых верующих тем, что молились и приносили жертву с покрытыми головами. Возможно, среди тех немногочисленных христиан, которые принадлежали к элите общества, все еще не угасло желание продемонстрировать другим свое высокое положение, и они молились и пророчествовали с покрытой головой (ср.: ст. 3). Такое привлечение внимания к собственной персоне с позиций светских критериев бесчестило Христа, поскольку только на Нем должно быть сосредоточено все внимание в молитве.

Ст. 5 Всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, постыжает свою голову, т. е. своего мужа. Это равносильно тому, что голова у нее обрита. Бритье головы предусматривалось по римским законам (принятым в Коринфе как римской колонии) для женщины, которая изменила своему мужу.

Ст. 6 Если жена не покрывает голову, то это означает, что ее воспринимают как жену, которая отказывается признать законные отношения с мужем, т. е. свой брачный статус, а потому появление жены в обществе с непокрытой головой считалось неприличным.

Ст. 7 Мужчине запрещалось покрывать голову, потому что он представлял собой образ и славу Бога (Быт 1:27а). Жена же представляла славу своего мужа (Прит 12:4).

Ст. 8 Такова была последовательность сотворения мужчины и женщины.

Ст. 9 В Быт 2:20б-23 говорится, что жена была создана для мужа, а не муж для жены.

Ст. 10 Именно по этой причине, а также для ангелов (ср.: Мф 18:10), жена должна носить сей знак на своей голове.

Ст. 11 В Господе, говорит Павел, муж и жена связаны неразрывно.

Ст. 12 Павел объясняет это тем, что жена от мужа, а муж от жены, но все сущее – от Бога.

Ст. 13 Как и в 10:15, Павел призывает собратьев рассудить об этом самим. Приличествует ли жене молиться с непокрытой головой?

Ст. 14 В I в. считали, что природа определяет особенности культуры. Без сомнения, Павел тоже подтверждает это, ссылаясь на учение Ветхого Завета, подчеркивающее различие полов. Считалось, что мужчине не приличествует носить длинные волосы. Иногда в качестве контраргумента приводят примеры античных статуй, изображающих мужчин с длинными волосами, но так представляли богов, а не простых смертных.

Ст. 15 Длинные волосы женщины считались ее достоинством и славой, и древние авторы привлекали внимание к ним, как к заслуженной награде.

Ст. 16 Павел заключает, что всякий, кто хочет оспорить эту апостольскую традицию, должен принять во внимание, что ни он, ни церкви Божьи не имеют обыкновения спорить.

Примечание. Необходимо помнить, что в то время существовала особая проблема: христианское собрание, т. е. ekklesia, имело свой светский аналог в государственном совете города. Это собрание обычно происходило в театре. Что было бы, если бы христианское собрание, ekklesia, проходило в частном доме, где женщина пользовалась авторитетом и где она находилась с непокрытой головой? Хотя это давнишний предмет спора между комментаторами, проблема здесь, по-видимому, не в мужчинах и женщинах как таковых, но именно – в муже и жене (как и следует, по-видимому, переводить эти греч. слова, что вполне соответствует лингвистическим правилам). К тому же создается впечатление, что речь идет о «главе» (ср.: Еф 5:22-33, где используются те же самые слова). Необходимо также отметить, что не только мужчины молились и пророчествовали в апостольской церкви. Женщины также играли немаловажную роль в богослужении. Обсуждение темы пророчеств в церкви см. в коммент, к разделу 14:1-25.

11:17-34 Проблемы, связанные с проведением вечери Господней

Ст. 17,18 Если Павел похвалил коринфян за соблюдение апостольских традиций (2), то он никак не может похвалить их за то, как они проводят вечерю Господню (34). Когда они собираются вместе, это зачастую не приводит ни к чему к хорошему. Между ними нередко возникают споры и разногласия (ср.: 1:10-12). В мирском собрании, т. е. собрании горожан для разрешения политических и социальных вопросов, разногласия и споры не скрывались, а коринфские христиане вели себя подчас, как мирские люди, пытаясь разрешить ряд проблем, с которыми они сталкивались в своем христианском собрании, ekklesia. В NIV и ряд других переводов включена не совсем понятная фраза, которая звучит так: ...и в какой-то степени я верю в это (в русской синодальной Библии – отчасти и верю, 18). Вызывает удивление тот факт, что Павел, столь хорошо информированный о делах церкви «от домашних Хлоиных», лишь частично осведомлен о том деле, которое обсуждает и которое вызвало нарекания в адрес некоторых членов церкви. В переводе с греч. это предложение, вероятно, лучше передать так: «...и я верю дошедшим до меня сведениям». Слово, переведенное в ряде англ. версий как «отчасти», в греч. является также и существительным со значением «сведения», «информация».

Ст. 19 Разномыслия, которые имеют хождение среди верующих, должны способствовать выяснению истины, одобрению Бога, т. е. выявлению тех, «кто прошел тест» (ср.: 2Кор 2:9, где истина испытывается через послушание апостольскому учению). Разномыслия отделяют истинно верных Слову Божьему и всех остальных.

Ст. 20 Вторая причина, по которой Павел не может одобрить их поведения, в том, что, собираясь вместе, они не вкушают должным образом вечерю Господню. Это звучит для них несколько неожиданно, но Павел разъясняет свою позицию.

Ст. 21 Никто не обращает внимания на остальных. Неясно, идет ли речь о том, что они не ждали других, или просто поспешно съедали собственную еду. Слово поспешает может означать «делать что-то раньше других» или «быстро съедать свою пищу во время трапезы».

Ст. 22 Это производит неблагоприятное впечатление, как будто они пришли сюда просто для того, чтобы утолить голод и жажду. Павел задает три вопроса, которые помогают им осознать свое недостойное поведение. Во-первых, он спрашивает: разве у них нет собственных домов, где они могли бы устроить трапезу и удовлетворить свой аппетит? Во-вторых, возможно, они пренебрежительно относятся к Церкви Божьей, букв. к «собранию» (ср.: 1:2)? В-третьих, не унижают ли они тем самым неимущих, т. е. обездоленных, тех, кто не может воспользоваться запасами, которые есть в богатых домах как во времена кризиса, так и во время голода, который был тогда (ср.: коммент. к 7:26)? Павел, конечно, не может ни одобрить, ни похвалить их за такое непростительное поведение. Он бросает им свои обвинения.

Ст. 23-25 Павел начинает с напоминания, что он следует традициям, которые унаследовал от Господа и которые передал и им, когда находился в Коринфе. Он повторяет слова Господа Иисуса, сказанные в ночь, когда Он был предан. Они должны были преломлять хлеб в воспоминание о Его смерти. Они должны были также пить чашу в воспоминание о новом завете, который Иисус утвердил Своей кровью (ср.: утверждение, ратификацию старого завета через кровь в Исходе и обетование о новом завете в Иер 31:31, в котором были благословлены все народы, Быт 12:3).

Ст. 26 Вечеря Господня возвещает о смерти Господней и исполнении этого обычая вплоть до второго пришествия Христа. Павел передает фразу Иисуса, меняя в ней порядок слов, чтобы подчеркнуть Его деяния. Он делает это, чтобы противопоставить самопожертвование Иисуса, отдавшего Свою жизнь за них, их эгоистическим действиям, которые способствуют расколу в церкви (ср.: 10:17). Он фокусирует внимание на неспособности разделить свою пищу с другими, чтобы показать непостижимость для человеческого сознания уникального акта, совершенного Иисусом на кресте во спасение каждого из нас. Коринфяне беззастенчивым образом ведут себя во время вечери, которая изначально была предназначена для праздника воспоминания о вечере, установленной Иисусом в ту ночь, когда Он был предан, и о Его крестной смерти. Разве их поведение не напоминало о предательстве Того, Чью вечерю они праздновали?

Ст. 27 В контексте данного стиха отсутствие надлежащего почтения к преломлению хлеба и питью чаши тесно связывается с их отношением друг к другу, особенно подчеркивается необходимость глубокого осознания этого. Внимание обращается на то, что их социальный статус и разное благосостояние в обществе, которое предполагает социальное неравенство, отменены во Христе (ср.: 1:30). Поэтому они виновны против Тела и крови Господней.

Ст. 28 Каждый должен исследовать свое духовное состояние, прежде чем участвовать в вечере. В этом контексте подразумевается как духовное состояние, так и сострадание по отношению к неимущим.

Ст. 29 Отсутствие должного представления о Теле Господнем, т. е. едином организме, теле верующих (ср.: 10:16), влечет за собой осуждение Бога.

Ст. 30 Суд уже осуществляется. Одни проявляют духовную слабость, другие страдают от болезней, третьи умерли. Это указывает на то, что Бог придает чрезвычайно большое значение Своей Церкви. Он совершал аналогичные действия в ветхозаветное время, и в Ветхом Завете Он показан как Судья – Тот, Кто судит отвергающих Его повеления о сохранении единства и обеспечении нужд собратьев по вере.

Ст. 31 Осуждение собственных поступков отклоняет суд Божий.

Ст. 32 Павел напоминает коринфянам, что наказание Господне всегда целительно в этой жизни, чтобы они поняли, что суд Господень не так бездушен, как у языческих богов, и что Его народ не будет судим вместе с миром.

Ст. 33 Слово «посему (поэтому)» подчеркивает важность того, что должны делать коринфяне. Собираясь вместе, они должны ждать друг друга или делиться своей едой (использованный греч. глагол употребим в обоих значениях).

Ст. 34 Тот же, кто голоден настолько, что не в состоянии ждать, может утолить голод у себя дома, ибо они собираются «не на худшее, а на лучшее» (ср.: ст. 17). Это, вероятно, предварительные замечания, потому что Павел обещает обсудить эту тему по своем прибытии в Коринф.

Данное утверждение иногда рассматривают как временную отмену Павлом трапезы и установление обряда, который мы справляем сейчас. Но более вероятно, что в его намерения входило разрешить создавшиеся проблемы и разобраться в причинах, которые мешали нормальным взаимоотношениям между коринфянами. Необходимо напомнить, что в городе был голод (7:26), и более всего от него страдали «неимущие». Следует задуматься и над тем, что надлежащее проведение вечери Господней возможно лишь при условии, что участвующие в ней относятся друг к другу соответствующим образом, отражая дух самопожертвования и служения (ср.: 11:20).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на 1 послание Коринфянам, 11 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.