1 Воскресение Христа; 12 Воскресение мертвых; 35 Земное и небесное тело.
1 Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.
2 Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.
3 Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.
4 Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].
5 Он явился Кифе и потом Двенадцати.
6 После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].
7 Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,
8 и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.
9 Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.
10 Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.
11 Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.
12 Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?
13 Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.
14 А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.
15 Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.
16 Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.
17 А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.
18 Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.
19 Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.
20 Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]
21 И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.
22 Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.
23 Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.
24 И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
25 Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]
26 Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.
27 Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.
28 Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.
29 Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?
30 Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?
31 Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!
32 Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же:
«Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?
«Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?
33 Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]
34 Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.
35 Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»
36 Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!
37 Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.
38 А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.
39 Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.
40 Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.
41 У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.
42 Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.
43 Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,
44 сеется физическое тело, а воскресает — духовное.
Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.
Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.
45 Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.
46 Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.
47 Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.
48 Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.
49 И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.
50 Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.
51 Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,
52 внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.
53 Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.
54 Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]
55 «О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]
56 Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.
57 Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!
58 Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.
Примечания:
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70] — Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72] — Пс 109:1.
27 [73] — Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76] — Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79] — Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81] — Ис 25:8.
55 [82] — Ос 13:14.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите:
Ctrl + Enter
Первое послание Коринфянам, 15 глава. Новый русский перевод.
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
«Новый русский перевод» (НРП);
New Russian Translation (NRT);
Biblica, Inc.
© 2006, 2010, 2012, 2014, 2023.