Библия » Библия говорит Библия говорит сегодня

1 Коринфянам 6 1 Коринфянам 6 глава

6. Избегать суда (6:1−8)

На первый взгляд может показаться, что эти стихи — неуместная вставка в довольно резкие комментарии Павла на тему половой морали, которые в другом аспекте продолжают рассматриваться в гл. 7. Существует, однако, важная связующая линия, которая объясняет переход к обсуждению судебных тяжб среди христиан. Мы уже отмечали, что коринфяне были людьми гордыми, соперничающими между собой и самоуверенными. Почти все время они думали о своих правах. По существу, эти права они унаследовали после своего искупления, ставшего основной движущей силой их совместной жизни. В результате коринфяне вели себя крайне раздражительно, если кто-нибудь посягал на их права или ограничивал их свободу. Это неизбежно вело к бесконечным обидам среди братьев, а также к обращениям в суд. Судебные же процессы были делом долгим и накладным, вовсе не способствующим улучшению отношений в Теле Христовом. Однако как только та или иная группа христиан начинает думать только о своих правах, а не об обязанностях, это неизбежно приводит к бесчисленным бедам, которые будут длиться до тех пор, пока они не отыщут пути к истинному покаянию.

Повсюду (в супружестве, в правилах приема пищи, в этике деловых отношений, в случайных взаимоотношениях, в общественном богослужении, в использовании своих духовных даров и даже в конкретных областях основного христианского учения) коринфяне стремились отстоять «свободу», то есть заявить о своих правах. «Почему я не могу делать так, как считаю нужным?» — с вызовом бросали они.

Аскетически настроенная группа законников твердо стояла на необходимости следовать надежным, предсказуемым путем, не предполагавшим никакого риска. Мысль об обращении в гражданские суды не вызывала у них отвращения, ибо они рассуждали так: «У иудеев был обычай решать споры внутри своей общины, такой же практике следовали некоторые греки и римляне, включая религиозные группы». Баркли великолепно описал любовь греков к судебным тяжбам. Следующий отрывок передает дух века: «По своей природе и характеру греки были людьми, склонными к сутяжничеству. По существу, суды стали их основной забавой и развлечением... В греческом городе всякий в той или иной степени был стряпчим и немалую часть времени тратил на то, чтобы решать или выслушивать судебные дела. Греки славились или, скорее, были печально известны своей любовью к тяжбам. Вполне естественно, некоторые из них привнесли свою страсть к сутяжничеству и в христианскую церковь, что и потрясло Павла». Иными словами, привычка коринфских христиан судиться, по существу, ничем не отличалась от половой распущенности, усвоенной ими от тех же греков: мир в очередной раз вторгался в церковь.

Вероятно, привлечение друг друга к суду было для коринфских христиан обычным делом. Один или два случая такого рода вряд ли бы так разгневали Павла. Должно быть, пресловутый случай инцеста, описанный в гл 5, тоже рассматривался в суде.

Вполне возможно, была и другая причина, по которой Павел потратил время, стремясь покончить с духом сутяжничества в коринфской церкви. Коринфяне были одержимы не только отстаиванием прав, но и стремлением судить — греч. слово krinein вместе с однокоренными словами встречается в послании свыше сорока раз, и восемь из них мы находим в первых восьми стихах этой главы. Отстаивание своих прав вместе со стремлением осудить кого-нибудь другого — одна из самых коварных тенденций в Божьей церкви. Этот греховный недуг следовало бы преодолеть через наше искупление в Иисусе Христе. Что бы Павел ни проповедовал в Коринфе о распятом Христе, этот принципиально важный урок просто не был усвоен.

Тот же дух сутяжничества нередко проникает и в современную церковь. В 1970-е гг. международная христианская община пережила нечто подобное, когда между двумя организациями, вовлеченными в миссионерскую работу, разгорелся спор. В результате проблема была решена в самом ее начале. Если бы коринфяне следовали наставлениям Павла, они избежали бы ситуаций, связанных с обращением в суды первой инстанции.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению учения апостола, надо, конечно же, сказать еще несколько слов об отношении Павла к современной ему власти. Хотя он считал, что христианам просто неприлично привлекать друг друга к суду, из Деяний святых Апостолов видно, что, с его точки зрения, было абсолютно правильно — и важно для него (и его товарищей) — настаивать, чтобы люди, стоящие у власти, честно и последовательно отстаивали справедливость.

Павел обращался к римскому правосудию, но никогда не делал этого, если речь заходила о спорах между братьями или с целью осудить своих ближних — иудеев (ср.: Деян 28:19), а только тогда, когда ему надо было защитить свое евангельское служение. Он, по существу, верил в дарованные Богом права и обязанности тех, кто стоял у власти (ср.: Рим 13:1−7), но также считал, что, как гражданин, должен исполнять обязанность, возложенную на него Богом, и напоминать властям, чтобы они не превышали своих полномочий, дабы справедливость вершилась и была очевидной (ср.: Деян 16:37; Деян 24:24). Поэтому важно отметить, что его резкое выступление против коринфян, решающих свои споры в судах, вовсе не означает сомнения в их честности или в справедливости судов. Для всего есть время и место, но (с точки зрения Павла) христианам не следует привлекать друг друга к суду. Всего лишь в нескольких стихах он называет гражданских судей нечестивыми (adikoi), ничего незначущими в церкви (4) и неверными (6), и кажется, что это звучит слишком резко, почти с предвзятостью. Однако в любом случае он подчеркивает, что в христианской общине есть люди, способные решить любую проблему такого рода. Коринфяне совершенно неправильно относились к своим недостаткам, предназначению, возможностям и призванию. И поэтому Павел убеждает их признать это.

1. Вы хвалитесь своими недостатками (6:1)

«Вы выносите сор из избы». Люди сторонние довольно быстро реагируют на мельчайшие огрехи в поведении какого-либо христианина или церкви, иначе как объяснить тот факт, что скандалы, связанные с духовными лицами, так подробно освещаются в газетах? Конечно, нет причины что-то скрывать и делать вид, будто все христиане каким-то чудесным образом святы. Однако вполне уместно проявлять благочестивую рассудительность и испытывать должное чувство стыда, когда речь заходит о наших недостатках как братьев и сестер во Христе. Отсюда и упрек, брошенный Павлом: «Как смеет кто у вас... судиться у нечестивых?..» — в оригинале слово, переведенное как «смеет», стоит в начале предложения (и всего отрывка), и этим подчеркивается негодование самого Павла по отношению к брату-христианину, оказавшемуся слишком самонадеянным. Оба слова, нечестивые (ton adikori и святые (ton hagion), не имеют никакого дополнительного значения, касающегося нравственности или профессии.

2. Вы забываете о своем предназначении (6:2−4)

Задавая риторический вопрос «Разве не знаете?..» (а таких вопросов только в этой главе шесть), Павел призывает христиан вспомнить о тех обязанностях, которые будут возложены на них, когда Божье Царство окончательно утвердится. Тот факт, что ему приходится говорить об этом именно таким образом, раскрывает суть его учения. Несмотря на все то, чему Павел так и не смог научить коринфян по причине их явной незрелости (ср.: 1Кор 3:1 и дал.), он все-таки сумел рассказать им об основных моментах, связанных с наступлением и утверждением Божьего Царства.

Нет никакого сомнения в том, что в основу учения апостола легли вероучительные положения, высказанные Самим Иисусом. Когда он говорит о том, какую роль «святые» будут играть в эсхатологической перспективе будущего века, нетрудно указать отрывки из Евангелий, которые он, вероятно, при этом использовал. Например, после того как Иисус довольно резко обошелся с богатым юношей, Симон-Петр, ощутив тягу к ученичеству, спросил Его: «...вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Иисус ответил: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых » (Мф 19:27−28).

В Новом Завете постоянно говорится о том, что христиане призваны участвовать во всех событиях, которые начнутся после воскресения Христа (ср.: Рим 6:4−8; Еф 2:4−6; Откр 20:4−6). Возможно, однако, что основным источником учения Павла является отрывок из Книги Пророка Даниила, в котором описывается довольно живое видение. Для того чтобы наполнить содержанием представление Павла о Божьем Царстве, приведем несколько стихов из всей главы.

«Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. <...>...Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. <...> Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков. <...> Затем воссядут судьи... Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан 7:9−27).

Картина величественного наступления Божьего Царства и та роль, которую в нем должны играть «святые», похожие на этих коринфских спорщиков, наверное, заставляли Павла вздрагивать каждый раз, когда он думал о том, что происходите Коринфе, и, подобно Даниилу, он мог сказать: «Здесь конец слова» (Дан 7:28). Как могли эти люди пасть так низко? Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? Обращаться в суд по поводу дел житейских (речь идет о том, что в английской юриспруденции называется «малыми сессиями») — это фарс, если не богохульство.

Но Павел еще не закончил. Коринфские христиане забыли о своем предназначении в Божьем Царстве, не помнят они и о другом: судить придется даже ангелов. Как же тогда быть со спорами о «делах житейских» (в RSV — проблемы, касающиеся этой жизни)? В эти самые лучшие времена ангелам приходится играть нелегкую роль. Все свои силы они отдают на небесное поклонение Богу (Откр 5:11−12) и на служение святым (Евр 1:14), но им очень трудно понять славу спасения. Петр, например, говорит, что они, взирая с небес, пытаются понять, что значит быть искупленным (1Пет 1:12). Однако в целом «многоразличная премудрость Божия», сокрытая в «неисследимом богатстве Христовом», выше понимания «начальств и властей» (Еф 3:8−10). Именно искупленный народ Божий, включая коринфскую церковь, должен сообщить эту Божественную мудрость ангельским существам.

Павел уже объяснил (1Кор 2:1−2), что эта мудрость сокрыта в «Иисусе Христе, и притом распятом», а падшие ангелы не могут с этим примириться, ведь именно гордость изначально лишила их Божьего Царства, и они еще ждут Божественного суда за этот мятеж (ср.: 2Пет 2:4; Иуд 1:6). «Послушайте, коринфские христиане, разве вы не знаете, что вам придется судить тех ангелов? Как вы могли забыть столь важную христианскую истину и опуститься до судебных тяжб друг с другом?»

Совместная обязанность, возложенная на Христа и христиан и заключающаяся в том, чтобы судить людей и ангелов в вопросах, имеющих вечное значение, совершенно по-новому освещает неуемное стремление коринфян отстаивать свои права и заносчиво судить друг друга. Нам начинает казаться, что Павел «раскалывает орех кузнечным молотом», но его метод бесспорно впечатляет.

Называя коринфских судей ничего не значущими в церкви (4), Павел говорит христианам: «Если в том, что касается духовного предназначения человека в вечности, все так и будет, тогда, конечно же, вы можете устраивать свои земные дела и решать внутренние споры, не обращаясь к тем, кого вы сами будете судить в тот великий День. Да, вы действительно забываете о своем предназначении». Быть может, Павел даже позволяет себе некую усмешку, представляя, как все изменится в тот день, когда Иисус предстанет Царем и Божье Царство утвердится во всей своей полноте.

Сточки зрения некоторых комментаторов, Павел хочет, чтобы этот долг исполнили самые неподготовленные и недалекие из членов коринфской общины: «А вы, когда затеваете житейские тяжбы, не поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви» (возможный перевод). Быть может, он сознательно переиначивает представление коринфян о том, кто действительно играет роль в сообществе, как христианском, так и любом другом. Выражение, переведенное как ничего не значущие, использовалось раньше (1Кор 1:28), причем подчеркивалось, что речь идет о «презренных» или «признанных ничтожными».

Едва упомянув об этом, Павел мог бы осудить представления коринфян (а в немалой степени и наших современников) о том, кто действительно значим для Бога. Одна из наиболее коварных тенденций, распространенных среди евангельских христиан, заключается в стремлении придавать большое значение так называемой «верхушке». Иногда слишком много времени, энергии, воображения, денег, усилий и предприимчивости тратится на то, чтобы привести к Христу людей влиятельных, занимающих руководящие посты и добившихся успеха, — причем дело доходит почти до того, что мы начинаем совершенно по-другому представлять смысл служения Самого Иисуса.

Вероятно, коринфские христиане считали местных судей людьми достаточно влиятельными, чтобы руководствоваться эгоистическими мотивами. Павел отвергает такую позицию: «Принимая нормы Христа, христиане сознательно отвергают нормы этого мира». Одним из самых серьезных факторов, ограничивающих сегодня деятельность почти всего евангельского христианства в западном мире, является его средний класс, жители пригородов. Однако если смотреть в глобальной перспективе, то поражает совершенно противоположная истина: сегодня библейское христианство наиболее ярко заявляет о себе на тех континентах, в тех странах и культурах, которые меньше всего подвержены воздействию синдрома «верхушки».

3. Вы не используете своих возможностей (6:5−6)

Теперь возмущение Павла сменяется иронической усмешкой. Коринфяне гордились своей мудростью и все-таки, по-видимому, не могли отыскать хотя бы одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими. Павел считает, что любой церкви под силу справиться с этой проблемой с помощью любви Иисуса Христа. Он напоминает им, что они, как церковь, «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1Кор 1:5). Христос — вот Божья мудрость, которую Бог сделал источником нашей жизни (ср.: 1:24, 30). Если мудрость, пребывающую в коринфской церкви, нельзя использовать, чтобы утихомирить некоторые раздоры, тогда христианам наверняка надо вновь садиться за парту.

Каждый раз, когда отношения внутри Христова Тела становятся натянутыми, важно найти и призвать особо одаренных членов собрания, которые могли бы с Божьей мудростью подойти к решению возникшей проблемы. Ничто так не ослабляет церковное свидетельство, как разрыв отношений. Среди христиан всегда будут разногласия и для их разрешения надо следовать дисциплинированному подходу, который показал Иисус (ср.: Мф 18:15−17). Обычно лучший способ восстановить отношения — найти того, кто готов от начала до конца выслушать все, что хотят сказать обе стороны. Такому «дается Духом слово мудрости» (1Кор 12:8).

4. Вы изменяете своему призванию (6:7−8)

Под изменой своему призванию подразумевается отношение коринфян друг к другу. Их призывали стать святыми (1:2), войти в общение с Самим Христом (1:9), познать в Нем Божью силу и Божью премудрость (1:24), посрамить мудрых и сильных настоящей общинной жизнью (1:27), а их образ жизни мало чем отличался от образа жизни необращенных язычников, ибо они уступали соблазнам негодования и алчности. Такие христиане, конечно же, выигрывал и дела в суде в ущерб другим, но весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. «Судиться с братом — это унижение, каким бы ни был исход слушания».

Существует гораздо лучший путь, свидетельствующий об истинном призвании христианской церкви: без озлобления принять обман и страдания. Об этом ясно говорил Иисус: «Вы слышали, что сказано: „око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5:38−40). Это учение прежде всего относится к распрям среди братьев во Христе: Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, им говори ему, и если покается, прости ему (Лк 17:3). Неудивительно, что сразу после этих слов апостолы взмолились: «Умножь в нас веру» (Лк 17:5).

Коринфские христиане разучились прощать и принимать обиды от своих единоверцев, а потому начали на самом деле обижать и обманывать друг друга. Слово обида относится к несправедливости в широком смысле, а лишения — к собственности. Таким образом, доброе имя и личное имущество перестали быть священными и неприкосновенными в христианской общине. Коринфяне настолько удалились от сверхъестественной реальности взаимной любви с Христом, что умышленно насмехались над нормами деловой и социальной этики. С точки зрения Allo (стр. 137), язык Павла указывает на то, что такие вопиющие проступки перестали быть чем-то исключительным в коринфской церкви. Неудивительно, что за всем этим юридическим языком и высказываниями, содержащимися в данном коротком отрывке, мы «чувствуем печаль, охватившую Павла».

3. Необходимость ясных убеждений (6:9−11)

По своему содержанию вторая часть гл. 6 представляет собой естественное продолжение разговора о необходимости надлежащей церковной дисциплины (начатого Павлом в гл 5). Главной темой остаются вопросы сексуальной морали. Очевидно, что пресыщенность, проявившаяся в отвратительном случае инцеста, в действительности представляет собой лишь вершину смертоносного айсберга в пучине крайне сомнительного отношения к телесной и сексуальной стороне человеческой жизни.

Несмотря на свою так называемую ученость, христиане Коринфа утратили представление об Иисусе Христе как средоточии всей нашей жизни, забыли о действенности духовного наставления Святого Духа, о преобразующем опыте призвания и спасения в Боге. Они стали гордиться широтой своих взглядов, духовными наставниками, которых они избрали, а также своей независимостью от самого апостола. Поэтому Павел возвращает их прямо к основам, к принципиальной оценке прошлого и будущего.

1) Представления о будущем (9−10)

Уже не раз было отмечено, что Павел редко упоминает о Царстве Божьем Внимательно рассмотрев те случаи, когда апостол говорит о нем, мы увидим, что этому понятию он придает особенно важное значение (напр.: Рим 14:17; 1Кор 4:20; 1Кор 6:9; 1Кор 15:24, 50; Гал 5:21; Еф 5:5). Вполне очевидно, что для Павла реальность Царства Божьего являлась средоточием его собственных убеждений и всего его учения, которое (как мы знаем из этого послания, ср.: 4:17; 7:17) в любой ситуации оставалось принципиально неизменным. К этому можно добавить слова Луки об общем смысле учения Павла, которое апостол день за днем проповедовал в Риме: «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян 28:30−31).

Хотя в Новом Завете содержится много различных определений благовестия, каждое из которых раскрывает тот или иной его смысл, важно, наверное, подчеркнуть, что взвешенное рассмотрение библейского учения о Царстве Божьем сегодня весьма актуально. Евангельские христиане акцентируют внимание на проповедовании Благой вести, представители других церквей — на решающем значении Царства. Иисус пришел с вестью о Божьем Царстве (ср.: Лк 4:43). Сегодня в любой ситуации нужно сохранять такой сбалансированный подход. Это необходимо, когда речь заходит о латиноамериканском «богословии освобождения» или об африканском «черном богословии», о гнете военных диктаторских режимов или об угрозе коммунистического переворота. Это необходимо, когда возникает разрыв между вероисповеданием и поведением или болезненное противоречие между послушанием Христу и верностью государству. Это необходимо, когда нас тревожит притеснение бедных и равнодушие богатых. Это необходимо, когда мы сталкиваемся с устаревшими формами церковной жизни и ее бюрократизацией или со своекорыстием политиков и их стремлением любой ценой сохранить существующее положение вещей. Всегда и везде, в любой ситуации, долг церкви — возвещать Евангелие Царства: «Иисус пришел как Царь царей; Он установил Царство Божье; Он — Владыка царей; Царство Его — Царство вечное, всеобъемлющее, неколебимое; не пора ли вам преклонить колени перед Иисусом как Царем?» Павел «проповедовал Царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе», потому что был полностью убежден в превосходстве Иисуса.

Царство Божье грядет, оно — в будущем, в какой бы мере оно не наступило и не переживалось сейчас. Кратко эта мысль выражена словом наследуют (греч. kleronomein) в ст. 9−10. Упоминая о Божьем Царстве, Павел четыре раза говорит о его наследовании (или не наследовании). Согласно Моррису, слово kleroпотео означает «полностью овладеть чем-либо, что уже было нам обещано». Петр говорит, что наследство получат только те, кто «родится свыше» (это единственный способ войти в Царство Божье [ср.: Ин 3:1−6]). «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству (kleronomian) нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1Пет 1:3−4).

В данном случае это наследство можно уподобить (и одновременно противопоставить) Земле обетованной, которая была уготована Божьему народу согласно завету-договору, заключенному с Моисеем. Земное наследство было подвержено стихийным бедствиям, вторжению врагов, нашествию диких зверей, и для Божьего народа было в некотором роде проблемой удержать его, не говоря уже о том, чтобы насладиться им сполна.

Несмотря на все трудности, с которыми столкнулся народ Израиля, добиваясь обещанного наследия, Бог вменил им в обязанность искоренять всякое чуждое влияние как в самой земле, так и в своей общинной жизни. Такой же призыв обращен к Божьему народу и при заключении нового завета: нам уготовано наследство нетленное, чистое и неувядаемое; в Царстве Божьем нет ничего, подверженного или подвергающего порче, — и ничему такому не будет позволено войти в него. Одно с другим не смешивается. Неправедные не наследуют Царства Божьего, ибо праведен Господь во всех путях Своих. По существу, они сами лишают себя Царства праведного Бога, так как самостоятельно выбирают тот или иной образ жизни. Царство Божье отражает праведный и милосердный характер Бога, поэтому тем, кто хочет жить по иным нормам, никогда там не бывать. Павел говорит не об отдельных неправедных поступках, а об образе жизни в целом, которому неотступно следуют те, кому предстоит стать «чужеземцами» в Царстве правды и света.

Итак, церковь в Коринфе (как вообще всякая церковь всегда и везде) была призвана свидетельствовать о тех началах, которые возобладают в Царстве Божьем. Церковь — это символ Царства, указывающий на его истинный характер. Поэтому поведение членов церкви не может определяться произвольно принятыми нормами сексуальной морали, а должно основываться на твердых представлениях о сущности Царства Божьего, явленной нам в Писании как Самим Иисусом, так и в пророческих видениях о жизни будущего века, которая однажды осуществится во всей своей полноте (в этом плане особенно важна Книга Откровение). «А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Откр 22:15). В старинном детском гимне сказано об этом ясно и просто:

Есть светлый город,
Его ворота закрыты для греха;
Ничего скверного,
Ничего скверного
Не войдет в него никогда.

По существу, мера убежденности в том, что кто-то наследует Божье Царство, а кто-то его не наследует, определяется нашей верой в Божий Суд. Если мы не способны принять реальность — вечную реальность — Божьего Суда, то не сможем признать и настоятельную необходимость церковной дисциплины. Павел недаром предупреждает коринфян: Не обманывайтесь (9). С помощью этих слов он стремится увести их с опасной дороги, ведущей ко всяческой лжи и неправде, касается ли это ложных учений, или неправедного поведения (ср.: Гал 6:7 и дал.; Еф 5:6; Кол 3:5−6).

Читая в этом отрывке перечень тех, кто не унаследует Царства Божьего, мы видим, что он лишь немногим отличается от списка, приведенного в 5:10−11, но дополнен тремя словами: прелюбодеи, мужеложники и воры. Здесь использовано и общее для всех этих пороков слово неправедные — вероятно, для того, чтобы перейти к ст. 11, где говорится о Божьей работе очищения неправедных:

4. Необходимость чистоты (6:12−20)

Темой отрывка по-прежнему остается этика сексуальных отношений. Но здесь Павел переходит от вопросов церковной дисциплины и степени порочности того или иного поведения к выразительному изображению красоты освященных половых отношений. Да, надо говорить о недопустимости сексуальных отклонений, необходимо предупреждать о последствиях, к которым приводит нарушение запретов, однако в чувственной природе человека Библия в первую очередь видит ту силу, на которой, по словам Гиннесса, «зиждется человеческая любовь и которая уравновешивает все ее начала — высоту и глубину, реализм и романтизм».

Поэтому в нашем мире, одержимом сексом (и усматривающем в нем универсальное средство спасения от душевной пустоты и прочих проблем), этот отрывок послания приобретает особую актуальность и остроту. В конце 1960-х гг. в Беркли (Калифорния) среди многочисленных граффити была и такая надпись: «Секс освобождает». Примерно так думали (в силу различных обстоятельств и по разным причинам) и многие коринфские христиане, но Павел вынужден был указать им, чем же в действительности они руководствовались. Главной посылкой, определяющей их поведение, была следующая: Все мне позволительно (12). Вполне вероятно, сам Павел дал им повод так думать, потому что эти слова, несомненно, можно считать одним из его программных заявлений. Сами ли коринфяне говорили так, или это было утверждением Павла, но в любом случае правильнее будет истолковать его в смысле часто цитируемого изречения Августина: «Возлюби Бога — и делай, что хочешь».

И без того затруднительное положение Павла усугублялось еще и тем, что среди членов коринфской церкви были как отрицавшие закон, так и законники. И он был вынужден маневрировать, стараясь соблюдать равновесие между двумя крайностями, так как «ходить в Духе» всегда означает «придерживаться золотой середины и идти узким путем между излишне свободным отношением к моральным нормам и слишком строгим следованием многочисленным правилам».

Кроме того, во времена Павла под влиянием греческой философии (в частности, стоицизма) широко бытовало отношение к телу как к тюрьме души. «Тело — это гробница», — говорится в одной греческой пословице. Эпиктет говорил: «Я — бедная душа, прикованная к трупу». Получается, что, если человеческое тело столь ничтожно, к нему можно относиться двояко, причем прямо противоположным образом: или подвергнуть его полному усмирению и порабощению и установить жестки и контроль над всеми телесными влечениями; или предоставить полную свободу в удовлетворении всех его прихотей и желаний, потому что это все равно не имеет никакого нравственного значения и, конечно, никак не влияет на душу или дух.

Прежде чем говорить об истинно христианском отношении к телу, Павел рассматривает общий принцип, выраженный в словах: «Все мне позволительно». Он считает нужным уточнить, в каких пределах христианину дозволяется делать все, что ему хотелось бы. Как таковой, этот принцип очень похож на широко распространенную на Западе тенденцию, проникшую в церковь с начала 1970-х гг.: «Делай то, что тебе нравится, и если тебе чего-то не хочется, не делай этого». Такая позиция нуждается в более глубоком богословском обосновании.

Если мы объединим 6:12 и 10:23, то увидим, что Павел делает три важнейших уточнения, ограничивающих кажущуюся свободу действия. Рассмотрим каждое из них в отдельности, так как сначала Павел излагает общие принципы, которым мы должны следовать в жизни, а уже потом соотносит их с областью сексуальных отношений. Первое, на чем настаивает апостол: ...но не все полезно. Конечно, Евангелие — это весть свободы (ср.: Гал 5:1 и дал.), но это вовсе не означает, что все полезно и желательно. Как говорит Моррис, «есть вещи, делать которые никто не запрещал, но последствия которых таковы, что для верующего человека они непозволительны». Павла не удовлетворяет оценка своего повседневного поведения по принципу «наименьшего общего знаменателя»; он хочет увериться, что все его дела и поступки принесут истинную пользу свидетельству, которое он каждый день возвещает неверующим, а также его работе в церкви и жизни во Христе. Он хочет, чтобы все, что мы делаем, было полезно для нас самих и наших близких. Этот принцип может весьма благотворно сказаться на всей сфере межличностных отношений (и особенно на отношениях между полами).

Во втором ограничении свободы действий («все мне позволительно») присутствует интересная игра слов, наилучшим образом переданная в пересказе Баркли: «Все мне позволительно, но я ничему не позволю владеть мной». Далее, в гл. 8−10, мы увидим, с какой горячей убежденностью Павел доказывает, что сущность христианской свободы заключается в свободе не быть свободным, то есть в способности осознанно пойти на ограничение своей свободы во имя благовестия. Человек, которому приходится утверждаться в своей свободе, на самом деле является рабом, ибо испытывает бесконечную потребность доказывать, что он свободен. Истинно свободный человек ничего не доказывает. Весьма вероятно, что Павел сознательно прибегает к игре слов, чтобы точнее определить сущность своего спора с коринфянами. В отрывке 6:12−11:10 шестнадцать раз употреблено ключевое слово, которому в греческом оригинале соответствует как глагол (в двух формах — exestin и exousiazeiri), так и существительное (exousla) (см.: 6:12; 7:4; 7:37; 8:9; 9:4−6; 9:12; 9:18; 10:23; 11:10). Похоже, что столкновение между Павлом и коринфянами было вызвано вечным вопросом о «правах» личности. Христиане Коринфа очень хорошо знали свои права и умели их отстаивать, но их не обрадовало бы, если бы Павел захотел воспользоваться своими правами, пусть даже как апостол. На самом деле, Павел обладал подлинной, внутренней свободой во Христе, что и позволяло ему, как мы увидим, равнодушно относиться к каким бы то ни было правам, на которых он мог бы настаивать (ср.: особенно 9:12).

Применительно к той конкретной проблеме, которая рассматривается в 6:12, Павел, по-видимому, говорит, что никакие права не являются главной ценностью в его жизни. Это чрезвычайно революционное заявление, и оно свидетельствует о таком уровне свободы, который не знаком большинству христиан, не говоря уж о неверующих. В любом конфликте всегда говорится о правах заинтересованных сторон, будьте права рабочих или администрации, одиноких матерей или больших семей, чернокожих или белых, мужчин или женщин, бедных или богатых. Считается (и с этим все согласны), что все мы имеем право на еду, одежду, жилище, образование, медицинское обслуживание, отдых и, особенно, на постоянное повышение уровня жизни или, по крайней мере, на такую оплату труда, которая соответствует прожиточному минимуму. И христиане зачастую склонны воспринимать эти притязания, не подвергая их никакому сомнению. Но разве Павел не отказывается от своих так называемых законных прав, ставя превыше всего истинную свободу во Христе? Если я, подобно христианам Коринфа, буду постоянно заботиться о соблюдении своих прав, то как я смогу сохранить подлинную свободу, чтобы сделать то, что хочет от меня Господь!

Павел говорит о многообразии наших прав, а также о том, что он никогда не позволит, чтобы эти всеобщие «права» повелевали им. Только Иисус Христос обладает всей полнотой власти над жизнью Павла и всеми правами на жизнь апостола.

Как только мы освободимся от потребности пользоваться правами, не говоря уже о том, чтобы отстаивать их, мы ясно увидим, какие из наших привычек, занятий, интересов и т. д. способны поработить нас. Если есть что-то, отчего, как мне кажется, я не могу отказаться, значит, это посягает на мою свободу во Христе: «...ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет 2:19). Многое из того, чем мы занимаемся, не имеет никакой нравственной ценности или, в лучшем случае, нейтрально: это просто те или иные занятия, развлечения, спорт, хобби, досуг и тому подобное. Если мы отводим всему этому должное место и сохраняем меру, оно обогащает нас во Христе и, следовательно, мы отражаем образ Божий. Но Павел непреклонен в своей решимости не допустить, чтобы его жизнью владело что-либо или кто-либо, кроме «Господа нашего Иисуса Христа». Он считает себя Его рабом и никогда не позволит никакой другой силе управлять собой и своей жизнью. И действительно, последнюю часть ст. 12 можно перевести и так: «Но никто не должен обладать мною».

Третье ограничение принципа «все мне позволительно» содержится в 10:23: «...но не все назидает». Более полный анализ этого утверждения мы дадим в соответствующей главе, но даже при поверхностном чтении послания в общем и целом становится ясно, что более всего Павел заботится о том, чтобы в Коринфе Тело Христово созидалось не только на правильном основании, но и с использованием прочных доброкачественных материалов (ср.: 3:11−15). Павел требует, чтобы каждый христианин постоянно спрашивал себя, окажется ли тот или иной его поступок таким созидательным материалом. Христианские принципы отношений между полами он излагает в 6:12−20. Весь этот раздел (6:12−20), как ничто другое в Новом Завете и вне его, способствует развитию христианской этики взаимоотношений между полами.

Прежде чем дать глубокое толкование истинно христоцентричного отношения к телу (somd), Павел отвергает ложный подход, касающийся чрева (koilid), выраженный, вероятно, еще одной броской фразой, взятой на вооружение теми, кто пытается оправдать всяческие излишества и потворство своим желаниям. Он резко отметает их установку, давая понять, что сейчас речь идет совсем о другом. Существует огромная разница между пищей, которая переваривается желудком и проходит через кишечник, и половыми отношениями, которые затрагивают всего человека и от которых нельзя отмахнуться как от чисто физиологического явления. Отвергая этот ложны и довод, Павел заканчивает фразой, в которой слышатся то ли слова его противников, то ли его собственная оценка: ...но Бог уничтожит и то, и другое (то есть пищу и чрево). Апостол мог бы здесь вспомнить слова, сказанные им римлянам: «Ибо Царствие Божие

Теперь Павел приступает к изложению своего учения о теле, противопоставляя его тем господствующим взглядам, которых придерживались как языческие философы, так и непросвещенные христиане Коринфа. Вспомнив, что в некоторых главах данного послания (напр.: ст. 6, 10−12, 15) мысль о теле (с различными смысловыми акцентами) является основополагающей, мы сможем более адекватно оценить богословие Павла. В этих главах речь идет о практическом предназначении тела (6), о теле Христа в Евхаристии (10 и 11), о наших телах как членах Тела Христова, о дарах (12) и о воскресении тела (15). Недаром считается, что в мире нет другой религии, которая имела бы столь высокий взгляд на тело, и самым очевидным подтверждением этой истины является сам факт воплощения. Такова мера принятия тела Богом.

В 6:13−20 Павел, говоря о теле, делает пять решительных высказываний и затем властно завершает: Не знаете ли, что... вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших... (19−20). Давайте вспомним, что он говорит о наших телах, которые, как пишет Оз Гиннесс, «изнашиваются и увядают, покрываются потом, истекают кровью, изрыгают рвоту, у которых появляется толстый живот и одышка». «Именно они, — продолжает Гиннесс, — являются орудием добра и зла. Именно их Павел призывает принести Богу как живую жертву. Наше послушание или непослушание проявляются в поведении нашего тела или не проявляются нигде. Для христиан послушание — это активность тела. Бог обращается к нам не просто как к обладателям ума, эмоций или воли, а как к людям, у которых есть тело. Его заботят не какие-то абстракции, как, например, теоретическое прелюбодеяние или безнравственность, а весь человек, совершающий подобные поступки».

Пять истин о теле можно резюмировать следующим образом:

Тело предназначено для Господа (13).

Воскресение тела в Господе (14).

Соединение тела с Господом (15−17).

Господь обитает в теле (19).

Господь искупляет тело (19−20).

Ни одна из этих истин не принималась современниками Павла, и поэтому их следует рассмотреть подробнее.

1) Тело предназначено для Господа (13)

У Бога Свой замысел относительно наших тел, и нам, конечно, не позволено предаваться никакой сексуальной распущенности, не говоря уже о том особом грехе, который процветал и был позволителен в Коринфе. Тот факт, что Сам Иисус принял человеческую плоть и кровь, показывает, что Господь для тела. Это еще раз подчеркивается и тем, что Бог не позволил «Святому Своему увидеть тление», но воскресил Его из мертвых (ср.: Деян 2:22−32; Деян 13:27−37). Говорит это и о том, что смерть не является конечным замыслом Бога. Более того, слова «Господь для тела» означают, что Господь необходим для тела, чтобы оно исполняло свое назначение. «Тело для Христа, — подытоживает Годе, — дабы принадлежать Ему и служить Ему, и Христос для тела, дабы обитать в нем и прославлять его». Более полно об этом говорится в остальных стихах отрывка 6:12−20.

2) Воскресение тела в Господе (14)

Замысел Бога ни в коей мере не пресекается смертью и тлением тела. Более подробно эту тему Павел разрабатывает в гл. 15, а в 6:14 дает ее обобщенное выражение, раскрывая в высшей степени значимую для всех истину: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (ср.: Рим 8:11; 2Кор 4:14). Alio делает важное замечание, согласно которому ст. 14 согласуется с представлениями евреев о загробной жизни, но противоречит учению греков, выраженному Платоном; Павел считает тело неотъемлемой частью нашей целостной и неуничтожимой личности, и потому говорит: «Бог воскресит нас», имея в виду воскресение нашего тела.

Утверждая, что воскресение Иисуса осуществляется благодаря силе Бога-Отца, Павел сохраняет последовательный строй новозаветного учения (ср.: Деян 2:24, 32; Деян 3:15, 26; Деян 4:10; Деян 5:30 и т. д.). Все, что совершилось с Иисусом, через Него совершится и со всеми, кто в Нем пребывает (ср.: 1Кор 15:20 и дал.). В конечном счете, наши тела не являются чем-то непреложным; они — лишь сырье для более славного творения. Лишь деятельная сила (dynameos) Господа воскресит мертвых: нет другой силы на земле, которая могла бы сделать это, однако в Америке многие владельцы похоронных бюро неплохо зарабатывают на глубоком замораживании тел умерших с целью их воскрешения в далеком будущем. Самое удивительное, что Павел уверен и в воскресении самонадеянных, разобщенных жителей Коринфа, и в воскресении своего тела — изможденного, иссеченного кнутом, побитого камнями, измученного лихорадкой и показавшего человеческую немощь. Если, глядя на свои немощные смертные тела, мы можем с той же уверенностью сказать: «Верю в воскресение тела», тогда мы — поистине дети воскресения.

3) Соединение тела с Господом (15−17)

О том, насколько тесно человеческое тело христианина соединено с Самим Господом, красноречиво свидетельствует ст. 15: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Заявление чрезвычайно смелое: наши физические тела — члены Христа, а риторический вопрос, заданный Павлом («Разве вы не знаете?..»), показывает, сколь важным является это соединение с воскресшим Господом. О степени нашего единства с Христом говорит и ст. 17: ...соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом). Двое становятся столь едины, что Павел использует одно и то же выражение (kollomenos, «слившиеся воедино»), говоря и о соединении христиан с Христом, и о совокуплении с блудницей (16).

Сам Иисус учил о полном единстве между Ним и верующими в Него (ср.: Ин 17:20 и дал.). В этих Его словах (несмотря на то что нередко их характеризовали как мистические) содержится ясное указание на союз физического и духовного начал. Вот почему, описывая отношения между Христом (Жених) и Церковью (Невеста), Павел использует язык брачного союза (Еф 5:21−22 и дал.). Полное и непрестанное единство между мужем и женой является ярким символом отношений, заключенных навеки между Христом и Его Церковью. Согласно Божьему замыслу о браке, двое верующих должны достичь такой близости друг с другом, чтобы «стать одной плотью», выражением чего и служит физическая близость сексуальных отношений. Но даже такое приближение к идеальному замыслу, в лучшем случае, является лишь знаком (и в этом смысле брак есть «таинство») совершенного союза/брака между Христом и Его Церковью.

Если тела верующих в Христа действительно суть члены Христовы, то для христиан немыслимо (и вдобавок безнравственно) осквернять свое тело совокуплением с блудницами. Именно поэтому верующие также не должны вступать в брак с неверующими (ср.: 2Кор 6:14 и дал.). Тела христиан — это члены Тела Христова, чего нельзя сказать о нехристианах. Следовательно, если христианин вступает в близость с неверующей, он становится как одно тело с нею (16), согласно фундаментальной библейской истине, выраженной в словах: ...[двое] будут одна плоть (Быт 2:24). Но тот, кто стал «одним телом» с неверным, не может быть «одним духом» с Христом. Таким образом, с этого момента верующий живет в разобщении с Богом.

В своих дальнейших комментариях Оз Гиннесс так разъясняет значение этой фундаментальной истины: «Это идеал, посредством которого в Писании оценивается все, что касается христианской сексуальной этики. Почему нельзя вступать в половые отношения с животными? Почему прелюбодеяние греховно? Почему греховны добрачные связи? Просто потому, что не существует никакого истинного единства и, следовательно, не должно быть единой плоти. Именно об этом Павел здесь и говорит. Дело не в том, что кто-то из коринфян спал с блудницей; Павел вполне мог бы сказать и так: „Всякий, совокупляющийся с привлекательной домохозяйкой” или „Всякая, совокупляющаяся с красавцем-атлетом”. Он употребляет местоимение мужского рода („он”) просто потому, что в Коринфе именно мужчины стремились жить по двойному стандарту, а слово „блудница” использует потому, что в том же Коринфе проституция представляла особую проблему. Однако настоящая проблема заключалась в бессмысленности близости, лишенной всякой преданности». Надо было напрямую заявить, что девственность — один из самых творческих, освобождающих, очищающих и прекрасных даров, способных привести к заключению христианского брака. Если кто-либо из партнеров не может содействовать такому союзу, его (или ее) личность терпит ущерб, который, впрочем, не является невосполнимым, так как Христос Своей искупительной силой может все обновить.

4) Господь обитает в теле (19)

Четвертый призыв к чистоте, средоточием которой является Христос, Павел обосновывает с помощью слов о том, что в наших телах обитает Святой Дух. Наше тело — не просто некая физическая оболочка, внешне привлекательная, но — храм Святого Духа. Ранее (в 1Кор 3:16−17) Павел утверждал, что вся Божья церковь в Коринфе — Божий храм, строго предостерегая каждого, кто захочет его разрушить. Теперь, используя ту же самую метафору, он напоминает всем коринфским христианам, что каждого из них Бог наделил даром Святого Духа (которого имеете вы от Бога). В упомянутом отрывке он просто говорил о «Божьем Духе». Теперь же апостол чувствует необходимость акцентировать внимание на призыве к святости: «...тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (19).

5) Господь искупляет тело (19−20)

Завершающий призыв Павла к святости основывается на упоминании о той цене, которой искуплены наши тела: Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших. До того как коринфяне начали ощущать свободу, дарованную Христом, они пребывали в тяжких узах рабства. Они были рабами своих эгоистических желаний, потворства своим прихотям и плотским вожделениям (ср.: Еф 2:3; Рим 6:20; Ин 8:34). Затем пришел Тот, Кто смог дать им полную свободу. Он заплатил за эту свободу. Они освободились от тщеты и рабских привычек прошлой жизни. Их тела перестали походить на куски мяса, выставленные на продажу самому лучшему работорговцу или годные для платежа культовой проститутке. Они куплены дорогой ценой — и отныне у них новый Хозяин. Теперь в силе Его повеления, а не их собственные фантазии и причуды. Отныне Он хочет, чтобы они прославляли Бога посредством физических способностей, которыми обладают.

Весьма далекий от того, чтобы презирать их тела, отмеченные признаками вырождения и безудержным грехом, Он был полон решимости изнутри осуществить «искупление этих тел» (ср.: Рим 8:23). Плоть и кровь, особенно такие распутные, никогда не смогут наследовать Царства Божьего (1Кор 15:50). Но сила Его искупительной любви может завершить (и завершит) то, что уже начал Святой Дух.

Поэтому мы призваны научиться от Святого Духа, как прославлять Бога в своих телах: не потворствовать их прихотям, не оправдывать их и не оскорблять своим легкомысленным отношением ко многим труд неодолимым соблазнам. Павел решительно призывает коринфян избегать двух грехов: блуда (6:18)

Иосиф был вынужден бежать от сексуальных домогательств жены Потифара (ср.: Быт 39:6 и дал.). Сегодня, для того чтобы постичь практическую мудрость бегства от искушений, часто возникающих при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах, христианам не надо быть гражданами Коринфа или почетными гостями в роскошных дворцах безнравственных египетских правителей.

Это, однако, отрицательная (хотя и неизбежно существующая) сторона чистоты, средоточием которой является Христос. В последних словах Павла на эту тему гораздо больше призыва и положительного содержания: Прославляйте Бога и в телах ваших. Пусть последним пояснением этого призыва к чистоте станут слова Годе: «Будем жизнью нашего тела показывать славу и, прежде всего, святость Небесного Господина, который отныне владеет нами». Прекрасным эпилогом к этой теме может стать поэтическая картина, которая предстает перед взором псалмопевца:

«Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:13−16).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Дейвида Прайера на 1 послание Коринфянам, 6 глава. Библия говорит сегодня.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

1 Коринфянам 6 глава в переводах:
1 Коринфянам 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.