Хр. Галатии 3 глава

Послание апостола Павла христианам Галатии
Под редакцией Кулаковых → Толкования Августина

Под редакцией Кулаковых

1 О неразумные галаты! Вам так ясно был представлен Иисус Христос, как если бы Его у вас на глазах распяли! Кто же смог заворожить вас?1
2 Я об одном хочу спросить вас: вы Духа благодаря исполнению Закона получили или по вашей вере в ту весть, что от нас услышали?2
3 Неужели вы столь неразумны: начав жизнь в Духе Божьем, теперь пытаетесь достичь совершенства своими силами?!3
4 Так много вы перенесли, и всё это было напрасно?! Могло ли такое в самом деле оказаться напрасным?
5 Так вот, когда Бог наделяет вас Духом и совершает среди вас чудеса, потому ли Он это делает, что вы соблюдаете Закон,4 или по вере вашей в ту весть, которую вы от нас услышали?
6 Авраам, как помните, поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.5
7 И потому знайте: лишь те, кто верою живет,6настоящие сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог оправдает язычников по их вере, предвозвестило Аврааму Благую Весть: «Благословятся в тебе все народы».7
9 Так что верующие благословляются вместе с Авраамом, человеком веры.8
10 Все, кто на соблюдение Закона полагается, под проклятием оказываются, ибо написано: «Проклят всякий, кто уклоняется от непременного соблюдения всего, записанного в книге Закона».9
11 А что никто не может быть оправдан пред Богом посредством Закона, это очевидно, потому что праведный жить будет верою.10
12 Закон же никак не связан с той верой,11 что ведет к оправданию, напротив, мы читаем: «Кто исполняет его веленья, жив будет благодаря им».12
13 Христос заплатил за освобождение наше13 от того самого проклятия, что высказано в Законе, на Себя приняв проклятие за нас.14 Ведь написано: «Проклят всякий, висящий на дереве».15
14 Он искупил нас, чтобы то благословение, которое обещано было некогда Аврааму, через Иисуса Христа могло распространиться на язычников, дабы все мы через веру могли получить обещанного Духа.
15 Братья мои, я воспользуюсь таким сравнением:16 если составленное человеком завещание скреплено должным образом, его никто не отменяет и не дополняет.
16 Обещания же, которые Бог дал Аврааму, даны были и потомку17 его. ( Стоит заметить, что в Писании не сказано: «И потомкам», как если бы речь шла о многих, — но как об Одном: «И Потомку твоему»,18 — а это и есть Христос.)
17 Я хочу сказать, что завет19 давно уже был утвержден Богом, и Закон, данный четыреста тридцать лет спустя, не мог лишить силы этот завет и таким образом отменить обещание.
18 Ибо если наследство дается за послушание Закону,20 то, значит, уже не по обещанию, но Аврааму Бог милостиво даровал его по обещанию.
19 Для чего же Закон? Он был дан в дополнение к завету, дабы выявлять через него преступления,21 пока не придет Тот Потомок Авраама, к Которому относилось обещание. Закон был дан через ангелов и с участием посредника.
20 (Посредник, однако, всегда представляет не одну только сторону,22 Бог же — один.)
21 Значит ли это, что Закон противоречит обещаниям [Божьим]? Ни в коем случае! Ведь если бы дан был Закон, который мог наделить жизнью, то праведность действительно достигалась бы посредством такого Закона.
22 Но Писание заявляет, что все люди — узники греха,23 чтобы обещание всем верующим могло быть дано на основании их веры в Иисуса Христа.
23 А прежде чем пришла вера, мы пребывали под стражей Закона до времени, когда вера должна была открыться.
24 Так что Закон был слугою, который вел24 нас ко Христу,25 чтобы нам быть оправданными на основании веры.
25 И после того, как пришла вера, мы уже больше не под надзором этого слуги.
26 Через веру во Христа Иисуса все вы — дети Божьи,
27 потому что все, во Христа26 крестившиеся, во Христа облеклись.
28 И нет больше ни иудея, ни язычника,27 нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины, потому что все вы одно целое во Христе Иисусе.
29 А если вы Христовы, то вы — потомки Авраама и, по данному ему обещанию, наследники.

Толкования Августина

Стих 2

Здесь Павел начинает показывать, каким образом благодать веры достаточна для оправдания без дел закона... Этот вопрос надо рассматривать аккуратно, чтобы никто не был обманут двусмысленностью; а для этого прежде следует знать, что дела закона двойственны: отчасти они объясняются таинствами, отчасти — нравами. К таинствам относятся обрезание плоти, еженедельная суббота, новомесячье, жертвы и все бесчисленные обряды такого рода (См. 16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе. Кол 2:16−17). К нравам относятся: не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и т.п. (См. Исх 20; Втор 5). Разве может не волновать апостола, является ли христианин убийцей или прелюбодеем, целомудрен ли он и невинен, — подобно тому, как его не волнует, обрезан ли он по плоти или нет?

Теперь Павел обстоятельно рассматривает дела, связанные с таинствами, хотя указывает, что к ним иногда примешиваются и другие.

В конце послания он отдельно рассматривает дела, связанные с нравами, причем кратко, тогда как здесь говорит пространно...

Ничто не устрашает душу так, как непонятное таинство. Будучи понятным, оно несет духовную радость и весело празднуется, если это уместно; а когда этому не место, проводятся чтения и разъяснения с душевным трепетом. Любое таинство, когда оно понятно, относится либо к созерцанию истины, либо к добрым нравам. Созерцание истины основано на одной лишь любви к Богу, благонравие — на любви к Богу и любви к ближнему (Ср. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:37−40); а на этих двух заповедях стоит весь закон и пророки (См. 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Мф 22:40−45; 28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. 32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Мк 12:28−33).

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 19. Сl. 0282, 19.76.9 [CSEL 84:76].

Стих 8

Величайшей победой в Аврааме было то, что прежде обрезания вера ему была вменена в праведность (См. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Быт 15:6). И это совершенно справедливо отнесено к данному ему обетованию: благословятся в тебе все народы (См. 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18), — в чем подразумевается, конечно, подражание вере его, которою он и оправдан даже прежде обряда обрезания, принятого им как знак веры, и прежде всякого рабства закона, данного много позже.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 20. Cl. 0282, 20.79.11.

Стих 11

Закон ведет к познанию греха и преступлению самого закона, так что с познанием и ростом греха благодать может быть обретена через веру.

Августин Иппонский, Против двух посланий Пелагия 1.8.14. Cl. 0346, 1.8.14.435.13.

Стих 15

Как смерть завещателя служит утверждению его завещания, поскольку он уже не может изменить своего решения, — так незыблемость обетования Бога служит утверждением наследия Авраама, которому вера вменена в праведность.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 23. Cl. 0282, 23.85.6.

Стих 17

Ведь если оправдывает закон, то Авраам не оправдан, поскольку жил задолго до закона. Такого они сказать не могут, значит, вынуждены допустить, что человек оправдывается не делами закона, а верою. Но Павел и нас заставляет осознать, что в древности все, кто оправдан, оправданы тою же верой: ибо как мы спасаемся, веря частью в случившееся (т.е. в первый приход Господа), частью в предстоящее (т.е. во второй приход Господа), — так и они верили во все это как в предстоящее, а Дух Святой открывал это во спасение им.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 23. Сl. 0282, 23.85.18.

Стих 19

Далее следует достаточно важный вопрос. Если вера оправдывает и прежних святых (оправданные перед Богом оправданы верой), то зачем было давать закон? Закон был дан народу возгордившемуся, а благодать любви нельзя обрести иначе, как через смирение, и без этой благодати невозможно исполнить заповеди закона. Народ принижен был преступлением, чтобы он искал благодать и не возомнил по гордости, будто спасется своими заслугами, ибо праведность не в его власти и не в его силах, но в руках Посредника, оправдывающего грешников.

Источник: Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 24. Cl. 0282, 24.86.5.

***

Весь Ветхий Завет преподан через ангелов при содействии Духа Святого и Самого Слова истины, еще не воплощенного, но никогда не отстранявшегося от возвещения истины. Закон дан был через ангелов, иногда действовавших от своего лица, иногда — от лица Бога, как обычно поступали и пророки...

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 24. Cl. 0282, 24.88.12.

Стих 22

Гордецам полезно быть крепче заключенными под грехом, дабы они при достижении праведности не полагались самонадеянно на свободу воли, как будто на собственные силы.

Источник: Августин Иппонский, О благодати Христа и первородном грехе 1.8.9. Cl. 0349, 1.8.9.132.23.

***

Преступление закона необходимо было, чтобы сломить гордость тех, кто, славясь отцом своим Авраамом, претендовал на что-то вроде природной праведности — настолько же вредоносно, насколько и грубо возносясь над язычниками заслугами своего обрезания. Но язычников легко было принизить и без такого рода преступления, ибо благодать Евангелия обнаружила, что люди эти, знавшие, что не получили ростков мудрости от отцов своих, являлись рабами идолов...

Итак, закон дан не для того, чтобы уничтожить грех, но чтобы всех заключить под грехом. Закон и показал: грехом является то, что иудеи в слепоте своей могли принимать за праведность, — чтобы через это унижение они познали: их спасение не в их руках, но в руке Посредника. Многое, конечно, может унижение, когда нас охватывает гордость. Такое смиренное состояние позволяло принять благодать Христа, Который есть сам образец смирения.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 25. Cl. 0282, 25.89.3.

Стих 23

Не найдется столь несведующего человека, который скажет: отчего не пошло на пользу иудеям то, что преданы они были в руку Посредника через ангелов, передававших закон? Ибо пошло им на пользу, да так, что не выразить в словах. Ради чего церкви язычников продавали свои владения и плату за них полагали к ногам апостолов (а это делали многие тысячи людей) (См. 34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Деян 4:34−35)?

...И когда Павел восхваляет церковь в Фессалониках перед другими церквами, то говорит, что они стали подобны церквам иудеев, потому что много пострадали от своего народа за веру, как другие пострадали от иудеев (См. 14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, 15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, 16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. 1Фес 2:14−16)... Осознание тяжелой болезни — когда обнаружилось, что они преступили сам закон, — пошло не на пагубу, но на пользу тем, кто поверил [во Христа], так что они страстно возжелали Исцелителя и сильно возлюбили Его.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 26. Сl. 0282, 26.90.20 [CSEL 84:90−91].

Стих 28

Теперь, когда уже получен начаток Духа, Который и есть жизнь в оправдание верою (при том что тело мертво для греха), различие такое (будь то различие между народами, или в условиях жизни, или между полами) уже отменяется, и отменяется единством веры. Но различие это сохраняется в общении смертных, и даже апостолы учат, что его надо учитывать на этом жизненном пути. Они же предлагают полезнейшие правила, как в жизни соблюдать различие между иудеями и греками, господином и рабом, мужем и женой и проч. А ранее и Сам Господь говорил: отдавайте кесарю кесарево, а Богу — Божиё (17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф 22:17−21; 14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? 15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. 16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. 17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. Мк 12:14−17; 20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. 23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. 25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; Лк 21:20−25).

Итак, одно дело — отсутствие этого различия в единстве веры; другое дело — путь этой жизни, по которому надо пройти так, чтобы не осквернить имя Божие и учение Его. И не только из-за гнева мы хотим избежать оскорбления людей, но и по сознанию того, что мы делаем это не для вида, а из чистой любви к Богу. Бог же хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 28. Cl. 0282, 28.93.5 [CSEL 84:93].

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Некот. рукописи добавляют: так, что непокорны вы стали истине.
2  [2] — Или (ближе к букв.): от слушания с верой; то же в ст. 5.
3  [3] — Букв.: начав Духом, вы теперь завершаете плотью.
5  [4] — Букв.: по причине дел/от дел Закона.
6  [5] — Быт 15:6 (LXX). См. в Словаре Авраам.
7  [6] — Букв.: те, кто от веры; то же в ст. 9 и 22.
8  [7] — Друг. возм. пер.: через тебя Бог благословит все народы.Быт 12:3; Быт 18:18.
9  [8] — Букв.: с верующим Авраамом.
10  [9] — Букв.: кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы это исполнить; Втор 27:26.
11  [10] — Авв 2:4.
12  [11] — Или: Закон — это не вопрос веры.
12  [12] — Букв.: жить будет ими.Лев 18:5 (LXX).
13  [13] — Букв.: Христос искупил нас.
13  [14] — Букв.: став за нас проклятьем.
13  [15] — Втор 21:23.
15  [16] — Букв.: я говорю по-человечески.
16  [17] — Здесь и ниже в этом ст. и в ст. 19 и 29 букв.: семени.
16  [18] — Быт 13:15; Быт 24:7.
17  [19] — Греч. диатэкэ — завет, завещание; здесь Павел использует это слово в обоих значениях. В некот. рукописях: завет о Христе.См. в Словаре Завет.
18  [20] — Букв.: ибо если наследство от Закона.
19  [21] — Букв.: он был добавлен из-за преступлений.
20  [22] — Букв.: но посредник при одном не бывает.
22  [23] — Букв.: Писание заключило всё под грехом.
24  [24] — Греч. пайдагогос — наставник, воспитатель; в греч. и рим. семьях это был раб, водивший детей в школу и из школы и присматривавший за ними.
24  [25] — Друг. возм. пер.: до времени, пока не придет Христос.
27  [26] — Греч. предлог эйсв своем первом значении «в связи с» здесь указывает на внутреннее единение верующего со Христом (ср. 1Кор 12:13,27).
28  [27] — Букв.: эллина; эллины — самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.