По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.
2 Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».
3 Иисус ответил:

«Поверь Мне: кто не родится свыше,1
не увидит Царства Божия».

4 «Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»
5

«Уверяю тебя, — ответил Иисус,
кто не родится от воды и Духа,
тот не сможет войти в Царство Божие.

6

От плоти рождается только плоть,
и лишь Дух рождает дух.2

7

Не удивляйся тому, что сказал я тебе:
каждый из вас должен родиться свыше.

8

Ветер веет,3 где хочет.
Но, даже если слышишь шум его,
не знаешь, откуда он и где будет дуть потом.
Так и с каждым, кто родится от Духа».

9 «Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.
10 «Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —
11 Верь Мне, мы говорим о том, что знаем,

и о том свидетельствуем, что видели.
А вы свидетельства нашего не принимаете.

12

Но если не верите Мне, когда о земном говорю,
поверите ли словам Моим о небесном?

13

Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5
с Неба и сошедшего.

14

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне,
так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,

15

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6

16

Бог ведь так полюбил этот мир,
что пожертвовал Сыном Своим единственным,7
чтобы всякий, кто верит в Него,
не погиб, но обрел жизнь вечную.

17

Не для того Бог послал Сына в мир,
чтобы Он судил его,
но чтобы спасен был мир через Него.

18

Никто из верующих в Него судим не будет;8
а неверующий уже осужден,
потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.

19

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел,
а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.

20

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут,
дабы не раскрылось содеянное ими.

21

Но кто истине следует во всем, что он делает,10
тот к Свету тянется, и тогда явным становится:
всё, что делает он, в послушании Богу делает».11

22 Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.
23 Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение
24 (это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).
25 Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.
26 Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».
27

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, —
если не дано ему то Небом.12

28 Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13
29

Тот и жених, у кого невеста есть.
А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его,
радуется и с ликованием внимает голосу жениха.
Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.

30

Ему — возрастать, мне — умаляться.14

31

Свыше Приходящий выше всех, конечно;
а кто от земли — он и есть земной,
он и говорит, как земной.15
Приходящий с Небес — [выше всех];

32

Он о том свидетельствует, что видел и слышал,
но свидетельству Его не внемлют.16

33

Принявший же свидетельство это
подтверждает истинность слов Божьих.17

34

Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова:
Бог без меры дает Ему Дух.

35

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.

36

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19
а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит —
гнев Божий навлекает он на себя».20

Комментарии Скоуфилда

3 Возрождение — «...родиться свыше»:
1) необходимость в «новом рождении» вытекает из неспособности человека «видеть» Царство Божие или «входить» в него. Каким бы одаренным, высоконравственным или утонченным ни был человек по своей природе, он абсолютно слеп в отношении духовной истины и не в силах войти в Божие Царство, так как ни слушаться, ни понимать Бога, ни быть угодным Ему он не в состоянии (Ин 3:3, 5−6; Пс 50:7; Иер 17:9; Мк 7:21−23; 1Кор 2:14; Рим 8:7−8; Еф 2:3; см. Мф 6:33, примечание).
2) Рождение снова означает не преобразование старой природы (Рим 6:6, примеч.), а творческий акт Святого Духа (Ин 3:5; 1:12−13; 2Кор 5:17; Еф 2:10; 4:24).
3) Условием нового рождения является вера в распятого Христа (Ин 3:14−15; 1:12−13; Гал 3:24).
4) Посредством нового рождения или рождения свыше уверовавший делается причастным Божией природе и жизни Самого Христа (Гал 2:20; Еф 2:10; 4:24; Кол 1:27; 1Пет 1:23−25; 2Пет 1:4; 1Ин 5:10−12).

16 «...не погиб». Греч. аполлуми у Мк 2:22 переводится глаголом «пропадать»; так же и у Лк 15:4, 6, 32; а у Мф 15:24 и 8:11 — как «погибшее». В Н. 3. нет ни одного случая, когда бы это слово означало прекращение существования или потерю сознания. Оно употребляется для определения состояния всякого неверующего.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.