«Поверь Мне: кто не родится свыше,1
не увидит Царства Божия».
«Уверяю тебя, — ответил Иисус, —
кто не родится от воды и Духа,
тот не сможет войти в Царство Божие.
От плоти рождается только плоть,
и лишь Дух рождает дух.2
Не удивляйся тому, что сказал я тебе:
каждый из вас должен родиться свыше.
Ветер веет,3 где хочет.
Но, даже если слышишь шум его,
не знаешь, откуда он и где будет дуть потом.
Так и с каждым, кто родится от Духа».
и о том свидетельствуем, что видели.
А вы свидетельства нашего не принимаете.
Но если не верите Мне, когда о земном говорю,
поверите ли словам Моим о небесном?
Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5
с Неба и сошедшего.
Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне,
так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,
дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6
Бог ведь так полюбил этот мир,
что пожертвовал Сыном Своим единственным,7
чтобы всякий, кто верит в Него,
не погиб, но обрел жизнь вечную.
Не для того Бог послал Сына в мир,
чтобы Он судил его,
но чтобы спасен был мир через Него.
Никто из верующих в Него судим не будет;8
а неверующий уже осужден,
потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.
Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел,
а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.
Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут,
дабы не раскрылось содеянное ими.
Но кто истине следует во всем, что он делает,10
тот к Свету тянется, и тогда явным становится:
всё, что делает он, в послушании Богу делает».11
«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, —
если не дано ему то Небом.12
Тот и жених, у кого невеста есть.
А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его,
радуется и с ликованием внимает голосу жениха.
Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.
Ему — возрастать, мне — умаляться.14
Свыше Приходящий выше всех, конечно;
а кто от земли — он и есть земной,
он и говорит, как земной.15
Приходящий с Небес — [выше всех];
Он о том свидетельствует, что видел и слышал,
но свидетельству Его не внемлют.16
Принявший же свидетельство это
подтверждает истинность слов Божьих.17
Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова:
Бог без меры дает Ему Дух.
Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.
Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19
а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит —
гнев Божий навлекает он на себя».20
3 Возрождение — «...родиться свыше»:
1) необходимость в «новом рождении» вытекает из неспособности человека «видеть» Царство Божие или «входить» в него. Каким бы одаренным, высоконравственным или утонченным ни был человек по своей природе, он абсолютно слеп в отношении духовной истины и не в силах войти в Божие Царство, так как ни слушаться, ни понимать Бога, ни быть угодным Ему он не в состоянии (Ин 3:3, 5−6; Пс 50:7; Иер 17:9; Мк 7:21−23; 1Кор 2:14; Рим 8:7−8; Еф 2:3; см. Мф 6:33, примечание).
2) Рождение снова означает не преобразование старой природы (Рим 6:6, примеч.), а творческий акт Святого Духа (Ин 3:5; 1:12−13; 2Кор 5:17; Еф 2:10; 4:24).
3) Условием нового рождения является вера в распятого Христа (Ин 3:14−15; 1:12−13; Гал 3:24).
4) Посредством нового рождения или рождения свыше уверовавший делается причастным Божией природе и жизни Самого Христа (Гал 2:20; Еф 2:10; 4:24; Кол 1:27; 1Пет 1:23−25; 2Пет 1:4; 1Ин 5:10−12).
16 «...не погиб». Греч. аполлуми у Мк 2:22 переводится глаголом «пропадать»; так же и у Лк 15:4, 6, 32; а у Мф 15:24 и 8:11 — как «погибшее». В Н. 3. нет ни одного случая, когда бы это слово означало прекращение существования или потерю сознания. Оно употребляется для определения состояния всякого неверующего.