«Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», — ответила она.
«Господин, — сказала она, думая, что это садовник, — если это ты унес Его, то скажи, где положил Его, и я заберу Его».
«Раввуни!» — воскликнула она и повернулась к Нему. ( Сказано это было по-еврейски и означало «Учитель».)
«Мир вам! — повторил [Иисус]. —
Как Меня Отец послал,
так и Я посылаю вас».
«Примите Духа Святого!
Кому вы простите грехи, тому они простятся,
а на ком оставите, на том они и останутся».
«Ты потому поверил, что увидел Меня?
Блаженны те, кто поверил, не видев».
17 Ср. Мф 28:9: «И они, приступивши, ухватились за ноги Его». Здесь исследователи склонны видеть противоречие; три взгляда существуют по этому вопросу:
1) Иисус ведет Себя и — соответственно говорит с Марией как Первосвященник в День очищения (Лев 16); принеся жертву (Себя), Он был на пути к небу, чтобы представить там Свою священную кровь; сторонники этой точки зрения полагают, что между встречей с Марией в саду и той встречей, о которой говорит Матфей (28:9), Он вознесся и возвратился. Такой взгляд соответствует Ветхозаветным прообразам.
2) Мария Магдалина, зная до того Христа только по плоти (2Кор 5:15−17), и встретив своего возлюбленного Учителя, думала лишь о том, чтобы удержать Его; Он же, готовясь к новым отношениям с учениками по вознесении Своем, ласково поучает Марию, что теперь ей не на земле следует удерживать Его, а сделаться Его вестницей новой радости. Наконец,
3) Иисус просто имел в виду: Не удерживай Меня сейчас, Я еще не восшел к Отцу, и ты еще увидишь Меня, беги лучше к Моим братьям и расскажи им обо всем...
28 Божество Иисуса Христа провозглашено в Св. Писании —
1) в намеках и явных предсказаниях, содержащихся в Ветхом Завете:
а) теофании (явления Божества в зримом образе) намекают на то, что Бог придет в образе человека, чтобы послужить людям, уподобившись им (Быт 16:7−13; 18:2−23; обратите особое внимание на ст. 17; ср. 32:28 с Ос 12:3−5; Ис 3:2−14);
б) о Мессии ясно сказано, что Он будет Сыном Божиим (Пс 2:2−9), и Богом (Пс 44:7−8; ср. Евр 1:8−9; Пс 109:1 ср. Мф 22:44; Деян 2:34 и Евр 1:13; Пс 109:4, ср. Евр 5:6; 6:20; 7:17−21; Зах 6:13);
в) о Его рождении от Девы было сказано заранее, что оно явится для Бога средством стать «Эммануилом», то есть Богом, пребывающим с нами (с людьми); читайте Ис 7:13−14 и Мф 1:22−23;
г) Мессии совершенно открыто даются Божественные имена (Ис 9:6−7);
д) в пророчестве о Его смерти Он назван «ближним» Иеговы (Зах 13:7, ср. Мф 26:31);
е) возвещено, что Его происхождение от «дней вечных» (Мих 5:2, ср. Мф 2:6; Ин 7:42).
2) Сам Христос подтвердил Свое Божество:
а) Он применял к Ceбe «Я есмь» — выражение, относящееся к Иегове (ср. Ин 8:24; 8:56−58). Евреи правильно понимали это как претензию нашего Господа на полную Божественность (ст. 59). См. также Ин 10:33; 18:4−6;
б) Он говорил, что Он — Ветхозаветный Адонай-Господь (Мф 22:42−45. См. Быт 15:2, примеч.);
в) Он утверждал Свою идентичность с Отцом (Мф 28:19; Мк 14:62; Ин 10:30). О том, что именно так понимали Его слова евреи, говорят стихи 31, 32, а также Ин 14:8−9; 17:5;
г) Он демонстративно пользовался правами Бога и уверенно осуществлял их (Мк 2:5−7; Лк 7:48−50); Он утверждал, что вездесущ (Мф 18:20; Ин 3:13), всеведущ (Ин 11:11−14 — Иисус находился в ту пору в 50 милях (80 км) от места события; Мк 11:6−8), всемогущ (Мф 28:18; Лк 7:14; Ин 5:21−23; 5:19);
д) Он говорил о Своей власти над природой и о Своей творческой силе (Лк 9:16−17; Ин 2:9; 10:28);
е) Он принимал как должное поклонение Себе со стороны людей (Мф 14:33; 28:9; Ин 20:28−29).
3) Новозаветные авторы дают Христу Божественные титулы (Ин 1:1; 20:28; Деян 20:28; Рим 1:4; 9:5; 2Фес 1:12; 1Тим 3:16; Тит 2:13; Евр 1:8; 1Ин 5:20).
4) Они же приписывают Ему Божественные атрибуты и совершенства (Мф 11:28; 18:20; 28:20; Ин 1:2; 2:23−25; 3:13; 5:17; 21:17; Евр 1:3, 11−12 — ср. Евр 13:8; Откр 1:8, 17−18; 2:23; 11:17; 22:13).
5) Новозаветные авторы приписывают Христу совершение Божественных дел (Ин 1:3, 10; Кол 1:16−17; Евр 1:3).
6) Они учат поклоняться Христу и воздавать Ему Божественные почести Ин 7:59−60; 1Кор 1:2; 2Кор 13:14; Флп 2:9−10; Евр 1:6; Откр 1:5−6; 5:12−13). Божественность Христа доказывается святостью Его и фактом Его воскресения (Ин 8:46; Рим 1:4).