Иакова 3 глава

Соборное послание святого апостола Иакова
Перевод Десницкого → Комментарии Давида Стерна

Перевод Десницкого

1 Не нужно, чтобы многие из вас, братья, становились учителями — знайте, что нас, учителей, судить будут строже,
2 ведь все мы допускаем много ошибок. А кто не ошибается в речах, тот совершенный человек и может обуздать себя в полной мере.
3 Так мы и коням вставляем в рот удила, чтобы подчинить их себе и управлять ими в полной мере.
4 Так и с кораблями: как они ни велики, как ни сильны ветра, что ими движут, а с помощью совсем маленького руля кормчий направляет их, куда пожелает.
5 Так и язык — малая часть тела, но многим хвалится. И малейший огонек может поджечь груду дров.
6 Вот и язык — такой огонь. Он создает внутри нас целый мир неправды* и так оскверняет нас целиком, воспламеняет всё течение нашей жизни — а сам воспламеняется от геенны*.
7 Животные, какой бы они ни были природы: звери и птицы, пресмыкающиеся и морская живность — покоряются человеческой природе или уже покорились.
8 А покорить собственный язык не в силах никто из людей. Не сдержать этого зла, и яд его смертелен!
9 Языком мы благословляем Господа и Отца — но им же и проклинаем людей, рожденных по образу Божьему.
10 Из одних и тех же уст исходит благословение и проклятие — не должно, братья, быть так.
11 Бывает ли такой источник, чтобы текла из него и сладкая, и горькая вода?
12 Не может, братья мои, смоковница приносить маслины, а виноградная лоза — смоквы, и соленый источник не даст воды пресной.
13 Есть среди вас человек мудрый и знающий? Пусть он докажет это на деле добрым поведением и кроткой мудростью.
14 Но если на сердце у вас жгучая зависть и раздоры — хвалиться вам нечем, не лгите против истины!
15 Не та это мудрость, что приходит свыше — а земная, душевная, бесовская!
16 Где зависть да раздор — там мятеж и всякое мерзкое дело.
17 Та мудрость, которая приходит свыше, прежде всего чиста, а кроме того, она несет мир, владеет собой, она послушна и исполнена милости, плоды ее добры, она беспристрастна и непритворна.
18 Праведность мирно сеет свое семя, и оно принесет плод тем, кто трудится ради мира.

Комментарии Давида Стерна

1 Не многие из вас должны становиться учителями, братья мои, поскольку, как вы знаете, нас будут судить по более строгим критериям.

Не многие из вас должны становиться учителями. Ср. 1 Тим. 3:1−13 и Тит. 1:5−14.

Нас будут судить по более строгим критериям. Евр. 13:17.

2 Ибо все мы так или иначе претыкаемся; если кто-то не претыкается в том, что говорит, то он зрелый человек, способный смирить все тело. 3 Если мы взнуздываем лошадь, чтобы та была послушной, то управляем и всем её телом. 4 Представьте себе также корабль — хоть он огромен, и несётся по воле сильных ветров, рулевой при помощи небольшого штурвала направляет его, куда хочет. 5 Так и язык — небольшой орган тела, однако хвастает о великих делах. Посмотрите, как небольшой огонь разгорается и охватывает целый лес! 6 Да, язык — это огонь, сфера нечестия. Язык так расположен в теле, что оскверняет каждую его часть, воспламеняя всю нашу жизнь; а разжигается он от Гей-Гинома. 7 Ибо люди укротили и продолжают укрощать всяких зверей, птиц, рептилий и морских животных; 8 но никто не может укротить язык — он непостоянен и зол, источает смертельный яд!

Язык... зол. Термин лашон-ара (букв. «язык зла») в иудаизме подразумевает сплетни, злословие, распространение слухов, клевету и другие виды злоупотребления речью. Талмуд строго осуждает подобное поведение:

'Если кто-либо говорит лашон-ара, это подобно тому, как если бы он отвергал Бога... Грех лашон-ара равноценен грехам идолопоклонства, половой безнравственности и убийства.' (Арахин 156)

Перечисленные три греха — это те, которые еврей, согласно Талмуду (Сангедрин 74а, процитировано в ком. к Деят. 15:20), не должен совершать даже под страхом смерти.

Рав Зелиг Плискин (немессианский еврей) написал интересную книгу «Береги свою речь», касающуюся законов лашон-ара, взяв за основу работы раби Исраэля Меира Акоэна, известного как Хафец-Хаим («желающий жизни», из Псалма 33:13−14: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Стереги язык [лашон] свой от зла (ра) и уста свои — от лживых слов». Хафец-Хаим скончался в 1934 году в возрасте девяносто пяти лет.) Он отмечает, что даже правдивые утверждения могут быть лашон-ара, если они способны причинить вред. Пример его забавного, но полезного совета:

'Телефон и лашон-ара. Если наш телефонный собеседник настаивает, чтобы мы рассказали ему что-нибудь дурное о ком-то, нам следует упрекнуть его. Если он не реагирует на наши упреки и продолжает просить с большей настойчивостью, надо срочно найти повод и повесить трубку: «Извините, ко мне пришли (что-то кипит на плите, меня зовут...)».' (Приводится по изданию: Рав Зелиг Плискин, Береги свою речь. — Иер.: Эш-аТора. 1998. с. 29)

Сердце является источником всякого рода зла (Map. 7:20−23), и первое место, куда это зло направляется — язык (ст. 6).

Источает смертельный яд. Ср. Псалом 139:4. процитированный в Рим. 3:13.

9 Им мы благословляем Адоная, Отца; и им же проклинаем людей, созданных по образу Бога. 10 Из тех же уст исходят благословение и проклятие! Братья, это неправильно. 11 Из одного и того же ключа не бьёт пресная и солёная вода, не так ли? 12 Может ли инжир плодоносить оливками, братья мои? Или виноградная лоза — инжиром? Так и не может из соленой воды истекать свежая.

Стихи 10−12. См. 1:6−8 и ком.

13 Кто из вас мудр и разумен? Пусть покажет это своей доброй жизнью, делами, которые совершаются в смирении, проистекающем из мудрости. 14 Если же ваше сердце исполнено горькой зависти и эгоистичного честолюбия, то не хвастайте и не атакуйте истину ложью! 15 Эта не та мудрость, что нисходит свыше; напротив, она мирская, недуховная, бесовская. 16 Ибо где зависть и эгоистичное честолюбие, там разлад и всё низменное. 17 Но мудрость, данная свыше, в первую очередь — чиста, затем — миролюбива, добра, благоразумна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. 18 И миротворцы, сеющие семя мирно, взращивают урожай праведности.

Ср. Книгу Исайи 32:17, Евр. 12:11.

Стихи 13−18. Ср. 1:5−8, 13−18. Существуют два вида мудрости. Мудрость мирская, недуховная, бесовская производит зависть и эгоистичное честолюбие, отсюда разлад и всё низменное (см., к примеру, Рим. 1:28−31, Гал. 5:19−21, где перечисляются подобные низменные качества). Но мудрость, данная свыше, приходит «от Отца», у Которого «нет ни перемен, ни тьмы» (1:17); мудрость эта превозносится в Книге Притчей 8:22 и далее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.