1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 Теперь, братья, я должен напомнить вам о Доброй Вести, которую я провозгласил вам, которую вы приняли, и в которой вы утвердились,
2 которой вы спасаетесь, если только твёрдо держитесь того, что я возвестил вам. Если же нет, тогда ваша вера была напрасна.
3 Ибо я, в первую очередь, передал вам то, что сам принял, а именно что Мессия умер за наши грехи, в соответствии с тем, что сказано в Еврейских Писаниях*;
4 и был погребён; и на третий день воскрес, в соответствии с тем, что говорится в Еврейских Писаниях*
5 и его видел Петр*, а затем Двенадцать;
6 а впоследствии его одновременно видели более пятисот братьев, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые уже мертвы.
7 Потом его видел Иаков*, затем все посланники;
8 последним же видел его я, хотя я и родился не вовремя.
9 Ибо я наименьший из всех посланников, недостойный называться посланником, поскольку преследовал Божью Мессианскую Общину.
10 Однако по благоволению Бога, я тот, кто я есть, и Его благоволение ко мне не было напрасным; напротив, я трудился больше, нежели все они, впрочем, не я, а Божье благоволение ко мне.
11 Как бы то ни было, я или они, именно это мы провозглашаем, и именно этому вы поверили.
12 Если уже было провозглашено, что Мессия воскрес из мёртвых, как же некоторые из вас говорят, что никакого воскресения не существует?
13 Если не существует воскресения мёртвых, тогда Мессия не воскрес;
14 а если Мессия не воскрес, тогда то, что мы провозглашаем, напрасно; и ваша вера также напрасна;
15 более того, оказывается, что мы лжесвидетельствуем о Боге, так как свидетельствуем, что Бог воскресил Мессию, которого Он не воскрешал, если верно то, что нет воскресения мёртвых.
16 Ибо, если мёртвые не воскресают, тогда Мессия также не воскрес;
17 а если Мессия не воскрес, ваша вера бесполезна, и вы по-прежнему в своих грехах.
18 Кроме того, если так всё обстоит, то умершие в союзе с Мессией, погибли.
19 Если только в этой жизни мы надеемся на Мессию, то мы достойны большего сожаления, чем кто бы то ни был.
20 Истина же в том, что Мессия действительно воскрес из мёртвых, словно первый плод из умерших.
21 Ибо, поскольку смерть пришла посредством человека, так же и воскресение мёртвых пришло посредством человека.
22 Так же, как, благодаря Адаму, все умирают, благодаря Мессии, все оживут.
23 Но каждый в своём порядке: первый плод – Мессия; затем те, кто принадлежат Мессии, во время его прихода;
24 затем кульминация, когда он передаст Царство Богу Отцу, после того, как упразднит всякое правление, всякую власть и силу.
25 Ибо он должен править, пока не повергнет всех своих врагов под ноги свои.
26 Последний же враг, который будет уничтожен, – смерть,
27 поскольку "Он всё покорил под ноги его". Когда говорится, что "всё" покорено ему, ясно, что всё, кроме Бога, который и есть Тот, Кто покорил всё Мессии.
28 Когда же всё будет покорено Сыну, тогда он подчинит себя Богу, покорившему всё ему, так что Бог станет всем во всех.
29 Если это не так, тогда чего достигнут те люди, которые принимают погружение от имени умерших? Если умершие не воскресают, зачем люди принимают за них погружение?
30 В сущности, для чего мы сами ежечасно подвергаем себя опасности?
31 Братья, пользуясь своим правом гордиться, которое даёт мне Мессия Иисус*, наш Господь, я со всей серьёзностью говорю вам, что каждый день я умираю.
32 Если моя борьба в Ефесе* с "дикими зверями" велась исключительно из человеческих соображений, то какая мне в этом польза? Если умершие не воскресают, мы можем жить, согласно поговорке: "Давайте есть и пить, ведь завтра мы умрём!"
33 Не обманывайтесь. "Дурные сообщества развращают добрые нравы".
34 Придите в себя! Живите праведно и перестаньте грешить! К стыду вашему говорю: некоторым из вас недостаёт знания Бога.
35 Однако кто-нибудь спросит: "Каким образом воскреснут умершие? Какое тело у них будет?"
36 Глупцы! Если вы посеете семя, то прежде чем оно оживёт, оно должно умереть.
37 Кроме того, то, что ты сеешь, – это не тело, которое будет после, а голое семя, скажем, пшеницы, или какое-то другое;
38 но Бог даёт ему тело, которое приготовил для него; и каждому виду семян Бог даёт определённое тело.
39 Не вся живая материя одинакова, но у людей она одного рода, иного рода у животных, иного рода у птиц и иного рода у рыб.
40 Далее, существуют небесные тела и земные тела, но небесные тела имеют свою красоту, а земные тела обладают красотой иного рода.
41 У солнца своя красота, иная красота у луны, совсем другая – у звёзд; по сути, каждая звезда обладает своей собственной, неповторимой красотой.
42 Так же и с воскресением мёртвых. Когда тело "сеется", оно разлагается; воскреснув, оно уже не подвержено разложению.
43 Оно сеется в уничижении, но, воскреснув, будет прекрасно. Оно сеется слабым, но, воскреснув, будет сильным.
44 Оно сеется как обычное человеческое тело, а, воскреснув, станет телом, руководимым Духом. Если есть обычное человеческое тело, то есть и тело, руководимое Духом.
45 По сути, так говорят Еврейские Писания*: первый человек, Адам, стал живым человеком; а последний "Адам" стал Духом, дающим жизнь.
46 Тем не менее, заметьте, что первым было не тело от Духа, а обычное человеческое тело, а после – то, которое от Духа.
47 Первый человек из земли, создан из праха; второй человек – с небес.
48 Рождённые от праха подобны тому, кто был создан из праха, а рождённые от небес подобны тому, кто с небес;
49 и, подобно тому, как мы носили образ человека из праха, так же мы будем носить образ человека с небес.
50 Позвольте, братья, сказать вам следующее: плоть и кровь не имеют доли в Божьем Царстве, а то, что подвержено тлению, не может иметь доли в том, что нетленно.
51 Открою вам тайну – не все из нас умрут! Но все мы изменимся!
52 Это произойдёт очень быстро, в одно мгновение, во время последнего бараньего рога*. Ибо протрубит бараний рог*, и мёртвые воскреснут для вечной жизни, и мы также изменимся.
53 Ибо материя, подверженная тлению, должна облечься в нетленность, а смертная материя должна облечься в бессмертие.
54 Когда тленное облечётся в нетление, а смертное – в бессмертие, тогда исполнится отрывок Еврейских Писаний*: "Смерть будет покорена навеки".
55 "Смерть, где твоя победа? Смерть, где жало твоё?"
56 Жало смерти – это грех; а грех черпает свою силу в Пятикнижии*;
57 но, благодарим Бога, Который дарует нам победу через нашего Господа Мессию Иисуса*!
58 Итак, мои дорогие братья, будьте тверды и непоколебимы, всегда исполняя труд Господа настолько усердно, насколько вы только можете, зная, что, будучи в союзе с Господом, ваши усилия не были напрасны.

Учебной Библии МакАртура

15:1‑58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.

15:1‑11 Павел начинает свое учение о воскресении верующих обзором свидетельств сведений о Воскресении Иисуса: 1) от церкви (ст. 1, 2) 2) от Писаний (ст. 3, 4), 3) от свидетелей (ст. 4‑7), 4) от самого себя (ст. 8‑10) и 5) от всех верующих (ст. 11).

15:1, 2 благовествовал… приняли… утвердились Это не было сообщением о чем‑то новом. Они уже слышали о воскресении, поверили в него и получили спасение.

15:2 если только не тщетно уверовали Этими словами Павел обращает особое внимание на то, что, возможно, некоторые из них имеют поверхностную, не дающую спасения веру (см. пояснения к Мф. 7:13, 14, 22‑27; 13:24‑30, 34‑47, 47‑50; 25:1‑30). Некоторые веровали только так, как веруют и бесы (Иак. 2:19), т.е. признавали истинность Евангелия, но не имели любви к Богу, Христу и праведности. Истинные верующие «пребывают твердо» в Евангелии (ср. Ин. 8:31; 2Кор. 13:5; 1Ин. 2:24; 2Ин. 9).

15:3, 4 по Писанию В Ветхом Завете говорилось о страданиях и Воскресении Христа (см. Лк. 24:25‑27; Деян. 2:25‑31; 26:22, 23). Иисус, Петр и Павел цитировали или упоминали такие места из Ветхого Завета, как Пс. 15:8‑11; 21; Ис. 53, где говорилось о служении Христа.

15:5‑7 Свидетельства, записанные в Новом Завете, подтверждают факт воскресения. К таким свидетелям относятся: 1) Иоанн и Петр вместе (Ин. 20:19, 20), но, возможно, до того также и каждый в отдельности (Лк. 24:34); 2) 12 учеников (Ин. 20:19, 20; Лк. 24:36; Деян. 1:22); 3) 500 братий, упоминаемых только здесь (см. пояснения к 2Пет. 3:15, 16), которые видели воскресшего Христа (ср. Мф. 28:9; Мк. 16:9, 12, 14; Лк. 24:31‑39; Ин. 21:1‑23); 4) Иаков, один из двух Апостолов (либо сын Зеведеев, либо сын Алфеев; ср. Мк. 3:17, 18) или даже Иаков — брат Господа по плоти, автор одноименного послания, видный начальник в Иерусалимской церкви (Деян. 15:13‑21) и 5) Апостолы (Ин. 20:19‑29). Такие явления происходили в течение 40 дней (Деян. 1:3).

15:8 как некоему извергу Павел был спасен слишком поздно, чтобы стать одним из 12 Апостолов. Христос вознесся до его обращения. Но чудесным явлением (Деян. 9:1‑8; ср. 18:9, 10; 23:11; 2Кор. 12:1‑7) Христос открылся Павлу, и по Божьему предназначению Павел стал Апостолом. См. пояснение к 1:1. Он был «последним из всех» Апостолов и чувствовал себя «наименьшим» (ст. 9, 10; 1Тим. 1:12‑17).

15:10 более всех их потрудился По годам и масштабу служения он превзошел всех, упомянутых в ст. 5‑7. Иоанн пережил его, но не имел такого обширного служения, как Павел.

15:12 некоторые из вас говорят Коринфские христиане верили в Воскресение Христа, иначе они не были бы христианами (ср. Ин. 6:44; 11:25; Деян. 4:12; 2Кор. 4:14; 1Фес. 4:16). Но некоторым было крайне трудно принять и понять воскресение верующих. Отчасти это было результатом их прошлой связи с языческими философиями и религиями. Одним из основных догматов древнегреческой философии был дуализм, который учил, что весь физический мир пронизан злом; поэтому идея о воскрешении тела была отвратительна и неприемлема (Деян. 17:32). Кроме того, возможно, что некоторые иудеи церкви Коринфа в прошлом находились под влиянием саддукеев, которые не верили в воскресение, хотя учение об этом имеется в Ветхом Завете (Иов. 19:26; Пс. 15:8‑11; 16:15; Дан. 12:2). С другой стороны, Новый Завет словами Самого нашего Господа очень много говорит о воскресении (Ин. 5:28, 29; 6:44; 11:25; 14:19), и это было темой апостольской проповеди (Деян. 4:1, 2). Несмотря на это, церковь в Коринфе была в сомнениях относительно воскресения.

15:13‑19 В этих стихах Павел дает 6 страшных последствий, которые постигли бы мир, если бы не было воскресения: 1) проповедь Христа была бы тщетной (ст. 14); 2) вера в Христа была бы тщетной (ст. 14); 3) свидетели и проповедники воскресения были бы лжецами (ст. 15); 4) никто бы не очистился от греха (ст. 17); 5) все бывшие верующие погибли бы (ст. 18) и 6) христиане были бы самыми несчастными людьми на земле (ст. 19).

15:13, 16 Два воскресения — Христа и верующих — одно целое, если нет воскресения, то Христос мертв. Ср. Отк. 1:17, 18.

15:17 еще во грехах ваших См. пояснения к Деян. 5:30, 31; Рим. 4:24, 25.

15:18 умершие В других переводах употребляется слово «уснули» (ср. ст. 6, 20; 11:30; Мф. 27:52; Деян. 7:60; 2Пет. 3:4). Это не сон души, при котором тело умирает, а душа или дух пребывает, предположительно, в бессознательном состоянии.

15:19 несчастнее всех По причине жертв, принесенных в этой жизни ради надежды будущей жизни. Если нет будущей жизни, то лучше было бы «есть, пить и веселиться» пока мы не умрем.

15:20 первенец Речь идет о первой жатве к вечной жизни, при которой Воскресение Христа даст полную гарантию того, что все умершие святые будут также воскрешены. См. Ин. 14:19. умерших См. пояснение к ст. 18.

15:21, 22 человека… человека Адам, который через грех принес смерть всему роду человеческому, был человеком. Так же и Христос Своим Воскресением принес жизнь всему роду. См. пояснения к Рим. 5:12‑19.

15:22 все… все Оба этих слова одинаковы только в смысле наличия общего предка. Второе слово обозначает только верующих (см. Гал. 3:26, 29; 4:7; Еф. 3:6; ср. Деян. 20:32; Тит. 3:7) и не предполагают универсализма (спасение без веры). Множество других мест ясно указывают на вечное наказание для неверующих (напр., Мф. 5:29; 10:28; 25:41, 46; Лк. 16:23; 2Фес. 1:9; Отк. 20:15).

15:23 в своем порядке Христос был первым, Первенцем в жатве воскресения (ст. 20‑23а). Благодаря Его Воскресению «потом Христовы» восстанут и войдут в вечное небесное состояние при Пришествии

Христа. Это произойдет в три этапа (ср. Мф. 24:36, 42, 44, 50; 25:13) следующим образом: 1) те, которые пришли к спасительной вере от Пятидесятницы до Восхищения, вместе с воскресшими святыми встретятся с Господом на воздухе и поднимутся в небеса (1Фес. 4:16, 17); 2) те, которые пришли к вере во время скорби, вместе святыми Ветхого Завета восстанут царствовать с Ним тысячу лет (Отк. 20:4; ср. Дан. 12:2; ср. Ис. 26:19, 20) и 3) те, которые умирают в Тысячелетнем Царстве, могут сразу же перейти в свои вечные тела и души в момент смерти. Останется воскреснуть лишь нечестивым в конце тысячелетия, и они предстанут перед великим Белым Престолом суда Божия (см. пояснения к Отк. 20:11‑15; ср. Ин. 5:28, 29), а затем последует вечный ад (Отк. 21:8).

15:24 А затем конец Третий аспект воскресения — это воцарение на земле Христа, законного Правителя. Слово «конец» означает не только завершение чего‑то, а доведение до совершенства. Он предаст Царств Богу Кульминация мировой истории после того, как Христос восстановит мир для Своего Отца и будет царствовать тысячу лет, заключается в возвращении всему предназначенного Богом образа для пребывания в безгрешной славе нового неба и новой земли (см. Отк. 21, 22). упразднит всякое начальство Христос навсегда покорит каждого врага Бога и возьмет назад землю, которую Он создал и которая по праву принадлежит Ему. Во время Тысячелетнего Царства при правлении Христа все еще будет проявляться непослушание, и Христос должен будет пасти «их жезлом железным» (Отк. 19:15). По окончании Тысячелетия сатана будет освобожден из темницы и возглавит последнее восстание против Бога (Отк. 20:7‑9). Но со всеми теми, кто разделяет его ненависть к Богу и Христу, а также падшими ангелами, он будет брошен в ад, чтобы вечно страдать в озере огненном (Отк. 20:10‑15).

15:25 всех врагов под ноги Свои Этот образ восходит от обычая многих царей восседать над своими подданными, поэтому когда подданные кланялись или становились на колени, они оказывались ниже ног своего владыки. Если же то были враги, монарх мог поставить ногу на шею поверженного правителя, демонстрируя свое всевластие. В Тысячелетнем Царстве враги Христа будут Его подданными.

15:26, 27 Последний же враг… смерть На кресте Христос разрушил власть сатаны, который обладал властью смерти (Евр. 2:14). Но сатана будет лишен своего оружия смерти только в конце Тысячелетия (см. пояснения к Отк. 20:1‑10). В этот момент, полностью завершив пророчество Пс. 8:7 (ст. 27а), Христос передаст тогда Царство Своему Отцу, и начнется вечная слава Отк. 21, 22.

15:27 ясно Чтобы исключить недоразумения относительно того, что «ясно», Павел говорит, что слова «Ему все покорено» не относятся к Богу Отцу. Именно Отец дал Христу Его власть (Мф. 28:18; Ин. 5:26, 27) и именно Ему Сын служит безупречно.

15:28 все во всем Христос будет продолжать править, потому что Его Царство вечно (Отк. 11:15), но Он будет царствовать на Своем прежнем и славном месте как ипостась Троицы, в подчинении Богу (ст. 28), от начала века предначертанным для Него образом в полной славе Троицы.

15:29‑34 Павел подчеркивает, что воскресение дает людям побудительные мотивы для спасения (ст. 19), для служения (ст. 30‑32) и для освящения (ст. 33, 34).

15:29 Этот трудный стих имеет несколько возможных толкований. Однако другие места Писания проясняют некоторые моменты его содержания. Здесь нет, например, такой мысли, что мертвый может быть спасен через крещение другого человека от его имени, потому что крещение никак не является частью чьего‑либо спасения (Еф. 2:8; ср. Рим. 3:28; 4:3; 6:3, 4). Казалось бы резонно заметить, что «крещенные» относятся к живым верующим, которые дают внешнее подтверждение своей веры в водном крещении, потому что они были сперва приведены к Христу примерной жизнью, влиянием веры и свидетельством верующих, которые впоследствии умерли. Мысль Павла о том, что если после смерти нет воскресения и нет жизни, зачем же тогда люди приходят ко Христу, чтобы унаследовать надежду умерших?

15:30, 31 Я каждый день умираю Павел постоянно рисковал жизнью в своем жертвенном служении. Зачем стал бы он ежедневно и даже ежечасно рисковать, если бы не было надежды после смерти, не было награды, не было вечной радости за всю его боль? Ср. 1Пет. 1:3, 4.

15:32 зверями в Ефесе Возможно, в буквальном смысле это были дикие животные, или в переносно — разъяренная толпа ефесян, натравленных на него Димитрием (Деян. 19:23‑34). В любом случае, это была реальная опасность для жизни (ср. 2Кор. 11:23‑28). есть… пить… умрем Цитата из Ис. 22:13, отражающая отсутствие надежды у отпавших израильтян. Ср. Евр. 11:33, 34, 38 о страдающих и их желании смерти ради будущего воскресения (ст. 35).

15:33, 34 худые сообщества В греческом языке это слово имело также значение для устного высказывания. Словом или примером худые друзья оказывают тлетворное влияние. Надежда на воскресение освящает, она ведет к праведной жизни, а не к разложению. Некоторые в церкви не знали Бога и оказывали тлетворное влияние, но не на тех, кто надеялся на жизнь в Боге (см. 1Ин. 3:2, 3).

15:35 Они знали истину, но к сожалению, не верили и не следовали ей (ср. 2Кор. 13:5). Поэтому эти вопросы не отражали подлинного интереса к воскресению, а содержали насмешку со стороны тех, кто отрицал воскресение, возможно, под влиянием философии гностицизма. Но, предполагая, что оно существует, они недоумевали, как это могло когда‑либо произойти. Ср. Деян. 26:8.

15:36‑49 Здесь Павел дает четыре ответа на вопросы, поставленные в ст. 35: 1) пример из природы (ст. 36‑38), 2) описание небесных тел (ст. 39‑42а), 3) противопоставление земных и небесных тел (ст. 42б‑44) и 4) напоминание о прообразе Воскресения Иисуса Христа (ст. 45‑49).

15:36‑38 Когда зерно сеется в землю, оно умирает; разлагаясь, оно перестает существовать в форме семени, но жизнь исходит из этого мертвого семени (см. Ин. 12:24). Как Бог дает новое тело тому растению, которое восстает из мертвого семени, точно так же Он может дать небесное тело умершему.

15:39‑42а В сотворенной Богом Вселенной имеется огромное разнообразие тел и форм, которые предназначены для всех видов существования, поэтому Бог может создать совершенное тело для небесной жизни.

15:42б‑44 Говоря конкретно о небесном теле, Павел дает 4 отличия небесного тела от нынешнего (ср. ст. 54; Флп. 3:20, 21): 1) в нем больше нет болезни и смерти (тления); 2) нет больше стыда из‑за греха (бесчестия); 3) нет больше слабости перед искушениями (немощи); 4) нет больше границ в пространственно‑временной сфере (душевного).

15:45‑49 Здесь Павел более подробно отвечает на вопрос (ст. 35), показывая, что Воскресение тела Иисуса Христа есть прообраз. Вначале он приводит цитату из Быт. 2:7, добавляя два слова: «первый» и «Адам». Адам был сотворен с душевным телом, не совершенным, но хорошим во всех отношениях (Быт. 3:1). «Последний Адам» есть Иисус Христос (Рим. 5:19, 21). Павел говорит, что через первого Адама мы получили наши душевные тела, а через последнего Адама мы получим наши духовные тела в воскресении. Тело Адама было прототипом душевного, а тело Христа — небесного. Мы понесем образ Его тела, пригодного для небес (Деян. 1:11; Флп. 3:20, 21; 1Ин. 3:1‑3), как мы несли образ Адама на земле.

15:50 Люди не могут жить в вечной, небесной славе Божьей такими, как они есть. См. пояснение к Рим. 8:23. Мы должны измениться (ст. 51).

15:51 тайну Это понятие подразумевает истину, сокрытую в прошлом и раскрытую в Новом Завете. См. пояснения к 2:7 и Еф. 3:4, 5. Об этой стороне Восхищения Церкви никогда не говорилось в Ветхом Завете. Первое упоминание о нем содержится в Ин. 14:1‑3, а более подробное в 1Фес. 4:13‑18 (см. пояснения там же). умрем См. пояснение к ст. 18.

15:52 во мгновение ока Таким образом Павел показывает, насколько кратко будет этот «момент». Греч. выражение означает любое быстрое движение. Поскольку глаз может двигаться быстрее, чем любая другая часть нашего видимого тела, то это сравнение показывает мгновенное преображение верующих. при последней трубе Это будет сигнал для Церкви, при котором верующие будут взяты от земли и восхищены (1Фес. 4:16). мертвые воскреснут Согласно 1Фес. 4:16, они будут воскрешены первыми, живые святые последуют за ними (1Фес. 4:17).

15:54‑57 Павел выражает особую радость по поводу реальности воскресения, цитируя Ис. 25:8 и Ос. 13:14. Последняя цитата сравнивает смерть с пчелой, чье жало вырвано. Этим жалом был грех, обнаженный законом Божьим (см. пояснения к Рим. 3:23; 4:15; 6:23; Гал. 3:10‑13) и побежденный Христом через Его смерть (см. пояснения к Рим. 5:17; 2Кор. 5:21).

15:58 Надежда на воскресение оправдывает всякие усилия и жертвы в труде для Господа. Никакой труд во имя Его не может быть напрасным в свете вечной славы и награды.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.