Бытие 31 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Однажды Иаков услышал, как между собой разговаривали сыновья Лавана. «Иаков забрал всё, чем владел наш отец. Иаков стал очень богат — и всё это богатство он отобрал у нашего отца», — говорили они.
2 После этого Иаков заметил, что Лаван был уже не так дружелюбен с ним, как раньше.
3 В это время Господь сказал Иакову:
«Возвращайся обратно в ту землю, где раньше жили твои предки. Я буду с тобой».
4 Тогда Иаков велел Рахили и Лии встретить его в поле, где он держал свои стада овец и коз,
5 и сказал им:
«Я вижу, что ваш отец сердится на меня. Прежде он всегда был добр ко мне, но теперь всё не так.
6 Вы обе знаете, что я изо всех сил работал на вашего отца.
7 А он обманул меня и десять раз менял моё вознаграждение. Но Бог всё это время охранял меня от козней Лавана».
8 Один раз Лаван сказал:
«Можешь взять себе всех пятнистых козлов, это будет тебе платой».
После того как он это сказал, все животные стали приносить пятнистый приплод. Тогда Лаван сказал:
«Я оставлю себе всех пятнистых козлов, а ты можешь забирать всех полосатых, это и будет твоё вознаграждение».
После того как он это сказал, все животные стали приносить полосатый приплод.
9 Это Бог забрал скот у вашего отца и отдал его мне.
10 В то время, когда у скота бывает случка, мне привиделся сон, и я увидел, что случаются только полосатые и пятнистые козлы.
11 Со мной во сне говорил Божий Ангел и сказал:
«Иаков!» «Я здесь», — ответил я.
12 «Посмотри, только полосатые и пятнистые козлы и козы случаются, потому что Я видел, сколько Лаван причинил тебе зла, и делаю это, чтобы тебе достались все козлята.
13 Я — Бог, явившийся тебе в Вефиле, в том месте, где ты возвёл алтарь, возлил на него оливковое масло и дал Мне обет. И теперь Я хочу, чтобы ты возвратился в ту землю, где был рождён».
14 Рахиль и Лия сказали Иакову:
«Нашему отцу нечего нам дать, когда он будет умирать.
15 Он относился к нам как к чужестранкам, продав нас тебе, а потом растратил все деньги, которые должны были достаться нам!
16 Бог отнял у него всё богатство, и теперь оно принадлежит нам и нашим детям, так что делай всё, что Бог тебе велел!»
17 Иаков собрался в дорогу, посадил своих сыновей и жён на верблюдов,
18 и они отправились в обратный путь в землю Ханаанскую, где жил его отец. Впереди шли стада, которыми владел Иаков. Он забрал с собой всё, что приобрёл, пока жил в Падан-Араме.
19 В это время Лаван отправился стричь шерсть со своих овец. Пока отца не было, Рахиль зашла к нему в дом и украла принадлежавших ему идолов.
20 Иаков перехитрил арамеянина Лавана: не сказав ему, что уходит,
21 быстро собрал свою семью и всё, чем владел, и ушёл из его земли. Иаков пересёк реку Евфрат и направился к горам Галаада.
22 Через три дня Лаван узнал, что Иаков бежал.
23 Тогда он собрал своих людей и отправился в погоню за Иаковом, и семь дней спустя настиг его недалеко от гор Галаада.
24 В ту ночь Бог явился Лавану во сне и сказал:
«Будь осторожен! Не замышляй ничего злого против Иакова».
25 На следующее утро Лаван настиг Иакова. Иаков разбил лагерь на одном из холмов, а Лаван, вместе со своими людьми, остановился близ гор Галаада.
26 «Почему ты обманул меня? — спросил Лаван Иакова. — Почему забрал моих дочерей, словно захваченных в бою пленниц?
27 Зачем убежал, ничего не сказав? Если бы ты дал мне знать, я бы устроил празднество в твою честь с песнями, танцами и музыкой.
28 Ты же мне не дал даже поцеловать моих внуков и дочерей на прощание. Безрассудно это с твоей стороны.
29 Клянусь Богом, в моей власти повредить тебе, но только прошлой ночью мне во сне явился Бог твоего отца и предупредил меня, чтобы я не замышлял ничего против тебя.
30 Я знаю, что ты ушёл, потому что хочешь возвратиться домой. Но зачем ты украл богов из моего дома?»
31 Иаков ответил:
«Я ушёл, не сказав тебе, потому что боялся; я думал, что ты заберёшь у меня своих дочерей,
32 но я не брал твоих богов. Если ты найдёшь здесь того, кто взял твоих богов, этот человек будет убит. Твои люди будут мне свидетелями: можешь искать то, что принадлежит тебе, и забрать всё своё».
(Иаков не знал, что Рахиль украла богов Лавана).
33 Тогда Лаван пошёл обыскивать лагерь Иакова. Он обыскал шатёр Иакова, потом шатёр Лии, потом обыскал шатёр, где были две рабыни, но не нашёл своих домашних богов. После этого Лаван пришёл в шатёр Рахили,
34 но она спрятала богов в седло своего верблюда, сама же села поверх. Лаван обыскал весь шатёр, но не нашёл богов.
35 Затем Рахиль сказала отцу:
«Отец, не гневайся, что я не могу встать перед тобой, у меня месячные».
И так обыскал Лаван весь лагерь, но не нашёл своих идолов.
36 Иаков был очень рассержен и сказал Лавану:
«Что я такого сделал? Какой нарушил закон? Какое ты имеешь право устраивать за мной погоню и задерживать меня?
37 Ты обыскал всё моё имущество и не нашел ничего, принадлежащего тебе. Если ты что-то нашёл, то покажи мне, положи это вот сюда, чтобы все наши люди могли видеть, и пусть они рассудят, кто из нас прав.
38 Я работал на тебя двадцать лет, и за всё это время не умер ни один новорожденный козлёнок, ни один новорожденный ягнёнок, и я не брал баранов из твоих стад для еды.
39 Всякий раз, когда дикие звери задирали овцу, я сам платил за неё, ни разу не принёс тебе задранную скотину и не сказал, что это не моя вина, меня же грабили днём и ночью.
40 Днём солнце отнимало у меня силы, а ночью сон бежал от глаз моих из-за холода.
41 Двадцать лет я как раб трудился на тебя — первые четырнадцать лет за двух дочерей, а последние шесть лет за твой скот. Ты же за это время десять раз менял мою плату.
42 Но со мной был Бог моих предков, Бог Авраама и Страх Исаака. Если бы Бог не был со мной, ты отослал бы меня ни с чем. Но Бог видел, как я тружусь, как бедствую, и прошлой ночью Бог доказал мою правоту».
43 Лаван сказал Иакову:
«Эти женщины — мои дочери, и дети их принадлежат мне, и весь этот скот — мой: всё, что ты здесь видишь, принадлежит мне. Но я не могу сделать ничего, чтобы удержать моих дочерей и их детей,
44 поэтому я готов заключить с тобой договор; давай положим здесь груду камней в знак нашего соглашения».
45 Тогда Иаков нашёл большой камень и положил его там в знак того, что заключает договор,
46 и велел своим людям найти ещё камней и положить их грудой, а потом они ели около этой груды камней.
47 Лаван назвал это место Иегар-Сагадуфа, Иаков же назвал его Галаадом.
48 Лаван обратился к Иакову с такими словами:
«Эта груда камней поможет нам обоим помнить о нашем договоре».
Потому-то Иаков и назвал это место Галаадом.
49 «Пусть Господь будет свидетелем нам обоим, когда мы разойдёмся в разные стороны», — сказал тогда Лаван и назвал это место Мицфа.
50 Затем Лаван сказал:
«Помни, если обидишь моих дочерей, Бог накажет тебя. И если возьмёшь себе других жён, помни, что Бог — свидетель.
51 Вот камни, которые я положил между нами, и вот особый камень в знак того, что у нас с тобой договор.
52 Эта груда камней и этот особый камень помогут нам помнить о нашем договоре. Я никогда не перейду к тебе за эти камни, чтобы воевать с тобой, и ты не должен переходить ко мне, чтобы воевать со мной.
53 Пусть осудит нас Бог Авраама, Бог Нахора и Бог их предков за вину нашу, если мы нарушим этот договор».
Отец Иакова, Исаак, называл Бога «Страхом», и потому Иаков поклялся этим именем.
54 Потом Иаков заколол животное и принес его в жертву на горе, а затем созвал всех своих родственников, чтобы они ели с ним вместе. Поев, они заночевали на горе.
55 Рано утром следующего дня Лаван поцеловал на прощание своих внуков и дочерей, благословил их и отправился домой.

Толкование Далласской семинарии

Быт 31:1−16. Иаков ушел из Харрана в Ханаан по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, он ощутил растущую враждебность со стороны сынов Ливановых, да и явно изменившееся отношение к нему самого Лавана (стихи 1−2). Во-вторых, он услышал призыв Господа — возвратиться в землю отцов (стих 3).

По-своему замечательна «речь» (стихи 4−16), обращенная Иаковом к его двум женам, которые вышли к нему в поле, где он пас стадо. Он произнес ее не только в целях самозащиты. Он хотел убедиться в том, что в землю обетованную с ним пойдет семья, готовая к этому. В ответ на Божие водительство и попечение о нем Иаков должен был теперь исполнить клятву, данную в Вефиле (28:20−22). Ответ обеих женщин прозвучал единодушно, несмотря на соперничество, разделявшее их. Делай все, что Бог сказал тебе (стих 16), с верою заявили они.

Отец, который присвоил себе их серебро (по всей вероятности, выкуп, заплаченный Иаковом за каждую из них — посредством четырнадцати лет работы на тестя; видимо, по обычаю места и времени этот выкуп должен был остаться за «невестами»), утратил их расположение, и они не возражали против того, чтобы расстаться с ним.

Быт 31:17−21. Бегство, однако, сулило семье больше неприятностей, чем Иаков предполагал, потому что Рахиль украла у отца его домашних богов (буквально «терафимов»). Может быть, она сделала это в отместку за то, что когда-то он лишил ее права первой выйти замуж, а, может быть, видела в этих идолах своего рода «защитные» талисманы; судя по таблицам Нузи, относящимся к 15-му веку до Р. Х., считалось, что имевшие «терафимов» имели и право наследования. Но какими соображениями ни руководствовалась бы Рахиль, поступок ее чуть не повлек за собой катастрофические последствия.

В стихах 20−21 говорится, что Иаков, не известив Лавана, ушел от него со всем, что у него было, т. е. с его дочерьми и внуками и с его терафимами. Вот почему Лаван погнался за Иаковом.

Быт 31:22−35. После семидневной погони Лаван настиг Иакова на горе Галаад (восточнее р. Иордан). Но ночью во сне явился Лавану Бог и предупредил его, чтобы остерегся причинить Иакову зло (стих 24). Если бы не это решительное вмешательство Господа, Иаков мог бы вернуться домой ни с чем.

Когда Лаван потребовал, чтобы зять вернул ему терафимов, Иаков, не подозревая о том, приговорил к смерти Рахиль (стих 32). В тот момент, однако, Рахиль обманула отца (стихи 33−35): она спрятала идолов под верблюжье седло, и села на них. А Лавану сослалась на свое, якобы, «нечистое» состояние, будучи уверена, что он не рискнет прикоснуться к ней. Да, очевидно, и Лавану, тщетно обыскивавшему шатер Рахили, не могло прийти в голову, что женщина решится так осквернить домашних богов (сев на них, когда у нее, по ее словам, было «обыкновенное женское»; стихи 34−35 сравните с Лев 15:20).

Быт 31:36−42. В споре между Иаковом и Лаваном первым «обвинителем» выступает Лаван, заявляющий, что Иаков ограбил его (стихи 26−27, 30); себя он представляет пострадавшим отцом (стих 28) и незадачливым мстителем (стих 29). Но вслед за тем роль обвинителя берет на себя Иаков, а обвиняемым становится Лаван. Иаков, не знавший, что терафимов украла Рахиль, гневно отражает обвинения тестя. Он перечисляет ему все тяготы, которые выпали на его долю в доме Лавана на протяжении двадцати лет (сравните 29:27−30): материальные потери, жар и стужу, и бессонницу.

Страх Исаака (стих 42) означает, что Исаак боялся Бога, в Которого верил. Этот Бог не покидал и Иакова; он видел бедствие его и труд, и, вот, вступился за него (стих 42).

Быт 31:43−55. Лаван предложил Иакову заключить союз, в котором будет зафиксирована граница между ними, — да не пересекут они ее ради того, чтобы сделать зло друг другу! (стих 52). Это и было сделано по инициативе тестя.

И взял Иаков камень, и родственники его взяли камни, и сделали холм. Лаван дал этому памятнику арамейское название Иегар-Сагадуфа, а Иаков — еврейское: Галаад. Смысл обоих названий в том, что холм из камней стал свидетелем заключенного союза. И третье название получил холм: Мицпа («наблюдатель») — в знак того, что Господь будет наблюдать и над Лаваном и над Иаковом, когда они разойдутся. Условиями, оговоренными в соглашении, были: Иаков не станет дурно обращаться с дочерьми Лавана (стих 50), и впредь они будут держаться на расстоянии друг от друга (стих 52).

Все свидетельствовало о том, что Лаван и Иаков желали сохранения «статус-кво». Однако заключение этого союза означало и закрепление разрыва между возникающим Израилем и племенами Востока. Согласно договору граница между ними пролегала по гористой стране Галаад.

При их последнем столкновении Бог явился во сне как Иакову (стих 3), так и Лавану (стих 24) — с тем, чтобы разделить их. Но развитие событий было усложнено попытками обеих сторон соблюсти свои земные, эгоистические, интересы (похищение «терафимов» Рахилью, враждебное отношение к Иакову со стороны Лавана, постоянно «искавшего своего»). Примечательно, что под конец Лаван и сам призвал Бога «надзирать» за ними (стих 49).

Записанные здесь события имели впоследствии большое значение для Израиля, так как убеждали его в том, что Бог освободит его и станет защищать, когда возвратит из Египта в Обетованную землю (да не пересекают враги границ земли, принадлежащей Его народу!). В этом же тексте Господь подверг осмеянию идолов и поклоняющихся им, и этого тоже не могли не увидеть израильтяне. Все это важно было и для последующих израильско-арамейских отношений (Лаван был арамеянином, или, что то же самое, сирийцем; 25:20).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.