«Возвращайся обратно в ту землю, где раньше жили твои предки. Я буду с тобой».
«Я вижу, что ваш отец сердится на меня. Прежде он всегда был добр ко мне, но теперь всё не так.
«Можешь взять себе всех пятнистых козлов, это будет тебе платой».
После того как он это сказал, все животные стали приносить пятнистый приплод. Тогда Лаван сказал:
«Я оставлю себе всех пятнистых козлов, а ты можешь забирать всех полосатых, это и будет твоё вознаграждение».
После того как он это сказал, все животные стали приносить полосатый приплод.
«Иаков!» «Я здесь», — ответил я.
«Нашему отцу нечего нам дать, когда он будет умирать.
«Будь осторожен! Не замышляй ничего злого против Иакова».
«Я ушёл, не сказав тебе, потому что боялся; я думал, что ты заберёшь у меня своих дочерей,
(Иаков не знал, что Рахиль украла богов Лавана).
«Отец, не гневайся, что я не могу встать перед тобой, у меня месячные».
И так обыскал Лаван весь лагерь, но не нашёл своих идолов.
«Что я такого сделал? Какой нарушил закон? Какое ты имеешь право устраивать за мной погоню и задерживать меня?
«Эти женщины — мои дочери, и дети их принадлежат мне, и весь этот скот — мой: всё, что ты здесь видишь, принадлежит мне. Но я не могу сделать ничего, чтобы удержать моих дочерей и их детей,
«Эта груда камней поможет нам обоим помнить о нашем договоре».
Потому-то Иаков и назвал это место Галаадом.
«Помни, если обидишь моих дочерей, Бог накажет тебя. И если возьмёшь себе других жён, помни, что Бог — свидетель.
Отец Иакова, Исаак, называл Бога «Страхом», и потому Иаков поклялся этим именем.
Толкование Далласской семинарии
Быт 31:1−16. Иаков ушел из Харрана в Ханаан по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, он ощутил растущую враждебность со стороны сынов Ливановых, да и явно изменившееся отношение к нему самого Лавана (стихи 1−2). Во-вторых, он услышал призыв Господа — возвратиться в землю отцов (стих 3).
По-своему замечательна «речь» (стихи 4−16), обращенная Иаковом к его двум женам, которые вышли к нему в поле, где он пас стадо. Он произнес ее не только в целях самозащиты. Он хотел убедиться в том, что в землю обетованную с ним пойдет семья, готовая к этому. В ответ на Божие водительство и попечение о нем Иаков должен был теперь исполнить клятву, данную в Вефиле (28:20−22). Ответ обеих женщин прозвучал единодушно, несмотря на соперничество, разделявшее их. Делай все, что Бог сказал тебе (стих 16), с верою заявили они.
Отец, который присвоил себе их серебро (по всей вероятности, выкуп, заплаченный Иаковом за каждую из них — посредством четырнадцати лет работы на тестя; видимо, по обычаю места и времени этот выкуп должен был остаться за «невестами»), утратил их расположение, и они не возражали против того, чтобы расстаться с ним.
Быт 31:17−21. Бегство, однако, сулило семье больше неприятностей, чем Иаков предполагал, потому что Рахиль украла у отца его домашних богов (буквально «терафимов»). Может быть, она сделала это в отместку за то, что когда-то он лишил ее права первой выйти замуж, а, может быть, видела в этих идолах своего рода «защитные» талисманы; судя по таблицам Нузи, относящимся к 15-му веку до Р. Х., считалось, что имевшие «терафимов» имели и право наследования. Но какими соображениями ни руководствовалась бы Рахиль, поступок ее чуть не повлек за собой катастрофические последствия.
В стихах 20−21 говорится, что Иаков, не известив Лавана, ушел от него со всем, что у него было, т. е. с его дочерьми и внуками и с его терафимами. Вот почему Лаван погнался за Иаковом.
Быт 31:22−35. После семидневной погони Лаван настиг Иакова на горе Галаад (восточнее р. Иордан). Но ночью во сне явился Лавану Бог и предупредил его, чтобы остерегся причинить Иакову зло (стих 24). Если бы не это решительное вмешательство Господа, Иаков мог бы вернуться домой ни с чем.
Когда Лаван потребовал, чтобы зять вернул ему терафимов, Иаков, не подозревая о том, приговорил к смерти Рахиль (стих 32). В тот момент, однако, Рахиль обманула отца (стихи 33−35): она спрятала идолов под верблюжье седло, и села на них. А Лавану сослалась на свое, якобы, «нечистое» состояние, будучи уверена, что он не рискнет прикоснуться к ней. Да, очевидно, и Лавану, тщетно обыскивавшему шатер Рахили, не могло прийти в голову, что женщина решится так осквернить домашних богов (сев на них, когда у нее, по ее словам, было «обыкновенное женское»; стихи 34−35 сравните с Лев 15:20).
Быт 31:36−42. В споре между Иаковом и Лаваном первым «обвинителем» выступает Лаван, заявляющий, что Иаков ограбил его (стихи 26−27, 30); себя он представляет пострадавшим отцом (стих 28) и незадачливым мстителем (стих 29). Но вслед за тем роль обвинителя берет на себя Иаков, а обвиняемым становится Лаван. Иаков, не знавший, что терафимов украла Рахиль, гневно отражает обвинения тестя. Он перечисляет ему все тяготы, которые выпали на его долю в доме Лавана на протяжении двадцати лет (сравните 29:27−30): материальные потери, жар и стужу, и бессонницу.
Страх Исаака (стих 42) означает, что Исаак боялся Бога, в Которого верил. Этот Бог не покидал и Иакова; он видел бедствие его и труд, и, вот, вступился за него (стих 42).
Быт 31:43−55. Лаван предложил Иакову заключить союз, в котором будет зафиксирована граница между ними, — да не пересекут они ее ради того, чтобы сделать зло друг другу! (стих 52). Это и было сделано по инициативе тестя.
И взял Иаков камень, и родственники его взяли камни, и сделали холм. Лаван дал этому памятнику арамейское название Иегар-Сагадуфа, а Иаков — еврейское: Галаад. Смысл обоих названий в том, что холм из камней стал свидетелем заключенного союза. И третье название получил холм: Мицпа («наблюдатель») — в знак того, что Господь будет наблюдать и над Лаваном и над Иаковом, когда они разойдутся. Условиями, оговоренными в соглашении, были: Иаков не станет дурно обращаться с дочерьми Лавана (стих 50), и впредь они будут держаться на расстоянии друг от друга (стих 52).
Все свидетельствовало о том, что Лаван и Иаков желали сохранения «статус-кво». Однако заключение этого союза означало и закрепление разрыва между возникающим Израилем и племенами Востока. Согласно договору граница между ними пролегала по гористой стране Галаад.
При их последнем столкновении Бог явился во сне как Иакову (стих 3), так и Лавану (стих 24) — с тем, чтобы разделить их. Но развитие событий было усложнено попытками обеих сторон соблюсти свои земные, эгоистические, интересы (похищение «терафимов» Рахилью, враждебное отношение к Иакову со стороны Лавана, постоянно «искавшего своего»). Примечательно, что под конец Лаван и сам призвал Бога «надзирать» за ними (стих 49).
Записанные здесь события имели впоследствии большое значение для Израиля, так как убеждали его в том, что Бог освободит его и станет защищать, когда возвратит из Египта в Обетованную землю (да не пересекают враги границ земли, принадлежащей Его народу!). В этом же тексте Господь подверг осмеянию идолов и поклоняющихся им, и этого тоже не могли не увидеть израильтяне. Все это важно было и для последующих израильско-арамейских отношений (Лаван был арамеянином, или, что то же самое, сирийцем; 25:20).