Бытие 31 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.
2 И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,
5 и сказал им: я вижу лицо отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;
6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: «пёстрые будут тебе в награду», то скот весь и родил пёстрых.
9 И отнял Бог скот у отца вашего, и дал мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пёстрые, с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пёстрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу всё, что Лаван делает с тобою;
13 Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей.
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли ещё нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;
16 посему всё богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак, делай всё, что Бог сказал тебе.
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов,
18 и взял с собою весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.
19 И как Лаван пошёл стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца её.
20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.
21 И ушёл со всем, что у него было; и, встав, перешёл реку и направился к горе Галаад.
22 На третий день сказали Лавану, что Иаков ушёл.
23 Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.
24 И пришёл Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.
25 И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатёр свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.
26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня и увёл дочерей моих, как пленённых оружием?
27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями;
28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.
29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: «берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого».
30 Но пусть бы ты ушёл, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, — зачем ты украл богов моих?
31 Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих.
32 у кого найдёшь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что есть твоего у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.
33 И ходил Лаван в шатёр Иакова, и в шатёр Лии, и в шатёр двух рабынь, но не нашёл. И, выйдя из шатра Лии, вошёл в шатёр Рахили.
34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатёр; но не нашёл.
35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашёл идолов.
36 Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?
37 ты осмотрел у меня все вещи, что нашёл ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь перед родственниками моими и перед родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.
38 Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;
39 растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли пропадало;
40 я томился днём от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.
41 Таковы мои двадцать лет в доме твоём. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.
42 Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера.
43 И отвечал Лаван, и сказал Иакову: дочери — мои дочери; дети — мои дети; скот — мой скот, и всё, что ты видишь, это моё: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?
44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
45 И взял Иаков камень и поставил его памятником.
46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме.
47 И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.
48 И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад,
49 также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;
50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмёшь жён сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.
51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;
52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдёшь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла;
53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.
54 И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.
55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошёл и возвратился Лаван в своё место.

Толкование Далласской семинарии

Быт 31:1−16. Иаков ушел из Харрана в Ханаан по двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, он ощутил растущую враждебность со стороны сынов Ливановых, да и явно изменившееся отношение к нему самого Лавана (стихи 1−2). Во-вторых, он услышал призыв Господа — возвратиться в землю отцов (стих 3).

По-своему замечательна «речь» (стихи 4−16), обращенная Иаковом к его двум женам, которые вышли к нему в поле, где он пас стадо. Он произнес ее не только в целях самозащиты. Он хотел убедиться в том, что в землю обетованную с ним пойдет семья, готовая к этому. В ответ на Божие водительство и попечение о нем Иаков должен был теперь исполнить клятву, данную в Вефиле (28:20−22). Ответ обеих женщин прозвучал единодушно, несмотря на соперничество, разделявшее их. Делай все, что Бог сказал тебе (стих 16), с верою заявили они.

Отец, который присвоил себе их серебро (по всей вероятности, выкуп, заплаченный Иаковом за каждую из них — посредством четырнадцати лет работы на тестя; видимо, по обычаю места и времени этот выкуп должен был остаться за «невестами»), утратил их расположение, и они не возражали против того, чтобы расстаться с ним.

Быт 31:17−21. Бегство, однако, сулило семье больше неприятностей, чем Иаков предполагал, потому что Рахиль украла у отца его домашних богов (буквально «терафимов»). Может быть, она сделала это в отместку за то, что когда-то он лишил ее права первой выйти замуж, а, может быть, видела в этих идолах своего рода «защитные» талисманы; судя по таблицам Нузи, относящимся к 15-му веку до Р. Х., считалось, что имевшие «терафимов» имели и право наследования. Но какими соображениями ни руководствовалась бы Рахиль, поступок ее чуть не повлек за собой катастрофические последствия.

В стихах 20−21 говорится, что Иаков, не известив Лавана, ушел от него со всем, что у него было, т. е. с его дочерьми и внуками и с его терафимами. Вот почему Лаван погнался за Иаковом.

Быт 31:22−35. После семидневной погони Лаван настиг Иакова на горе Галаад (восточнее р. Иордан). Но ночью во сне явился Лавану Бог и предупредил его, чтобы остерегся причинить Иакову зло (стих 24). Если бы не это решительное вмешательство Господа, Иаков мог бы вернуться домой ни с чем.

Когда Лаван потребовал, чтобы зять вернул ему терафимов, Иаков, не подозревая о том, приговорил к смерти Рахиль (стих 32). В тот момент, однако, Рахиль обманула отца (стихи 33−35): она спрятала идолов под верблюжье седло, и села на них. А Лавану сослалась на свое, якобы, «нечистое» состояние, будучи уверена, что он не рискнет прикоснуться к ней. Да, очевидно, и Лавану, тщетно обыскивавшему шатер Рахили, не могло прийти в голову, что женщина решится так осквернить домашних богов (сев на них, когда у нее, по ее словам, было «обыкновенное женское»; стихи 34−35 сравните с Лев 15:20).

Быт 31:36−42. В споре между Иаковом и Лаваном первым «обвинителем» выступает Лаван, заявляющий, что Иаков ограбил его (стихи 26−27, 30); себя он представляет пострадавшим отцом (стих 28) и незадачливым мстителем (стих 29). Но вслед за тем роль обвинителя берет на себя Иаков, а обвиняемым становится Лаван. Иаков, не знавший, что терафимов украла Рахиль, гневно отражает обвинения тестя. Он перечисляет ему все тяготы, которые выпали на его долю в доме Лавана на протяжении двадцати лет (сравните 29:27−30): материальные потери, жар и стужу, и бессонницу.

Страх Исаака (стих 42) означает, что Исаак боялся Бога, в Которого верил. Этот Бог не покидал и Иакова; он видел бедствие его и труд, и, вот, вступился за него (стих 42).

Быт 31:43−55. Лаван предложил Иакову заключить союз, в котором будет зафиксирована граница между ними, — да не пересекут они ее ради того, чтобы сделать зло друг другу! (стих 52). Это и было сделано по инициативе тестя.

И взял Иаков камень, и родственники его взяли камни, и сделали холм. Лаван дал этому памятнику арамейское название Иегар-Сагадуфа, а Иаков — еврейское: Галаад. Смысл обоих названий в том, что холм из камней стал свидетелем заключенного союза. И третье название получил холм: Мицпа («наблюдатель») — в знак того, что Господь будет наблюдать и над Лаваном и над Иаковом, когда они разойдутся. Условиями, оговоренными в соглашении, были: Иаков не станет дурно обращаться с дочерьми Лавана (стих 50), и впредь они будут держаться на расстоянии друг от друга (стих 52).

Все свидетельствовало о том, что Лаван и Иаков желали сохранения «статус-кво». Однако заключение этого союза означало и закрепление разрыва между возникающим Израилем и племенами Востока. Согласно договору граница между ними пролегала по гористой стране Галаад.

При их последнем столкновении Бог явился во сне как Иакову (стих 3), так и Лавану (стих 24) — с тем, чтобы разделить их. Но развитие событий было усложнено попытками обеих сторон соблюсти свои земные, эгоистические, интересы (похищение «терафимов» Рахилью, враждебное отношение к Иакову со стороны Лавана, постоянно «искавшего своего»). Примечательно, что под конец Лаван и сам призвал Бога «надзирать» за ними (стих 49).

Записанные здесь события имели впоследствии большое значение для Израиля, так как убеждали его в том, что Бог освободит его и станет защищать, когда возвратит из Египта в Обетованную землю (да не пересекают враги границ земли, принадлежащей Его народу!). В этом же тексте Господь подверг осмеянию идолов и поклоняющихся им, и этого тоже не могли не увидеть израильтяне. Все это важно было и для последующих израильско-арамейских отношений (Лаван был арамеянином, или, что то же самое, сирийцем; 25:20).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.