Бытие 34 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той.
2 И увидел её Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял её, и спал с нею, и сделал ей насилие.
3 И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы.
4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.
5 Иаков слышал, что сын Емморов обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они.
6 И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним.
7 Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать.
8 Еммор стал говорить им и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душою к дочери вашей; дайте же её в жену ему;
9 породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе;
10 и живите с нами; земля сия пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте её во владение.
11 Сихем же сказал отцу и братьям её: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне;
12 назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену.
13 И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их;
14 и сказали им: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который не обрезан, ибо это бесчестно для нас;
15 только на том условии мы согласимся с вами, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан;
16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ;
17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмём дочь нашу и удалимся.
18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову.
19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего.
20 И пришёл Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали:
21 сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна перед ними. Станем брать дочерей их себе в жёны и наших дочерей выдавать за них.
22 Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны.
23 Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и будут жить с нами.
24 И послушались Еммора и Сихема, сына его, все, выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол, — все, выходящие из ворот города его.
25 На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол;
26 и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.
27 Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их.
28 Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле;
29 и всё богатство их, и всех детей их, и жён их взяли в плен, и разграбили всё, что было в домах.
30 И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблён буду я и дом мой.
31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!

Толкование Далласской семинарии

е. Осквернение Дины (глава 34)

Как только Иаков поселился в земле, угроза со стороны хананеев стала для него повседневной реальностью. В этой истории доброе переплетается со злым, как, впрочем, и в остальных историях из жизни патриархов. Для Израиля это несомненно должно было прозвучать предостережением против оскверняющего воздействия на них каких бы то ни было контактов с хананеями. Израильтянам не следовало ни смешиваться с хананеями в браках, ни заключать с ними союза.

Даже и от взаимных «визитов» и посещений предупреждало это место Писания (стих 1). Но также и против «лукавства» со стороны евреев, потому что на карту ставилось имя Израиля в этой земле (стих 30). Именно за жестокость «по прихоти своей» лишены были Левий и Симеон, убийцы Еммора и Сихема и сограждан их, отцовского благословления (49:5−7).

Быт 34:1−4. Дина, единственная дочь Иакова (30:21), пошла посмотреть на дочерей земли той. Этим действием, «сдвинув с места камень», она вызвала целый камнепад. Иаков совершил торговую сделку с жителями Сихема (33:19), но попытка Дины вступить с ними в добрососедские отношения повлекла за собой серьезные последствия. Избегать хананеев было бы куда безопаснее.

Сихем, сын князя земли той, взял Дину силой. После этого она потеряла, казалось бы, всякую ценность как невеста, однако, Сихем полюбил девушку и хотел, чтобы она стала его женой.

Быт 34:5−7. Узнав об обесчещении дочери, Иаков, однако, смолчал; он ожидал возвращения домой сыновей, которые пасли скот в поле. Те же, когда узнали о происшедшем, пришли в ярость, потому что Израилю было сделано бесчестие (здесь первое упоминание об Израиле как о народе). Пока сыновья злились и огорчались, Иаков, видимо, сохранял пассивность и ничего не сделал для того, чтобы «овладеть ситуацией». Может быть, если бы Дина была его дочерью от Рахили, а не от Лии, он реагировал бы иначе.

Быт 34:8−12. Хананеи пришли к Иакову с предложением. Старый Еммор, отец Сихема, действовал как дипломат: великая польза будет для обеих сторон, говорил он, от соглашения о заключении браков (стихи 8−10). Он великодушно предложил Израилю землю (стих 10). Однако не хананеям, а Богу предстояло дать ее Израилю.

Последующее обращение Еммора к его согражданам обнаружило, что он не был вполне искренним, так как склонял всех к тому, чтобы «породниться» с Израилем, в своих и своего сына личных интересах, и прельщал сихемцев богатством Иакова (стих 23). Чтобы выпутаться из беды, Сихем предложил затем братьям Дины уплатить такой выкуп за невесту, какой они сами назначат.

Быт 34:13−24. Братья (не Иаков!) отвергли предложение Еммора потому, говорили они, что брак их сестры с человеком, который необрезан (соответствующее еврейское слово имеет и значение «нечист»), явился бы бесчестием (хэрпах — «укор» или «позор») для семьи. Как и отец их в прошлом, братья говорили и действовали с лукавством (стих 13); может быть, они сомневались в том, что их предложение о поголовном обрезании мужчин Сихема ради заключения брака княжеского сына с их сестрой будет принято? Но хананеи согласились и обрезали весь мужеский пол — видимо, не только для того, чтобы Сихем мог получить Дину, но и зарясь на скот и имение Израиля (стих 23).

Быт 34:25−31. Последствия этого лжедоговора были ужасными. Симеон и Левий (несомненно, и слуги их) умертвили всех мужчин-хананеев, воспользовавшись их беспомощным состоянием (те еще были в болезни после обрезания). Затем братья взяли Дину из дома Сихемова и разграбили город и все имущество жителей, и угнали их скот и увели детей их и жен в плен. Это повергло Иакова в страх, так как грозило серьезными последствиями ему и его семье. Но братья на все отвечали: разве имел право Сихем поступать с сестрою нашею, как с блудницею!

Позже израильтянам было твердо сказано, чтобы избегали осквернения от хананеев. И вся «внешняя политика» Израиля была направлена на полное их уничтожение — до того, как им удастся «осквернить» народ (Втор 20:16−18).

Симеон и Левий руководствовались «верным инстинктом», однако, должны были поплатиться (и поплатились! — 49:5−7) за свои необузданность и жестокость. Неизвинительной была и их вероломная попытка «приманить» язычников обманным «соглашением». Временами, однако, Бог пользовался такими, как Симеон, Левий и Ииуй (4Цар 10:11−14, 17−31) для совершения Своих судов.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.