Бытие 48 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема.
2 Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идёт к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели.
3 И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня,
4 и сказал мне: «вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение».
5 И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои;
6 дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе.
7 Когда я шёл из Месопотамии, умерла у меня Рахиль в земле Ханаанской, по дороге, не доходя несколько до Ефрафы, и я похоронил её там на дороге к Ефрафе, что ныне Вифлеем.
8 И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это?
9 И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их.
10 Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвёл их к нему, и он поцеловал их и обнял их.
11 И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твоё лицо; но вот, Бог показал мне и детей твоих.
12 И отвёл их Иосиф от колен его и поклонился ему лицом своим до земли.
13 И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвёл к нему.
14 Но Израиль простёр правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.
15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня,
16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя моё и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли.
17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить её с головы Ефрема на голову Манассии,
18 и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою.
19 Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдёт народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдёт многочисленный народ.
20 И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии.
21 И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших;
22 я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.

Толкование Далласской семинарии

Быт 48:1−4. Больной и ослабевший, Иаков, собрав последние силы сел на постели, когда ему сказали, что к нему идет Иосиф. Он пересказал сыну, как Бог всемогущий (эль шаддай; толкование на 17:1) явился ему в Лузе, переименованный Иаковом в Вефиль, и пообещал благословить его, произведя от него множество народов и дав его потомству землю ханаанскую в вечное владение (сравните с 28:10−22). Слова этого обетования были для патриарха источником неиссякавшей надежды в странствиях его, и таковым им предстояло быть и для народа, который произойдет от него, ибо народу этому дано было верное слово Бога.

Быт 48:5−7. Иаков благословил первородством Иосифа, возведя в положение первородных юношей Ефрема и Манассию, его сыновей (41:51−52), и тем закрепив за Иосифом двойной удел. Ефрем и Манассия «заместили» таким образом Рувима, старшего сына Иакова от Лии (1Пар 5:1−2), лишенного первородства за преступление против отца (49:4). Иаков оговорил при этом, что если бы у Иосифа родились в Египте другие сыновья, то им следовало бы присоединиться к коленам Ефрема и Манассии (стих 6б), но, по всей видимости, больше сыновей у Иосифа не было.

Особое признание Ефрема и Манассии было продиктовано Иакову не только исключительным положением их отца, Иосифа, в Египте и тем, что Иосиф был любимым сыном патриарха от его любимой жены («усыновляя» Ефрема и Манассию — стих 5 — патриарх как бы увеличивал число сыновей Рахили), но более всего явилось результатом Божьего внушения. Это признание сыновей Иосифа несомненно сказалось годы спустя — при разделении Обетованной земли во дни Иисуса Навина (Нав 16:17).

Быт 48:8−14. Иосиф подвел к старенькому отцу ему двух своих сыновей, и тот выразил радость, что, вот, не чаял увидеть и сына, а увидел и его, и внуков; благословение было произнесено. Как некогда Исаак, благословляя Иакова, был уже слаб зрением, так теперь и сам Иаков. Однако, совершая благословение, Израиль вполне сознательно (и это следует из употребленного тут еврейского слова) «переменил» руки — так, чтобы правая рука его оказалась на голове Ефрема, а левая на голове Манассии хотя Манассия, рожденный первым, должен был быть благословлен возложением правой руки деда.

Таковым было решение Иакова, несмотря на то, что Иосиф «правильно» поставил своих сыновей. Иосиф, как это свойственно людям, ожидал действия Божьего в согласии с понятиями, казавшимися ему верными и справедливыми, но убедился, что порой Он благоволит действовать вопреки человеческим обычаям и представлениям.

Осознав это, твердо стоящие в вере принимают, что Божий пути — не наши пути. «Воспитательный процесс», направленный на усвоение этого факта Иаковом, продолжался всю его жизнь, и он усвоил его, потому и благословил теперь младшего, даровав ему преимущество над старшим. На протяжении жизни четырех поколений действовал этот «обратный» порядок в роду Авраама: Исаак встал над Измаилом, Иаков над Исавом, Иосиф над Рувимом, и Ефрем над Манассией.

Быт 48:15−20. Благословляя самого Иосифа, Иаков трижды воззвал к Богу (стих 15) — как к Богу, пред Которым ходили отцы его Авраам и Исаак (в этом факте Иаков не раз черпал силу для своей веры; 28:13; 31:5, 42; 32:9; 46:3), как к Богу, Который был Пастырем его с первых дней его жизни (сравните с 49:24; Исх 6:6; Пс 22:1; Ис 59:20), и как к Ангелу (толкование на Быт 16:19), Который избавлял его от всякого зла. Еврейское слово гаалъ, переведенное как «избавляющий», выражает понятие защиты и перевоспитания. И вот этого-то Бога молил Иаков о милостивом благословении отроков.

Однако Иосиф, когда увидел, что отец намерен благословить Ефрема прежде Манассии, запротестовал. Знаю, сын мой, возразил патриарх, и благословил внуков соответственно Божией воле, а не человеческому обычаю. Он знал, что, вопреки этому обычаю, Богу в свое время угодно было благословить его самого младшего. И этот же принцип должен был действовать теперь, при благословении сыновей Иосифа. Годы спустя Ефрем стал ведушим племенем в Северном царстве, во всех отношениях превосходившем племя Манассии, как и предсказал Иаков.

Быт 48:21−22. Убежденный в том, что Бог возвратит всех их в Обетованную землю, Иаков сказал, что Иосифу дает в ней двойной удел: Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок евр. слово шекем («участок», «надел») созвучно «Сихем», названию города, в котором годы спустя Иосиф был погребен (Нав 24:32) — в знак того, что эта земля по завещанию принадлежала ему. По-видимому, Иаков завоевал эту землю у Аморреев (ханаанских горцев), хотя более об этом нигде не упоминается, и вырыл там колодезь (сравните с «Сихарь» в Ин 4:4, 5).

6. Слово Иакова о коленах (49:1−28)

Основополагающим принципом Божьего домостроительства является непременное «воздействие» жизни и характера патриархов на судьбу их потомков. Многообразие этих судеб в Его народе определялось и нравственными различиями индивидов. Быт 49 дает именно так воспринять эволюцию Божьего плана. В эту главу входят последние из великих прозрений будущего в книге Бытия — благословения, проклятия и обетования.

Иаков, силою веры, будучи — по завету — орудием Бога, прозревал будущее завоевание Израилем земли Ханаанской и его расселение в ней, как и славные для народа дни в еще более отдаленные времена. Это пророчество дал Своему народу Бог, чтобы вести его через подчас «унылое бесплодие» дней его — да светит ему в пути сознание, что будущее его запланировано Богом. Для семьи Иакова оно простиралось за пределы рабства в Египте, оно неразрывно было связано с землей обетования.

Но насладятся ли они исполнением этой надежды, будет зависеть от верности причастников благословения Богу. Итак, в торжественной обстановке своих последних часов Иаков кратко, но выразительно характеризует своих сыновей — одного за другим, простирая сказанное, с вытекающими из него последствиями, на «колена», которые произойдут от них.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.