Бытие 26 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошёл Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;
4 умножу потомство твоё, как звёзды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоём все народы земные,
5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
6 Исаак поселился в Гераре.
7 Жители места того спросили о жене его, и он сказал: «это сестра моя»; потому что боялся сказать: «жена моя», чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.
8 Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.
9 И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: «она сестра моя»? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради её.
10 Но Авимелех сказал: что это ты сделал с нами? Едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввёл бы нас в грех.
11 И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснётся к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.
12 И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
13 И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.
14 У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.
15 И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землёю.
16 И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.
17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарёк колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нём; и он нарёк ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарёк ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
23 Оттуда перешёл он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твоё, ради Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник, и призвал имя Господа. И раскинул там шатёр свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.
26 Пришёл к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?
28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.
30 Он сделал им пиршество, и они ели и пили.
31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.
32 В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду.
33 И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня.
34 И был Исав сорока лет, и взял себе в жёны Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина;
35 и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Толкование Далласской семинарии

в. Исаак — под действием благословения, полученного Авраамом (26:1−33)

Быт 26:1−5. Некоторые полагают, что история посещения Исааком Авимелеха в Гераре была перепутана преданием с теми случаями, когда в Египет (12:10−20) и в Герар к Авимелеху приходил Авраам. Но правильнее думать, что этот и другие лейтмотивы повторяются в Священном Писании намеренно — чтобы показать, что благословение, полученное патриархом, переходило и на его потомков. В самом деле, в жизнеописаниях Авраама и Исаака не трудно обнаружить множество параллельных мест Это:

а) голод (сравните 12:10);

б) план ухода в Египет, который Бог разрешил осуществить Аврааму, но не позволил Исааку (сравните 12:11);

в) пребывание в Гераре (сравните 20:1);

г) ложь относительно жены, из страха представленной как «сестра» (сравните 12:12−13; 20:2, 11);

д) необычайная красота жены (сравните 12:11, 14);

е) встревоженность Авимелеха тем, как бы замужняя женщина не была вовлечена в грех прелюбодеяния (сравните 20:4−7), и ж) укоры Авимелеха (сравните 20:9−10).

Возможно, Авимелех в 26:1 — не то же самое лицо, что Авимелех в двадцатой главе, — ведь между событиями, описанными в этих главах, проходит примерно девяносто лет. К тому же самое слово «Авимелех» соответствовало титулу (такому же, как «фараон» или «царь»). Может быть, титулом являлся и «Фихол» (Быт 26:26), хотя прямых доказательств этому нет. Но Фихол, упоминаемый в этой главе, мог быть и тезкой Фихолу, жившему ранее (21:22, 32).

Авраама на земле больше не было. Он умер! Что же с обетованием, полученным им? Риторическими приемами в главе 26 подчеркивается, что восприемником его сделался Исаак. Главная идея стихов 1−11 состоит в том, что потомки Авраама, послушного слуги Божьего, будут благословляемы благодаря ему, однако, при условии, что и они будут веровать.

Бог обещал Исааку, как обещал его отцу, что не оставит его, что благословит и отдаст ему и сынам его земли, по которым он ныне странствует, что потомство его сделает многочисленным, как звезды небесные (сравните 12:2−3; 15:5−8; 17:3−8; 22:15−18; 28:13−14). Все это за то, говорит Господь, что Авраам послушался гласа Его и соблюдал заповеди его, повеления уставы и законы.

Перед читателем — принятая в ветхозаветное время «юридическая терминология», и израильтянам не сложно было увидеть соответствие ее языку их Торы; это не могло не стимулировать их к повиновению закону, смысл которого, в сущности, сводился к необходимости слушаться слова Божьего. Авраам же познал, что такое послушание свидетельствует об истинности веры.

Быт 26:6−11. Исаак в Гераре так же обманул Авимелеха, как в свое время его отец, чем вызвал нарекания со стороны языческого царя, что вот, мол, едва не ввел одного из его подданных в грех прелюбодеяния, заслуживавший наказания смертью и по понятиям Авимелеха (стихи 10−11). Эти стихи должны были еще раз напомнить Израилю, насколько важно для сохранения народа блюсти устои брака.

Коль скоро они рушатся, разрушается и общество (если бы тогда распался брак Исаака, народ израильский не возник бы). (Заметим, что, в отличие от Сарры, Ревекка, очевидно, не была взята Авимелехом в гарем, но, хотя она оставалась в доме своего мужа (стих 8), тот выдавал ее за сестру, дабы «не подвергнуться опасности» со стороны кого-либо из жителей Герара, пожелавшего бы Ревекку прекрасную видом.)

Здесь снова привлекает внимание игра слов. В русском тексте Библии сказано: Исаак играет с Ревеккою (стих 8). При более точном переводе не «играет», а «ласкает» (месахек); это слово созвучно имени Исаак (йсхак), но также напоминает и о «насмешках» Измаила над Саррою (21:9), ибо «насмешка» тоже звучит по-еврейски как месахек. Подбор слов не случаен.

Моисей как бы говорит, что недостаточность веры у Исаака, выразившаяся в том, что он выдал свою жену за сестру, обернулась «насмешкой» над великим обетованием, запечатленным в его имени, над теми обещаниями согласно завету, которые были — по смерти Авраама даны ему (26:2−5). В самом страхе верующего заключена «насмешка» над верою, которая, будучи истинной, побуждает имеющего ее радостно (победно) смеяться (о значении имени «Исаак» в толковании на 21:6).

Быт 26:12−22. Будучи временным жителем в земле обетованной, Исаак, тем не менее, богател и процветал, благословляемый Богом. И Филистимляне стали завидовать ему и завалили и засыпали землею все его колодцы. Здесь колодези (источники воды), будучи «преобладающим мотивом», опять-таки символизируют Божии благословения (сравните со спором Авраама с филистимлянами по поводу колодца в 21:25, 30). Независимо от того, где копал Исаак и как часто заваливали филистимляне его колодцы, он опять раскапывал их и выкапывал новые (стихи 18−19). Ничто не могло приостановить действия Божьего благословения!

Изгнанный филистимлянами, Исаак расположился в долине Герарской и продолжал искать воду. Но и здесь враждовавшие с ним не оставляли его; жители Герара настаивали на том, что два из выкопанных Исааком трех колодцев принадлежат им. Это отразилось в названиях, которые дал Исаак источникам воды: Есек (спор, ссора), Ситна (ожесточенная вражда) и, наконец, Реховоф, что значит пространное место; в названии последнего колодца отражено торжество Божией заботы о благословляемых Им.

В борьбу с герарцами Исаак не ввязывался. Он уступал им один колодезь за другим, пока филистимляне не оставили его в покое.

Быт 26:23−25. После того, как Исаак обосновался в Вирсавии явился ему Господь и вновь подтвердил, что Авраамов завет распространится на него (стихи 23−24). Исаак реагировал на это так же, как его отец: он воздвиг на том месте жертвенник и призвал имя Господа (сравните 12:7−8; 21:33).

Быт 26:26−33. По разрешении конфликтов из-за источников воды явился к Исааку Авимелех с предложением мира и союза. Так же, как Авимелех, современник Авраама, признал, что с Авраамом — Бог (21:22), так и нынешний Авимелех признал, что Бог благословляет Исаака. Новый источник воды — свидетельство неиссякаемой Господней милости — Исаак назвал Шива (что значит «клятва» или «семь»), ведь союз между ним и Авимелехом был скреплен клятвой, схожей с той, что была произнесена Авраамом, в честь чего и получил тогда свое название город Вирсавия (Беэр-шива; 21:23−24). Этот «союз» следовало обновить Исааку, наследнику Авраамова благословения. Другим народам это возвещало на будущее: Божия рука почиет на «семени» Авраамовом, и им следует искать мира с Израилем, если и они хотят стать восприемниками благословений свыше.

г. Несостоятельность Исава (26:34−35)

Быт 26:34−35. Примечательно, что невоздержанный в своей чувственности Исав женился (впечатление такое, что одновременно) на двух женщинах — хеттеянках (т. е. хананеянках) — на Иегудифе и Васемафе, и это сильно огорчило Исаака и Ревекку. Из этого короткого сообщения ясно, как мало подходил Исав, безразличный к чистоте своего потомства, для Божьего благословения, и сколь неразумным было желание Исаака благословить его (27:1−40). Позднее Исав женился на третьей жене, взяв в свой дом Махалафу, дочь Измаила (28:9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.