Бытие 49 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
3 Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;
4 но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошёл на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошёл.
5 Симеон и Левий, братья, орудия жестокости мечи их;
6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своём убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
7 проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.
8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего.
9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?
10 Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё;
12 блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока.
13 Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.
14 Иссахар осёл крепкий, лежащий между протоками вод;
15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.
16 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;
17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадёт назад.
18 На помощь твою надеюсь, Господи!
19 Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит её по пятам.
20 Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.
21 Неффалим — серна стройная, он говорит прекрасные изречения.
22 Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;
23 огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы,
24 но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,
25 от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы,
26 благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
27 Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.
28 Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому своё.
29 И заповедал он им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина,
30 в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения;
31 там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию;
32 это поле и пещера, которая на нём, куплена у сынов Хеттеевых.
33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Толкование Далласской семинарии

Быт 49:1−2. Призвав сыновей к смертному своему ложу, патриарх говорит о том, что произойдет с ним в грядущие дни, и произносит медленно и взвешенно слова пророчества, ниспосланного ему свыше.

Быт 49:3−4. «Слова превознесения», сказанные Иаковом в адрес Рувима, первенца его, теряют свою силу, как только он напоминает об осквернении Рувимом ложа отца (подразумевая прелюбодейную связь его с наложницей Валлой; 35:22). Рувиму полагалось главенство над родом (1Пар 5:1−2), но из-за буйного нрава его (ты бушевал, как вода) он не получит главенства. Во времена Судей (Суд 5:15−16) колено Рувима страдало разногласиями и нерешительностью; в истории народа оно никогда не играло существенной роли и первым исчезает из «поля зрения».

Быт 49:5−7. Симеон и Левий, родные братья; мечи их объявлены отцом орудиями жестокости. Иаков не хочет причастности к их несправедливому совету и неправедному собранию. Его устами над ними произнесен суд Божий за избиение жителей Сихема и животных, находившихся в городе (убили мужа перерезали жилы тельца; 34; 25−29). В очах Божьих священная война и яростное отмщение — не одно и то же. Оба колена были позже рассеяны (49:7).

Колено Симеона в сущности распалось, получив земельный надел на территории Иуды (Нав 19:1, 9). Левий вообще не получил собственной земли при разделе Ханаана, однако, можно полагать, что по причине ревностного служения представителей этого, колена Богу (Исх 32:26, 29; Чис 25:8, 13), — проклятие рассеяния обратилось для него в благословение священнослужения; Нав 21.

Быт 49:8−12. Могущество Иуды Иаков сравнивает в этом прорицании с могуществом молодого льва, ибо не только враги его склонятся под сильную руку его, но и остальные братья поклонятся ему и восхвалят его. Здесь очевидна игра слов, ибо Иуда значит «восхваление» (29:35). В центре прорицания — слово доколе (49:10б). Царская и законодательная власть не отнимется от Иуды, доколе не прейдет Примиритель, Которому покорятся народы, после чего мир превратится в земной рай. Стих 10 — явно мессианский; в нем предвосхищается завершение власти Иуды в Тысячелетнем царстве Мессии (о «колене Иудином» в Откр 5:5).

Русскому слову «Примиритель» в евр. тексте соответствует Шилох. С древних времен во многих исследованиях, включая Таргум (арамейский пересказ Ветхого завета) это слово (шилох) рассматривается как титул Мессии. Однако его смысловое значение может быть передано как «чей он есть», а в данном контексте как Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его (т. е. законодательная власть — от потомков его), доколе не прейдет Тот, Кому они (скипетр, законодательство) принадлежат. (Схожую фразу находим в Иез 21:27 «доколе не придет Тот, кому принадлежит он» (венец; Иез 21:26.)

С пришествием Мессии земное великолепие уподобится райскому. По словам богослова Киднера, каждая строчка в Быт 49:11−12 «возвещает о пьянящем мысль изобилии: это будет золотой век, который установит Грядущий». Прообразом его в устах Иакова служит будущее богатство земли Иудиной: виноградных лоз у Иуды будет столько, что он станет привязывать к ним домашний скот, а в виноградном вине он будет мыть одежду свою. об изобилии в Тысячелетнем царстве в Ис 61:6−7; 65:21−25; Зах 3:10. (Колено Иудино первым начало завоевание Ханаана (Суд 1:1−8) и впоследствии действительно внушало страх врагам своим; полноты своего могущества оно достигло в царстве Давида; на гербе этого племени был изображен лев.)

Быт 49:13−15. Источником обогащения Завулона станет морская торговля (хотя средиземноморского побережья границы его не достигали; Нав 19:10−11). Подобно ослу крепкому, принужден будет трудиться на других Иссахар. Территория будет ему отведена на обширной и плодородной Ездраэлоиской равнине, которая часто будет подвергаться набегам соседей, но войнам с ними колено Иссахарово предпочтет уплату дани.

Быт 49:16−17. Неприглядна судьба колена Данова. Ему предрекалась роль судьи (имя Дан созвучно еврейскому слову, имеющему это значение) — возможно, в смысле осуществляющего справедливую и независимую политику в своих пределах (в народе своем), но он встал на путь вероломства и предательства (некоторые полагают, что врагов Дан побеждал не столько в открытом бою, как Иуда, сколько всякого рода хитростями), почему и уподобляется отцом змею аспиду. Известно, что во времена Судей первыми предались идолопоклонству данитяне (Суд 18:30).

Быт 49:18. Это молитвенное обращение Иакова к Господу с просьбой о помощи, возможно, вызвано было его беспокойством о судьбе Дана и его потомков, либо выражало его тревогу обо всех сыновьях и служило косвенным напоминанием им, собравшимся у смертного ложа отца, об их постоянной нужде в Господе.

Быт 49:19−21. В связи с именем Гад возникает игра слов: евр. глагол гадад означает «нападать» (в русском тексте — теснить). На территорию Гада действительно часто вторгались арабские племена, кочевавшие восточнее реки Иордан, но сыны Гадовы успешно «оттесняли» их (к примеру, 1Пар 5:18−19).

Асиру предвещалось плодородие; яства его земли будут поставляться к царским столам (так это впоследствии и происходило). Это колено расселилось на богатом северном побережье Ханаана. Стих 21 имеет разные прочтения в древних текстах. Приводимый в русском тексте трудно поддается объяснению. В англ. тексте — иное его прочтение. Неффалим — стройная серна. Колено Неффалимово уподобится этому животному — свободному, живущему в горах. Оно поселилось на северо-западе от моря Галилейского. Пророчица Девора пела о Неффалиме, рисковавшем жизнью своей «на высотах поля» (Суд 5:18).

Быт 49:22−26. Особенно многообещающе звучит прорицание патриарха в отношении Иосифа, ибо оно произносится вместе с последним и главным отцовским благословением (сравните с 1Пар 5:1−2). Обещание «плодоносности» перекликается с именем одного из сыновей Иосифа — Ефрема (которое и означает «плодоносный»). Иаков буквально осыпает оба колена Иосифовы обещаниями побед (Быт 49:23−24а) и процветания (стих 25б).

Впоследствии впечатляющие победы в сражениях одерживали ефремляне Иисус Навин, Девора и Самуил, а также Гедеон и Иеффай из колена Манассиина. В этих стихах находим несколько чудных наименований Бога: мощный Бог Иаков-лев Пастырь Бог отца твоего твердыня Израилева Всемогущий — Тот, Кто ниспосылает благословения небесные (т. е. дожди) и благословения бездны, лежащей долу (т. е. образует реки и подземные источники вод), и благословляет сосцы и утробы (т. е. дает людям и всему живому потомство). Иаков столь горячо и поэтично призывает на Иосифа и его сыновей благословения Божии, потому что старший сын Рахили был не только его любимцем, но и Богом был «избран» между братьями.

Быт 49:27−28. В прорицании о Вениамине говорится о воинственном племени, которое сравнивается с хищным прожорливым волком (о жестокости вениамитян в Суд 20 и в 1Цар 19:10; 22:17; вениамитянином был царь Саул).

Все эти прорицания служат той же цели, какой служили прорицания Ноя о его сыновьях (Быт 9:24−27). И тот и другой прозревали судьбы своих сыновей — каждый в конце своей «эпохи» — Ной в «первозданное» после потопное время, а Иаков — при завершении времени патриархов.

в. Смерть и погребение Иакова (49:29 — 50:14)

Быт 49:29−33. Место погребения патриарха важно потому, что он дает распоряжение похоронить его с отцами в Ханаане, а не в Египте (сравните с 47:29−30). Ибо с Ханааном было связано его упование. В пещере Махпела, купленной Авраамом (23, 3−20) вблизи Хеврона (в той, где были погребены Сарра (23:19), Авраам (25:8−9), Исаак (35:27−29), Ревекка (жена Исаака; 49:31) и Лия (первая жена Иакова, стих 31), завещал Иаков похоронить и его.

Итак, Иаков умер после ста сорока семи лет жизни, протекавшей в постоянной борьбе (47:28); его страданиям пришел конец. Недостатков у него было много, грехов — немало. Но он испытывал неутолимую жажду Божиих благословений. И обладал глубоким благочестием, а, значит, полагался только на Бога — всегда и во всем. Так что к концу своей жизни он был мужем истинной, сильной веры. На собственном опыте познал он, откуда приходят благословения; он «боролся» с Богом, чтобы завоевать привилегию небесных обетований и для своих сыновей.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 грядущие — будущие, наступающие; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
10 приидет — придёт.
17 аспид — ядовитая змея.
20 яство — еда, пища.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.