Бытие 29 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И встал Иаков и пошёл в землю сынов востока.
2 И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень.
3 Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на своё место, на устье колодезя.
4 Иаков сказал им: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана.
5 Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем.
6 Он ещё сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идёт с овцами.
7 И сказал: вот, дня ещё много; не время собирать скот; напоите овец и пойдите, пасите.
8 Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец.
9 Ещё он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего, потому что она пасла.
10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошёл Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.
11 И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой, и заплакал.
12 И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу её и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему.
13 Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввёл его в дом свой; и он рассказал Лавану всё сие.
14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.
15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе?
16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль.
17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицом.
18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.
19 Лаван сказал: лучше отдать мне её за тебя, нежели отдать её за другого кого; живи у меня.
20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил её.
21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.
22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир.
23 Вечером же взял дочь свою Лию и ввёл её к нему; и вошёл к ней Иаков.
24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии.
25 Утром же оказалось, что это Лия. И Иаков сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?
26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей;
27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня ещё семь лет других.
28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И Лаван дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.
29 И дал Лаван служанку свою Валлу в служанки дочери своей Рахили.
30 Иаков вошёл и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него ещё семь лет других.
31 Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна.
32 Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на моё бедствие, ибо теперь будет любить меня муж мой.
33 И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.
34 И зачала ещё и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трёх сынов. От сего наречено ему имя: Левий.
35 И ещё зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

Толкование Далласской семинарии

2. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА НА ПУТЯХ ЕГО (29−32)

Эти главы о том, как Бог, верный Своему обетованию, обильно благословлял Иакова. Но и о том, как одновременно Он был по отношению к патриарху суровым Воспитателем.

а. Встреча с Рахилью; Лаван обманывает Иакова (29:1−30)

Быт 29:1−6. Структурой своей и содержанием повествование свидетельствует о значимости того, что пережил Иаков в Вефиле. Он бежал из дома, чтобы спастись от Исава, но вот мы видим резкую смену «декораций», обусловленную «сменой целей»: теперь Иаков движим желанием найти себе невесту — в свете обетования, полученного им в Вефиле: ведь «семя» его должно «взойти» за пределами земли. После Вефиля Иаков изменится духовно: благородство превозможет в нем эгоизм.

Примечательно, что встреча Иакова с Рахилью весьма напоминает встречу его отца и Ревекки (глава 24). Лаван, брат Ревекки, конечно же, не мог забыть, как Бог привел к нему в дом Елиезера. Но тут, в отличие от главы 24, Божие водительство не подчеркивается, а лишь подразумевается. Вот человек, которому было поразительное видение. Теперь он знает о Божием намерении благословить его и направлять. И встал Иаков (поклонившись Богу в Вефиле) и пошел в землю сынов востока.

И увидел (тут и далее в тоне повествования звучит как бы нота неожиданности, внезапности) на поле колодезь, и стада мелкого скота. Но, конечно же, не случайно оказался Иаков близ Харрана, где жил Лаван (стих 5), не случайно к колодцу именно в это время подошла дочь его Рахиль (стих 6). Все это «расписание» было составлено любящим Богом (сравните 24:27). Примечателен и тот факт, что встреча Иакова и Рахили произошла у колодца, часто ассоциирующегося с Божьим благословением (сравните 16:13−14; 21:19; 26:19−25, 33).

Быт 29:7−14. Символическое значение имеет и то, что Иаков напоил овец Лавана: в последующих главах (30−31) мы читаем о том, как благоденствовал Лаван со своими стадами благодаря Иакову (12:2−3). Бросается в глаза разница между ленивыми пастухами Лавана (29:7−8) и Иаковом, с первой минуты явившим старательность и ревностность (стих 10). На нем ведь лежала миссия, он движим был целью, одобренной свыше; это и вело его к успеху.

Родственный поцелуй был обычным приветствием тех дней. Назвав Иакова костью и плотью своей, Лаван тем самым как бы усыновил своего племянника.

Быт 29:15−30. Радостная перспектива женитьбы на Рахили обернулась для Иакова, обманутого Лаваном, горьким разочарованием. В Лаване Иаков увидел, однако, отражение собственного двуличия в недавнем прошлом, в нем он получил воздаяние: как он обманул брата и отца, так и сам теперь сделался жертвой обмана со стороны брата своей матери! Впереди его ожидали двадцать лет (31:38) тяжелой работы, огорчений и разочарований.

Но упорство и старательность Иакова на протяжении этого времени свидетельствовали, что происходившее с ним он расценивал как всего лишь неприятности. Главное же состояло в том, что с ним был Бог, Который формировал его характер и обращал плоды его обмана в благословение для него, полагая основание обещанному ему «семени» — народу израильскому.

Иаков предложил Лавану работать на него семь лет, чтобы получить в жены Рахиль. Быстро пробежали эти семь лет, потому что он любил ее (29:20). (Заметим, что жены каждого из первых трех патриархов отличались замечательной красотой: Сарра (12:11), Ревекка (24:15−16) и Рахиль — 29:17.)

Подошло время свадебного пира (стихи 21−22), и, вот, в ту ночь Лаван совершил подлог: под покровом темноты он привел в шатер Иакова Лию, вместо Рахили. Когда на утро обман обнаружился, гневаться Иакову было более или менее бесполезно. Зато теперь он во всей полноте мог ощутить, как чувствовал себя Исав!

В объяснение Лаван сослался на то, что в их местах не принято младшую сестру выдавать замуж прежде старшей. Болью и стыдом, должно быть, отозвались эти слова тестя в сердце Иакова: ведь он, младший в семье, обманул отца, будто является старшим (глава 27). Если отбросить обычаи и принятые условности, то ведь не обман со стороны Лавана был причиной происшедшего с Иаковом: тут действовала рука Божия! Может быть, сознавая это, и не стал Иаков продолжать спора.

В Библии постоянно проводится мысль о неизменном действии в жизни человека принципа: Что посеешь, то и пожнешь (Гал 6:7). В этом — неизменность Божьего воздаяния, проявляющегося в конкретных делах и обстоятельствах. Очевидно это и на примере Иакова: обманувший был поставлен в положение обманутого. Совсем недавно он, младший, предстал перед отцом под маской Исава, а теперь Лия, перворожденная, обманным путем была введена к нему под маской Рахили, младшей.

И после первой бурной реакции Иаков смирился Он «окончил» брачную неделю с Лией (29:27), после чего получил в жены Рахиль (вторую жену через семь дней после первой). (Каждой из двух дочерей была дана служанка как свадебный подарок, по обычаю того времени. Лия получила Зелфу, а Рахиль — Валлу, стих 29; сравните 30:4−13). А затем Иаков служил у Лавана еще семь лет — за Рахиль (29:30; сравните 31:38, 41).

б. «Умножение» обетованного семени: появление на свет родоначальников племен (29:31 — 30:24)

Сыновья Иакова.
Дети от Лии: Рувим, Семеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, и дочь Дина.
Дети от Валлы: Дан, Неффалим.
Дети от Зелфы: Гад, Ассир.
Дети от Рахили: Иосиф, Вениамин.

Страстное желание одобрения, похвалы нередко приводит на опасные тропы. Пример этому видим в «соревновании» между Рахилью и Лией по части деторождения.

Быт 29:31−35. В отношениях со своими двумя женами Иаков посеял «горькие семена». Он был холоден к Лии, своей нежеланной жене, и знала об этом не только она, но и Господь, Который наградил нелюбимую силой чадородия; Рахиль же, подобно Сарре и Ревекке, была неплодна (стих 31; сравните 16:1; 25:21).

Первые четыре сына Лии появились на свет один за другим; в отличие от первых двух патриархов, Иакову не пришлось долго ждать отцовства.

Печальна история этих рождений, но в них, как и в главе в целом, Бог предстает как Тот, Кто дает жизнь, независимо от человеческих желаний и расчетов.

Имена сыновей Лии, в еврейской транскрипции, перекликаются со словами и фразами, передающими состояние и надежды матери, ее веру. Так, имя Рувим указывает на то, что Господь «увидел бедствие Лии»; с этим же именем «связана» (посредством игры слов) фраза ибо теперь будет любить меня муж мой.

Имя Симеон «соответствует» слову «услышал» (Господь услышал, что Лия не любима); сравните с именем Измаил, означающим «Бог слышит» (16:15). В имени Левия Лия выразила надежду, что теперь-то муж привяжется к ней, но этого так и не произошло.

Рождение четвертого сына настолько утешило Лию, что она нарекла его Иудой, что значит «да будет Он (Господь) восхваляем». В женском горе своем старшая жена Иакова явила глубокую веру.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.