Бытие 26 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Страну, где жила семья Исаака, поразил жестокий голод (подобный тому, что случился во времена Авраама); и Исаак пошел в Герар к филистимскому царю Авимелеху.
2 Пошел туда, потому что ГОСПОДЬ явился ему и сказал: «Незачем тебе идти в Египет — поселись в той стране, о которой Я скажу тебе.
3 Живи в ней какое-то время, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо в свой срок все эти земли Я дам тебе и потомству твоему во исполнение клятвы, которую Я дал Аврааму, отцу твоему.
4 Неисчислимыми Я сделаю потомков твоих, как звезды на небе, и дам им все земли эти. Все народы мира обретут для себя благословение через потомство твое,
5 и это потому, что Авраам внимал словам Моим и был верен в своих обязанностях предо Мной: соблюдал Мои заповеди, установления и законы».
6 Так и поселился Исаак в Гераре.
7 А когда местные жители спрашивали у него о Ревекке, он говорил, что она его сестра. Он боялся назвать ее своей женой, чтобы жители те не убили его из-за Ревекки — она была очень красива.
8 Прошло довольно времени с тех пор, как пришли они туда, и случилось так, что Авимелех, царь филистимский, увидел из окна, как Исаак ласкал Ревекку, жену свою.
9 Авимелех позвал Исаака и сказал ему: «Так она жена твоя?! Зачем же ты говорил, что она сестра тебе?» «Я опасался, как бы не убили меня из-за нее», — ответил Исаак.
10 «Как мог ты так поступить с нами? — вознегодовал Авимелех. — Кто-нибудь из народа моего учинил бы насилие над твоей женой, и тогда из-за тебя мы все стали бы виновны».
11 И велел Авимелех объявить всему народу: «Всякий, кто тронет этого человека или его жену, неминуемо будет предан смерти».
12 В первый же год своего пребывания в той стране Исаак посеял хлеб и собрал стократный урожай — благословил его ГОСПОДЬ.
13 С каждым днем Исаак богател всё больше и больше — всего у него было в изобилии.
14 Были у него теперь стада мелкого и крупного рогатого скота, и держал он много слуг. Филистимляне стали завидовать ему.
15 Они завалили и засыпали землей все колодцы Исаака, вырытые рабами отца его Авраама, когда тот еще был жив.
16 Тогда Авимелех сказал Исааку: «Ты должен уйти отсюда, ибо ты стал богаче и сильнее нас».
17 Исаак ушел оттуда и поселился в долине Герарской.
18 Он откопал те колодцы, что вырыты были в дни отца его Авраама (после смерти Авраама филистимляне завалили их), и назвал их теми же именами, которыми называл их отец его.
19 Но когда рабы Исааковы в поисках воды копали в долине и нашли родниковую воду,
20 герарские пастухи вступили в спор с пастухами Исаака, заявляя, что это их вода. Из-за этого спора Исаак дал колодцу имя Эсек.1
21 Выкопали другой колодец, но и из-за него тоже произошел спор, — тому он дал имя Ситна.2
22 Тогда ушел он из тех мест и выкопал еще один колодец, о котором уже никто не спорил. Его назвал он Реховот,3 сказав: «Вот теперь ГОСПОДЬ даровал нам простор, и более многочисленным станет народ наш на земле этой».
23 Оттуда Исаак перешел в Беэр-Шеву.
24 И там, в первую же ночь, явился ему ГОСПОДЬ и сказал: «Я Бог Авраама, отца твоего.

Не бойся, ибо Я с тобою.
Я благословлю тебя
и многочисленным сделаю потомство твое
ради слуги Моего Авраама».

25 Исаак поставил на этом месте жертвенник, призвал имя ГОСПОДА, совершив богослужение, и раскинул там шатры свои, а рабы его принялись копать колодец.
26 Между тем пришел к нему из Герара Авимелех с другом своим Ахуззатом и военачальником Пихолом.
27 «Зачем вы пришли ко мне, — спросил их Исаак, — вы же возненавидели меня и прогнали из своей страны?»
28 «Нам стало ясно, что с тобою ГОСПОДЬ, — ответили они. — И поэтому мы подумали: нам нужен клятвенный договор с Исааком. Мы хотим заключить с тобой договор о том,
29 что ты не будешь делать нам зла, как и мы не причиняли тебе ни малейшего вреда, а были неизменно добры к тебе, пока не отпустили тебя с миром. И вот теперь ты благословлен ГОСПОДОМ!»
30 Исаак устроил для них пир, и они ели и пили вместе,
31 а ранним утром клятвами заверили друг друга, что будут жить в мире. Исаак простился с ними, и они ушли от него успокоенные.
32 Случилось, что в тот же самый день рабы Исаака принесли ему добрую весть о колодце, который они рыли. «Мы нашли воду!» — кричали они.
33 Исаак дал этому колодцу имя Шива4 (поэтому и город там поныне называется Беэр-Шева).
34 Исаву было сорок лет, когда он взял себе в жены Иехудит, дочь Беэри-хетта, и Басмат, дочь Элона-хетта;
35 обе они доставили немало огорчений Исааку и Ревекке.

Толкование Далласской семинарии

в. Исаак — под действием благословения, полученного Авраамом (26:1−33)

Быт 26:1−5. Некоторые полагают, что история посещения Исааком Авимелеха в Гераре была перепутана преданием с теми случаями, когда в Египет (12:10−20) и в Герар к Авимелеху приходил Авраам. Но правильнее думать, что этот и другие лейтмотивы повторяются в Священном Писании намеренно — чтобы показать, что благословение, полученное патриархом, переходило и на его потомков. В самом деле, в жизнеописаниях Авраама и Исаака не трудно обнаружить множество параллельных мест Это:

а) голод (сравните 12:10);

б) план ухода в Египет, который Бог разрешил осуществить Аврааму, но не позволил Исааку (сравните 12:11);

в) пребывание в Гераре (сравните 20:1);

г) ложь относительно жены, из страха представленной как «сестра» (сравните 12:12−13; 20:2, 11);

д) необычайная красота жены (сравните 12:11, 14);

е) встревоженность Авимелеха тем, как бы замужняя женщина не была вовлечена в грех прелюбодеяния (сравните 20:4−7), и ж) укоры Авимелеха (сравните 20:9−10).

Возможно, Авимелех в 26:1 — не то же самое лицо, что Авимелех в двадцатой главе, — ведь между событиями, описанными в этих главах, проходит примерно девяносто лет. К тому же самое слово «Авимелех» соответствовало титулу (такому же, как «фараон» или «царь»). Может быть, титулом являлся и «Фихол» (Быт 26:26), хотя прямых доказательств этому нет. Но Фихол, упоминаемый в этой главе, мог быть и тезкой Фихолу, жившему ранее (21:22, 32).

Авраама на земле больше не было. Он умер! Что же с обетованием, полученным им? Риторическими приемами в главе 26 подчеркивается, что восприемником его сделался Исаак. Главная идея стихов 1−11 состоит в том, что потомки Авраама, послушного слуги Божьего, будут благословляемы благодаря ему, однако, при условии, что и они будут веровать.

Бог обещал Исааку, как обещал его отцу, что не оставит его, что благословит и отдаст ему и сынам его земли, по которым он ныне странствует, что потомство его сделает многочисленным, как звезды небесные (сравните 12:2−3; 15:5−8; 17:3−8; 22:15−18; 28:13−14). Все это за то, говорит Господь, что Авраам послушался гласа Его и соблюдал заповеди его, повеления уставы и законы.

Перед читателем — принятая в ветхозаветное время «юридическая терминология», и израильтянам не сложно было увидеть соответствие ее языку их Торы; это не могло не стимулировать их к повиновению закону, смысл которого, в сущности, сводился к необходимости слушаться слова Божьего. Авраам же познал, что такое послушание свидетельствует об истинности веры.

Быт 26:6−11. Исаак в Гераре так же обманул Авимелеха, как в свое время его отец, чем вызвал нарекания со стороны языческого царя, что вот, мол, едва не ввел одного из его подданных в грех прелюбодеяния, заслуживавший наказания смертью и по понятиям Авимелеха (стихи 10−11). Эти стихи должны были еще раз напомнить Израилю, насколько важно для сохранения народа блюсти устои брака.

Коль скоро они рушатся, разрушается и общество (если бы тогда распался брак Исаака, народ израильский не возник бы). (Заметим, что, в отличие от Сарры, Ревекка, очевидно, не была взята Авимелехом в гарем, но, хотя она оставалась в доме своего мужа (стих 8), тот выдавал ее за сестру, дабы «не подвергнуться опасности» со стороны кого-либо из жителей Герара, пожелавшего бы Ревекку прекрасную видом.)

Здесь снова привлекает внимание игра слов. В русском тексте Библии сказано: Исаак играет с Ревеккою (стих 8). При более точном переводе не «играет», а «ласкает» (месахек); это слово созвучно имени Исаак (йсхак), но также напоминает и о «насмешках» Измаила над Саррою (21:9), ибо «насмешка» тоже звучит по-еврейски как месахек. Подбор слов не случаен.

Моисей как бы говорит, что недостаточность веры у Исаака, выразившаяся в том, что он выдал свою жену за сестру, обернулась «насмешкой» над великим обетованием, запечатленным в его имени, над теми обещаниями согласно завету, которые были — по смерти Авраама даны ему (26:2−5). В самом страхе верующего заключена «насмешка» над верою, которая, будучи истинной, побуждает имеющего ее радостно (победно) смеяться (о значении имени «Исаак» в толковании на 21:6).

Быт 26:12−22. Будучи временным жителем в земле обетованной, Исаак, тем не менее, богател и процветал, благословляемый Богом. И Филистимляне стали завидовать ему и завалили и засыпали землею все его колодцы. Здесь колодези (источники воды), будучи «преобладающим мотивом», опять-таки символизируют Божии благословения (сравните со спором Авраама с филистимлянами по поводу колодца в 21:25, 30). Независимо от того, где копал Исаак и как часто заваливали филистимляне его колодцы, он опять раскапывал их и выкапывал новые (стихи 18−19). Ничто не могло приостановить действия Божьего благословения!

Изгнанный филистимлянами, Исаак расположился в долине Герарской и продолжал искать воду. Но и здесь враждовавшие с ним не оставляли его; жители Герара настаивали на том, что два из выкопанных Исааком трех колодцев принадлежат им. Это отразилось в названиях, которые дал Исаак источникам воды: Есек (спор, ссора), Ситна (ожесточенная вражда) и, наконец, Реховоф, что значит пространное место; в названии последнего колодца отражено торжество Божией заботы о благословляемых Им.

В борьбу с герарцами Исаак не ввязывался. Он уступал им один колодезь за другим, пока филистимляне не оставили его в покое.

Быт 26:23−25. После того, как Исаак обосновался в Вирсавии явился ему Господь и вновь подтвердил, что Авраамов завет распространится на него (стихи 23−24). Исаак реагировал на это так же, как его отец: он воздвиг на том месте жертвенник и призвал имя Господа (сравните 12:7−8; 21:33).

Быт 26:26−33. По разрешении конфликтов из-за источников воды явился к Исааку Авимелех с предложением мира и союза. Так же, как Авимелех, современник Авраама, признал, что с Авраамом — Бог (21:22), так и нынешний Авимелех признал, что Бог благословляет Исаака. Новый источник воды — свидетельство неиссякаемой Господней милости — Исаак назвал Шива (что значит «клятва» или «семь»), ведь союз между ним и Авимелехом был скреплен клятвой, схожей с той, что была произнесена Авраамом, в честь чего и получил тогда свое название город Вирсавия (Беэр-шива; 21:23−24). Этот «союз» следовало обновить Исааку, наследнику Авраамова благословения. Другим народам это возвещало на будущее: Божия рука почиет на «семени» Авраамовом, и им следует искать мира с Израилем, если и они хотят стать восприемниками благословений свыше.

г. Несостоятельность Исава (26:34−35)

Быт 26:34−35. Примечательно, что невоздержанный в своей чувственности Исав женился (впечатление такое, что одновременно) на двух женщинах — хеттеянках (т. е. хананеянках) — на Иегудифе и Васемафе, и это сильно огорчило Исаака и Ревекку. Из этого короткого сообщения ясно, как мало подходил Исав, безразличный к чистоте своего потомства, для Божьего благословения, и сколь неразумным было желание Исаака благословить его (27:1−40). Позднее Исав женился на третьей жене, взяв в свой дом Махалафу, дочь Измаила (28:9).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
20  [1] — Т. е. ссора.
21  [2] — Т. е. вражда.
22  [3] — Т. е. просторы.
33  [4] — Евр. Шива означает «Клятва» или «Семь»; см. примеч. к 21:31.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.