Бытие 34 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Дина, дочь Иакова от Лии, пошла познакомиться с местными девушками,1
2 Шехем, сын Хамора-хиввея, правителя той страны, увидел ее, схватил и совершил над нею насилие.
3 После этого он сильно привязался к Дине, дочери Иакова, полюбил ее и пытался уговорами завоевать сердце девушки.2
4 Да и отца своего, Хамора, Шехем просил: «Возьми мне в жены эту девушку!»
5 Иаков узнал, что Шехем обесчестил его дочь Дину, но так как сыновья его в то время пасли скот далеко в поле, Иаков хранил молчание и ничего не предпринимал, пока сыновья не возвратились домой.
6 Хамор, отец Шехема, пришел к Иакову, чтобы переговорить с ним о Дине.
7 Как раз в это время сыновья Иакова, услышав о случившемся, вернулись с поля. Глубоко оскорбленные, они3 преисполнились яростью. Шехем навлек бесчестие на Израиль — изнасиловал дочь Иакова, сделал то, что совершенно недопустимо!
8 Хамор же убеждал Иакова и его сыновей: «Сын мой Шехем пленился дочерью вашей.4 Прошу вас, отдайте ее в жены ему!
9 Давайте породнимся: отдавайте нам в жены своих дочерей и берите за себя наших.
10 Если поселитесь среди нас, вся страна наша перед вами: живите на ней, кочуйте по ней и приобретайте во владение участки земли для себя».
11 Тут Шехем сказал отцу Дины и братьям ее: «Окажите мне милость, я дам вам всё, что скажете!
12 Назначьте сколь угодно большой выкуп за невесту, требуйте любой свадебный подарок, и я дам вам всё, что вы мне скажете, только отдайте мне эту девушку в жены».
13 И так как Шехем обесчестил их сестру Дину, сыновья Иакова, разговаривая с Шехемом и его отцом Хамором, ответили хитростью на их просьбу:
14 «Мыслимое ли дело — отдать сестру нашу необрезанному мужчине! Это позор для нас!
15 Уступить вам? Разве только вы станете такими, как мы, и каждый мужчина у вас будет обрезан.
16 Лишь тогда мы будем отдавать вам в жены своих дочерей, а ваших — брать за себя; жить будем среди вас и одним народом станем.
17 Если вы не захотите принять наше условие и не совершите обрезание, мы заберем сестру свою5 и уйдем».
18 Хамору и его сыну Шехему это показалось справедливым.
19 Юноша не колебался относительно того, чтобы сделать себе обрезание, ибо был влюблен в дочь Иакова. (А он пользовался особым уважением в доме Хамора, отца своего.)
20 И пошли Хамор и сын его Шехем к городским воротам и сказали горожанам:
21 «Это мирные люди, и к нам они относятся хорошо. Пусть селятся и кочуют они по стране нашей — земли достаточно и для них. Мы будем брать в жены их дочерей, а своих — выдавать за них.
22 Но эти люди согласны жить здесь и стать с нами одним народом лишь на таком условии: все мужчины у нас должны быть обрезаны, как и у них.
23 Если мы сделаем это, их стада, имущество и все животные — не для нас ли всё это? Так давайте же согласимся с ними, и тогда они будут жить среди нас».
24 Все мужчины, что собрались у городских ворот, послушались Хамора и его сына Шехема, и обрезан был каждый мужчина, живущий в том городе.
25 А на третий день, когда те были тяжело больны из-за обрезания, Симеон и Левий, сыновья Иакова, братья Дины, вооружившись мечами, напали на город, не подозревающий об опасности, и перебили в нем всех мужчин.
26 И Хамора, и сына его Шехема сразили мечом, забрали Дину из дома Шехема и ушли.
27 На место кровавой резни пришли6 остальные сыновья Иакова и разграбили город, в котором обесчестили их сестру.
28 Они забрали овец, коров и ослов — всех животных, что были в городе и на поле,
29 всё богатство тех людей; они взяли в плен и детей, и женщин и разграбили всё, что было в домах.
30 Узнав о том, что произошло, Иаков сказал Симеону и Левию: «Беду страшную навлекли вы на меня и ненавистным сделали меня для жителей этой страны — ханаанеев и периззеев. А нас с вами — раз-два и обчелся, и если они соберутся против нас и нападут, никому из дома моего не остаться в живых!»
31 «А как посмели они, — вспылили Симеон и Левий, — обойтись с сестрой нашей, как с девкой продажной?!»

Толкование Далласской семинарии

е. Осквернение Дины (глава 34)

Как только Иаков поселился в земле, угроза со стороны хананеев стала для него повседневной реальностью. В этой истории доброе переплетается со злым, как, впрочем, и в остальных историях из жизни патриархов. Для Израиля это несомненно должно было прозвучать предостережением против оскверняющего воздействия на них каких бы то ни было контактов с хананеями. Израильтянам не следовало ни смешиваться с хананеями в браках, ни заключать с ними союза.

Даже и от взаимных «визитов» и посещений предупреждало это место Писания (стих 1). Но также и против «лукавства» со стороны евреев, потому что на карту ставилось имя Израиля в этой земле (стих 30). Именно за жестокость «по прихоти своей» лишены были Левий и Симеон, убийцы Еммора и Сихема и сограждан их, отцовского благословления (49:5−7).

Быт 34:1−4. Дина, единственная дочь Иакова (30:21), пошла посмотреть на дочерей земли той. Этим действием, «сдвинув с места камень», она вызвала целый камнепад. Иаков совершил торговую сделку с жителями Сихема (33:19), но попытка Дины вступить с ними в добрососедские отношения повлекла за собой серьезные последствия. Избегать хананеев было бы куда безопаснее.

Сихем, сын князя земли той, взял Дину силой. После этого она потеряла, казалось бы, всякую ценность как невеста, однако, Сихем полюбил девушку и хотел, чтобы она стала его женой.

Быт 34:5−7. Узнав об обесчещении дочери, Иаков, однако, смолчал; он ожидал возвращения домой сыновей, которые пасли скот в поле. Те же, когда узнали о происшедшем, пришли в ярость, потому что Израилю было сделано бесчестие (здесь первое упоминание об Израиле как о народе). Пока сыновья злились и огорчались, Иаков, видимо, сохранял пассивность и ничего не сделал для того, чтобы «овладеть ситуацией». Может быть, если бы Дина была его дочерью от Рахили, а не от Лии, он реагировал бы иначе.

Быт 34:8−12. Хананеи пришли к Иакову с предложением. Старый Еммор, отец Сихема, действовал как дипломат: великая польза будет для обеих сторон, говорил он, от соглашения о заключении браков (стихи 8−10). Он великодушно предложил Израилю землю (стих 10). Однако не хананеям, а Богу предстояло дать ее Израилю.

Последующее обращение Еммора к его согражданам обнаружило, что он не был вполне искренним, так как склонял всех к тому, чтобы «породниться» с Израилем, в своих и своего сына личных интересах, и прельщал сихемцев богатством Иакова (стих 23). Чтобы выпутаться из беды, Сихем предложил затем братьям Дины уплатить такой выкуп за невесту, какой они сами назначат.

Быт 34:13−24. Братья (не Иаков!) отвергли предложение Еммора потому, говорили они, что брак их сестры с человеком, который необрезан (соответствующее еврейское слово имеет и значение «нечист»), явился бы бесчестием (хэрпах — «укор» или «позор») для семьи. Как и отец их в прошлом, братья говорили и действовали с лукавством (стих 13); может быть, они сомневались в том, что их предложение о поголовном обрезании мужчин Сихема ради заключения брака княжеского сына с их сестрой будет принято? Но хананеи согласились и обрезали весь мужеский пол — видимо, не только для того, чтобы Сихем мог получить Дину, но и зарясь на скот и имение Израиля (стих 23).

Быт 34:25−31. Последствия этого лжедоговора были ужасными. Симеон и Левий (несомненно, и слуги их) умертвили всех мужчин-хананеев, воспользовавшись их беспомощным состоянием (те еще были в болезни после обрезания). Затем братья взяли Дину из дома Сихемова и разграбили город и все имущество жителей, и угнали их скот и увели детей их и жен в плен. Это повергло Иакова в страх, так как грозило серьезными последствиями ему и его семье. Но братья на все отвечали: разве имел право Сихем поступать с сестрою нашею, как с блудницею!

Позже израильтянам было твердо сказано, чтобы избегали осквернения от хананеев. И вся «внешняя политика» Израиля была направлена на полное их уничтожение — до того, как им удастся «осквернить» народ (Втор 20:16−18).

Симеон и Левий руководствовались «верным инстинктом», однако, должны были поплатиться (и поплатились! — 49:5−7) за свои необузданность и жестокость. Неизвинительной была и их вероломная попытка «приманить» язычников обманным «соглашением». Временами, однако, Бог пользовался такими, как Симеон, Левий и Ииуй (4Цар 10:11−14, 17−31) для совершения Своих судов.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: посмотреть на дочерей земли / страны.
3  [2] — Букв.: говорил по сердцу девушки.
7  [3] — Друг. возм. пер.: сыновья Иакова вернулись с поля. Услышав (о происшедшем), они были глубоко оскорблены.
8  [4] — Букв.: Шехем — сын мой, страстно желает душа его дочь вашу. Здесь используется более сильное выражение, чем в ст. 3, которое свидетельствует не только о чувствах, но и об осознанном выборе Шехема.
17  [5] — Букв.: нашу дочь. Некоторые комментаторы полагают, что свою нелюбовь к Лии Иаков перенес и на свою дочь Дину, рожденную Лией. Поэтому родные братья Дины, Симеон и Левий, фактически взяли на себя роль ее отца.
27  [6] — Букв.: наткнулись (или: наступили) на убитых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.