Бытие 30 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Рахиль, видя, что не может родить Иакову ребенка, стала завидовать сестре своей и донимать Иакова: «Дай мне детей, а не дашь — я умру!»
2 Сердился Иаков за это на Рахиль и говорил ей: «Могу ли я сделать что-нибудь вместо Бога, Который не дал тебе детей?»
3 Тогда она сказала: «Вот Валла, моя рабыня, — живи с ней, чтобы она родила мне на колени, через нее и у меня будут дети».1
4 Она отдала свою рабыню Валлу в жены Иакову, и тот стал жить с ней —
5 та зачала и родила ему сына.
6 Рахиль же сказала: «Бог заступился за меня2 — услышал Он мольбу мою и дал мне сына», поэтому и назвала сына Дан.3
7 Валла, рабыня Рахили, опять зачала и родила Иакову второго сына.
8 А Рахиль сказала: «Великую борьбу вела я4 с сестрою моей и превозмогла». И она назвала этого сына Неффалим.5
9 А Лия, решив, что у нее не будет больше детей, отдала Иакову в жены свою рабыню Зелфу,
10 и та вскоре родила Иакову сына.
11 «Какое счастье!» — воскликнула Лия и дала ему имя Гад.6
12 Зелфа, рабыня Лии, родила Иакову второго сына.
13 И сказала Лия: «Ко благу моему! Счастливой будут называть меня женщины». И дала этому сыну имя Асир.7
14 Однажды, во время жатвы пшеницы, Рувим, выйдя со жнецами, нашел в поле мандрагоры8 и принес их Лии, матери своей. Тогда Рахиль попросила Лию: «Дай же и мне мандрагоры, которые принес сын твой».
15 Но та сказала ей: «Мало тебе того, что ты завладела мужем моим? Хочешь забрать еще и эти мандрагоры?» «Ладно, — ответила ей Рахиль, — будь по-твоему! Он проведет с тобой эту ночь, если ты дашь мне мандрагоры, что нашел сын твой».
16 Поэтому в тот вечер, когда Иаков возвращался с поля, Лия вышла ему навстречу и сказала: «Иди ко мне и оставайся сегодня у меня — я обрела право на тебя, откупила у сестры за мандрагоры сына моего», так что в ту ночь Иаков спал с Лией.
17 Бог же внял ее молитве: она зачала и родила Иакову пятого сына.
18 Сказала тогда Лия: «Бог вознаградил меня за то, что я рабыню свою отдала на ложе мужу своему». И сына, рожденного ею, она назвала Иссахар.9
19 Лия вновь зачала и родила Иакову шестого сына.
20 Она дала ему имя Завулон,10 ибо могла уверенно говорить: «Наделил меня Бог чудесным даром. Теперь мой муж отдаст мне предпочтение:11 я родила ему шестерых сыновей!»
21 Некоторое время спустя Лия родила дочь и назвала ее Диной.
22 И о Рахили Бог вспомнил:12 в ответ на мольбу ее одарил Он и Рахиль радостью материнства.
23 Она зачала и родила сына и сказала: «Бог избавил меня от позора».
24 Она назвала сына Иосифом,13 сказав при этом: «ГОСПОДЬ да прибавит мне к этому еще одного сына».
25 После того как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: «Отпусти меня! Хочу я вернуться домой, в свой родной край.
26 Позволь мне взять детей и жен моих, ради которых я работал на тебя, и я уйду. Ты хорошо знаешь, как я трудился на тебя».
27 Но Лаван сказал ему: «Если я сколько-нибудь заслужил твое расположение, останься со мной. Ради тебя ГОСПОДЬ меня благословил14 — мне это ясно.
28 Назначь какую хочешь плату за свой труд, и я буду платить».
29 «Сам знаешь, — ответил Иаков, — как я служил тебе и какими стали стада твои при мне.
30 То немногое, что было у тебя до моего прихода, сколь сильно возросло! На каждом шагу, где бы я только ни был со скотом, ГОСПОДЬ благословлял тебя. Разве не пора мне теперь позаботиться о своей семье?»
31 «Какую ты хочешь плату?» — спросил у него Лаван. «Можешь не давать мне ничего, но согласись на мое предложение, и тогда я опять буду пасти и стеречь овец твоих, — ответил Иаков. —
32 Позволь мне сегодня пройти по всем твоим стадам и отобрать из них всех крапчатых и пятнистых овец, а также всех черных овец и пятнистых и крапчатых коз. Такой скот и будет платой, мне причитающейся.
33 И когда случится тебе прийти проверить плату мою — честность моя будет очевидна. Среди животных, что я возьму себе, всякая коза без крапинок и пятен или овца не черная будет считаться как мной украденная».
34 «Согласен, — сказал Лаван. — Пусть так и будет, как ты предложил».
35 В тот же день сам Лаван отобрал из своих стад всех пестрых и с пятнами козлов, всех коз с крапинами и с пятнами ( словом, всех, на которых было хотя бы белое пятнышко ) и всех черных овец и отдал их своим сыновьям,
36 а между ними и Иаковом установил расстояние в три дня пути. Иаков же должен был пасти остальные стада Лавана.
37 Взял тогда Иаков свежие прутья тополя, миндаля и платана и содрал с них кору бороздками, обнажив белизну прутьев.
38 И клал он эти прутья, со снятой бороздками корой, в поилки у водопоев, к которым скот приходит пить; клал прямо перед скотом, когда у животных на водопое бывала случка.
39 Когда животные зачинали перед прутьями, рождался пестрый, крапчатый и пятнистый молодняк.
40 Иаков держал этих ягнят отдельно, а прочих животных во время спаривания поворачивал так, чтобы те смотрели на пестрый и черный скот в стаде Лавана. И, отделив свой скот, он уже не смешивал его со скотом Лавана.
41 Всякий раз, когда бывала течка у крепких животных, Иаков клал перед ними прутья в корыта, чтобы они спаривались перед прутьями.
42 А если животные были слабы, он прутьев не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий — Иакову.
43 Так сделался человек сей чрезвычайно богатым, были у него большие стада, принадлежали ему рабыни и рабы, владел он верблюдами и ослами.

Толкование Далласской семинарии

Быт 30:1−8. Действия Рахили перекликаются со словами Сарры: и та и другая вовлекают своих мужей в сожительство со своими рабынями, чтобы таким образом «побороть» свою бездетность (сравните 16:1−4). Горечь борьбы с сестрою и радость победы нашли отражение в именах, которые дала Рахиль детям Валлы. Имя Дан объясняется словом дананни — судил мне Бог (в значении «Бог оправдал меня»); имя Неффалим созвучно словам наптуле («борение») и нипталти («я боролась»: стих 8).

Быт 30:9−13. Тогда и Лия последовала сомнительному примеру младшей сестры и дала Иакову свою служанку Зелфу. От нее родились Гад («счастье») и Асир («ко благу моему»; по смыслу это имя синонимично предыдущему).

Быт 30:14−21. Рувим, первенец Иакова, нашел мандрагоровые яблоки (плоды, имеющие наркотическую силу, видимо, редкие в Месопотамии), которым приписывалась способность стимулировать зачатие. Рахиль, в надежде, что они «помогут» ей, взяла их у Лии в обмен на разрешение старшей сестре, которую «превозмогла» (стих 8: видимо, в том смысле, что всецело завладела сердцем мужа; стих 15), провести ночь с Иаковом.

В результате появился на свет Иссахар («есть награда»). Вероятно, возмездие (в значении «воздаяния») от Бога Лия, по ее мнению, заслужила за свое «самоотречение» (она ввела к мужу, которого любила, рабыню, чтобы у него больше родилось сыновей) и унижение (Иакова ей пришлось «купить» у Рахили на одну ночь за мандрагоровые яблоки).

В имени шестого (и последнего) сына — Завулона — Лия отразила мысль, что Бог дал ей дар, и надежду, что теперь у нее в шатре будет жить Иаков (на Востоке долгое время авторитет жены зависел от числа сыновей у нее). Потом Лия родила дочь и дала ей имя Дина.

Быт 30:22−24. Наконец родила и Рахиль (но не потому, что поела мандрагоровых яблок, а потому, что услышал ее Бог — стих 22) и назвала сына Иосиф (йосеп). Это имя, как и имя «Завулон», имеет двойное значение. И сказала (Рахиль): снял Бог (асап) позор моего бесплодия. И другого, произнесла она с верою, сына Господь даст мне. В евр. тексте здесь слово йосеп («прибавит»).

В этом разделе (29:31 — 30:24), составленном из ряда коротких повествований, внимание акцентируется назначении имен сыновей Иакова. Каждое из них «толкуется» Лией или Рахилью применительно к конкретным семейным обстоятельствам. Из текста видно, как Бог заботился об Иакове, полагая начало великому народу.

Оглядываясь впоследствии назад, израильтяне могли видеть «корни» свои не только в Иакове, но и во вражде двух женщин, которая, однако, должна была служить им предостережением: им, братьям, сыновьям Иакова, не следовало, подобно их матерям, вступать на опасный путь соперничества. С самого начала, однако, именно им определялся в значительной мере характер межплеменных отношений в Израиле.

Что же до присутствия Божьего «среди» зарождавщегося народа, то книга Бытия не оставляет сомнения в том, что Бог «предпочел» обиженную мать. Колено Иудино, из которого выйдут цари Израиля, и колено Левинно, из которого выйдет его священство, имели свои «истоки» в Лии, несмотря на всю любовь Иакова к Рахили и ее сыну Иосифу.

е. Иаков увеличивает свое богатство за счет Лавана (30:25−43)

История о приобретении Иаковом богатства необычна. На первый взгляд кажется, будто этот умный человек просто перехитрил еще одного своего соперника. Но Иаков более, чем он, возможно, сознавал это, обязан был своим торжеством Богу.

Быт 30:25−36. Когда он обратился к Лавану за разрешением отпустить его в родные края, тесть стал уговаривать его остаться (стихи 27−28, 31). Перед читателем образчик «восточной дипломатии»: ведя переговоры, два бедуина-вождя — предельно начеку. По словам Лавана, он приметил, что Господь благословляет его за Иакова. Иаков соглашается (стих 27, 30). Постепенно они подходят к сути дела. Зять предлагает Лавану план, который как будто бы самому Иакову не сулит особого выигрыша. В награду за продолжение работы на Лавана он просит у того овец черной масти и всякий скот и коз с крапинами.

Такого скота (более редкой масти) было меньше чем одноцветного, и Лаван, не видя в этой сделке никакой «угрозы» для себя, быстро на нее согласился. Для вящей безопасности он, однако, поручил скот, отобранный для Иакова, надзору собственных сыновей, а в качестве дополнительной предосторожности назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Теперь он был уверен, что Иакову нелегко будет увеличить поголовье своих стад.

Быт 30:37−43. Бог благословил Иакова, как это прямо следует из 31:11−12, через осуществление тем хитроумного плана. Опытный скотовод, Иаков воспользовался известной с древних времен крайней восприимчивостью овец и коз к внешним впечатлениям во время случки. Пестрые прутья в водопойных корытах, перед которыми спаривались животные, послужили причиной массового рождения пестрого скота.

Прибег Иаков и к другому «селективному методу»: когда зачинал скот крепкий (ранней весной), Иаков, который продолжал пасти мелкий скот у Лавана (стих 36), клал пестрые прутья пред глазами скота, и не делал этого, когда зачинал скот слабый. И становился «крепкий» пестрый скот собственностью Иакова, и стал этот человек весьма богатым.

«План» Иакова вызвали к жизни несправедливость и хитрость Лавана, как задолго до того намерение Исаака благословить Исава толкнуло Иакова на обман. В обоих случаях попытки «обездолить» его были Иаковом отражены. Но в конечном счете источник своих побед он видел в Божием благословении, хотя и вынужден был (испытывая страх и гонимый опасностью) расплачиваться за свое «лукавство».

г. Бегство от Лавана; Иаков — под Божией защитой (глава 31)

Доказательство Божьего благословения как в процветании Иакова у Лавана, так и в том, что он невредимым вернулся домой.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: я буду восстановлена (в своих правах).
6  [2] — Или: рассудил (спор) в мою пользу.
6  [3] — Дан — это имя созвучно слову «рассудил».
8  [4] — Букв.: борьбою Божьей боролась я — вероятно, в знач. борьба с помощью Божьей.
8  [5] — Неффалим (евр. Нафтали), исходя из контекста, должно означать «моя борьба».
11  [6] — Имя Гад может означать «счастье / удача».
13  [7] — Имя Асир (евр. Ашер) означает «счастье / блаженство».
14  [8] — Евр. дудаим (традиционно переводится словом «мандрагоры») — растение, плоды и корни которого, по суеверным представлениям древних, обладали привораживающими и способствующими деторождению свойствами.
18  [9] — Иссахар — в евр. слово «награда» происходит от того же корня, что и это имя.
20  [10] — Имя Завулон (евр. Зевулун), вероятно, означает «честь».
20  [11] — Друг. возм. пер.: будет у меня жить; или: сносить меня.
22  [12] — См. примеч. к 8:1.
24  [13] — Имя Иосиф (евр. Йосеф) означает «пусть прибавит», и оно созвучно выше употребленному глаголу асаф («избавил от позора»).
27  [14] — Друг. возм. пер.: я разбогател.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.