Бытие 36 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ИСАВ (ИЗВЕСТНЫЙ ЕЩЕ И КАК ЭДОМ) И ЕГО ПОТОМКИ.1
2 Исав взял себе в жены ханаанеянок: Аду, дочь Элона-хетта, Охоливаму, дочь Аны, внучку хиввея Цивона,
3 а также Басмат, дочь Измаила, сестру Невайота.
4 Ада родила Исаву Элифаза, Басмат — Реуэля,
5 Охоливама родила Еуша, Ялама и Корея. Это сыновья Исава, родившиеся в Ханаане.
6 Исав взял своих жен, сыновей, дочерей и всех домочадцев своих, весь свой скот — все стада и всё имущество, какое приобрел он в Ханаане, и ушел от брата своего Иакова в другую страну.
7 Добра у них было так много, что тесно им стало жить бок о бок: земли, на которой они поселились, не хватало им из-за множества скота.
8 Так Исав (известный также как Эдом), расставшись с Иаковом, жил в нагорной стране Сеир.2
9 И еще О ПОТОМКАХ ИСАВА, отца эдомитян, живших в нагорной стране Сеир.
10 Имена сыновей Исава: Элифаз, сын Исава от Ады, и Реуэль, сын Исава от Басмат.
11 Сыновья Элифаза: Теман, Омар, Цефо, Гатам и Кеназ.
12 И от Тимны, наложницы Элифаза, родился сын Амалек. Это потомки Ады, жены Исава.
13 Сыновья Реуэля: Нахат и Зерах, Шамма и Мизза. Это потомки Басмат, жены Исава.
14 Были у Исава сыновья и от его жены Охоливамы, дочери Аны, внучки Цивона. Она родила Исаву Еуша, Ялама и Корея.
15 Вот вожди тех родов, что ведут свое происхождение от Исава:3 сыновья Элифаза, первенца Исавова, вожди рода своего: Теман, Омар, Цефо, Кеназ,
16 Корей, Гатам, Амалек. Это вожди рода Элифазова, жившего в земле Эдом, внуки Ады.
17 Сыновья Реуэля, сына Исавова, вожди рода своего: Нахат, Зерах, Шамма, Мизза. Это вожди рода Реуэлева, жившего в земле Эдом, внуки Басмат, жены Исавовой.
18 Сыновья Охоливамы, жены Исава, вожди рода своего: Еуш, Ялам, Корей. Это родоначальники потомства Исава и его жены Охоливамы, дочери Аны.
19 Это всё потомки Исава (он же Эдом) и это вожди в его народе.
20 А коренными жителями той страны были сыновья Сеира-хорея: Лотан, Шоваль, Цивон и Ана,
21 Дишон, Эцер и Дишан. Это вожди племен хорейских, потомки Сеира в земле Эдом.
22 Сыновья Лотана: Хори и Хемам. Сестрой Лотана была Тимна.
23 Сыновья Шоваля: Альван, Манахат, Эваль, Шефо и Онам.
24 Сыновья Цивона: Айя и Ана. (Это тот самый Ана, который нашел горячие источники4 в пустыне, когда пас ослов отца своего Цивона.)
25 Дети Аны: сын Дишон и дочь Охоливама.
26 Сыновья Дишона:5 Хемдан, Эшбан, Итран и Керан.
27 Сыновья Эцера: Бильхан, Зааван и Акан.
28 Сыновья Дишана: Уц и Аран.
29 Итак, вождями хорейских родов были: Лотан, Шоваль, Цивон, Ана,
30 Дишон, Эцер и Дишан. И это перечень родов хореев в земле Сеир.
31 Вот цари, которые правили в Эдоме, прежде чем какой-либо царь стал править в Израиле.
32 Бела, сын Беора, царствовал в Эдоме, а его город назывался Динхава.
33 Когда Бела умер, вместо него воцарился Иовав, сын Зераха из Боцры.
34 Когда умер Иовав, воцарился вместо него Хушам из страны Теман.
35 После смерти Хушама Эдомом правил Хадад, сын Бедада, который разбил мидьянитян на поле Моава; его город назывался Авит.
36 Когда умер Хадад, воцарился Самла из Масреки.
37 После смерти Самлы вместо него воцарился Шауль из Реховота, что у реки.6
38 После смерти Шауля воцарился Бааль-Ханан, сын Ахбора.
39 Когда умер Бааль-Ханан, сын Ахбора, воцарился Хадар; город, в котором он царствовал, звался Пау. Жену его звали Мехетавэль, была она дочерью Матред, дочери Ме-Захава.
40 [40-43] И вот еще вожди эдомитян и их роды, что вели свое происхождение от Исава: Тимна, Алва, Етет, Охоливама, Эла, Пинон, Кеназ, Теман, Мивцар, Магдиэль, Ирам. Земли, которыми они владели, были известны по именам этих родов.

Толкование Далласской семинарии

Г. Родословие Исава (36:1−8)

Эта глава трудна для понимания, поскольку содержит некоторые загадочные подробности. Толедот Исаака (25:19 — 35:29) завершен, и повествование обращается к потомкам его сыновей. Но прежде чем перейти к избранной «ветви» родословного древа (глава 37; сравните главу 4 с главой 5; 10:1−20 с 10:21−31; 21:8−21 с 22:1−18), бегло прослеживаются события, связанные с «ветвью» неизбранной. (Примечательно, что как по окончании истории Авраама в 12-ой главе приводится родословие Измаила, о котором затем в Священном Писании не упоминается, так и тут говорится об Исаве и его потомстве, которые в дальнейшем из истории спасения «выпадают».)

Быт 36:1−8. В этих стихах приведен толедот Исава. У него было три жены: Ада Оливема и Васемафа. Поскольку имена двух из них не совпадают с теми, что были указаны прежде (26:34; 28:9), надо думать, что либо другие его жены умерли, либо он отдавал предпочтение этим трем из числа шести, или что две взяли себе другие имена.

Оливема была правнучкой Сеира Хорреянина, чьи потомки жили в Едоме, когда там поселился Исав (36:20, 25). От этих трех жен у Исава было пятеро сыновей.

В повествовании подчеркнуты два момента. Первый — это то, что сыновья Исава родились в земле Ханаанской (стих 5) — до того, как он переселился в Сеир (стих 8). То есть здесь прямое противопоставление Иакову, чьи дети родились за пределами земли, но потом вошли в нее. Второй момент: Исав был Едомом. На протяжении всей главы читателю напоминается об этом. Израилю значение этого напоминания было, конечно, ясно: ведь он то и дело сражался с идумеями (едомлянами — потомками Исава; Быт 36:43); в этой связи пророчество Авдия (книга Пророка Авдия).

В стихе 7 обращает на себя внимание сходство ситуации с той, что описана в 13:5−6, где речь идет об Авраме и Лоте: вместе земля странствования их не вмещала их по множеству стад их. И вот Исав, как некогда Лот, двинулся на восток, на более зеленые пажити (сравните с 13:8−12).

Д. Родословие Исава, отца идумеев (36:9 — 37:1)

Быт 36:9−19. Последняя часть главы 36 (стихи 9−40) также начинается толедотом (родословием; стих 9; сравните со стихом 1).

У пятерых сыновей Исава тоже были сыновья, от которых он имел десять внуков (эти прямые потомки Исава стали родоначальниками племен, получивших от них свои названия). Если считать Корея (стих 16), то у Исава было не десять, а одиннадцать внуков. Возможно, Корей умер вскоре после того, как стал старейшиной.

Или, может быть, упоминание этого имени в Быт 36:16 — ошибка переписчика, попавшая сюда из 14-го стиха. В еврейском тексте каждый из десяти внуков и трое из сыновей (от Оливемы; всего тринадцать человек) названы «старейшинами» (аллуп, стих 15, 17−18, — главы племен). Над всеми ними стоит отец их Исав (стихи 40−43).

Быт 36:20−30. В этих стихах перечислены сыновья (точнее — сыновья, внуки и внучки) Сеира Хорреянина, вероятно, аборигены той земли, т. е. «первоначальные» идумеи, побежденные и изгнанные Исавом (Втор 2:12). Семь сынов Сеира (Быт 36:20−21) были старейшинами Хорреев (сравните со стихом 29), и от них произошли двадцать «сыновей» или «дочерей» (т. е. племен). Одной из жен Исава была Оливема, правнучка Сеира (стихи 2, 14, 18, 25; Сеир родил Цевеона (стих 20), отца Аны (стих 24), дочерью которого и была Оливема).

Быт 36:31−39. Неизвестно, каким образом были связаны друг с другом едомские цари и Исав, но они были царями, которые правили в Едоме. Племенная организация в Едоме, по-видимому, схожа была с таковой у Израиля, который, в конце концов, тоже поставил над собой царя, избрав его из племенных вождей. Неясно, к какому времени относятся упоминаемые тут восемь едомских царей, и правили ли они после дней Иакова и Исава. Во всяком случае Цари в Едоме появились до того, как появились они в Израиле (стих 31).

Быт 36:40−43. Тут перечисляются старейшины, которые произошли от Исава, по племенам их, по местам их и по именам их. Итак, Исав был могучим владыкой (отцом Идумеев; стих 43), стоявшим над племенами и регионами (стих 40); одиннадцать глав племен произошли от него. Таким образом обещание Исаака Исаву в известном смысле исполнилось: уйдя подальше от Иакова, он на время предотвратил возможную зависимость от него, т. е. сверг «иго» его с «выи» (шеи) своей (27:39−40).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 2:4; то же в ст. 9.
8  [2] — См. примеч. к 25:26,30.
15  [3] — Букв.: вот вожди сыновей / потомков Исава.
24  [4] — Значение этого евр. слова неясно; в Вульгате и Пешитте: воду.
26  [5] — Евр. Дишан.
37  [6] — Возможно, речь идет о реке Евфрат.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.