Иезекииль 33 глава

Книга пророка Иезекииля
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь обратился ко мне с такими словами:
2 «Сын человеческий, обратись к своему народу и скажи ему: „Когда Я привожу вражескую армию против какой-либо страны, то, как правило, жители этой земли выбирают стражника,
3 чтобы он, увидев солдат неприятеля, затрубил в трубу, предупреждая людей об опасности.
4 И если люди, слыша его сигнал, не придают ему значения, то враг возьмёт их в плен. Те люди будут сами отвечать за свою смерть.
5 Они слышали звук трубы, но не придали значения, поэтому некого, кроме них, обвинять в их смерти. И если бы они обратили внимание на сигнал, то спасли бы свою жизнь.
6 Но, если стражник увидит врага и не протрубит сигнал, значит, он не предупредил об опасности, и тогда враг нападёт на них и захватит в плен за их грехи. Этот стражник будет в ответе за смерть людей”.
7 Теперь же, сын человеческий, Я избираю тебя стражником для семьи Израиля, и, если ты слышишь Мою весть, ты должен предупредить людей от Моего имени.
8 Если Я скажу тебе, что этот злой человек умрёт, ты должен пойти и предупредить его от Моего имени. Если ты не предупредишь его, этот человек не сможет изменить свою жизнь и умрёт от грехов своих, и тогда Я сделаю тебя ответственным за его смерть.
9 Если ты предупредишь его, чтобы он прекратил грешить, а он отказывается, то он умрёт от своих грехов. Однако предупредив этого человека, ты спас свою жизнь».
10 «Поэтому говори, сын человеческий, с людьми Израиля от Моего имени. Они могут сказать: „Мы грешили и нарушили заповедь, наши грехи невыносимы, мы гниём от них. Что же нам делать, чтобы жизни наши не оборвались?”
11 Ты им должен ответить, что Господь Всемогущий так говорит: „Так же верно, как то, что Я жив, Я не желаю смерти людям, даже злым. Я не хочу, чтобы они умирали, Я хочу, чтобы они возвратились ко Мне и изменили свои поступки, обретя жизнь истинную. Так что вернитесь ко Мне, прекратите грешить. Для чего умирать тебе, семья Израиля?”
12 Сын человеческий, скажи своему народу: „Добрые дела, сделанные в прошлом, не спасут человека, если он стал грешником. Также и зло не уничтожит человека, если он отвернулся от своих грехов. Так помни, что добро, сделанное человеком раньше, не спасёт его, если он начинает грешить”.
13 Может случиться, что Я скажу праведнику, что он будет жить, и он, надеясь на прошлые заслуги, начнёт творить зло. Тогда Я не буду помнить его прошлого добра, он умрёт от своих недавних грехов.
14 Или плохому человеку Я могу предсказать смерть, но он изменит свою жизнь и перестанет совершать грехи, став праведником.
15 Может быть, он возвратит залог, который брал, когда давал в долг; он заплатит за всё, что прежде украл; он начнёт следовать законам, которые прежде нарушал, и прекратит творить зло. Тогда он не потеряет жизнь свою.
16 Я не буду помнить зло, совершённое им в прошлом, потому что он стал хорошим человеком. Он будет жить.
17 Однако твой народ восклицает: „Это несправедливо, Господь таким не может быть!” Но на самом деле это они несправедливы. Это им необходимо изменить свои поступки!
18 Если праведник начинает грешить, тогда он умрёт от грехов своих.
19 Если злой человек прекращает творить злые поступки и начинает жить праведно, то он не умрёт.
20 Но вы, люди, всё говорите, что Я несправедлив, тогда как Я говорю вам истину. Семья Израиля, Я буду судить каждого из вас за все поступки, которые вы совершили».
21 На пятый день десятого месяца двенадцатого года изгнания ко мне пришёл человек из Иерусалима, уцелевший в битве, и сказал:
«Иерусалим повержен».
22 Но ещё до прихода этого человека сила Господа Всемогущего сошла на меня, Господь отворил мои уста в момент прихода этого человека и позволил мне вновь говорить.
23 Тогда Господь обратился ко мне с такими словами:
24 «Сын человеческий, израильтяне, которые живут в руинах израильских городов, говорят, что Авраам был всего лишь одним единственным человеком, которому Бог дал эту землю. Теперь же нас много, и нет сомнения, что эта земля принадлежит нам. Это наша земля!
25 Ты должен им ответить словами, которые произнёс Господь Всемогущий: „Вы едите мясо с кровью, вы обращаетесь за помощью к вашим идолам и убиваете людей. Так почему же Я должен отдать вам эту землю?
26 Вы полагаетесь только на свой меч, каждый из вас поступает мерзко, и даже прелюбодействует с женой соседа. Так как же вы можете владеть этой землёй?”
27 Ты должен им передать, что Господь так говорит: „Так же верно, как то, что Я жив, Я клянусь, что люди, живущие в руинах, будут убиты мечом. Тех, кто будет в открытой местности, Я отдам на съедение зверям. Те, кто спрячется в крепостях и пещерах, умрут от болезней.
28 Я опустошу землю: страна потеряет всё, чем она гордилась, горы опустеют, и никто не пройдёт по этой земле.
29 Эти люди во многом повинны, поэтому Я превращу эту землю в пустыню, и люди узнают, что Я — Господь”.
30 А теперь, сын человеческий, Я буду говорить о тебе. Люди твоего народа стоят на пороге и, прислонившись к стене, разговаривают о тебе. Они говорят: „Пойдём послушаем, что говорит Господь”.
31 Тогда они приходят к тебе, как будто они принадлежат к Моему народу, сидят перед тобой и слушают твои слова, но делать то, что ты им говоришь, они не будут. Они делают лишь то, что им удовольствие приносит; они просто хотят обмануть друг друга, чтобы заработать побольше денег.
32 Ты для этих людей ничто, ты певец с красивым голосом или искусный музыкант. Они слышат твои слова, но делать ничего не станут.
33 Но то, о чём ты поёшь, воистину случится, и тогда эти люди узнают, что жил среди них пророк».

Толкование Далласской семинарии

III. О благословениях на Израиль (главы 33−48)

Этот последний значительный раздел книги Иезекииля сконцентрирован на теме утешения Израиля. Пророк утешает народ свой, возвещая ему от имени Бога о грядущем его восстановлении. Переход к этому разделу от первого, носящего беспощадно обличительный характер, образован «промежуточным» разделом (главы 25−32), в котором собраны речи Иезекииля против языческих народов.

После того, как весть о падении Иерусалима достигла вавилонских пленников, Иезекииль возобновил свою пастырски воспитательную деятельность; все, о чем мы читаем в заключительных главах, убеждает в необычайно активном характере этой его деятельности, направленной на образование нового Израиля — на обломках того, который погиб.

А. Израиля ожидает новая жизнь (главы 33−39)

Первым шагом на пути к ней явится национальное обновление. Будучи уведен на чужбину, Израиль «умер» как народ. Ибо его лишили отечества, разрушили его храм, и низвели с трона его царей. Враги Израиля восторжествовали. Не потому ли, что он не имел настоящих вождей в своей среде, а те, которых он имел, уводили его в сторону от путей, указанных Богом? Не потому ли соседи Израиля, ближние и дальние, разграбили и разорили теперь его землю? Однако Божии благословения вновь прольются на Израиль, но для этого прежде ему надо «возродиться» как народу.

Пророк говорит о том, что на смену вождям ложным придет к Израилю пастырь истинный (глава 34). И суд Божий обрушится на врагов его (глава 35). Народ будет восстановлен как в земле своей, так и перед своим Богом (главы 36−37), и безопасность его будет хранима Им Самим (главы 38−39).

1. ИЕЗЕКИИЛЬ — СТРАЖ ДОМУ ИЗРАИЛЕВУ (глава 33)

а. Иезекииль получает объяснения относительно миссии «стража» (33:1−20)

Иез 33:1−20. Стражем (лучше, может быть, «часовым» (дому Израилеву Бог поставил Иезекииля прежде — чтобы он словом, исходящим из уст Божиих, вразумлял израильтян (стих 7; толкование на 3:16−27). Первое поручение, полученное Иезекиилем, заключалось в возвещении народу грядущего суда, и оно было им выполнено. После падения Иерусалима Бог как бы назначает пророка «стражем» вторично, но задание ему дает иное.

Тема личной ответственности каждого перед Богом по-прежнему должна звучать в его речах, но главное, о чем ему предстоит возвещать в этих речах, — это о восстановлении Израиля и о порядке его общественного устройства в будущем (главы 33−39 и 40−48). Утешительные откровения начинаются, однако, с напоминания о личной ответственности, ибо падением Иерусалима Божий суд не окончен: он настигнет каждого нечестивого пленника, живущего в Вавилоне.

И этим, в свою очередь, определяется личная ответственность пророка перед Богом: предостерегать каждую душу, как бы вверенную ему, и в то же время не давать ей впадать в отчаяние, ибо людям, как бы ни угнетало их сознание своей вины, следует помнить, что обратившихся от греха Бог помилует. Этой теме посвящены стихи 10−20. Интересно сравнить последнюю фразу в стихе 10 с обещанием, которое содержится в последней же фразе стиха 5. Это сравнение свидетельствует, что воздаяние за добро и зло ветхозаветный человек связывал лишь с перспективами земной жизни: жизнь за гробом явно была для него синонимом безрадостности.

Смысл стиха 12 в том, что для Бога важно не прошлое человека, а его настоящее, другими словами, его нравственно-духовное состояние на тот момент (день), когда настигнет его суд Божий. Успевший «обратиться от беззакония своего» не погибнет. Интересно развитие этой мысли в стихе 13. Если Бог возвестил кому-то (устами пророка) спасение (или, напротив, гибель), то решение Его, казалось бы, отмене не подлежащее, может быть отменено — в зависимости от изменения (если оно наступит!) в поведении (или состоянии) человека! сравните с «изменением» состояния целого города (Ниневии) и решением Бога отменить (отсрочить) в этой связи Свое решение погубить этот город, принятое Им раньше (Книгу Пророка Ионы).

б. Уста Иезекииля отверзаются (33:21−33)

Иез 33:21−22. Иезекииль был призван на новое служение, когда весть о падении Иерусалима достигла пленников в Вавилоне. Дата, приведенная в стихе 21, соответствует 9 января 585 г. до Р. Х. Проведя долгие месяцы в пути и проделав многие сотни километров (от Иерусалима до тех мест в Халдее, где жили пленники), один из переживших осаду иерусалимлян доставил пророку страшную весть и тем подтвердил правоту его пророчества.

После этого продолжать хранить молчание Иезекиилю было незачем. Примечательно, что в состоянии особого духовного экстаза он пришел еще в канун появления скорбного вестника: и была на мне рука Господа, и Он открыл мне уста… и я уже не был безмолвен (стих 22). Напомним, что «узы молчания» оставались на пророке на протяжении семи лет, и он открывал уста лишь для возвещения судов Божиих (3:26−27).

Иез 33:23−29. Эта речь обращена к евреям, остававшимся в земле Израилевой после падения Иерусалима. Среди них распространены были ложные надежды на скорое окончание вавилонского плена, каковые могли послужить причиной как предательского убийства Исмаилом губернатора Годолии (Иер 41), так и третьего переселения израильтян в Халдею (через пять лет после падения Иерусалима). Остававшиеся в Иудее отказывались таким образом признать правоту и реальность суда Божиего.

Они безрассудно сравнивали себя с Авраамом, гордясь своим плотским происхождением от него, т. е. воспринимали себя как остаток, сохраненный Богом для владения землей обетованной. Если Авраам один получил право овладеть ею, рассуждали они, то тем более право это принадлежит им, которых много. Они упускали при этом из виду, что Авраам был праведником, а они — людьми, грешившими непрестанно.

Пророк перечисляет некоторые из их грехов: они, может быть, под влиянием филистимлян, нарушали запрет есть мясо с кровью (сравните Быт 9:4 с Зах 9:7); они поклонялись идолам и с легкостью проливали кровь человеческую. Они делали ставку на насилие («опирались на меч») и развратничали (стих 26). Между тем, право владеть землей обетованной Бог поставил в прямую зависимость от духовного состояния тех, кому она была обещана, от их послушания Ему. Так что израильтян, избежавших изгнания в Вавилон, которые теперь жадно простирали руки к разоренной врагами земле, чтобы всю ее сделать «своею», ожидали (за самонадеянность) лишь новые суды Божии.

Так говорит Господь, изрекает Иезекииль и перечисляет казни, которым они подвергнутся. Заметим в этой связи, что после жестоких военных походов (подобных халдейским) хищные звери особенно распространялись в опустошенных землях. Для людей, скрывавшихся как в развалинах павших крепостей, так и в горных пещерах, естественно было умирать от болезней, принимавших характер эпидемий (стих 27).

Иез 33:30−33. В этих стихах — обличительная речь Иезекииля против его сограждан в Халдее. После того, как предсказания его сбылись, авторитет его среди них вырос настолько, что прежде он и мечтать об этом не мог. И все-таки какое-то время реакция большей части их на его речи оставалась реакцией слушателей, любопытствующих. Да, они стали звать друг друга послушать пророка, который оказался прав, и узнать у него, какое еще слово вышло от Господа. Перед нами живая картинка древневосточной жизни.

Мирные обыватели маленького еврейского городка в Халдее, обмениваются новостями, разговаривая у стен и в дверях своих домов, а потом, словно на народное сходбище, собираются к Иезекиилю и садятся перед ним, стараяь не пропустить ни одного сказанного им слова. Слушать слово Божие им нравится, однако, они не спешат исполнять его (сравните с Иак 1:22−25), так что «слушания» эти превращаются для них в своего рода забаву. Корысть в разнообразных ее проявлениях мешает им вслушиваться сердцем в Господни откровения.

Вероятно, пророк слыл среди сограждан хорошим оратором, и они приходили к нему как к «забавному певцу» (ближе к тексту: певцу, исполняющему любовные песни) с приятным голосом. В заключительном стихе главы Иезекииль определенно не мог подразумевать своего пророчества о падении Иерусалима, ибо оно уже сбылось (33:21). Он мог иметь в виду сказанное им об оставшихся в Иудее (стихи 23−29).

Но скорее всего глубокий смысл завершающего стиха главы 33 — в неизбежности «судов» Божиих над каждым человеком и в необходимости для каждого сознавать свою личную ответственность перед Творцом (сравните со стихами 10−20). То-есть, выражаясь словами Иакова, брата Господнего, «быть исполнителями слова, а не слышателями только» (Иак 1:22). Да, большинство халдейских евреев оставалось «слышателями» (подлинно как пророка они оценят Иезекииля лишь тогда, когда начнут сбываться его предсказания о дальнейших, очистительных, судах Божиих; стих 33).

И все-таки число «делателей», группировавшихся вокруг Иезекииля, постоянно возростало. Важно заметить, что в Вавилон изгнанники принесли с собой свои духовные сокровища: свитки Торы и пророчеств. И в них был залог духовного обновления народа, его сплочения вокруг имени Ягве. Жившим в сердце языческого мира, им предстояло не только не прельститься его могуществом и блеском и отвергнуть его идолов, но пронести по путям изгнания свое духовное знамя, каковым и был Ягве. Иезекииль, повторим, принял на себя пастырскую роль, приступил к повседневному духовному труду (обычно пророки выступали лишь в преддверии особых событий и в связи с ними) — с целью сберечь иудейскую общину в Халдее, уча и наставляя ее членов, поддерживая в них надежду.

2. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ЛЖЕПАСТЫРЕЙ — СОВРЕМЕННИКОВ ИЕЗЕКИИЛЯ — ИСТИННОМУ ПАСТЫРЮ (глава 34)

Вскоре после падения Иерусалима в Халдею стали прибывать новые партии пленных. Иезекииль убеждал их признать в происшедшем праведный суд Божий, но унынию не поддаваться и не чувствовать себя брошенными Ягве на произвол судьбы. Пусть теперь они подобны овцам, пострадавшим по вине дурных пастырей, — им не следует забывать, что Пастырь небесный не покинул их.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.