Иезекииль 45 глава

Книга пророка Иезекииля
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Вы разделите с помощью жребия землю между израильскими племенами и отделите святой участок земли, который будет предназначен для Господа. Этот надел будет 25 000 локтей в длину и 20 000 локтей в ширину. Вся эта земля будет священна.
2 Квадратный участок земли со сторонами в 500 локтей будет предназначен для храма, вокруг которого будет открытая площадь шириной в 50 локтей.
3 В этом святом наделе вы замерите 25 000 локтей в длину и 10 000 локтей в ширину, в котором будет построен храм, и эта земля будет Святая святых.
4 Эта святая часть земли будет отведена для священников и служителей храма, приходящих для служения Господу. Там будут построены их дома и возведён храм.
5 Другой надел в 25 000 локтей длиной и 10 000 шириной будет предназначен для служащих в храме левитов. В этой земле будут построены города для них.
6 Городу вы отведёте земельный участок шириной в 5 000 локтей и 25 000 длиной, который будет располагаться напротив священного места. Этот надел будет предназначен для всех людей Израиля.
7 Властитель получит землю по обе стороны священного места, а также всю землю, находящуюся в черте города, которая будет такой же ширины, как и земля каждого из колен Израиля. Она будет тянуться с западной до восточной границы.
8 Эта земля будет принадлежать властителю Израиля, чтобы он больше не притеснял Мой народ. Он отдаст землю израильтянам во владение их семьям», — Господь Всемогущий сказал.
9 «Хватит, властители Израиля, прекратите быть жестокими, прекратите воровство, будьте справедливы и творите добро, перестаньте выгонять Моих людей из их собственного дома, — так сказал Господь Всемогущий.
10 — Прекратите обман, пользуйтесь верными весами и точными гирями.
11 Меры для жидкости и сыпучих продуктов должны быть одного размера: каждая из них должна равняться одной десятой части хомера, все эти меры должны соотноситься с хомером.
12 Шекель должен быть равен 20 герам, мина должна равняться 60 шекелям, то есть содержать в себе 20 шекелей, 25 шекелей и 15 шекелей.
13 Вот перечень приношений, которые вы должны пожертвовать: одна шестая ефы зерна на каждый хомер, одна шестая ефы ячменя на каждый хомер,
14 одна десятая бата оливкового масла на каждый кор оливкового масла, (помните, что десять батов составляют один хомер или один кор),
15 а также по одной овце из каждых двухсот овец с каждого пастбища в Израиле. Это — особые приношения зерна для жертв всесожжений и для жертв содружества, и эти жертвы должны очищать людей».
Так сказал Господь Всемогущий:
16 «Каждый человек в стране обязан отдать эти приношения властителю Израиля.
17 Но правитель обязан давать жертвы для святых дней, а также должен приносить жертвы всесожжения и хлебные жертвы и возлияния в честь всех праздников, включая праздники Новолуния, суббот и всех собраний семьи Израиля. Он должен приносить жертвы за грехи, хлебные приношения, жертвы всесожжения и мирные приношения ради очищения семьи Израиля».
18 Господь Всемогущий говорит:
«В первый месяц, в первый день первого месяца, возьмите молодого бычка без изъяна для очищения храма.
19 Священник должен взять кровь от жертвы за грех и окропить ею столпы храма и четыре угла выступа алтаря, а также и столбы ворот внутреннего двора.
20 То же необходимо сделать и на седьмой день месяца каждому, кто согрешил по ошибке или же по незнанию, и тем самым вы очистите храм».
21 «На четырнадцатый день первого месяца вы должны праздновать Пасху, когда начинается праздник Пресных Хлебов, который длится семь дней.
22 Властитель должен в это время принести в жертву быка за себя и за весь народ Израиля. Этот бык будет жертвоприношением за грехи.
23 В течение семи дней праздника властитель должен принести семь быков и семь баранов, всех без изъяна, которые будут жертвоприношением за грехи: по одному быку каждый день и по одному козлу в жертвы за грехи.
24 Властитель принесёт ефу зерна вместе с каждым быком и ефу с каждым бараном, а также один гин масла на каждую ефу зерна.
25 Властитель обязан делать то же самое в течение семи дней праздника Укрытий, который начинается на пятнадцатый день седьмого месяца. Это будут жертвы за грехи, жертвы всесожжения, хлебные приношения и приношения оливкового масла».

Толкование Далласской семинарии

Иез 45:1−8. Здесь и далее указываются размеры священного участка. (Заметим, что слово тростей («трость» приравнивается к «локтю»; поставлено в стихе 1; условно: в еврейском тексте единица измерения не названа: подразумевается, к примеру, «25 тысяч на 10 тысяч». Высказывалось по этому поводу соображение, что здесь возможен намек на небесные, неизмеримые, величины. Так или иначе, в переводах книги Пророка Иезекииля с еврейского единицы измерения проставлены условно.)

Согласно русскому тексту эти размеры соответствовали 12, 5 км в длину и 5 км в ширину (если предполагаемые «локти» перевести на современные меры измерения). (Полагают, что по смыслу правильнее стих 3 читать после стиха 1, а потом стихи 2, 4 и далее.) Итак, священный участок Господу, увиденный Иезекиилем, был территорией всего храмового комплекса. Согласно его видению этот прямоугольный участок будет поделен на две равные части, имеющие в длину 12, 5 км, а в ширину 2, 5 км каждый (сноску XX к схеме, или карте «Разделение земли в Тысячелетнем царстве»).

В пределах первой части, самой священной, где будет находиться святилище, Святое святых, получат наделы для своих домов священники, служители святилища («предстоящие перед Господом»), а не храма вообще (как левиты). Левитам же, служителям храма будет отведена вторая часть священного участка. Напомним, что в древнем Израиле и священики и левиты имели жилища по всей его территории (Нав 21:1−42), но в том отдаленном будущем все они будут жить близ места своего служения. Из схемы (карты), предлагаемой в главе 47, видно, что священная территория будет иметь форму квадрата, в центре которого будет находиться самый священный участок (со святилищем и земельными наделами для священников): с севера к нему будут прилегать левитские наделы, а с юга — городские (стих 6), т. е. сам Иерусалим со всеми его предместьями (Иез 48:15−18).

С востока и с запада (схему в главе 47) весь священный участок будет окаймляться владениями князя. Вместе с ними образовавшийся прямоугольник будет простираться от Иордана до Средиземного моря. В стихе 7 Господь устами Иезекииля говорит о князе, но в стихе 8 — о «князьях Своих». Возникает некоторая трудность, ибо создается впечатление, что, в отличие от других пророков, мысль Иезекииля воспринимает в том будущем, которое дается ему в откровении, не одного Мессию с Его Царством, а как бы ряд князей, наследующих друг другу (в этой связи толкование на Иез 34:24).

Иез 45:9−12. Так или иначе, Иезекииль как бы отталкивается от будущей реальности, открываемой ему Богом, чтобы призвать современных ему «князей Израилевых» (возможно, просто тех, кто имели хоть какую-то власть над простолюдинами) перестать угнетать народ Божий. Это стихи 8−9. Однако некоторые видят в них эмоциональное обращение Иезекииля к тем, будущим, «князьям», чтобы не уподобились своим предшественникам, угнетавшим народ на протяжении всей истории Израиля (Иез 22:6). Главной проблемой их была жадность, толкавшая их на откровенную нечестность (обмер, обвес и т. п.). таблицу «Библейская система мер и веса» перед началом толкований на книгу Бытие).

е. О приношениях (45:13 — 46:24)

Упоминание о приношениях побудило Иезекииля вкратце дать описание системы жертвоприношений в будущем Царстве (45:18 — 46:24) — прежде чем возвратиться к теме разделения земли.

Иез 45:13−17. Иезекииль скрупулезно перечисляет размеры подати, или дани, которую весь народ будет приносить князю в Израиле (стих 16). Заметим, что как бы ни виделся пророку этот князь будущего Израиля, для него он, несомненно, явится главой теократического общества. Напомним в этой связи, что и в допленное время расходы, связанные с религиозной жизнью страны, оплачивались главным образом из царской казны.

Тем более в идеальном теократическом обществе, не знающем войн, князь, возглавляющий его, станет все подати, получаемые им с народа, использовать для духовного процветания его. Именно к этому будет направлена вся его деятельность, и этим же будут определяться его права и обязанности по отношению к народу. Мысль об этом выражена в терминах обязательных жертвоприношений. (Относительно назначения жертвоприношений в Тысячелетнем царстве в толкованиях на 40:38−43, где высказано соображение на этот счет.)

Иез 45:18−25. В число праздников, сопровождавшихся жертвоприношениями, будут входить Новый год (стихи 18−20), Пасха (праздник опресноков) — стихи 21−24, а также семидневный праздник кущей (стих 25). В день празднования Нового года, 1-го Нисана (в середине апреля), будет совершаться очищение святилища (стих 18). Ритуал очищения должен быть повторен на седьмой день — на сей раз за согрешивших осознанно (умышленно в стихе 20; по простоте в этом стихе подразумевает неумышленно).

Может быть, приношения и очищение в 1-ый и 7-ой дни Нового года явятся заменой ритуалов, совершавшихся в День очищения (в седьмом месяце; Лев 23:26−32). За временем очищения последует празднование Пасхи (стихи 21−24) и опресноков, которое продлится семь дней; в это время князь будет приносить жертву за грех — за себя и за весь народ. Это «за себя» свидетельствует, что «князь» Иезекииля — не Иисус Христос (в этой связи толкования на 45:1−8, в самой последней части их). В стихе 25 речь идет о празднике кущей (Лев 23:33−44), последнем в израильском праздничном календаре.

Возникает вопрос: почему Иезекииль «обошел вниманием» остальные национальные праздники Израиля, а именно: праздники Пятидесятницы и Труб, а также День очищения? Два соображения высказываются на этот счет. Первое. Возможно, это говорит об изменении Божиего плана в отношении Израиля. Может быть, вступление в силу Нового Завета и исполнение данных народу обетований относительно Царства сделали упомянутые ежегодные праздники необязательными. И только три из них, что предусмотрены были левитской системой (Лев 23:4−44) будут сохранять свое значение.

Это два праздника национального очищения (Пасха в сочетании с праздником опресноков; таблицу в Чис 28), в которых содержалось провозвестие смерти Иисуса Христа, и праздник кущей, который будет символизировать новое положение Израиля в Божием Тысячелетнем царстве. Второе предположение. Может быть, Иезекииль прибег тут к речевому приему, называемому меризмом, суть которого в том, что, называя часть, подразумевают целое. То-есть три не названных пророком праздника здесь, возможно, подразумеваются.

Первое предположение кажется более основательным, если сопоставить «праздничный календарь» Иезекииля и описываемые им порядок и характер жертвоприношений с таковыми, заповеданными Моисеем. Многие и явные различия бросаются в глаза. Объяснения этому предлагались разные. Так обращалось внимание на как бы «закон строгой симметрии», определяющий у Иезекииля распорядок всей будущей религиозной жизни (в системе богослужения по Моисею он отсутствует) и на явное действие того же «закона» в построении и архитектуре храма, увиденного пророком (в отличие от храма Соломонова). Обоснование этих различий, имеющих и символическое значение, некоторые богословы склонны видеть в тех грандиозных переменах — как исторического, так и духовного порядка, — которые наступят в жизни Божьего народа с приходом Мессии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.