Иезекииль 37 глава

Книга пророка Иезекииля
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Сила Господа сошла на меня, и Дух Господний перенёс меня из города в середину долины, которая была полна костей.
2 Повсюду было много разбросанных костей, и Господь заставил меня ходить среди них. Я видел, что эти кости уже иссохли.
3 Тогда Господь Всемогущий спросил меня:
«Сын человеческий, могут ли эти кости ожить?»
Я ответил:
«Господь Всемогущий, только Ты можешь ответить на этот вопрос».
4 Господь Всемогущий повелел мне, чтобы я обратился к костям от Его имени с такими словами:
«Сухие кости, слушайте слово Господа.
5 Господь Всемогущий вам говорит: „Я сделаю так, что дыхание к вам вернётся и вы оживёте.
6 Я верну вам сухожилия и мышцы, покрою вас кожей, дам вам дыхание, и после этого вы вернётесь к жизни. И тогда вы поймёте, что Я — Господь”».
7 Я всё сказал костям именно так, как мне велел Господь. Пока я говорил, я услышал сильный шум, это кости стучали, соединяясь друг с другом.
8 Своими глазами я видел, как сухожилия и мышцы начали покрывать кости и появилась кожа. Однако тела были неподвижны, потому что в них ещё не было дыхания.
9 Тогда Господь Всемогущий сказал мне:
«Сын человеческий, заговори с ветром от Моего имени, скажи, что Господь Всемогущий говорит так: „Ветер, приди отовсюду и дыхание дай этим мёртвым телам, и тогда они вновь оживут”».
10 Затем я обратился к ветру, как велел мне Господь, и дыхание вернулось к мёртвым телам, и они ожили и поднялись. Их было так много, словно это была бесчисленная армия.
11 И тогда Господь Всемогущий сказал мне:
«Сын человеческий, эти кости подобны семье Израиля. Израильтяне говорят: „Наши кости высохли, нас надежда покинула, уничтожение постигло нас”.
12 Поэтому скажи им от Меня, скажи, что Господь Всемогущий так говорит: „Люди Мои, Я открою ваши могилы и выведу вас из них, а затем приведу вас в землю Израиля.
13 Люди Мои, Я открою ваши гробы и выведу вас из них, и вы узнаете, что Я — Господь.
14 Я вложу в вас Моего Духа, и вы оживёте. Затем Я поведу вас в вашу землю, и вы узнаете, что Я — Господь. Тогда вы поймёте, что Я всё совершил именно так, как и обещал”».
Так сказал Господь.
15 Господь снова обратился ко мне с такими словами:
16 «Сын человеческий, возьми жезл и запиши на нём эту весть: „Этот жезл принадлежит народу Иудеи, а также его союзнику, Израилю”. Потом возьми второй жезл и напиши на нём: „Это — жезл Ефрема, принадлежащий Иосифу и его союзникам, людям Израиля”.
17 Затем сложи вместе два этих жезла, чтобы в твоих руках они стали единым целым.
18 Твой народ будет спрашивать, что это значит.
19 Скажи им, что Господь говорит об этом: „Я возьму жезл Иосифа, который находится в руках Ефрема и его союзников из колена Израиля, и приложу к жезлу Иудеи, сделав из них единое целое. В Моей руке они станут одним жезлом!”
20 Держи эти жезлы, на которых ты написал, перед собой.
21 Скажи людям, что Господь говорит: „Я приведу людей Израиля из других народов, Я соберу их отовсюду и приведу в их собственную землю.
22 На этой земле, в горах Израиля, Я сделаю их одним народом, один царь будет царём над ними, они больше не будут двумя племенами, не будут больше разделяться на два царства.
23 Больше они не будут осквернять себя идолами, отвратительными статуями и другими преступлениями. Я спасу и очищу их от всех грехов, и тогда они будут Моими людьми, а Я буду их Богом.
24 И Мой слуга Давид будет царём над ними, единственным их пастырем, и они будут жить по Моим заповедям и выполнять Мои заветы, делая всё, что Я им скажу.
25 Они будут жить на земле, которую Я отдал Моему слуге Иакову. Ваши предки там жили, и Мои люди будут там жить, и дети их, и дети их детей будут жить на этой земле вечно, и Мой слуга Давид будет их вечным властителем.
26 Я заключу с ними соглашение мира, которое продлится вечно. Я отдаю им их землю, Я умножу их семьи и поставлю Мой Храм навечно среди них.
27 Моё святое жилище будет среди них, Я буду их Богом, а они — Моими людьми.
28 И все народы узнают, что Я — Господь. Я делаю Израиль священным, поставив навечно в нём святое жилище Моё”».

Толкование Далласской семинарии

5. О ВОССТАНОВЛЕНИИ НАРОДА (глава 37)

Драма народа Господня, буйного и мятежного, представлена у Иезекииля как бы в трех актах. Первый акт — грехопадение Иерусалима, который покидает слава Иеговы, второй — разрушение и гибель города, лишившегося Божией благодати, и третий — покаяние и прощение; этот акт завершается оживлением мертвецов. В отношении «второго акта» заметим, что Израиль столь долго был разделен и рассеян, что по-человечески объединение его и «восстановление» не представлялось чем-то реальным. Поэтому Бог дважды говорит к Иезекиилю (37:1−14 и 15−28), чтобы в Своих откровениях ему подтвердить обещания, данные Им прежде: народ израильский будет Им восстановлен.

а. Видение сухих костей и возвращения их к жизни (37:1−14)

Иез 37:1−10. В видении Иезекииля Господь Духом Своим переносит его как бы на поле битвы (сравните с 3:14; 8:3; 11:1, 24; 43:5), усыпанное человеческими костями. Дабы пророк осознал, как много их на поверхности поля, Господь обвел его вокруг него. Иезекииль видит, что их весьма много и понимает, что они лежат здесь давно, ибо они весьма сухи. Примечательны вопрос Бога и ответ на него пророка в стихе 3: оживут ли кости сии? — Господи Боже! Ты знаешь это.

Некоторые из древнейших толкователей Библии видели в стихе 3, помимо его основного символического значения, касающегося будущих судеб Израиля, прозрение Иезекиилем воскресения мертвых. (Заметим в этой связи, что, хотя идея воскресения не была присуща массовому ветхозаветному сознанию, она медленно и постепенно проникала в него, то-есть и вовсе чуждой ему не была. Свидетельства этому находим в Иов 19; Ис 26:19; Дан 12:2. Не этим ли объясняется и осторожный тон ответа Иезекииля: «Господи Боже! Ты знаешь это»)?

Но более всего ответ пророка свидетельствует о глубине его веры во всемогущество Божие, потому что предполагает: даже если это, рассуждая по-человечески, невозможно, то нет ничего невозможного для Тебя. Далее Бог поручает Иезекиилю изречь пророчество на кости сии и сказать им, чтобы слушали слово Господне.

Тоесть слово пророчества выступает тут реальным орудием Божиего Духа, ибо им введен в особое состояние духовного виденья Иезекииль, и им же оживлены будут мертвые кости (Я введу дух в вас, и оживете — стих 5; сравните со стихом 6). По мере произнесения им пророчества Иезекииль становится свидетелем осуществления его (стихи 7−8). При чтении стихов 5−6 и затем 9−10 невольно приходит на память сотворение Богом Адама и обращение его в живое существо (Быт 2:7). Остановимся, однако, на понятии еврейского руах, которое переводится как «дух», но и как «дыхание», и как «ветер».

В Ветхом Завете этот «термин» имел специфическое смысловое значение, не совсем соответствовавшее «духу» в нашем понимании. Он скорее означал некую энергию, разлитую в мироздании, которая проявлялась и в ветре и в человеческом дыхании; она мыслилась как основа и сущность жизни, таинственным образом связанные с дыханием (или Духом) Божиим (Руах Элогим).

В Священном Писании этот Дух то действует подобно мощному вихрю, переносящему человека из одного места в другое, то облекает пророка и его пророчества особой духовной силой. Как тут не вспомнить о знамении Пятидесятницы, когда апостолы слышали как бы «шум ветра»! Возвращение к жизни мертвых костей в видении Иезекииля производится тем же космическим дыханием Божества.

Иез 37:11−14. И им же будет «оживлен», восстановлен Израиль как народ (стих 14). Об этом Иезекиилю говорится сразу после того, как посредством его пророчества высохшие кости обратились в полчища живых людей. И сказал Он мне: кости сия — весь дом Израилев (стих 11). Оторванные от родной земли, от храма, в котором сосредоточивалась их духовная жизнь, евреи оторваны были от корня, они потеряли надежду на национальное возрождение и, образно говоря, уподобились сухим непогребенным костям (стих 11).

Оживление этих костей как раз и символизировало возрождение Израиля как народа. Но из видения Иезекииля явствовало (стихи 12−13), что произойдет оно исключительно силой Божией, а не силой «благоприятных исторических обстоятельств»: Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших (т. е. из плена, символизировавшего национальную смерть Израиля). И введу вас в землю Израилеву. Итак, Дух воскрешает! Пусть рана была неисцелима, но для Бога нет невозможного.

Его дыхание и мертвых оживотворит, и отчаявшихся окрылит надеждой. Не следует, однако, видеть исполнение этого пророчества в возвращении евреев в Палестину в наше время. Оно относилось ко времени возвращения на землю Христа (Мф 24:30−31), как и сказанное современником Иезекииля — пророком Иеремией (Иер 31:33; 33:14−16).

б. Видение двух жезлов, подлежавших соединению в один (37:15−28).

Иез 37:15−17. В следуюшем его видении Иезекиилю дается повеление совершить действие, символизировавшее будущее объединение двух еврейских царств. Под «жезлом» здесь подразумевается деревянный посох (палка). На одном из этих жезлов Иезекиилю следовало написать: «Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним», а на другом — «Иосифу». Напомним, что после смерти царя Соломона народ израильский распался на два царства (в 931 г. до Р. Х.).

Южное царство известно было как Иудейское — потому что из двух составлявших его колен (Иуды и Вениамина) колено Иудино было большим, и потому, что страной управлял царь из этого колена (3 Цар. 12:22−24). Северное царство получило название Израиля. Но иногда его называли Ефремом (к примеру. Ос 5:3, 5, 11−14) — или потому, что в этом союзе племен колено Ефрема (сына Иосифа) было самым сильным и влиятельным, или потому, что первым царем Израиля (после разделения царства) был Иеровоам, ефремлянин (3Цар 11:26).

Израиль, как известно, был уведен в плен ассирийцами (в 722 г. до Р. Х.), а Иуда — вавилонянами (в 605, 597 и 586 гг.до Р. Х.). Начиная с Осии (Ос 3:5), мотив будущего объединения двух царств постоянно звучит в мессианских чаяниях пророков, и особенно часто у Иеремии. Ведь после гибели сильного 10-коленного царства (Северного) Израиль как самостоятельный народ представляла лишь маленькая Иудея.

Могла ли вновь «восстать» для нее слава времени Давидова вне объединения ее с Ефремом! (Едва ли можно сомневаться, что и в дни Иезекииля в Ассирии все еще существовали колонии изгнанников из северного еврейского царства.) И вот надежда, более того — уверенность в том, что такое объединение произойдет, вновь прозвучала в видении Иезекииля. Под «сынами Израилевыми, союзными с Иудой», понимались не только «сыны Вениаминовы», но и Симеоновы и отчасти Левиины. В знак будущего объединения царств Иезекиилю сказано было соединить в руке своей два жезла в один (стих 17).

Иез 37:18−28. Особым положением Ефрема в Северном царстве (выше) объясняется фраза жезл Иосифов, который в руке Ефрема (стих 19). Господь… говорит, что Сам приложит этот жезл… к жезлу Иуды и сделает их одним жезлом, и будут одно в руке Его. Это в сущности означает не только то, что «Ефрем» подчинится Иуде, согласно изначальной воле Божией, но что управлять объединенным Царством Бог станет через Мессию, потомка Иуды.

Зрелище двух соединенных жезлов в руке пророка пред глазами пленников (стих 20) не могло не произвести на них сильнейшего впечатления. То, что произойдет, подробно излагается, начиная со стиха 21. По возвращении иудеев из плена это предсказание исполнилось лишь частично — прежде всего в плане полного отказа их от идолопоклонства (стих 23). Относительно стихов 24−25 толкование на Иез 34:23−24. Обращает на себя внимание подчеркнуто звучащее (в стихах 25−26 и 28) обещание Бога, что имеющее произойти в еврейском народе не будет ограничено рамками времени: раб Мой Давид будет князем у них вечно (стих 25) и поставлю среди них святилище Мое на веки (стих 26). Это новое Божие святилище, о котором подробнейшим образом говорится в главах 40−43, будет служить не только новому Израилю, но и всем народам земли (стих 28) зримым напоминанием о присутствии Бога в обетованной земле.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.