Деяния 10 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В Кесарии жил человек по имени Корнилий. Он был центурионом Италийского полка.
2 Он сам, как и все домашние его, был богобоязнен и предан Богу. Он щедро жертвовал на помощь бедным и постоянно молился Господу.
3 Однажды, около трёх часов дня, Корнилию было видение, и он ясно увидел Ангела Божьего, который явился ему и сказал:
«Корнилий!»
4 Он же в страхе устремил на него взгляд и спросил:
«Что тебе нужно, господин?»
Ангел ответил ему:
«Бог знает о твоих молитвах и дарах бедным. Он помнит всё, что ты сделал.
5 Теперь же пошли людей в Иоппию за неким Симоном, также прозванным Петром,
6 остановившимся у кожевника Симона, дом которого находится у моря».
7 Когда Ангел, говоривший с ним, удалился, Корнилий призвал двух слуг и благочестивого воина, состоявших при нём,
8 и, объяснив им всё, послал их в Иоппию.
9 На следующий день, когда они были в пути и приближались к городу, около полудня Пётр поднялся на крышу помолиться.
10 Он почувствовал сильный голод и решил поесть. И пока готовили еду, ему было видение.
11 Он увидел, как раскрылись небеса и нечто похожее на широкое полотно, которое держат за четыре угла, стало опускаться на землю.
12 На нём были всякие животные, пресмыкающиеся и птицы.
13 Затем голос сказал ему:
«Встань, Пётр, заколи и ешь!»
14 Пётр ответил:
«Ни за что, Господи! Я никогда не ел ничего скверного и нечистого».
15 Во второй раз голос обратился к нему:
«Что Бог очистил, не называй скверным».
16 Это случилось трижды, и тотчас же всё это опять поднялось на небо.
17 Пока Пётр размышлял о значении увиденного, люди, посланные Корнилием, разузнав, где находится дом Симона, уже стояли у ворот.
18 Они громко спрашивали:
«Не здесь ли остановился Симон, по прозванию Пётр?»
19 Пётр размышлял о видении, когда Дух сказал ему:
«Три человека ищут тебя;
20 встань, спустись вниз и иди с ними без колебаний, так как Я послал их».
21 Тогда Пётр спустился и сказал этим людям:
«Я тот, кого вы ищете. Зачем вы пришли?»
22 Они ответили:
«Центурион Корнилий, человек праведный и богобоязненный, уважаемый всеми иудеями, послал нас. Святой Ангел повелел ему пригласить тебя к себе в дом и послушать твои речи».
23 Тогда Пётр пригласил их войти в дом и попросил остаться на ночь. На другой день, собравшись, он отправился с ними, и с ним пошли некоторые братья из Иоппии.
24 На следующий день он прибыл в Кесарию. Созвав своих родственников и близких друзей, Корнилий ждал их прихода.
25 А когда Пётр входил в дом, Корнилий встретил его и поклонился, упав ему в ноги.
26 Но Пётр поднял его и сказал:
«Встань! Я всего лишь человек, как и ты».
27 И, беседуя с ним, Пётр вошёл в дом и увидел, что там собралось много народа.
28 Пётр обратился к собравшимся с такими словами:
«Вы знаете, что для иудея незаконно общаться с иноплеменниками или навещать их. Но Бог указал мне не называть никого скверным или нечистым.
29 Поэтому, когда я получил приглашение, я пришёл беспрекословно. Итак, я спрашиваю, почему вы послали за мной?»
30 Тогда Корнилий ответил:
«Четыре дня назад, в это самое время, в три часа пополудни, я молился у себя в доме. Внезапно передо мной появился человек в сияющем одеянии
31 и сказал: „Корнилий, твоя молитва услышана, и твои подаяния бедным запомнил Бог.
32 Так пошли же в Иоппию за Симоном по прозванию Пётр; он гостит в доме кожевника Симона, дом которого находится у моря”.
33 И я тотчас же послал за тобой, и ты правильно сделал, что пришёл. Теперь все мы здесь перед Богом, чтобы выслушать всё то, что Господь повелел тебе сказать».
34 Тогда Пётр обратился к ним:
«Сейчас я действительно понимаю, что Бог беспристрастен,
35 и во всяком народе те, кто боятся Его и поступают праведно, — угодны Ему.
36 Он обратился со словом к народу Израиля, проповедуя устами Иисуса Христа Добрую Весть о мире. Он — Господь над всеми.
37 Вы знаете о недавних событиях в Иудее, о том, что началось в Галилее после крещения, провозглашённого Иоанном,
38 об Иисусе из Назарета, Которого Бог сделал Христом, дав Ему Святого Духа и силу. Бог был с ним, и ходил Иисус повсюду, творя добро и исцеляя всех, кто был под властью дьявола.
39 Мы являемся свидетелями всему тому, что Иисус сделал в Иудее и в Иерусалиме. Его убили, пригвоздив к деревянному кресту,
40 но на третий день после смерти Бог воскресил Его. Бог сделал так, что Иисус явился,
41 но не всем, а только тем свидетелям, которых Бог избрал заранее, то есть нам, которые ели и пили с Ним после того, как Он воскрес из мёртвых.
42 Иисус повелел, чтобы мы проповедовали людям и свидетельствовали, что Он Тот, Кого Бог поставил судьёй над живыми и мёртвыми.
43 Все пророки возвещали о Нём, говоря, что каждому, кто уверовал в Него, будут прощены грехи именем Его».
44 Когда Пётр ещё продолжал говорить, Святой Дух снизошёл на всех, кто слушал его слова.
45 И верующие иудеи, пришедшие вместе с Петром, были поражены тем, что Бог излил Свой дар Святого Духа также и на язычников,
46 потому что они слышали, как те говорили на разных языках и превозносили величие Божье. Пётр сказал:
47 «Эти люди получили Духа Святого точно так же, как и мы. Так разве может кто-нибудь помешать им получить крещение водой?»
48 И он приказал им креститься во имя Иисуса Христа. Затем они попросили его побыть с ними ещё несколько дней.

Толкование Далласской семинарии

1) Видение Корнилия (10:1−8).

Деян 10:1. Видениями, которые Петр и Корнилий получили независимо друг от друга, оба были подготовлены к тому важному, что должно было произойти. Вначале Лука говорит о Корнилии и его видении. Корнилий был сотник, т. е. римский офицер, командовавший ста воинами Италийского полка, состоявшего из 600 воинов.

На страницах Нового Завета командиры римских «сотен» неоднакратно выступают в благоприятном свете (сравните Мф 8:5−10; Мф 27:54; Мк 15:44−45; Деян 22:25−26; Деян 23:17−18; Деян 27:6, 43). После дня Пятидесятницы сотник Корнилий оказался одним из первых язычников, принявших Благую Весть о прощении грехов, даруемом Иисусом Христом.

Деян 10:2. Из описания Лукой Корнилия следует, что это был человек благочестивый боящийся Бога (в 10:22 о нем сказано как о «добродетельном и боящемся Бога»). Здесь, возможно, содержится намек на то, что Корнилий принял иудаизм и поклонялся Яхве, но, очевидно, был «неполным» прозелитом (не подвергшимся обрезанию; 11:3). По всей видимости, он посещал синагогу и, как мог, следовал ветхозаветным Писаниям. Однако в сферу Новозаветного спасения он еще не вошел (11:14).

Деян 10:3−6. Около девятого часа дня соответствовало примерно трем часам пополудни, времени вознесения молитвы (сравните 3:1). Видимо, Корнилий молился, когда Господь предстал перед ним в облике Ангела. Позднее Корнилий назовет этого Ангела «мужем в светлой одежде» (стих 30). Явившийся окликнул сотника, и тот испуганно ответил вопросом: что, Господи? (греческое слово «кири» могло быть употреблено в значении «господин»; сравните толкование на 9:5). Благочестие Корнилия и его неизменная готовность помогать бедным вознаграждены были особым благоволением к нему Господа, которое передано фразой, что добродетели Корнилия пришли на память пред Богом. Далее Ангел наставляет Корнилия послать за Симоном… Петром, гостящим у Симона кожевника.

Деян 10:7. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, тот призвал троих преданных ему людей (двух слуг и благочестивого воина), которые несомненно находились под влиянием своего богобоязненного господина.

Деян 10:8. И рассказав им все, послал их в Иопию (находившуюся примерно в 50 км на юг от Кесарии) за Петром (стих 24).

2) Видение Петра (10:9−16).

Деян 10:9. Около шестого часа соответствовало полудню. Логично предположить, что Петр молился утром и вечером, в обычные часы молитвы. Но вот мы видим, что он молился и днем. Хотя в Писаниях не сказано, чтобы молиться три раза в день, Петр, очевидно, следовал примеру людей, известных своим благочестием (Пс 54:18; Дан 6:10). Итак, он взошел на верх дома (т. е. на кровлю), чтобы в уединении помолиться.

Деян 10:10−12. Будучи голоден, Петр пришел в исступление (впал в транс), и в этом состоянии Бог дал ему увидеть сходящее к нему с неба как бы большое полотно, в котором были всякие… звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

Деян 10:13−14. На повеление «есть» то, что было «в полотне», — Петр ответил: нет, Господи; и это было третьим «прекословием» Петра Богу (Мф 16:23; Ин 13:8). Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу «нечистое» (Лев 11). Если «в полотне» были и «чистые» и «нечистые» животные, то, возможно, апостол понял сказанное ему с неба как повеление «есть» и тех и других; а, может быть, ему были явлены лишь «нечистые» животные.

Деян 10:15. Что Бог очистил, того… не почитай нечистым. Это «возражение свыше» на «прекословие» Петра, будучи исполнено глубокого духовного смысла, особое значение придает и тому, что записано в Евангелии от Марка (Мк 7:14−23; сравните 1Тим 4:4). (Общепризнано, что Марк многое написал со слов Петра. Петр же, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, не мог не сознавать, что все нечистое церемониально очищается Иисусом как Мессией.)

Деян 10:16. Почему Петр трижды отказывался есть «нечистое»? Прежде всего, это представляется «приемом усиления». Но стоит за этим и нечто большее, а именно желание подчеркнуть, что в своем стремлении тщательно исполнять закон Петр выходит из Божией воли. Это тот случай, когда «добрые намерения» ведут к неповиновению высшей Силе. Можно тут усмотреть и своеобразную параллель с троекратным отречением Петра от Господа (Ин 18:17, 25−27) и троекратным же заверением апостола, что любит Его (Ин 21:15−17).

3) Приход посланных (10:17−23а).

Деян 10:17−22. И время встречи посланцев Корнилия с Петром, и сама она были определены свыше. Святой Дух, повелевший Петру идти с ними, очевидно, говорил с апостолом и ранее, и это Его голос слышал он в своем видении. Люди Корнилия, высоко отозвавшись о своем господине, сообщили Петру цель своего визита.

Деян 10:23а. Тогда Петр, пригласив их, угостил. Возможно, в совместной трапезе с ними ему стал открываться смысл урока, только что преподанного ему с неба!

4) Посещение Петром язычников (10:23б−43).

Деян 10:23б. Выходить в путь в тот же день было уже поздно, и они отправились в Кесарию, в двухдневное примерно путешествие, на другой день. Петр взял с собой кое-кого из братьев Иоппийских. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов мы, как правило, видим людей, путешествующих по двое. На этот раз Петра сопровождало шестеро (11:12). Так что свидетелями того, чему предстояло произойти, должны были стать семь человек.

Деян 10:24. Корнилий был так уверен, что Петр придет и с таким волнением ожидал его, что созвал по этому случаю в дом свой родственников своих и близких друзей.

Деян 10:25−26. Встречая Петра, Корнилий пал к ногам его, но такое поклонение вызвало протест со стороны апостола: встань, я тоже человек, — сказал он, поднимая Корнилия.

Деян 10:27−29. Несмотря на то, что закон не одобрял сближения иудеев с язычниками и входить в их дома считалось для иудеев зазорным (11:2−3), Петр отлично понял значение своего видения: повеление «есть» нечистых животных равносильно было повелению не считать ни одного человека скверным или нечистым. Посему и, будучи позван, и пришел беспрекословно, заявил Петр.

Деян 10:30−33. Изложив Петру обстоятельства, которые побудили его пригласить его в свой дом, Корнилий сказал: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Деян 10:34−35. Слова, произнесенные затем Петром, имели революционный характер. Они не оставляли места предрассудкам и доктринерству, господствовавшим в иудаизме на протяжении жизни многих поколений. Хотя (необходимо оговориться) учение о спасении язычников было евреям известно еще из Ветхого Завета (книги Пророка Ионы; Быт 12:3).

Но если в Ветхом Завете евреи все-таки являются избранным народом Божиим — особым восприемником Его обетовании и откровений, то здесь Петр в сущности говорит о начале осуществления Божиего плана в отношении всего мира, посредством Церкви Его. Нет единой точки зрения на слова Петра, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему: Провозглашения спасения по делам здесь усматривать не следует, потому что в качестве первой обязанности человека перед Богом тут назван страх его перед Ним (что равнозначно доверию Ему и почитанию Его). Это место можно рассматривать как Новозаветную параллель к Мих 6:8. Люди, отвечающие «вышеназванным условиям», «приятны» Богу потому, что по вере во Христа они поддерживают правильные отношения с Ним (сравните Деян 11:14).

Деян 10:36−37. Петр прослеживает затем жизненный путь Христа (стихи 36−43), Господа всех, чрез Которого Бог послал …слово… благовествуя мир. Изучающие Библию часто обращают внимание на явную «параллельность» этого места Евангелию от Марка. Марк, начав с Иоаннова крещения, как и Петр здесь, прослеживает служение Господа Иисуса от Галилеи к Иудее и к Иерусалиму, заканчивая описание распятием, воскресением и великим поручением Его Своим последователям.

Деян 10:38. Слово «Мессия» означает «Помазанник»; так что говоря, что Бог… помазал Иисуса из Назарета, Петр в сущности говорит, что «Бог объявил Его Мессией» (сравните Ис 61:1−3; Лк 4:16−21; Деян 4:27). Произошло это при крещении Господа (Мф 3:16−17; Мк 1:9−11; Лк 3:21−22; Ин 1:32−34). Исаия говорил о совершении Помазанником великих дел (Ис 61:1−3), подобно этому, и Петр провозглашает: Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

Деян 10:39−41. Далее апостол заявляет, что он и его товарищи были свидетелями всего, что сделал Иисус. Но потом Его убили, повесивши на древе, т. е. предали самому унизительному виду казни. Прежде Петр говорил, обращаясь к иерусалимлянам, что они «Начальника жизни убили» (3:15), а их руководителям — «вы распяли… Иисуса Христа Назорея» (4:10); синедриону он сказал: «Иисуса… вы умертвили, повесивши на древе» (5:30).

В этом же обвинил членов синедриона и Стефан перед тем, как сам был убит ими: «Праведника… убийцами сделались… вы» (7:52). Пять раз на страницах книги Деяний Апостолов говорят апостолы о том, что были свидетелями воскресения Христова (2:32; 3:15; 5:32; 10:41; 13:30−31). После Его воскресения ученики ели и пили… с Ним (сравните Ин 21:13). И в этом было неопровержимое доказательство, что Господь Иисус, Которому Бог… дал… являться… свидетелям, предоизбранным от Него, не был бесплотным призраком.

Деян 10:42−43. Петр ясно говорит о том, что служение Христа было в конечном счете направлено на совершение суда (стих 42) или дарование прощения (спасения) — стих 43. Ключевая фраза стиха — всякий верующий в Него, ибо залогом спасения является вера в Иисуса Христа. Эта весть о прощении грехов (2:38; 5:31; 13:38; 26:18) по вере провозглашалась еще ветхозаветными пророками (к примеру, Ис 53:11; Иер 31:34; Иез 36:25−26).

5) Подтверждение от Духа Святого (10:44−48).

Деян 10:44−45. Речь Петра внезапно была прервана Духом Святым, Который сошел на всех, слушавших слово об Иисусе и уверовавших в Него. Шестеро (стих 23; 11:12) верующих из обрезанных… изумились столь явному свидетельству о том, что Бог приравнял язычников к иудеям.

Деян 10:46. В знак спасения язычников Бог дал им заговорить языками. (О значении «говорения на языках» в книге Деяний Апостолов в ком на 19:1−7.)

Деян 10:47−48. По крайней мере, три богословских и практических вывода сделал Петр из происшедшего. 1) Не ему спорить с Богом (сравните 11:17). 2) Корнилий и его домашние, хоть и необрезанные (11:3), были крещены, потому что уверовали во Христа, что было удостоверено сошедшим на них Духом Святым. Они уверовали в Господа Иисуса, получили Святого Духа, заговорили языками, величая Бога, после чего были крещены в воде. 3) Петр счел нужным остаться на несколько дней с новообращенным Корнилием, вероятно, с тем, чтобы наставить его в обретенной им вере.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.