Римлянам 2 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 А тебе, самозванному судье, тоже нет оправдания. Твой суд над другим оборачивается судом над самим собой. Ты сам делаешь то, за что осуждаешь.
2 А мы знаем, что на тех, кто так делает, есть беспристрастный Божий суд.
3 Неужели ты, самозванец, надеешься избежать Божьего суда, делая то, за что осуждаешь других?
4 Или ты ни во что не ставишь бесценное Божье сокровище доброты, снисходительности и долготерпения? Не по душе тебе, что Божья правда толкает тебя к покаянию.
5 Своим упрямством и нежеланием раскаяться ты на свою голову накапливаешь гнев на День гнева. Откроется Божий праведный суд,
6 И Бог каждому воздаст по его делам:
7 Терпеливому в добрых делаx искателю Божьей славы, чести и отмены погибели — вечную жизнь,
8 А знающему лишь свой интерес врагу истины, послушному рабу неправды — гнев и ярость.
9 Казнь и ущемление всякой душе человека, совершающего зло, сначала иудея, следом и эллина!
10 И наоборот, слава, честь и мир всякому добродетельному человеку, сначала иудею, следом и эллину
11 Бог беспристрастен!
12 На ком грех в отсутствие Закона — тот вне Закона и погибнет. А на ком грех при Законе — осуждение примет по Закону.
13 Праведность пeред Богом не от знания Закона: оправдаются исполнители Закона.
14 Когда язычники, далекие от Закона, природным понятием действуют по Закону, то он имеет среди них силу и без их согласия.
15 Язычники просто чувствуют нутром, что он занимает какое-то место в их жизни. Закон подчиняет себе их совесть и сортирует их мысли — одни будут им в осуждение, другие в оправдание
16 В тот День, когда Бог, по моему евангелию, будет через Христа Иисуса судить что есть у людей потаенного.
17 Ну, а ты? Ты зовешься иудеем, в наличии Закона нашел успокоение, чванишься Богом,
18 Знанием Его воли, упиваешься своей способностью ценить все самое лучшее, что сумел отыскать в Законе,
19 Возомнил себя поводырем слепых, светом для пребывающих во тьме,
20 Наставником недоучек, учителем новичков, усмотревшим в Законе образец познания истины.
21 Но как вышло, что ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуешь: «Не укради», а крадешь?
22 Говоришь: «Не сотвори измены жене», а сам это делаешь? Брезгуешь идолами, а грабишь храмы?
23 Похваляешься Законом, а преступаешь Закон, позоришь Бога?
24 Как написано: «По вашей вине Божье имя предано поношению у язычников».
25 Обрезание имеет смысл, если ты соблюдаешь Закон. Но если ты нарушитель Закона, твое обрезание — одно лишь название.
26 И вот, если необрезанный соблюдает требования Закона, не зачтется ли ему это за обрезание?
27 Не осудит ли природно необрезанный, но исполняющий Закон, тебя, преступившего Закон вопреки Писанию и обрезанию?
28 Не тот иудей, кто пришелся наружностью, и не то обрезание, что выражено плотью.
29 Тот иудей, кто очевиден изнутри, и то обрезание, что по духу, а не по букве является его сутью. И достоинство его не от людей, а от Бога.

Новой Женевской Библии

2:1−16 В этих стихах Павел обращается к воображаемому представителю реальной и легко узнаваемой группы людей. Хотя собственно иудеи упоминаются лишь в ст. 17, Павел, вероятно, с самого начала имел в виду именно их. Они согласны со словами Павла о гневе Божием, но считают, что к ним это не относится (отсюда — суровое предупреждение, ст. 5). Допуская, что сказанное адресовано прежде всего иудеям, следует признать, что на самом деле оно не ограничивается только ими. Павел излагает принципы суда Божия, перед которым предстанут все. Суд основывается на истине (ст. 2) и характеризуется праведностью (ст. 5). Он воздает по делам (ст. 6), нелицеприятен (ст. 11) и осуществляется через Христа (ст. 16). Такой суд принесет мучительную гибель всем грешникам (ст. 8−9).

2:1 неизвинителен ты. Павел обличает тех, кто согласен с его изображением гнева Божия против греха (1:18−32), но считает, что их этот гнев не коснется.

делаешь то же. Осуждение других людей фактически является самоосуждением (ст. 3).

2:2 поистине. Ср. 1:18. Реакция человека на призыв Божий является единственным основанием для Божиего суда.

2:4 пренебрегаешь. Такие люди отказываются признать, что благость Божия имеет целью привести их к раскаянию в грехе и отвращению от него. Они пренебрегают божественной любовью и тем самым выражают презрение к Самому Богу.

2:5 собираешь гнев. Самонадеянность в вопросах религии есть «упорство», поскольку постоянное противление Богу, стремящемуся проявить милость, равнозначно отвержению воли Божией, а отказ признать вину лишь ее увеличивает. «Собирание» гнева влечет за собой соразмерное наказание.

2:6−10 Божий суд основывается на том, что составляет характер отношения человека к Богу. Лишь те, кто получают благодать, действительно «ищут славы, чести и бессмертия» (ст. 7). Остальные «упорствуют», не покоряясь Богу (ст. 8). Павел учит, что спасение даруется по милости, а суд производится по делам (2Кор 5:10). Если бы не милость, и иудеев, и язычников могло бы ожидать лишь одно — осуждение (ст. 10; 1:16).

2:11 нет лицеприятия у Бога. Правостояние перед Богом не может базироваться ни на этнических, ни на каких-либо врожденных или личных отличительных признаках (9:6−13; Гал 6:15).

2:12−16 Иудеи всегда были готовы апеллировать к закону Моисея, которым, в отличие от язычников, они обладали. Этим как бы подразумевалось, что Бог «лицеприятен» (ст. 11). Тема роли закона занимает важное место в Послании к Римлянам (3:27−31; 4:13−15; 5:13−15; 6:14−15; 7:1−25; 13:8−10). Здесь же она обсуждается впервые; Павел показывает, что Богу можно угодить не знанием закона, а послушанием открываемой им воле Божией. Итак, «нет лицеприятия у Бога» (ст. 11).

2:12 Речь идет о законе Моисея, оформившемся в виде Десяти Заповедей (Исх 20:1−17; Втор 5:1−22). Закон Моисея уже открыл, что Бог осуждает грех, но причина греха лежит в сердце, а не в законе (7:13); в сердце же — знание «дела закона» (ст. 14−15), так как человек был создан по образу Божию (Быт 1:26−27). Поскольку Бог судит людей по известным им критериям, оправдываться незнанием закона неуместно и неправомерно.

Те, которые... согрешили. В эту категорию входят все люди. См. 3:19−20, 23.

2:14 по природе законное делают. Никто не может быть оправдан на основании личной праведности; однако общие для всех нравственные критерии (несмотря на различную степень их ясности) и сознание обязательности соответствия этим критериям указывают, что существует общее для всех нравственное уложение и чувство ответственности перед Богом. Об этом «свидетельствует совесть» (ст. 15) и порождаемое ею чувство самоосуждения.

2:16 по благовествованию моему. Т.е. по благовестию, которое несет Павел. В его проповеди грозная весть о суде предваряет благовестие милости.

через Иисуса Христа. Суд отдан Христу (Ин 5:22; Мф 7:21−23; Мф 25:31−33; 2Кор 5:10) и, будучи безупречным, Он явит «тайные дела человеков», от Судии не скроется ничто (Евр 4:12−13).

2:17−29 Павел обращается непосредственно к притязаниям иудеев на особые преимущества, подробно рассматривая принадлежащий им закон (ст. 17−24) и обрезание (ст. 25−29). Он утверждает (ст. 1), что иудеи сами повинны в том, за что осуждают других. Говоря об обрезании, он доказывает, что внешний признак без реального наполнения не имеет смысла.

2:17−20 Здесь Павел перечисляет преимущества, которыми хвалились иудеи, считавшие, что эти преимущества и возвышают их над прочими людьми.

2:21−23 Обязательства, неотъемлемые от преимуществ, не были выполнены. Павел особо выделяет запрет прелюбодеяния, святотатства и воровства (Исх 20:4−5, 14−15).

2:25 Обрезание полезно. Павел подводит свои рассуждения во второй главе к главному: осуждение — результат того, что откровение (любого рода) не было воспринято с послушанием. В частности, иудеи преступили закон Моисея, лишив обряд обрезания его подлинного содержания. Павел признает, что есть преимущества принадлежности к Израилю (9:4−5), в частности, — быть обрезанным (3:1−2; 4:11). Но плотское обрезание символизирует освящение и обновление жизни (ст. 25; Втор 30:6). Важна реальность, а не внешний признак, а ею можно обладать независимо от принадлежности к иудейству (ст. 26−27).

2:29 тот Иудей. Членом народа завета Божия становятся через действие Духа, Который приводит к жизни, устремленной к Богу, а не посредством «обрезания, которое наружно» (ст. 28) и «по букве».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.