Римлянам 9 глава

Послание Римлянам
Русского Библейского Центра → Новой Женевской Библии

Русского Библейского Центра

1 Истину говорю от Христа, не лгу. Свидетель мне моя совесть и Святой Дух.
2 Пребываю в неизбывной печали и нескончаемом сокрушении моего сердца.
3 Пусть будет мне анафема, отлучение от Христа — на все соглашусь ради моих братьев, моих соплеменников
4 Израильтян! Это все их: и Божье усыновление, и Божья слава, и Его договоры, и Закон, и обряды богослужения, и Божьи обещания.
5 И праотцы. Один из них Христос. Он — над всеми. Благословен вовеки Бог! Аминь.
6 Нельзя сказать, что Слово Божье не состоялось. Но кто от Израиля — не все израильтяне.
7 Не все потомки Авраама — его чада. Сказано: «Имя твоих потомков поведется от Исаака».
8 Стало быть, чада Божьи — не просто чада. Потомки начинаются с обещания.
9 Обещание говорит: «Вернусь об эту пору в следующем году, и у Сарры будет сын».
10 Отсюда пошло дальше. Зачала и Ревекка от Исаака, отца нашего, двоих.
11 И когда близнецы еще не родились и ничего ни плохого, ни хорошего сделать не успели, — чтобы произволением Божьим исход избрания зависел
12 Не от дел, а от призывающего, — ей было сказано: «Старший будет слугой у младшего».
13 Как и написано: «Иакова Я полюбил, а Исава возненавидел».
14 Что из этого следует? Совместимы ли Бог и неправота? Нет, нет и нет!
15 Говорит Моисею: «Кому милость — помилую. Кому жалость — пожалею».
16 Мало желания человека, мало затраты всех его сил. Нужна Божья милость.
17 Было в Писании слово фараону: «Я и возвел-то тебя, чтобы сказалась на тебе Моя сила и возвещено было Мое имя повсюду на земле».
18 Итак, Бог кому захочет — явит милость, а кому захочет — откажет.
19 Ты удивишься: «В чем же тогда Он усматривает нашу вину? Кто пойдет против Его воли?».
20 А ты кто, человек, что перечишь Богу? Изделие скажет ли мастеру: «Зачем ты меня таким сделал?».
21 Не властен ли гончар из одного и того же замеса изготовить один сосуд для изящного употребления, а другой для грубого?
22 Что если вопреки желанию дать выход гневу и показать Свою силу Бог с великим терпением щадил сосуды, заслуживающие расправы и погибели,
23 И явил от Своих щедрот великую славу: приготовил их к славе, обратил милосердие на сосуды —
24 На нас, призванных Им не только из иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: «Чуждый Мне народ назову Моим народом и нелюбимую — возлюбленной.
26 На том месте, где им было сказано: “Вы — чуждый Мне народ,” — там будут названы сынами Бога Живого».
27 Исайя, сокрушаясь об Израиле, крикнул: «Да пусть хоть как песка морского, несчетно будет сынов Израилевых, спасется лишь малый остаток.
28 Не замедлит Господь: совершится Его верное Слово на земле!».
29 И как предрек Исайя: «Не оставь нам Господь Саваоф горстку потомков, мы сделались бы подобием Содома и повторением Гоморры».
30 Нельзя не сказать вот чего. Язычники, равнодушные к праведности, получили праведность — праведность по вере.
31 А Израиль, озабоченный праведностью по Закону, так цели и не достиг.
32 Почему? Потому что заботился не о вере, а о букве Закона. Тут-то и был камень преткновения,
33 Как написано: «На Сионе кладу камень преткновения, камень-спотыку. Кто верит в Него — не будет посрамлен».

Новой Женевской Библии

9:1−5 Павел излагает свои соображения относительно того, почему большая часть его соплеменников-иудеев отвергла Евангелие.

9:1 свидетельствует мне совесть моя. В Священном Писании нет определения совести. Ср. 2:15; 13:5. Павел понимает совесть как нравственное самосознание, просвещенное Божественным откровением. Свою искренность Павел подтверждает здесь клятвой.

9:3 желал бы сам быть отлученным. Хотя Павел является апостолом язычников, но перед лицом неверия иудеев он разделяет чувство Моисея (Исх 32:30−32). Он страдает за свой народ (ст. 2).

9:4 которым принадлежат усыновление. Неверие Израиля тем непростительнее, что он испытал на себе много Божиих благословений. Перечислением восьми его привилегий (ст. 4−5) Павел подтверждает сказанное ранее (см. 3:1−2).

9:5 Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки. Такой перевод, утверждающий Божество Христа, является наиболее естественной передачей греческого оригинала. Однако возможны варианты: «Христос, сущий над всеми. Богу благословение во веки». Или: «Христос, Сущий над всем Бог, да будет благословен во веки».

9:6 слово Божие. Т.е. Его завет и намерение быть Богом семени Авраамова (Быт 17:7−8). В ветхозаветный период происхождение (по плоти) не обеспечивало наследования обетования. Бог Сам избирал, кто будет наследником. Этот принцип очевиден на примере потомства Авраама и Исаака.

9:11 когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого. Решающее доказательство — пример Иакова и Исава: 1) потому что они были близнецами, т.е. «равны» по естеству; 2) потому что промысел Божий изменил то «естественное» различие, которое было между ними, и заставил старшего брата служить младшему; 3) потому что намерения Божии были объявлены до их рождения, т.е. не зависели от их поступков. Избрание не обосновано действиями, поступками или верой, которые предвидит Бог; оно определяется избирающей благодатью Божией.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Различие судеб Божиих в избрании (ст. 11) подтверждено пророком Малахией (1:2−3), который объясняет, что любовь Бога к Израилю коренится в Его свободном избрании Иакова, в предпочтении его Исаву. Из Мал 1:3−4 ясно, что «возненавидел» имеет значение отвержения и антипатии.

9:14 Что же скажем? Ср. 8:31. Павел признает, что сделанные им утверждения требуют дальнейшего разъяснения. Как промысел Божий соотносится с абсолютной Божией праведностью? Павел поясняет это, цитируя два библейских текста (Исх 9:16; Исх 33:19) в ст. 15 и 17, из которых делает заключение, что Бог праведен, проявляя милость к одним и ожесточая сердца других. Проявляя милость, Бог не ставит целью наградить человека за его собственные усилия, а являет Свое милосердное снисхождение к тем, кто по своему нравственному состоянию неспособен на какое-либо усилие (1:18 — 3:20). Проявление милости — право, принадлежащее единственно Богу и зависящее исключительно от Его соизволения. Когда Бог «ожесточил» сердце фараона, Он не творил в нем новое зло, а осудил, предав фараона во власть его необузданных злых устремлений (Исх 14:17−18, 23−28).

9:17 Писание говорит фараону. С фараоном через Моисея говорил Сам Бог (Исх 9:16), но Павел отождествляет слово Писания с гласом и силой Бога.

9:19 за что же еще обвиняет? По какому праву Бог возлагает вину за грехи на тех, кого Сам же ожесточил против Себя? Ответ Павла построен на привычных человеку понятиях (ст. 20−21). Никому из людей не подобает ставить под вопрос праведность путей Божиих. Горшечник волен поступать с глиной как ему вздумается (Ис 64:8). Все принадлежат к «одной глине» (ср. ст. 10−13) — падшему в Адаме человечеству (5:12−14); все грешат делом прежде, чем Бог ожесточит их во грехе (1:18−28). Бог проявляет милость к некоторым из тех, кто произошел от Адама, и делает их Своими избранными сосудами — это дар Его милости и изобилующей благодати; другие становятся сосудами для «низкого» употребления — это Его суверенное право и само по себе является проявлением полной справедливости. См. статью «Избрание и осуждение».

9:22−23 сосуды гнева, готовые к погибели... сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе. Слово «приготовил», отнесенное к сосудам милосердия, возможно, указывает, что милосердие является проявлением Божией милости прежде всех веков (ср. 8:29−30), в то время как гнев непосредственно связан с настоящим нечестием и беззаконием (ср. 1:18−32). Разница между избранным и отверженным не заключена в самом их существе (все заслуживают гнева), а покоится лишь в воле Божией. Из контекста можно, однако, вывести, что сосуды, готовые к погибели, подвергаются гневу, который является справедливым возмездием за грех.

9:30 Что же скажем? Ср. ст. 14. Объяснив неверие иудеев в понятиях всемогущества Божия, Павел теперь определяет неверие как следствие пагубной приверженности к ложной праведности. Державная власть Божия и преступная непокорность человека — вот, по мнению Павла, суть противоборства. Божией милостью и властью язычники, не искавшие праведности получили ее через веру во Христа, а народ израильский не сумел получить ее, поскольку искал ее «в делах закона». Христос оказался для иудеев камнем преткновения (ср. 8:14; 28:16).

9:31 закона праведности. Вероятно, Павел имеет в виду опять же закон Моисея. Ошибка иудеев не в поставленной ими цели, а в способе ее достижения («искали не в вере, а в делах закона», ст. 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.