Римлянам 9 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречётся тебе семя».
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын».
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило
12 не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего»,
13 как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
16 Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле».
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой — для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною».
26 «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
27 А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасётся;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле».
29 И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре».
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».

Новой Женевской Библии

9:1−5 Павел излагает свои соображения относительно того, почему большая часть его соплеменников-иудеев отвергла Евангелие.

9:1 свидетельствует мне совесть моя. В Священном Писании нет определения совести. Ср. 2:15; 13:5. Павел понимает совесть как нравственное самосознание, просвещенное Божественным откровением. Свою искренность Павел подтверждает здесь клятвой.

9:3 желал бы сам быть отлученным. Хотя Павел является апостолом язычников, но перед лицом неверия иудеев он разделяет чувство Моисея (Исх 32:30−32). Он страдает за свой народ (ст. 2).

9:4 которым принадлежат усыновление. Неверие Израиля тем непростительнее, что он испытал на себе много Божиих благословений. Перечислением восьми его привилегий (ст. 4−5) Павел подтверждает сказанное ранее (см. 3:1−2).

9:5 Христос... сущий над всем Бог, благословенный во веки. Такой перевод, утверждающий Божество Христа, является наиболее естественной передачей греческого оригинала. Однако возможны варианты: «Христос, сущий над всеми. Богу благословение во веки». Или: «Христос, Сущий над всем Бог, да будет благословен во веки».

9:6 слово Божие. Т.е. Его завет и намерение быть Богом семени Авраамова (Быт 17:7−8). В ветхозаветный период происхождение (по плоти) не обеспечивало наследования обетования. Бог Сам избирал, кто будет наследником. Этот принцип очевиден на примере потомства Авраама и Исаака.

9:11 когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого. Решающее доказательство — пример Иакова и Исава: 1) потому что они были близнецами, т.е. «равны» по естеству; 2) потому что промысел Божий изменил то «естественное» различие, которое было между ними, и заставил старшего брата служить младшему; 3) потому что намерения Божии были объявлены до их рождения, т.е. не зависели от их поступков. Избрание не обосновано действиями, поступками или верой, которые предвидит Бог; оно определяется избирающей благодатью Божией.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Различие судеб Божиих в избрании (ст. 11) подтверждено пророком Малахией (1:2−3), который объясняет, что любовь Бога к Израилю коренится в Его свободном избрании Иакова, в предпочтении его Исаву. Из Мал 1:3−4 ясно, что «возненавидел» имеет значение отвержения и антипатии.

9:14 Что же скажем? Ср. 8:31. Павел признает, что сделанные им утверждения требуют дальнейшего разъяснения. Как промысел Божий соотносится с абсолютной Божией праведностью? Павел поясняет это, цитируя два библейских текста (Исх 9:16; Исх 33:19) в ст. 15 и 17, из которых делает заключение, что Бог праведен, проявляя милость к одним и ожесточая сердца других. Проявляя милость, Бог не ставит целью наградить человека за его собственные усилия, а являет Свое милосердное снисхождение к тем, кто по своему нравственному состоянию неспособен на какое-либо усилие (1:18 — 3:20). Проявление милости — право, принадлежащее единственно Богу и зависящее исключительно от Его соизволения. Когда Бог «ожесточил» сердце фараона, Он не творил в нем новое зло, а осудил, предав фараона во власть его необузданных злых устремлений (Исх 14:17−18, 23−28).

9:17 Писание говорит фараону. С фараоном через Моисея говорил Сам Бог (Исх 9:16), но Павел отождествляет слово Писания с гласом и силой Бога.

9:19 за что же еще обвиняет? По какому праву Бог возлагает вину за грехи на тех, кого Сам же ожесточил против Себя? Ответ Павла построен на привычных человеку понятиях (ст. 20−21). Никому из людей не подобает ставить под вопрос праведность путей Божиих. Горшечник волен поступать с глиной как ему вздумается (Ис 64:8). Все принадлежат к «одной глине» (ср. ст. 10−13) — падшему в Адаме человечеству (5:12−14); все грешат делом прежде, чем Бог ожесточит их во грехе (1:18−28). Бог проявляет милость к некоторым из тех, кто произошел от Адама, и делает их Своими избранными сосудами — это дар Его милости и изобилующей благодати; другие становятся сосудами для «низкого» употребления — это Его суверенное право и само по себе является проявлением полной справедливости. См. статью «Избрание и осуждение».

9:22−23 сосуды гнева, готовые к погибели... сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе. Слово «приготовил», отнесенное к сосудам милосердия, возможно, указывает, что милосердие является проявлением Божией милости прежде всех веков (ср. 8:29−30), в то время как гнев непосредственно связан с настоящим нечестием и беззаконием (ср. 1:18−32). Разница между избранным и отверженным не заключена в самом их существе (все заслуживают гнева), а покоится лишь в воле Божией. Из контекста можно, однако, вывести, что сосуды, готовые к погибели, подвергаются гневу, который является справедливым возмездием за грех.

9:30 Что же скажем? Ср. ст. 14. Объяснив неверие иудеев в понятиях всемогущества Божия, Павел теперь определяет неверие как следствие пагубной приверженности к ложной праведности. Державная власть Божия и преступная непокорность человека — вот, по мнению Павла, суть противоборства. Божией милостью и властью язычники, не искавшие праведности получили ее через веру во Христа, а народ израильский не сумел получить ее, поскольку искал ее «в делах закона». Христос оказался для иудеев камнем преткновения (ср. 8:14; 28:16).

9:31 закона праведности. Вероятно, Павел имеет в виду опять же закон Моисея. Ошибка иудеев не в поставленной ими цели, а в способе ее достижения («искали не в вере, а в делах закона», ст. 32).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.