По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 «Царство Небесное — это вот как такой случай. Десять девушек вышли с лампами встречать жениха.
2 Пять девушек было глупых, а пять умных.
3 Глупые девушки взяли с собой лампы, а лампадного масла не взяли.
4 Но умные вместе с лампами принесли в масленках и масло.
5 Жених все не шел. Девушки задремали и уснули.
6 А в полночь раздался крик: “Идет жених! Выходите встречать!”
7 Девушки засветили лампы,
8 И глупые говорят умным: “Дайте нам масла. Наши лампы гаснут.”
9 Им отвечали: “Тогда не будет ни у нас, ни у вас, а пойдите лучше к лавочнику и купите.”
10 Но пока они ходили покупать, пришел жених, и те, что были готовы, ушли с ним на свадебный пир. Дверь за ними захлопнулась.
11 Наконец вернулись глупые девушки и зовут: “Сударь! Сударь! Открой нам!”
12 А Он говорит им в ответ: “Одно могу вам сказать: Я не знаю вас.”
13 Будьте начеку, потому что не знаете ни дня, ни часа.
14 Или еще такой случай. Собираясь в дальнюю дорогу, хозяин вручил слугам свои сбережения.
15 Одному дал пять талантов, другому два, третьему один, каждому по сноровке, и уехал.
16 Первый взял пять талантов и сразу употребил их в дело, приобрел другие пять талантов.
17 Тот, кто получил два таланта, тоже прирастил к ним другие два.
18 А третий взял талант и закопал его, спрятал серебро хозяина.
19 После долгого отсутствия приезжает хозяин и требует их к себе для отчета.
20 Слуга, которому он вручил пять талантов, принес ему другие пять и говорит: “Сударь! Ты дал мне пять талантов. Вот другие пять, которые я на них приобрел.”
21 Хозяин сказал ему: “Ты сослужил мне хорошую службу. За усердие в малом дам под твою руку много. Порадуйся и ты со своим хозяином.”
22 Пришел слуга, у которого было два таланта, и говорит: “Сударь! Ты дал мне два таланта. Вот другие два, которые я на них приобрел.”
23 Хозяин сказал ему: “Ты сослужил мне хорошую службу. За усердие в малом дам под твою руку много. Порадуйся и ты со своим хозяином.”
24 Пришел и тот, у кого был один талант, и говорит: “Я знаю тебя, ты человек лихой. Не свои посевы косишь, не со своих токов собираешь.
25 Я побоялся и закопал серебро. Вот тебе твое.”
26 Хозяин ответил ему: “Слуга негодный, нерадивый! Ты знал, что я не свои посевы кошу, не со своих токов собираю.
27 Но поэтому и следовало тебе пустить деньги в оборот: по возвращении я как раз и получил бы свое с прибытком.
28 Заберите у него талант и отдайте тому, у кого десять.
29 Имущему дастся и прибавится, а у неимущего отнимется и то, что есть.
30 А негодного слугу выбросьте в запредельную тьму — там будет плач и зубовный скрежет.”
31 Придет Сын человеческий во всей Своей славе, и все ангелы с Ним, и сядет на престоле славы.
32 Соберутся перед Ним все народы, и Он разведет их на две стороны, как пастух разводит овец и козлов.
33 Он поставит овец по правую Свою руку, а козлов — по левую.
34 И скажет Царь тем, кто справа: “Со дня сотворения мира Мой Отец благословил вас и приготовил вам Царство. Идите, владейте.
35 Я был голоден — вы дали Мне есть, жаждал пить — вы дали Мне напиться, был странником — вы приютили Меня,
36 Был в лохмотьях — вы одели Меня, был болен — вы навестили Меня, был в темнице — вы пришли ко Мне.”
37 Праведники скажут Ему на это: “Господи! Когда было, что мы видели Тебя голодным и дали есть или жаждущим и дали напиться?
38 Когда было, что мы видели Тебя странником и приютили или в лохмотьях и одели?
39 Когда было, что мы видели Тебя больным или узником и пришли к Тебе?”
40 Царь скажет им в ответ: “Говорю вам: было! Вы сделали это одному из меньших Моих братьев, а стало быть, сделали Мне.”
41 Скажет Он и тем, кто стоит слева: “Подите от Меня прочь, окаянные, в огонь вечный, разожженный для Дьявола и его ангелов!
42 Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал пить — вы не дали Мне напиться,
43 Был странником — не приютили Меня, был в лохмотьях — не одели Меня, болен и в темнице — не навестили Меня.”
44 И эти тоже скажут Ему свое: “Когда было, что мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или в лохмотьях, или больным, или узником, — и не позаботились о Тебе?”
45 И Он ответит им: “Говорю вам: было! Никому из меньших вы этого не сделали, а значит, не сделали Мне.”
46 И пойдут они примут вечную муку, а праведники — вечную жизнь».

Учебной Библии МакАртура

25:1−13 Притча о десяти девах дана для того, чтобы подчеркнуть то, насколько важно быть готовым к приходу Христа в любое время — даже если Он придет позже, чем ожидалось. Это обусловлено тем, что, когда Он придет, для неготовых второго шанса уже не будет (ст. 11−12).

25:1 десяти девам Т.е. подругам невесты. Свадьба начинается в доме невесты, потом приезжает жених и процессия следует за женихом, когда он забирает невесту в свой дом для завершения торжества. Если жених приезжал ночью, то «светильники», являвшиеся по сути факелами, были необходимы для освещения пути свадебной процессии.

25:14−30 Притча о талантах рисует нам трагедию растраченных впустую возможностей. Человек, отправившийся в путешествие, олицетворяет Христа, а слуги — верующих, на которых лежит разная степень ответственности. Верность — вот что от них требуется (см. пояснение к ст. 23), но притча предполагает, что все, кто верен, должны приносить какой-то плод. Человек, не принесший плода («негодный раб»), изобличен в лицемерии и полностью уничтожен (ст. 30).

25:15 талантов Талант являлся единицей веса, а не какой-то особенной монетой, и потому талант золота был более ценен, чем талант серебра. Талант серебра был значительной суммой денег. Современное значение слова «талант» — это врождённый дар, способность. Оно произошло от ошибочного мнения о том, что в этой притче говорится о ревности в использовании чьих-то природных дарований.

25:23 радость господина твоего Раб, имевший пять талантов, так же, как и раб, имевший два таланта, получили равновеликое вознаграждение, что указывает на то, что награда основана не на количестве, а на верности.

25:24 человек жестокий Слова раба очерняют господина и представляют его как жестокого и безжалостного деспота, который «жнет и собирает» то, на что не имеет права. Нерадивый раб не является образом истинного верующего, так как очевидно, что он не знал по-настоящему своего господина.

25:26 ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал Повторяя обвинение слуги, господин этим отнюдь не подтверждал его правдивость. Он осудил раба с помощью его собственных слов. Если раб полагал, что его господин действительно являлся таким, каким он его изобразил, то у него было тем больше оснований не быть нерадивым. Его обвинения в адрес хозяина (даже если бы они были справедливыми) не оправдывали его собственную лень.

25:29 всякому имеющему дастся и приумножится См. 13:12. Снискавшие Божью милость не только имеют жизнь вечную и Его покровительство, но и наследуют безмерные благословения (ср. Рим 8:32). Но те, кто пренебрегает «богатство благости, кротости и долготерпения Божия» (Рим 2:4), зарывая его в землю и стремясь вместо этого к ничтожным и временным благам мира сего, потеряют все то, что имеют (ср. 6:19; Ин 12:25).

25:30 тьму внешнюю… плач и скрежет зубов См. пояснение к 22:13.

25:31 сядет на престоле славы Своей Здесь говорится о земном царствии Христа (см. также в Отк.

20:4−6). Суд, описанный в ст. 32−46, отличается от великого суда у белого престола в Откр 20:11−15. Этот суд предваряет Тысячелетнее Царство Христа и будет производиться лишь над теми, кто будет жив во время Его Второго пришествия. Иногда об этом суде говорят как о суде народов, но Его приговор будет касаться отдельных личностей какой-то нации, а не народа в целом (ср. ст. 46).

25:32−33 овец Т.е. верующих (10:16; Пс 78:13; Иез 34). Им дано место «по правую… сторону» — место благодати.
козлов Это образ неверующих, которым предназначено место позора и отвержения.

25:34 уготованное вам Эти слова подчеркивают, что спасение является даром милости Божьей, а не чем-то другим, заслуженным делами, описанными в ст. 35, 36. «Прежде создания мира» они были избраны Богом, чтобы быть святыми (Еф 1:4), в чем предназначены соответствовать образу Христа (Рим 8:29). Потому дела, одобряемые в ст. 35−36, являются плодами спасения, а не основанием для него. Дела не являются основанием для входа в Царствие, а только свидетельством проявления Божьей милости в их жизни. Дела являются объективным доказательством для суда, как свидетельство спасающей веры (ср. Иак 2:14−26).

25:40 одному из сих братьев моих меньших Здесь говорится об остальных последователях. Некоторые отнесут эти слова к Израилю; другие — ко всем нуждающимся людям. Но здесь Христос хвалит именно тех, «которые по правую сторону Его» (ст. 34) за то, как они принимали Его посланников. См. пояснение к 18:5.

25:46 муку вечную… жизнь вечную Одно и то же греческое слово использовано в обоих случаях. Наказание грешников так же бесконечно, как блаженство праведных. Грешники и не уничтожены, но им и не дано второго шанса. В Писании наказание грешников в вечности описывается как «огонь вечный» (ст. 41); «огонь неугасимый» (3:12); «вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2); место, где «и червь их не умирает, и огонь их не угасает» (Мк 9:44−49); место «мук» и пламени (Лк 16:23, 24); место «вечной погибели» (2Фес 1:9); место мучений «в огне и сере», где «дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр 14:10−11); и «озеро огненное и серное», где грешники «будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр 20:10). Здесь Иисус показывает, что наказание само по себе вечно — не только дым и пламя. Грешники навечно являются предметом ярости и гнева Божьего. Они сознательно страдают от стыда, презрения и угрызений совести, а также пламенного гнева оскорбленной святости на протяжении вечности. Даже ад признает справедливость совершенного Божьего суда (Пс 75:11); те, кто находятся там, будут знать, что их наказание справедливо и им некого винить, кроме себя (ср. Втор 32:3−5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.