По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Учебной Библии МакАртура

Русского Библейского Центра

1 В тот день Иисус вышел из дому и сидел у моря.
2 Собралась большая толпа, и Он пересел в лодку. Люди стояли на берегу.
3 У Иисуса на все была своя притча. Он говорил: «Вышел сеятель сеять.
4 И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Налетели птицы и поклевали зерна.
5 Другие упали среди камней, где скудость земли, и в неглубокой почве вскоре проросли.
6 Но на солнце ростки поникли и из-за слабости корней засохли совсем.
7 Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их.
8 А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: одни во сто крат, другие в шестьдесят, третьи в тридцать.
9 У кого есть уши — слушай!».
10 Ученики спрашивают Иисуса: «Зачем Ты говоришь с людьми притчами?».
11 Он ответил: «Затем, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
12 Имущему дастся и будет у него еще больше, а у неимущего отнимется и то, что есть.
13 Я говорю с ними притчами, потому что они видя не видят, слыша не слышат и не понимают.
14 С ними исполняется пророчество Исайи, как сказано: “Ухом будете слышать и не понимать. Оком будете смотреть и не видеть.
15 Закоснели умы в этом народе. Заложило у них уши и заслонились глаза, и не могут они глазами видеть, ушами слышать, сердцем понимать и ко Мне обратиться, чтобы Я исцелил их.”
16 Поэтому счастливы ваши очи — они видят, и уши — они слышат.
17 Поверьте Мне, не один пророк и праведник желал видеть, что вы видите — и не увидел; и слышать, что вы слышите — и не услышал.
18 Слушайте, к чему притча о сеятеле.
19 Один слышит Слово о Царстве и остается глух. Приходит Окаянный и подбирает что заронилось. Вот о ком рассыпанное по тропе.
20 А упавшее среди камней — о том, кто слышит Слово и тут же с радостью его принимает,
21 Но корня не пустил и долго не держится. С началом испытаний и гонений за Слово он сникает.
22 Упавшее в терние — о том, кто слышит Слово, но мелочи жизни и обольщение богатства заглушают Слово, и оно не дает плода.
23 А упавшее на хорошую почву — о том, кто слышит Слово и не глух. Он оправдывается плодами: один во сто крат, другой в шестьдесят, третий в тридцать».
24 Иисус рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это вот как такой случай. Хозяин посеял в поле чистое семя.
25 Люди спали. Пришел враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
26 Когда взошли и стали созревать хлеба, появились и сорняки.
27 К хозяину пришли рабы и говорят: “Сударь! Ты сеял в поле чистое семя. Откуда же там сорняки?”
28 Хозяин ответил: “Это мог сделать только враг.” Тогда рабы говорят: “Давай мы пойдем выполем ниву.”
29 Но он сказал: “Нет. А не то вместе с сорняками как бы не повыдергать вам и пшеницу.
30 Пусть они вместе растут до жатвы. А с началом жатвы я скажу жнецам: первым делом возьмитесь за сорняки, свяжите их в снопы и спалите. А пшеницу снесите в амбары”».
31 Иисус рассказал еще одну притчу: «Царство Небесное — это как горчичное зернышко, которое сажают в огороде.
32 Маленькое семя вырастает выше всех кустов и становится деревом. Прилетают птицы и вьют в его ветвях гнезда».
33 И рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это как закваска. В три меры муки женщина вложила закваску — и заквашенное взошло».
34 Иисус обо всем говорил в толпе притчами. И ко всему у Него всегда была своя притча.
35 Исполнилось сказанное через пророка: «Буду говорить притчами, буду рассказывать что было тайного с сотворения мира».
36 Он оставил толпу и зашел в дом. Его окружили ученики и просят: «Растолкуй нам притчу о сорняках в поле».
37 Он ответил: «Сеющий чистое семя — это Сын человеческий,
38 Поле — это мир, чистое семя — те, кто свой в Царстве, а сорняки — от Окаянного.
39 Их посеял враг. Это Дьявол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.
40 Как собирают и бросают в огонь сорняки — так будет в конце света.
41 Сын человеческий пошлет Своих ангелов, и они уберут из Его Царства всех грешников вместе с их злыми делами
42 И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.
43 А праведники в Царстве Отца своего будут сиять, как солнце. У кого есть уши — слушай!
44 Царство Небесное — это драгоценный клад, зарытый в земле. Счастливец нашел его и тут же опять зарыл. На радостях он продает все, что у него было, и покупает эту землю.
45 Царство Небесное — это жемчужина. Торговец охотится за дорогим жемчугом
46 И нападает на жемчужину редкой красоты. Он продает все, что у него было. И покупает ее.
47 Царство Небесное — это невод. Невод забросили в море — и наловили много всякой рыбы.
48 Полный невод вытащили на берег, расселись вокруг и все хорошее собрали в корзины, а плохое выбросили.
49 Так будет и в конце света: придут ангелы, отделят плохих людей от хороших
50 И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.
51 Понятно ли вам все это?». Они отвечали: «Да».
52 Иисус сказал: «А для книжника учение о Царстве Небесном — это как тот случай, когда хозяин дома вытаскивает из кладовой и новые вещи, и старье».
53 Этими притчами Иисус завершил там Свое пребывание.
54 Он вернулся в родной город и учил народ в синагоге. Про Него, недоумевая, говорили: «Откуда у Него эта мудрость и эти чудесные способности?
55 Мы что, не знаем, что это сын плотника? Что Мария — Его мать? А Иаков, Иосиф, Симон, Иуда — Его братья?
56 Что все эти вот тут у нас сестры — Его сестры? Откуда же у Него все это?».
57 И все у Него было им не так. Иисус сказал: «Нет пророка в своем отечестве! Где угодно, только не у себя дома».
58 Из-за их неверия Он не совершил там больших чудес.

Учебной Библии МакАртура

13:1−52 Это третья из наиболее важных проповедей записанных в Евангелии от Матфея (См. во Введении: Исторические и теологические темы).

13:3 притчами Притчи были обычной формой учения для иудаизма. В греческом, в Септуагинте, слово «притча» встречается 45 раз. Притча — это длинная аналогия, часто облеченная в форму рассказа. До этого момента Своего служения Иисус использовал много выразительных сравнений (ср. 5:13−16), но их смысл был предельно ясен в контексте Его учения. Притчи требовали толкования (ср. ст. 36), и Иисус использовал их для того, чтобы скрыть истину от неверующих, делая ее в то же время понятной для учеников (ст. 11, 12). Если вспомнить служение Иисуса в Галилее, то мы увидим, что Он не говорил с народом иначе, как притчами (ст. 34). Затемнение Иисусом истины для неверующих было одновременно и судом и актом милосердия. Судом это было, потому что Он держал их в темноте, которую они любили (ср. Ин 3:19), но это было и актом милосердия, так как они уже отвергли свет и большее открытие правды только усилило бы их осуждение. См. пояснение к ст. 13.

13:4 при дороге Поля окаймляли вытоптанные прохожими и выжженные солнцем дороги.

13:5 места каменистые Каменистая основа, покрытая очень тонким слоем почвы. Снаружи она выглядит плодородной, но на самом деле слой почвы слишком тонок, чтобы поддерживать корневую систему растений, а каменистое основание не пропускает воду (ст. 21).

13:7 терние Сорная трава, чьи корни все еще оставались в земле после того, как она была вспахана.

13:11 вам дано Здесь Иисус ясно подтверждает, что, с одной стороны, способность понимать истину — это милостивый дар Бога, дающийся свыше лишь избранным (ст. 11). С другой стороны, его лишены, им обойдены нечестивые. Они пожинают естественный плод своего неверия и непослушания — духовную слепоту (ст. 13).
тайны Царствия Небесного Тайны — это истины, которые были в прошлом сокрыты от всех и открылись в Новом Завете. См. пояснения к 1Кор 2:7; 1Кор 4:1; Еф 3:4−5. Многие специфические доктрины Нового Завета называются «тайнами» (например, Рим 11:25; 1Кор 15:51; Еф 5:32; 6:19; Кол 1:26−27; 2Фес 2:7; 1Тим 3:9, 16).

13:13 видя не видят Здесь, скорее всего, Матфей предполагает, что причиной их собственного неверия является духовная слепота. Тем не менее Лк 8:10 подчеркивает инициативу Бога в сокрытии истины от этих неверующих («а прочим в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют» — ср. Ис 6:9). Конечно же, и то и другое верно. Однако мы не должны думать, что Бог ослепляет их, потому что испытывает радость от их гибели (ср. Иез 33:11; см. пояснение к 23:37). Это ослепление можно рассматривать как акт милосердия, совершаемый для того, чтобы не увеличивать их осуждение (см. пояснение к ст. 3).

13:14−15 Цитаты из Ис 6:9−10 (см. пояснения там же).

13:17 многие… желали видеть Ср. Ин 8:56; 1Пет 1:9−12.

13:19 слово о Царствии Проповедь о том, как войти в Царствие Небесное, в число спасенных, т.е. Евангелие (ср. «слово примирения» в 2Кор 5:19).
лукавый Это сатана. Ср. 1Ин 5:19. Благая весть никогда не проникает в глубину этих душ и поэтому исчезает с поверхности их разума — таким образом враг похищает ее.

13:20 местах каменистых Некоторые люди совершают очень эмоциональное, поверхностное покаяние, но оно не настоящее. Они остаются заинтересованными до тех пор, пока не нужно чем-то жертвовать, а затем отвергают Христа. См. пояснение к 1Ин 2:19.

13:22 посеянное в тернии Эти люди обращаются ко Христу, но не совершают настоящего покаяния. Они не могут расстаться с любовью к деньгам и миру (Иак 4:4; 1Ин 1:15−17; см. пояснения к 19:16−22).

13:23 доброй земле Как есть три типа почв без плода, а значит и без спасения, так есть три типа хороших плодородных почв. Не все верующие одинаково плодоносны, но приносят плод все (ср. 7:16; Ин 15:8).

13:25 плевелы Возможно, это плевел — тип сорняка, который очень сложно отличить от пшеницы, пока его головка не созреет вполне. В сельском хозяйстве посев плевелов на чьем-либо поле был способом, которым пользовались враги, чтобы полностью уничтожить чьи-либо средства к существованию. Этот пример иллюстрирует попытки сатаны обмануть Церковь путем смешивания своих детей с Божьими, делая иногда невозможным для верующих отличать ложь от истины. Эта притча объясняется в ст. 36−43.

13:32 деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его Растения горчицы, которые растут в Палестине, иногда достигают 15 футов (4,5 м) в высоту — таких размеров достаточно для того, чтобы птицы могли гнездиться на дереве. И это, несомненно, ссылка на некоторые места Ветхого Завета, включая Иез 17:23; Иез 31:6; Дан 4:21, — места, в которых предсказано включение язычников в Царствие Небесное.

13:33 Царство Небесное подобно закваске Здесь Царство Небесное сравнивается с дрожжами. Оно незаметно увеличивается в размерах и пропитывает все, с чем оно соприкасается. Урок, который можно извлечь из этой притчи, такой же, как и в притче о горчичном зерне. Некоторые толкователи предполагают, что закваска почти всегда символизирует в Библии зло (см. пояснение к Мк 8:15) и в этом месте она тоже должна быть связана со злом. Они считают, что закваска — это какое-то влияние зла внутри Царствия Небесного. Но такое понимание искажает слова Иисуса и не соответствует контексту, где Иисус неоднократно описывает Царство Божие как проникающее воздействие.

13:34 и без притчи не говорил им На притяжении всего дальнейшего служения Иисуса в Галилее Его учение состояло только из притчей.

13:35 реченное чрез пророка Пророк в данном случае — это псалмопевец. См. Пс 77:2.

13:37 сеющий Истинным сеятелем семени спасения является Сам Господь. Только Он может дать силу для изменения сердца. Он — Единственный, Который спасает грешников, а вовсе не проповеди и свидетельство верующих (Рим 10:14).

13:43 воссияют, как солнце Ср. Дан 12:3. Верующие уже сияют, так как они имеют Духа Христа и чудную весть о спасении (5:16; 2Кор 4:3−7). Мы воссияем еще больше во славе Царства Христа и вечных небес (Рим 8:16−23; Флп 3:20−21; Откр 19:7−9).

13:44−46 Эти две притчи имеют сходный смысл. Обе изображают спасение, как нечто сокрытое от большинства людей (см. пояснение к ст. 11), но настолько ценное, что люди, которым оно открылось, готовы отдать все, что они имеют, чтобы обладать им.

13:47 неводу Иногда рыбу ловили большой специально утяжеленной сетью, которую тащили по дну озера. Когда такую сеть вытаскивали, ее содержимое нужно было отсортировать. Также и на земле, среди людей, считающих себя верующими, есть и «хорошее» и «худое», которое будет «отсортировано» на суде.

13:49 Ангелы Они служат Богу во время суда (ст. 41; 2Фес 1:7−10).

13:52 выносит из сокровищницы своей новое и старое Ученики не должны были отвергать старое ради нового. Скорее то, что они почерпнули из притчей Иисуса, должно было восприниматься в свете старых истин и наоборот.

13:54 отечество Свое Т.е. Назарет.

13:55 братья Его См. пояснение к 12:46. Тот факт, что Иосиф не упоминается ни в одном из этих мест, скорее всего говорит о том, что он уже умер.

13:57 пророк… в доме своем Эта древняя пословица созвучна современному высказыванию «чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь». Они слишком хорошо знали Иисуса мальчиком и молодым человеком из своего города — из этого они заключили, что Он не представлял из Себя ничего особенного. Стих 58 описывает печальный результат такого отношения (ср. Мк 6:4).

13:58 И не совершил там многих чудес См. пояснение к Мк 6:5.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.