По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Русского Библейского Центра → Елизаветинская на русском

 
 

В тот день Иисус вышел из дому и сидел у моря.
 
В день же той изшед Иисус из дому, седяше при мори.

Собралась большая толпа, и Он пересел в лодку. Люди стояли на берегу.
 
И собрашася к нему народи мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше.

У Иисуса на все была своя притча. Он говорил: «Вышел сеятель сеять.
 
И глагола им притчами много, глаголя: се, изыде сеяй, да сеет:

И когда он сеял, часть рассыпалась по тропе. Налетели птицы и поклевали зерна.
 
и сеющу ему, ова падоша при пути, и приидоша птицы и позобаша я:

Другие упали среди камней, где скудость земли, и в неглубокой почве вскоре проросли.
 
другая же падоша на каменных, идеже не имеяху земли многи, и абие прозябоша, зане не имеяху глубины земли:

Но на солнце ростки поникли и из-за слабости корней засохли совсем.
 
солнцу же возсиявшу присвянуша, и зане не имеяху корения, изсхоша:

Некоторые упали в терние. Поднялось терние и заглушило их.
 
другая же падоша в тернии, и взыде терние и подави их:

А еще другие упали на хорошую почву и оправдались урожаем: одни во сто крат, другие в шестьдесят, третьи в тридцать.
 
другая же падоша на земли добрей и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять:

У кого есть уши — слушай!».
 
имеяй ушы слышати да слышит.

Ученики спрашивают Иисуса: «Зачем Ты говоришь с людьми притчами?».
 
И приступивше ученицы (его) рекоша ему: почто притчами глаголеши им?

Он ответил: «Затем, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия небеснаго, онем же не дано есть:

Имущему дастся и будет у него еще больше, а у неимущего отнимется и то, что есть.
 
иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него:

Я говорю с ними притчами, потому что они видя не видят, слыша не слышат и не понимают.
 
сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют:

С ними исполняется пророчество Исайи, как сказано: “Ухом будете слышать и не понимать. Оком будете смотреть и не видеть.
 
и сбывается в них пророчество исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети:

Закоснели умы в этом народе. Заложило у них уши и заслонились глаза, и не могут они глазами видеть, ушами слышать, сердцем понимать и ко Мне обратиться, чтобы Я исцелил их.”
 
отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и изцелю их.

Поэтому счастливы ваши очи — они видят, и уши — они слышат.
 
Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат:

Поверьте Мне, не один пророк и праведник желал видеть, что вы видите — и не увидел; и слышать, что вы слышите — и не услышал.
 
аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша.

Слушайте, к чему притча о сеятеле.
 
Вы же услышите притчу сеющаго:

Один слышит Слово о Царстве и остается глух. Приходит Окаянный и подбирает что заронилось. Вот о ком рассыпанное по тропе.
 
всякому слышащему слово Царствия и не разумевающу, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердцы его: сие есть, еже при пути сеянное.

А упавшее среди камней — о том, кто слышит Слово и тут же с радостью его принимает,
 
А на камени сеянное, сие есть слышай слово и абие с радостию приемлет е:

Но корня не пустил и долго не держится. С началом испытаний и гонений за Слово он сникает.
 
не имать же корене в себе, но привременен есть: бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется.

Упавшее в терние — о том, кто слышит Слово, но мелочи жизни и обольщение богатства заглушают Слово, и оно не дает плода.
 
А сеянное в тернии, се есть слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает.

А упавшее на хорошую почву — о том, кто слышит Слово и не глух. Он оправдывается плодами: один во сто крат, другой в шестьдесят, третий в тридцать».
 
А сеянное на добрей земли, се есть слышай слово и разумевая: иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять.

Иисус рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это вот как такой случай. Хозяин посеял в поле чистое семя.
 
Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися Царствие небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем:

Люди спали. Пришел враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отиде:

Когда взошли и стали созревать хлеба, появились и сорняки.
 
егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие.

К хозяину пришли рабы и говорят: “Сударь! Ты сеял в поле чистое семя. Откуда же там сорняки?”
 
Пришедше же раби господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем? откуду убо имать плевелы?

Хозяин ответил: “Это мог сделать только враг.” Тогда рабы говорят: “Давай мы пойдем выполем ниву.”
 
Он же рече им: враг человек сие сотвори. Раби же реша ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я?

Но он сказал: “Нет. А не то вместе с сорняками как бы не повыдергать вам и пшеницу.
 
Он же рече (им): ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними (и) пшеницу:

Пусть они вместе растут до жатвы. А с началом жатвы я скажу жнецам: первым делом возьмитесь за сорняки, свяжите их в снопы и спалите. А пшеницу снесите в амбары”».
 
оставите расти обое купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою.

Иисус рассказал еще одну притчу: «Царство Небесное — это как горчичное зернышко, которое сажают в огороде.
 
Ину притчу предложи им, глаголя: подобно есть Царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем,

Маленькое семя вырастает выше всех кустов и становится деревом. Прилетают птицы и вьют в его ветвях гнезда».
 
еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более (всех) зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его.

И рассказал другую притчу: «Царство Небесное — это как закваска. В три меры муки женщина вложила закваску — и заквашенное взошло».
 
Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся.

Иисус обо всем говорил в толпе притчами. И ко всему у Него всегда была своя притча.
 
Сия вся глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним:

Исполнилось сказанное через пророка: «Буду говорить притчами, буду рассказывать что было тайного с сотворения мира».
 
яко да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя: отрыгну сокровенная от сложения мира.

Он оставил толпу и зашел в дом. Его окружили ученики и просят: «Растолкуй нам притчу о сорняках в поле».
 
Тогда оставль народы, прииде в дом Иисус. И приступиша к нему ученицы его, глаголюще: скажи нам притчу плевел селных.

Он ответил: «Сеющий чистое семя — это Сын человеческий,
 
Он же отвещав рече им: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий:

Поле — это мир, чистое семя — те, кто свой в Царстве, а сорняки — от Окаянного.
 
а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове Царствия, а плевелие суть сынове неприязненнии:

Их посеял враг. Это Дьявол. Жатва — это конец света, а жнецы — ангелы.
 
а враг всеявый их есть диавол: а жатва кончина века есть: а жатели ангели суть.

Как собирают и бросают в огонь сорняки — так будет в конце света.
 
Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего:

Сын человеческий пошлет Своих ангелов, и они уберут из Его Царства всех грешников вместе с их злыми делами
 
послет Сын Человеческий ангелы своя, и соберут от Царствия его вся соблазны и творящих беззаконие

И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.
 
и ввергут их в пещь огненну: ту будет плачь и скрежет зубом:

А праведники в Царстве Отца своего будут сиять, как солнце. У кого есть уши — слушай!
 
тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. Имеяй ушы слышати да слышит.

Царство Небесное — это драгоценный клад, зарытый в земле. Счастливец нашел его и тут же опять зарыл. На радостях он продает все, что у него было, и покупает эту землю.
 
Паки подобно есть Царствие небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то.

Царство Небесное — это жемчужина. Торговец охотится за дорогим жемчугом
 
Паки подобно есть Царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей,

И нападает на жемчужину редкой красоты. Он продает все, что у него было. И покупает ее.
 
иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его.

Царство Небесное — это невод. Невод забросили в море — и наловили много всякой рыбы.
 
Паки подобно есть Царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу,

Полный невод вытащили на берег, расселись вокруг и все хорошее собрали в корзины, а плохое выбросили.
 
иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон.

Так будет и в конце света: придут ангелы, отделят плохих людей от хороших
 
Тако будет в скончание века: изыдут ангели, и отлучат злыя от среды праведных,

И бросят их в горящую печь — там будет плач и зубовный скрежет.
 
и ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубом.

Понятно ли вам все это?». Они отвечали: «Да».
 
глагола им Иисус: разуместе ли сия вся? Глаголаша ему: ей, Господи.

Иисус сказал: «А для книжника учение о Царстве Небесном — это как тот случай, когда хозяин дома вытаскивает из кладовой и новые вещи, и старье».
 
Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая.

Этими притчами Иисус завершил там Свое пребывание.
 
И бысть, егда сконча Иисус притчи сия, прейде оттуду.

Он вернулся в родной город и учил народ в синагоге. Про Него, недоумевая, говорили: «Откуда у Него эта мудрость и эти чудесные способности?
 
И пришед во отечествие свое, учаше их на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду сему премудрость сия и силы?

Мы что, не знаем, что это сын плотника? Что Мария — Его мать? А Иаков, Иосиф, Симон, Иуда — Его братья?
 
не сей ли есть тектонов Сын? не Мати ли его нарицается Мариам, и братия его иаков и иосий, и симон и иуда?

Что все эти вот тут у нас сестры — Его сестры? Откуда же у Него все это?».
 
и сестры его не вся ли в нас суть? откуду убо сему сия вся?

И все у Него было им не так. Иисус сказал: «Нет пророка в своем отечестве! Где угодно, только не у себя дома».
 
И блажняхуся о нем. Иисус же рече им: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем.

Из-за их неверия Он не совершил там больших чудес.
 
И не сотвори ту сил многих за неверство их.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.