От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Елизаветинская на русском

 
 

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
 
В день же той изшед Иисус из дому, седяше при мори.

Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
 
И собрашася к нему народи мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше.

И Он о многом говорил им в притчах: — Сеятель вышел сеять.
 
И глагола им притчами много, глаголя: се, изыде сеяй, да сеет:

И когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.
 
и сеющу ему, ова падоша при пути, и приидоша птицы и позобаша я:

Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
 
другая же падоша на каменных, идеже не имеяху земли многи, и абие прозябоша, зане не имеяху глубины земли:

Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.
 
солнцу же возсиявшу присвянуша, и зане не имеяху корения, изсхоша:

Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
 
другая же падоша в тернии, и взыде терние и подави их:

Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
другая же падоша на земли добрей и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять:

У кого есть уши, пусть слышит!
 
имеяй ушы слышати да слышит.

Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?
 
И приступивше ученицы (его) рекоша ему: почто притчами глаголеши им?

Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.
 
Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия небеснаго, онем же не дано есть:

У кого есть, тому будет дано ещё, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.
 
иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него:

Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.
 
сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют:

В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.
 
и сбывается в них пророчество исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети:

Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил»[85].
 
отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и изцелю их.

Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.
 
Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат:

Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша.

Так послушайте, что значит притча о сеятеле.
 
Вы же услышите притчу сеющаго:

К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает её, приходит лукавый и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее у дороги.
 
всякому слышащему слово Царствия и не разумевающу, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердцы его: сие есть, еже при пути сеянное.

Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
 
А на камени сеянное, сие есть слышай слово и абие с радостию приемлет е:

но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.
 
не имать же корене в себе, но привременен есть: бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется.

Семя, посеянное среди терновника, — это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.
 
А сеянное в тернии, се есть слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает.

Семя же, посеянное в хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
 
А сеянное на добрей земли, се есть слышай слово и разумевая: иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять.

Иисус рассказал им другую притчу: — Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
 
Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися Царствие небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем:

И вот когда все спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отиде:

Пшеница взошла, появились колосья, тут стали заметны и сорняки.
 
егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие.

Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»
 
Пришедше же раби господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем? откуду убо имать плевелы?

«Это сделал враг», — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»
 
Он же рече им: враг человек сие сотвори. Раби же реша ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я?

«Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
 
Он же рече (им): ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними (и) пшеницу:

Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».
 
оставите расти обое купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою.

Рассказал Он им и ещё одну притчу: — Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.
 
Ину притчу предложи им, глаголя: подобно есть Царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем,

Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.[86]
 
еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более (всех) зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его.

Иисус рассказал им ещё одну притчу: — Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки[87], чтобы вскисло всё тесто.
 
Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся.

Всё это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,
 
Сия вся глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним:

чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».[88]
 
яко да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя: отрыгну сокровенная от сложения мира.

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.
 
Тогда оставль народы, прииде в дом Иисус. И приступиша к нему ученицы его, глаголюще: скажи нам притчу плевел селных.

Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.
 
Он же отвещав рече им: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий:

Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого.
 
а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове Царствия, а плевелие суть сынове неприязненнии:

Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.
 
а враг всеявый их есть диавол: а жатва кончина века есть: а жатели ангели суть.

Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего:

Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства всё, что ведет ко греху, и всех беззаконников.
 
послет Сын Человеческий ангелы своя, и соберут от Царствия его вся соблазны и творящих беззаконие

Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергут их в пещь огненну: ту будет плачь и скрежет зубом:

А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит!
 
тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. Имеяй ушы слышати да слышит.

Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Человек, найдя тот клад, прячет его и радостный идет и продает всё, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
 
Паки подобно есть Царствие небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то.

Ещё Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
 
Паки подобно есть Царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей,

Найдя драгоценную жемчужину, он продает всё, что имеет, ради того, чтобы купить её одну.
 
иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его.

Ещё Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
 
Паки подобно есть Царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу,

А когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон.

Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
 
Тако будет в скончание века: изыдут ангели, и отлучат злыя от среды праведных,

и бросят их в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубом.

Вы поняли всё это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.
 
глагола им Иисус: разуместе ли сия вся? Глаголаша ему: ей, Господи.

Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
 
Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая.

Иисус, закончив рассказывать эти притчи, ушел оттуда.
 
И бысть, егда сконча Иисус притчи сия, прейде оттуду.

Он пришёл в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: — Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?
 
И пришед во отечествие свое, учаше их на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду сему премудрость сия и силы?

Разве Он не сын плотника? Не Марией[89] ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
 
не сей ли есть тектонов Сын? не Мати ли его нарицается Мариам, и братия его иаков и иосий, и симон и иуда?

Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него всё это?
 
и сестры его не вся ли в нас суть? откуду убо сему сия вся?

И они отвергли Его. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.
 
И блажняхуся о нем. Иисус же рече им: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем.

И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.
 
И не сотвори ту сил многих за неверство их.

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [85]Ис 6:9-10.
32 [86] — Ср. Дан 4:7-9.
33 [87] — Букв.: три саты, около 27 кг муки.
35 [88]Пс 77:2.
55 [89] — Греч. Мариа́м — так в оригинале так же в Мф 27:56, 61; Мф 28:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.