От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея
Новый русский перевод → Аверинцев: отдельные книги

 
 

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.
 
В тот же день, выйдя из дома, сидел Иисус возле моря.

Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
 
И собралось к Нему множество народа, так что Ему пришлось сесть в лодку, между тем как весь народ стоял на берегу.

И Он о многом говорил им в притчах: — Сеятель вышел сеять.
 
И Он много говорил к ним притчами: «Вот, вышел сеятель сеять;

И когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.
 
и когда сеял он, часть семян упала возле дороги, и птицы, слетевшись,

Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
 
поклевали их; часть упала на камень, где мало было земли, и эти семена проросли быстро, ибо земля была неглубокая,

Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.
 
но чуть взошло солнце, ростки были обожжены и, не укоренясь, засохли;

Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
 
часть упала среди терния, и терние, поднимаясь, заглушило их.

Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.
 
Но часть семян упала на землю добрую, и приносили семена плод — какие стократный, какие шестидесятикратный, а какие тридцатикратный.

У кого есть уши, пусть слышит!
 
Имеющий уши да слышит!»

Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?
 
И ученики, приблизясь, спросили Его: «Почему Ты говоришь для них притчами?»

Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.
 
И Он сказал им в ответ: «Потому что вам дано познать тайны Царствия Небесного, а им не дано;

У кого есть, тому будет дано ещё, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.
 
ибо каждому, кто имеет, будет дано в преизбытке, но у каждого, кто не имеет, отнято будет и то, что у него есть.

Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.
 
Я потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, а слыша, не слышат и не разумеют,

В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите.
 
"и исполняется на них пророчество Исаии, гласящее: "Слухом услышите и не уразумеете, очами поглядите, и не увидите;"

Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я их исцелил»[85].
 
"ибо отучнело сердце народа сего, и туги стали они на ухо, и прикрыли они глаза свои, чтобы глазами не увидеть, и ушами не услышать, и не уразуметь сердцем, и чтобы Я не исцелил их"."

Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.
 
Но у вас блаженны очи, ибо видят, и уши, ибо слышат.

Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.
 
Воистину говорю вам, что многие пророки и праведники вожделели видеть то, что видите вы, — и не увидели, и слышать то, что слышите вы, — но не услышали.

Так послушайте, что значит притча о сеятеле.
 
Итак, послушайте вы, что значит притча о сеятеле.

К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает её, приходит лукавый и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее у дороги.
 
Ко всякому, кто слышит слово о Царствии, не разумея, приходит Лукавый и уносит то, что было посеяно у него в сердце; это значит сеять возле дороги.

Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,
 
А сеять на камень — это как с тем, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его,

но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.
 
но не дает ему укорениться в себе и непостоянен; а когда приходят утеснения и гонения за слово, тотчас впадает в соблазн.

Семя, посеянное среди терновника, — это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.
 
А сеять в тернии — это как с тем, кто слышит слово, однако заботы мира сего и обольщение богатства заглушают в нем слово, и оно делается бесплодно.

Семя же, посеянное в хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.
 
А сеять в землю добрую — это как с тем, кто слышит слово и разумеет его: он и плод принесет, кто стократный, кто шестидесятикратный, кто тридцатикратный».

Иисус рассказал им другую притчу: — Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.
 
И другую притчу предложил Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы некто сеял доброе семя на поле своем;

И вот когда все спали, пришёл его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.
 
а когда люди заснули, пришел враг его, и посеял посреди пшеницы плевелы, и ушел.

Пшеница взошла, появились колосья, тут стали заметны и сорняки.
 
А когда взошла зелень и стала приносить плод свой, тогда явились и плевелы.

Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»
 
"И рабы, придя к хозяину, сказали ему: "Господин, разве не доброе семя посеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?"

«Это сделал враг», — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»
 
"А он сказал им: "Некий враг сделал это". А рабы говорят ему: "Хочешь, мы пойдем и выполем их?"

«Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.
 
"Он же сказал: "Нет, чтобы, выпалывая плевелы, вы не повыдергали с корнем вместе с ними и пшеницу."

Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».
 
"Дайте им произрастать рядом до самой жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам: "Соберите сначала плевелы и свяжите их в вязанки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою!"»"

Рассказал Он им и ещё одну притчу: — Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.
 
Другую притчу предложил Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взял человек зерно горчичное и посеял на поле своем.

Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.[86]
 
Зерно это — изо всех семян самое малое; но когда посев разрастется, он делается как дерево, больше всех огородных растений, и птицы небесные, слетев, вьют гнезда в ветвях его».

Иисус рассказал им ещё одну притчу: — Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки[87], чтобы вскисло всё тесто.
 
Другую притчу сказал Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взяла женщина закваску и положила ее в три меры муки, чтобы поднялось все тесто».

Всё это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,
 
Все это Иисус сказал народу притчами, а без притчи не говорил им ничего,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира».[88]
 
дабы исполнилось реченное через пророка: «В притчах отверзу уста Мои, от сложения мира сокрытое поведаю».

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.
 
Затем, отпустив народ, пришел Он в дом, и приблизились к Нему ученики Его, говоря: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле!»

Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.
 
Он же сказал им в ответ: «Сеющий семя доброе — Сын Человеческий,

Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого.
 
а поле — мир; семя доброе — это сыны Царствия, а плевелы — сыны Лукавого;

Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.
 
враг, сеющий их, — диавол. Жатва — скончание века, а жнецы — ангелы.

Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.
 
Потому, как плевелы собраны и огнем сожжены, так будет и при скончании века:

Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства всё, что ведет ко греху, и всех беззаконников.
 
пошлет Сын Человеческий ангелов своих, и соберут они из Царствия Его все соблазны и творящих беззаконие,

Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубовный.

А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит!
 
Тогда праведные просияют, как солнце, во Царствии Отца своего. Имеющий уши да слышит!

Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Человек, найдя тот клад, прячет его и радостный идет и продает всё, что имеет, для того, чтобы купить это поле.
 
Царствие Небесное можно уподобить тому, как нашел бы человек зарытое в безлюдном месте сокровище, утаил его и от радости о нем продает все, что имеет, чтобы купить участок тот.

Ещё Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.
 
И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий купец искал хорошие жемчужины,

Найдя драгоценную жемчужину, он продает всё, что имеет, ради того, чтобы купить её одну.
 
и он, найдя одну жемчужину великой цены, пошел и продал все, чтобы ее купить.

Ещё Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.
 
И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы сеть, закинутая в море, захватила рыб всяческого рода;

А когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.
 
а когда она наполнилась, вытащили ее на берег и, присев, стали отбирать хороших рыб в сосуды, а негодных выбрасывать вон.

Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных
 
Так будет при скончании века: выйдут ангелы, и обособят злых от праведников,

и бросят их в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; будет там плач и скрежет зубовный.

Вы поняли всё это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.
 
Все ли это вы поняли?» Говорят они Ему: «Да!»

Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.
 
А Он сказал им: «Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое».

Иисус, закончив рассказывать эти притчи, ушел оттуда.
 
И было: когда досказал Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.

Он пришёл в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: — Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?
 
И придя в родной Свой город, учил Он их в их синагоге, а они говорили в изумлении: «Откуда у Него эта премудрость и эти чудеса?

Разве Он не сын плотника? Не Марией[89] ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?
 
Разве Он — не сын плотника? Разве мать Его не зовется Мариам, а братья Его — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него всё это?
 
Разве сестры Его не живут все с нами. ? Откуда же у Него все это?»

И они отвергли Его. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.
 
И не могли уверовать в Него. А Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, кроме как в отечестве своем и в дому своем». И по причине неверия их не сотворил там многих чудес.

И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.
 

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [85]Ис 6:9-10.
32 [86] — Ср. Дан 4:7-9.
33 [87] — Букв.: три саты, около 27 кг муки.
35 [88]Пс 77:2.
55 [89] — Греч. Мариа́м — так в оригинале так же в Мф 27:56, 61; Мф 28:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.