От Матфея 13 глава

Евангелие от Матфея святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Аверинцев: отдельные книги

 
 

В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.
 
В тот же день, выйдя из дома, сидел Иисус возле моря.

И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,
 
И собралось к Нему множество народа, так что Ему пришлось сесть в лодку, между тем как весь народ стоял на берегу.

И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.
 
И Он много говорил к ним притчами: «Вот, вышел сеятель сеять;

И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.
 
и когда сеял он, часть семян упала возле дороги, и птицы, слетевшись,

Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.
 
поклевали их; часть упала на камень, где мало было земли, и эти семена проросли быстро, ибо земля была неглубокая,

Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.
 
но чуть взошло солнце, ростки были обожжены и, не укоренясь, засохли;

Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.
 
часть упала среди терния, и терние, поднимаясь, заглушило их.

Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.
 
Но часть семян упала на землю добрую, и приносили семена плод — какие стократный, какие шестидесятикратный, а какие тридцатикратный.

Имеющий уши да слышит.
 
Имеющий уши да слышит!»

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?
 
И ученики, приблизясь, спросили Его: «Почему Ты говоришь для них притчами?»

И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;
 
И Он сказал им в ответ: «Потому что вам дано познать тайны Царствия Небесного, а им не дано;

ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.
 
ибо каждому, кто имеет, будет дано в преизбытке, но у каждого, кто не имеет, отнято будет и то, что у него есть.

Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
 
Я потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, а слыша, не слышат и не разумеют,

и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;
 
"и исполняется на них пророчество Исаии, гласящее: "Слухом услышите и не уразумеете, очами поглядите, и не увидите;"

ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».
 
"ибо отучнело сердце народа сего, и туги стали они на ухо, и прикрыли они глаза свои, чтобы глазами не увидеть, и ушами не услышать, и не уразуметь сердцем, и чтобы Я не исцелил их"."

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
 
Но у вас блаженны очи, ибо видят, и уши, ибо слышат.

ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.
 
Воистину говорю вам, что многие пророки и праведники вожделели видеть то, что видите вы, — и не увидели, и слышать то, что слышите вы, — но не услышали.

Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.
 
Итак, послушайте вы, что значит притча о сеятеле.

Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.
 
Ко всякому, кто слышит слово о Царствии, не разумея, приходит Лукавый и уносит то, что было посеяно у него в сердце; это значит сеять возле дороги.

А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;
 
А сеять на камень — это как с тем, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его,

но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.
 
но не дает ему укорениться в себе и непостоянен; а когда приходят утеснения и гонения за слово, тотчас впадает в соблазн.

А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.
 
А сеять в тернии — это как с тем, кто слышит слово, однако заботы мира сего и обольщение богатства заглушают в нем слово, и оно делается бесплодно.

А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.
 
А сеять в землю добрую — это как с тем, кто слышит слово и разумеет его: он и плод принесет, кто стократный, кто шестидесятикратный, кто тридцатикратный».

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;
 
И другую притчу предложил Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы некто сеял доброе семя на поле своем;

когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
 
а когда люди заснули, пришел враг его, и посеял посреди пшеницы плевелы, и ушел.

а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.
 
А когда взошла зелень и стала приносить плод свой, тогда явились и плевелы.

И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»
 
"И рабы, придя к хозяину, сказали ему: "Господин, разве не доброе семя посеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?"

Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»
 
"А он сказал им: "Некий враг сделал это". А рабы говорят ему: "Хочешь, мы пойдем и выполем их?"

Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.
 
"Он же сказал: "Нет, чтобы, выпалывая плевелы, вы не повыдергали с корнем вместе с ними и пшеницу."

Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».
 
"Дайте им произрастать рядом до самой жатвы, а во время жатвы я скажу жнецам: "Соберите сначала плевелы и свяжите их в вязанки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою!"»"

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.
 
Другую притчу предложил Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взял человек зерно горчичное и посеял на поле своем.

Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.
 
Зерно это — изо всех семян самое малое; но когда посев разрастется, он делается как дерево, больше всех огородных растений, и птицы небесные, слетев, вьют гнезда в ветвях его».

Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
 
Другую притчу сказал Он им: «Царствие Небесное можно уподобить тому, как если бы взяла женщина закваску и положила ее в три меры муки, чтобы поднялось все тесто».

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,
 
Все это Иисус сказал народу притчами, а без притчи не говорил им ничего,

дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.
 
дабы исполнилось реченное через пророка: «В притчах отверзу уста Мои, от сложения мира сокрытое поведаю».

Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.
 
Затем, отпустив народ, пришел Он в дом, и приблизились к Нему ученики Его, говоря: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле!»

И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;
 
Он же сказал им в ответ: «Сеющий семя доброе — Сын Человеческий,

поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.
 
а поле — мир; семя доброе — это сыны Царствия, а плевелы — сыны Лукавого;

Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.
 
враг, сеющий их, — диавол. Жатва — скончание века, а жнецы — ангелы.

Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:
 
Потому, как плевелы собраны и огнем сожжены, так будет и при скончании века:

пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
 
пошлет Сын Человеческий ангелов своих, и соберут они из Царствия Его все соблазны и творящих беззаконие,

и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубовный.

Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.
 
Тогда праведные просияют, как солнце, во Царствии Отца своего. Имеющий уши да слышит!

Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
 
Царствие Небесное можно уподобить тому, как нашел бы человек зарытое в безлюдном месте сокровище, утаил его и от радости о нем продает все, что имеет, чтобы купить участок тот.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.
 
И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий купец искал хорошие жемчужины,

Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
 
и он, найдя одну жемчужину великой цены, пошел и продал все, чтобы ее купить.

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.
 
И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы сеть, закинутая в море, захватила рыб всяческого рода;

Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.
 
а когда она наполнилась, вытащили ее на берег и, присев, стали отбирать хороших рыб в сосуды, а негодных выбрасывать вон.

Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных
 
Так будет при скончании века: выйдут ангелы, и обособят злых от праведников,

и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
 
и ввергнут их в печь огненную; будет там плач и скрежет зубовный.

Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!
 
Все ли это вы поняли?» Говорят они Ему: «Да!»

И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.
 
А Он сказал им: «Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое».

И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.
 
И было: когда досказал Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.

И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?
 
И придя в родной Свой город, учил Он их в их синагоге, а они говорили в изумлении: «Откуда у Него эта премудрость и эти чудеса?

Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
 
Разве Он — не сын плотника? Разве мать Его не зовется Мариам, а братья Его — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?
 
Разве сестры Его не живут все с нами. ? Откуда же у Него все это?»

И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.
 
И не могли уверовать в Него. А Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, кроме как в отечестве своем и в дому своем». И по причине неверия их не сотворил там многих чудес.

И не сотворил там многих чудес по неверию их.
 



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.