По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Елизаветинская на русском

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В день же той изшед Иисус из дому, седяше при мори.

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
И собрашася к нему народи мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше.

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
И глагола им притчами много, глаголя: се, изыде сеяй, да сеет:

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
и сеющу ему, ова падоша при пути, и приидоша птицы и позобаша я:

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
другая же падоша на каменных, идеже не имеяху земли многи, и абие прозябоша, зане не имеяху глубины земли:

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
солнцу же возсиявшу присвянуша, и зане не имеяху корения, изсхоша:

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
другая же падоша в тернии, и взыде терние и подави их:

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
другая же падоша на земли добрей и даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять:

Пусть имеющий уши услышит!»
 
имеяй ушы слышати да слышит.

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
И приступивше ученицы (его) рекоша ему: почто притчами глаголеши им?

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он же отвещав рече им: яко вам дано есть разумети тайны Царствия небеснаго, онем же не дано есть:

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
иже бо имать, дастся ему и преизбудет (ему): а иже не имать, и еже имать, возмется от него:

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют:

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
и сбывается в них пророчество исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети:

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и изцелю их.

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат:

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша.

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
Вы же услышите притчу сеющаго:

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
всякому слышащему слово Царствия и не разумевающу, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердцы его: сие есть, еже при пути сеянное.

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
А на камени сеянное, сие есть слышай слово и абие с радостию приемлет е:

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
не имать же корене в себе, но привременен есть: бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
А сеянное в тернии, се есть слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
А сеянное на добрей земли, се есть слышай слово и разумевая: иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять.

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися Царствие небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем:

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отиде:

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
Пришедше же раби господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем? откуду убо имать плевелы?

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
Он же рече им: враг человек сие сотвори. Раби же реша ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я?

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
Он же рече (им): ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними (и) пшеницу:

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
оставите расти обое купно до жатвы: и во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу мою.

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Ину притчу предложи им, глаголя: подобно есть Царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем,

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более (всех) зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его.

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся.

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Сия вся глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним:

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
яко да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя: отрыгну сокровенная от сложения мира.

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Тогда оставль народы, прииде в дом Иисус. И приступиша к нему ученицы его, глаголюще: скажи нам притчу плевел селных.

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
Он же отвещав рече им: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий:

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове Царствия, а плевелие суть сынове неприязненнии:

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
а враг всеявый их есть диавол: а жатва кончина века есть: а жатели ангели суть.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
Якоже убо собирают плевелы и огнем сожигают, тако будет в скончание века сего:

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
послет Сын Человеческий ангелы своя, и соберут от Царствия его вся соблазны и творящих беззаконие

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и ввергут их в пещь огненну: ту будет плачь и скрежет зубом:

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их. Имеяй ушы слышати да слышит.

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
Паки подобно есть Царствие небесное сокровищу сокровену на селе, еже обрет человек скры, и от радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
Паки подобно есть Царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей,

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
Паки подобно есть Царствие небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу,

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Тако будет в скончание века: изыдут ангели, и отлучат злыя от среды праведных,

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубом.

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
глагола им Иисус: разуместе ли сия вся? Глаголаша ему: ей, Господи.

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився Царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая.

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
И бысть, егда сконча Иисус притчи сия, прейде оттуду.

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
И пришед во отечествие свое, учаше их на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду сему премудрость сия и силы?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
не сей ли есть тектонов Сын? не Мати ли его нарицается Мариам, и братия его иаков и иосий, и симон и иуда?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
и сестры его не вся ли в нас суть? откуду убо сему сия вся?

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И блажняхуся о нем. Иисус же рече им: несть пророк без чести, токмо во отечествии своем и в дому своем.

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
И не сотвори ту сил многих за неверство их.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.