По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот же день, выйдя из дома, Иисус направился к морю и сел там на берегу.

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
Вокруг Него собралось много людей, тогда Он вошел в лодку, сел, а весь народ стоял на берегу.

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
Многое сказал Иисус им в притчах. « Послушайте! — говорил Он. — Вот вышел сеятель сеять.

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
Когда он сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их.

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
Иные же зерна упали на хорошую землю, и дали они урожай стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
У кого есть уши, пусть услышит!»

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты притчами говоришь им?»

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
Он ответил: «Вам дано узнать тайны Царства Небесного, а им не дано.

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
Ибо у кого есть, тому и еще будет дано, и дано будет с избытком; а у кого нет, у него и то, что есть, будет взято.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Я потому им притчами говорю, что смотрят они — но не видят, слушают — но не слышат и не понимают.

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
Так сбылось на них пророчество Исайи: „Вы будете слушать и слушать — и всё же не поймете; будете смотреть и смотреть — и всё же не увидите.

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
Ибо огрубело сердце народа этого, уши их едва слышат, и глаза свои они закрыли. Иначе увидели бы глазами, услышали бы ушами, поняли бы сердцем и лицом повернулись2 бы ко Мне, и Я исцелил бы их“.3

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
А что до вас, как вы блаженны! Глаза ваши видят, и уши ваши слышат.4

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
Поверьте Мне, много пророков и праведников страстно желали увидеть то, что видите вы, но не увидели; очень хотели услышать то, что вы слышите, но не услышали.

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
А теперь послушайте, что значит притча о сеятеле.

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
Когда человек слышит весть Царства,5 но не понимает ее, приходит к нему нечистый и уносит посеянное в сердце его. Это представлено зерном, упавшим у дороги.6

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
А посеянное на каменистой почве — это о тех, кто слышит весть и тотчас с радостью принимает ее,

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
но, так как нет у него корня,7 он непостоянен и тотчас теряет веру, едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но мирские заботы и обольщение богатством заглушают ее, и она не приносит плода.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
На хорошей же земле посеянное представляет того, кто слышит и понимает весть. Он и приносит плод, и урожай может быть стократным, или шестидесятикратным, или тридцатикратным».

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Иисус рассказал им еще одну притчу: «Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на своем поле добрые семена.

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел.

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
Когда посевы взошли, и колос начал наливаться, стали видны и плевелы.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
Слуги пошли к хозяину дома и сказали: „Господин! Разве не пшеницу8 ты сеял на поле своем? Откуда же появились плевелы?“

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
„Враг это сделал“, — ответил он им. Тогда слуги сказали: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выпололи их?“

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
„Нет, — он ответил, — чтобы, выпалывая плевелы, не вырвали вы заодно и пшеницу,

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
пусть вместе они растут до жатвы. А во время жатвы я скажу жнецам: выберите сперва плевелы и свяжите их пучками, чтобы сжечь, а пшеницу соберите в мои закрома“».

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем.

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно становится деревом,9 так что птицы поднебесные прилетают и гнездятся в ветвях его».

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
И такую еще притчу рассказал Иисус: «Царство Небесное сравнимо с закваской, которую женщина взяла, смешала с тремя мерами10 муки, пока не заквасилось всё тесто ».

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего.

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
Так исполнилось сказанное через пророка: «Открою в притчах уста Мои и провозглашу сокрытое от сотворения [мира]».11

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Затем, оставив народ, Иисус вошел в дом. Там к Нему подошли Его ученики и попросили: «Объясни нам притчу о плевелах в поле».

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
Он ответил: «Сеятель доброго семени — Сын Человеческий;

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
поле — это мир, доброе семя — сыны Царства, а плевелы — сыны злого духа.

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — дьявол. Жатва — это конец мира,12 а жнецы — ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
Как собирают плевелы и сжигают в огне, так будет и в конце мира.

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они очистят Царство Его от всех, кто других совращал,13 и от тех, кто сам жил беззаконно,14

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
Праведники же будут сиять, словно солнце в Царстве Отца своего. У кого есть уши, пусть услышит!»

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
«Царство Небесное сравнимо со спрятанным в поле сокровищем, которое случилось найти одному человеку. Закопав его снова, пошел он радостный, продал всё, что было у него, и купил то поле.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
И вот еще с чем сравнимо Царство Небесное. Один купец, искавший хороший жемчуг,

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
нашел как-то одну особенно ценную жемчужину. Он пошел, продал всё, что было у него, и купил ее.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
Царство Небесное подобно большой сети: заброшенная в море, она захватила разного рода рыбу.

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег и, сев, собрали хорошую рыбу в корзины, а негодную выбросили.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет и в конце мира: выйдут ангелы и отберут нечестивых из среды праведных,

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в печь огненную, где будет плач и скрежет зубовный.

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
Всё ли сказанное Мной вы поняли?» «Да», — ответили они Ему.

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
«Так вот, — сказал Он им, — всякий книжник, обученный в школе Царства Небесного, подобен хозяину дома, который выносит из богатого хранилища своего и новое, и старое».

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
Кончив рассказывать эти притчи, Иисус ушел оттуда

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
и пришел в город, где Он вырос, и стал учить там людей в синагоге. Они в изумлении говорили: «Откуда такая мудрость у Него и такая сила творить чудеса?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Разве не сын Он плотника? Не Его ли мать зовут Марией, и не Его ли это братья — Иаков и Иосиф,15 Симон и Иуда?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
И все сестры Его разве не живут среди нас? Откуда же у Него всё это?»

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И не захотели они принять Его. Иисус же сказал им: «Не почитают пророка только в отечестве и в доме его».

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
И многих чудес из-за неверия их не сотворил Он там.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Или: задушили.
15  [2] — См. в Словаре Обращение.
15  [3] — Ис 6:9,10 (LXX).
16  [4] — Букв.: ваши глаза блаженны, потому что видят они, и ваши уши, потому что слышат.
19  [5] — Или: весть, провозглашаемую Царством; друг. возм. пер.: слово о Царстве.
19  [6] — Или: это зерно, упавшее при дороге; букв.: это посеянное при дороге.
21  [7] — Букв.: но не имеет корня в себе, т.е. он человек момента, он живет лишь настоящим.
27  [8] — Букв.: доброе семя.
32  [9] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [10] — Около 20 кг.
35  [11] — Пс 78 (77):2.
39  [12] — Или: конец века; то же в ст. 40 и 49.
41  [13] — Букв.: выберут из Царства Его все соблазны.
41  [14] — Друг. возм. пер.: от тех, кто делал зло; букв.: (от) делающих беззоконие.
55  [15] — В некот. рукописях: Иосия.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.