От Иоанна 15 глава

Евангелие от Иоанна
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня.
22 Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: «возненавидели Меня напрасно».
26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Учебной Библии МакАртура

15:1−17 Посредством этого общепринятого образа лозы и ветвей Иисус изложил основу христианской жизни. Иисус применил образ из сельскохозяйственной жизни того времени, т.е. виноградных лоз и виноградных плодов (см. также Мф 20:1−16; Мф 21:23−41; Мк 12:1−9; Лк 13:6−9; Лк 20:9−16). В Ветхом Завете виноградная лоза обычно используется как символ Израиля (Пс 79:10−17; Ис 5:1−7; Ис 27:2−6; Иер 2:21; Иер 12:10; Иез 15:1−8; Иез 17:1−21; Иез 19:10−14; Ос 10:1−2). На этот раз Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», а Отца — «виноградарем» или присматривающим за виноградником. У виноградной лозы есть два вида ветвей:
1) ветви, приносящие плод (ст. 2, 8) и
2) ветви, не приносящие плода (ст. 2, 6). Ветви, приносящие плоды, — это истинные верующие.
И хотя в непосредственном контексте внимание сосредоточивается на 11 верных учениках, этот образ охватывает всех верующих во все века. Ветви, не приносящие плод — это люди, которые изображают, что они верят, но отсутствие у них плода показывает, что не произошло истинного спасения и что они не питаются от лозы. В прямом контексте имелся в виду главным образом Иуда, но образ распространяется на всех, кто заявляет о вере во Христа, но на самом деле не имеет спасения. Образ сжигания ветвей, не приносящих плода, изображает суд последнего времени и вечное отвержение (см. Иез 15:6−8).

15:1 Я есмь истинная виноградная Лоза В Евангелии от Иоанна это — последнее из семи заявлений Иисуса о Своей Божьей сущности в форме утверждения «Я есмь» (см. 6:35; 8:12; 10:7, 9; 10:11, 14; 11:25; 14:6).

15:2 Он отсекает Образ виноградаря, т.е. Отца, избавляющегося от мертвой древесины для того, чтобы можно было отчетливо распознать живые и приносящие плод ветви. Это — образ отступников, которые никогда по-настоящему не верили и которые будут отсечены на суде (ст. 6; Мф 7:16; Еф 2:10); в них никогда не пульсировала преобразующая жизнь Христова (8:31−32; ср. Мф 13:18−23; Мф 24:12; Евр 3:14−19; Евр 6:4−8; Евр 10:27−31; 1Ин 2:19; 2Ин 1:9).
очищает Бог удаляет из жизни верующего все, что будет мешать принесению плода, т.е. Он очищает (дисциплинирует, наказывает), чтобы обрезать грех и препятствия, которые будут сушить духовную жизнь; точно как фермер удаляет с ветвей все, что будет мешать им приносить максимальный плод (Евр 12:3−11).

15:4−6 Пребудьте во Мне Слово «пребудьте» означает оставаться или жить вблизи. «Пребывание» является доказательством того, что совершилось спасение (1Ин 2:19), а не наоборот. Плодом или доказательством спасения является длительное пребывание в Иисусе и в Его учении (8:31; 1Ин 2:24; Кол 1:23). Только усыновленный верующий является пребывающим. Фактически пребывание и верование выступают как один и тот же результат истинного спасения (Евр 3:6−19). Для обсуждения стойкости святых см. пояснение к Мф 24:13.

15:6 Здесь образно показано уничтожение (ср. Мф 3:10−12; Мф 5:22; Мф 13:40−42, 50; Мф 25:41; Мк 9:43−49; Лк 3:17; 2Фес 1:7−9; Откр 20:10−15). Оно изображает суд, ожидающий всех людей, которые никогда не были спасены.

15:7−10 Истинные верующие исполняют заповеди Господа, подчиняясь Его слову (14:21, 23). Поскольку они вручили себя Божьему Слову, они преданы Его воле, поэтому их молитвы приносят плод (14:13−14). Это являет Божью славу, так как Он отвечает на просьбы Своих детей.

15:9−10 пребудьте в любви Моей Ср. Иуд 1:21. Это не эмоциональное или мистическое состояние, а определенное в ст. 10 послушание. Иисус подал пример Своим совершенным послушанием Отцу, мы должны использовать его как образец для нашего послушания Иисусу.

15:11 радость ваша будет совершенна Как утверждал Иисус, основанием для Его радости является Его послушание Отцу. И верующие, которые соблюдают Его заповеди, испытают такую же радость (17:13; ср. 16:24).

15:12 Ср. 13:34−35. См. пояснения к 1Ин 2:7−11.

15:13 Здесь говорится о высшем доказательстве и выражении любви Иисуса (ст. 12) — о Его жертвенной смерти на кресте. Христиане призваны служить примером такого же жертвенного даяния друг другу, даже если такая жертва предполагает, что, в подражание примеру Христа, кто-либо положит свою жизнь (ср. 1Ин 3:16).

15:14−15 друзья Как Авраам был назван «другом Божиим» (2Пар 20:7; Иак 2:23), потому что имел удивительный доступ к ведению Бога через Божье откровение, которому он верил, так и тем, кто следует за Христом, дается привилегия удивительного откровения через Мессию и Сына Божьего, и верующие стали «друзьями» Бога. Именно за Своих «друзей» Господь положил Свою жизнь (ст. 13; 10:11, 15, 17).

15:16 Я вас избрал Ср. ст. 19. На случай какой бы то ни было претензии среди учеников на духовную гордость из-за имевшихся у них привилегий Иисус указывает, что такая привилегия основывается не на их заслуге, а на Его суверенном выборе их. Бог избрал Израиль (Ис 45:4; Ам 3:2), но не за какую-то заслугу (Втор 7:7; Втор 9:4−6). Бог избрал ангелов, чтобы они всегда были святыми (1Тим 5:21). Он избрал верующих ко спасению вне всякой заслуги (Мф 24:24, 31; см. пояснения к Рим 8:29−33; Еф 1:3−6; Кол 3:12; Тит 1:1; 1Пет 1:2).
приносили плод Единственная цель Божьего суверенного избрания — это чтобы ученики, получившие благословение в таком откровении и понимании, приносили духовный плод. Новый Завет описывает плод как благочестивое состояние (Гал 5:22−23), праведное поведение (Флп 1:11), хвалу (Евр 13:15) и особенно обращение других к вере в Иисуса как Мессию и Сына Божьего (Рим 1:13−16).

15:18−19 Поскольку сатана господствует над порочной мировой системой в ее противостоянии Богу (14:30), то в результате мир ненавидит не только Иисуса, но и тех, кто следует за Ним (2Тим 3:12). Ненависть к Иисусу означает и ненависть к пославшему Его Отцу (ст. 23).

15:20 раб… господина Эта аксиома, высказанная также в 13:16, отражает очевидную истину, которая заставила Иисуса сообщить ее Своим ученикам. Они должны ожидать, что с ними будут обращаться так, как обращались с Ним, потому что ненавидевшие Его не знали Бога (ст. 21) и будут также ненавидеть их; и, наоборот, слушавшие Его с верой будут также слушать и их.

15:22−24 не имели бы греха Иисус не имел в виду, что если бы Он не пришел, то они были бы безгрешными. Он говорил о том, что Его приход ставил перед выбором и приводил непослушных к тяжелейшему и самому смертному греху — греху отвержения и восстания против Бога и Его истины. Это был решающий грех отвержения, обдуманный и пагубный выбор тьмы вместо света и смерти вместо жизни, о чем Он и говорил. Иисус сотворил столько чудес и говорил множество слов для доказательства того, что Он — Мессия и Сын Божий, а они были воинственны в своей любви ко греху и в отвержении Спасителя. См. Евр 4:2−5; Евр 6:4−6; Евр 10:29−31.

15:25 Иисус цитирует Пс 34:19; Пс 68:5. Здесь логика состоит в том, что, если Давида, всего лишь человека, в такой ужасной степени могли ненавидеть враги Бога, насколько больше нечестивые будут ненавидеть совершенного, божественного Сына Давида, обещанного Царя, Который противостанет греху и будет вечно владычествовать над Своим Царством правды (см. 2Цар 7:16).

15:26−27 Когда же придет Утешитель И снова Иисус обещал послать Духа Святого (7:39; 14:16, 17, 26; 16:7, 13, 14). На этот раз Он подчеркнул помощь Духа для свидетельства — возвещения Евангелия. См. пояснение к 16:7.

Примечания:

 
Синодальный перевод
26 приидет — придёт.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.