2 Царств 5 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы — кости твои и плоть твоя;
2 ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождём Израиля».
3 И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.
4 Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет.
5 В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою.
6 И пошёл царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдёшь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдёт сюда Давид».
7 Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов.
8 И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьём и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдёт в дом Господень.
9 И поселился Давид в крепости, и назвал её городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри.
10 И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним.
11 И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду.
12 И уразумел Давид, что Господь утвердил его царём над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего, Израиля.
13 И взял Давид ещё наложниц и жён из Иерусалима, после того, как пришёл из Хеврона.
14 И родились ещё у Давида сыновья и дочери. И вот имена родившихся у него в Иерусалиме: Самус, и Совав, и Нафан, и Соломон,
15 и Евеар, и Елисуа, и Нафек, и Иафиа,
16 и Елисама, и Елидае, и Елифалеф.
17 Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид, и пошёл в крепость.
18 А Филистимляне пришли и расположились в долине Рефаим.
19 И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне против Филистимлян? предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо Я предам Филистимлян в руки твои.
20 И пошёл Давид в Ваал-Перацим и поразил их там, и сказал Давид: Господь разнёс врагов моих предо мною, как разносит вода. Посему и месту тому дано имя Ваал-Перацим.
21 И оставили там Филистимляне истуканов своих, а Давид с людьми своими взял их.
22 И пришли опять Филистимляне, и расположились в долине Рефаим.
23 И вопросил Давид Господа, И Он отвечал ему: не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи;
24 и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься, ибо тогда пошёл Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское.
25 И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Филистимлян от Гаваи до Газера.

Комментарии МакДональда

Г. Коронация царем над всем Израилем (Гл. 5)

5:1−5 С обещаниями верности и преданности одиннадцать колен Израиля теперь присоединились к Иуде, признав Давида полноправным царем. Все собравшиеся перечислены в 1 Паралипоменон 12:23−40. Таким образом было положено начало правлению, продлившемуся тридцать три года. В общем правление Давида продолжалось сорок лет.

В стихе 3 описано третье помазание Давида. Сначала он был помазан пророком Самуилом (1Цар 16:13). Затем он был помазан царем над домом Иуды в Хевроне (2:4). Теперь, наконец, весь народ его помазал в правомерного царя.

5:6−10 Одним из первых военных завоеваний Давида стал захват у Иевусеев крепости на горе Сион. Эти языческие воины считали свой город настолько несокрушимым, что его могли защитить даже слепые и хромые. Давид распознал слабое место в системе водоснабжения этого города и приказал своим людям пробраться через подземный водный канал, который использовали Иевусеи, чтобы доставлять в город воду из находившегося ниже источника. Данная стратегия оказалась успешной, и Иевус стал Иерусалимом, который также назывался Городом Давида, столицей Израильской нации. Вторая часть восьмого стиха имеет отношение к насмешкам Иевусеев в шестом стихе, который позднее стал расхожим выражением: «Слепой и хромой не войдет в дом». Милло был частью крепости древнего города. (Параллельная история в 1 Паралипоменон 11 повествует о том, что Иоав возглавил успешное наступление на город и таким образом обеспечил себе пост начальника армии Давида).

5:11−16 Хирам, языческий царь Тира, послал Давиду материалы и работников, чтобы построить ему дом в Иерусалиме. Давид взял еще наложниц и жен в Иерусалиме, в нарушение Второзакония 17:17, и у него родились еще сыновья и дочери. Царственная родословная Мессии прослеживается через Соломона. Существует еще два списка сыновей, которые родились у Давида в Иерусалиме (1Пар 3:5−8; 1Пар 14:3−7), с незначительными расхождениями (по большей части в правописании) в этих трех списках.

5:17−21 Обеспокоенные новостями об объединении Израиля и о могущественном центральном правительстве, Филистимляне решили перейти в наступление. Они собрали свою армию в долине Рефаим на юге от Иерусалима. Получив уверения от Господа в победе, Давид напал на Филистимлян и поразил их. Он назвал это место Ваал-Перацим, что означает «Ваал разбит» или «господин прорыва». Господь там пробил брешь во вражеских рядах. Давид подобрал и сжег истуканов (1Пар 14:12), которых бросили Филистимляне (ст. 21), чтобы они не стали камнем преткновения для последующих поколений.

5:22−25 Через какое-то время Филистимляне вернулись в ту же долину Рефаим и стали угрожать Израилю. На этот раз Господь сказал Давиду обойти силы врага и зайти со стороны тутовой рощи. И когда он услышит звук шагов по вершинам тутовых деревьев, он будет знать, что Господь пошел против Филистимлян. В результате Давид поразил врага от Гаваи до Газера. Гавая, вероятно, то же самое, что Гаваон (Септуагинта (древнегреческая версия Ветхого Завета) и 1Пар 14:16). Обратите внимание на то, что Давид не считал, что если Бог направил его на одно сражение (ст. 19), значит, Он направит его и на другое (ст. 23). Мы должны постоянно искать волю Бога во всем. Стратегия Бога в первом сражении заключалась в прямом наступлении; а во втором — в засаде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.