Иов 38 глава

Книга Иова
Cовременный перевод WBTC → Комментарии МакДональда

Cовременный перевод WBTC

1 И тогда ответил Иову Господь из бури:
2 "Кто этот человек, который все Мои советы затемняет словами неразумными.
3 Перепояшь себя, как подобает мужчине, и приготовься отвечать: Я буду спрашивать тебя.
4 Где был ты, Иов, когда Я сотворял землю? Ответь, если ты вправду умён.
5 Кто определил размер земли? Кто измеряет землю?
6 На чём покоится земное основанье, кто заложил краеугольный камень?
7 Все утренние звезды пели вместе, и радовались ангелы, когда Я это завершил.
8 Кто перед морем затворил ворота, когда оно рвалось из глубины?
9 В те времена Я спеленал всё облаками и темнотою обернул.
10 И морю Я установил пределы и на замки ворота Я закрыл.
11 И морю Я сказал: не дальше, чем сюда, дойти ты можешь. Здесь волны гордые твои должны остановиться.
12 Иов, повелевал ли в жизни ты когда-нибудь начаться утру и зачинаться дню?
13 Когда-нибудь ты говорил заре, чтобы всю землю охватить и вытряхнуть всех нечестивых из укрытий их?
14 В лучах зари долины и холмы отчётливо видны. Когда свет дня восходит над землёю, их очертанья выступают, как складки на плаще, как глина мягкая под тяжестью печати, — всё обретает форму.
15 Для злых людей свет белый ненавистен, его сиянье останавливает их от злодеяний.
16 Бывал ли ты когда-нибудь, Иов, в глубинах, где лежат начала океана? Ступала ли твоя нога на дно морское?
17 Ты видел ли, Иов, ворота смерти, ведущие в мир мёртвых?
18 Сознаёшь ли ты — насколько велика земля? Если ты знаешь это, скажи мне.
19 Иов, откуда свет приходит, откуда темнота?
20 Ты можешь взять и свет, и темноту туда, откуда они к вам приходят? Ты знаешь, как туда пройти?
21 Конечно же, ты знаешь это всё, ты стар и мудр, ты жил, когда Я сотворил всё это!
22 Бывал ли ты в хранилищах, Иов, где Я держу и снег, и град?
23 Я берегу их для суровых дней, на время войн и битв.
24 Бывал ли ты в том месте, где солнце встаёт и заставляет ветер восточный дуть по всей земле?
25 Кто в небесах творит дороги дождям, кто грому путь мостит?
26 Кто посылает дождь, Иов, в безлюдные места, в пустыни?
27 Дождь напоит пустыню, и трава расти в пустыне начинает.
28 Скажи, Иов, есть ли у дождя отец? И откуда приходят капли росы?
29 Кто матерь льду и кто рождает в небесах мороз?
30 Вода, замерзая, твердеет как камень, и замерзает даже океан.
31 Ты можешь ли связать Плеяды и пояс Ориона развязать?
32 И можешь ли ты каждое созвездие в час нужный выпустить иль вывести медведицу и медвежат её?
33 Законы управленья небом знаешь ты и можешь ли их применить к земле?
34 Ты можешь крикнуть облакам и повелеть, чтобы они тебя омыли дождями?
35 Иль молниям ты можешь приказать, чтобы они пришли к тебе, покорно сказав: мы здесь, чего изволишь ты? Исполнят ли они то, что ты им скажешь?
36 Кто мудрецами делает людей, кто вкладывает мудрость в разум?
37 Кто мудр настолько, чтобы облака пересчитать и наклонить их, чтоб дождь пролить,
38 чтоб грязью стала пыль и комья грязи слиплись?
39 Ты ли находишь, Иов, добычу для львов, кормишь ли их детей?
40 Они лежат в своих логовах и таятся в траве, готовые наброситься на свою жертву.
41 Кто кормит воронов, Иов, когда их дети, бродя без пищи, к Господу взывают?

Комментарии МакДональда

IV. ОТКРОВЕНИЕ ГОСПОДА (38:1 — 42:6)

А. Первый упрек Господа Иову (38:1 — 39:32)

1. Вступление (38:1−3)

Теперь Сам Господь отвечает Иову из бури (это достаточно частая форма богоявления в Ветхом Завете). Речи Бога приносят желанное облегчение после утомительных словопрений в предыдущих главах. Иов затемнял премудрость Божию словами без смысла, то есть, он безрассудно сомневался в справедливости отношения к нему Бога. Теперь вопросы будет задавать Господь, и пусть Иов приготовится отвечать!

В следующих далее вопросах Бог не дает подробного разъяснения проблемы страданий. Вместо этого Он обозревает вселенную, указывая в ней сияющие отблески Своего величия, Своей славы, мудрости и могущества. По сути дела, Он говорит: «Прежде чем брать на себя смелость судить о Моих путях, ты должен спросить себя, сможешь ли владычествовать над творением так же хорошо, как Я». Разумеется, это только показывает Иову, насколько он бессилен, невежественен, ничтожен, беспомощен, несведущ и ограничен.

Здесь, как отмечает Райдаут, мы слышим глас Господень:

«Мы слышим уже не домыслы естественного разумения, как в речах друзей Иова; и не громкие стоны израненной веры, как в речах самого Иова; и даже не ясные, трезвые речи Елиуя — мы находимся в присутствии Самого Иеговы, Который обращается к нам». Слушая вопросы Господа, мы начинаем догадываться, что они могут быть аллегорическими, то есть заключать в себе более глубокий духовный смысл, и что даже сам порядок вопросов может иметь значение. Но пока мы смотрим сквозь тусклое стекло.

Кое-кто может с гордостью заявить, что мы, благодаря современной науке, знаем ответы на многие вопросы, которые задает здесь Бог. По этому поводу барон Александр Хамбольдт признается:

«На вопросы, на которые не мог ответить Иов, все еще не могут ответить и люди науки. Для них это совершенно недоступно; ведь людей науки, весьма сведущих в отношении вторичных причин, всегда останавливают причины первичные. Они никогда не могут дойти до великой первопричины и не стремятся к ней».

2. Требование ответить о чудесах неодушевленного творения (38:4−38)

38:4−7 Господь, в поэтических описаниях непревзойденной красоты, рассказывает о сотворении мира, когда Он положил основания земли, определил размеры ее и строение, утвердил ее (разумеется, движущейся в пустом пространстве); когда ликовали ангелы. Он спрашивает: «Где был ты, когда это все происходило?»

38:8−11 Переходя от космологии к географии и океанографии, Бог указывает, что заключил море в предназначенные ему берега, запретив вторгаться за эту границу, и окутал его воды, как пеленают дитя, облаками и мглою.

38:12−18 Далее Бог красочно повествует, как распоряжается наступлением утра — рассветное сияние озаряет небеса и высвечивает все на земле; вспугивая нечестивых, творящих свои дела в темноте, словно стряхивая их; оттеняет на земле рельеф, подобный оттиску печати на глине; и раскрашивает пейзаж, делая его похожим на разноцветную одежду. Темнота, этот «свет» для нечестивых, отступает, и их злодейские замыслы рушатся. Бог вопрошает Иова, знает ли тот что-нибудь о глубинах моря, о тени смертной и широте земли.

38:19−24 Теперь Бог допытывается у Иова ответа на вопрос о происхождении и природе света. Ссылка на солнце не будет ответом, потому что свет был (Быт 1:3) еще до того, как появилось солнце (Быт 1:16). Достаточно ли Иову лет, чтобы знать ответ? А что он знает про снег и град, которые Бог иногда снаряжает во время смут и войн? Каким образом свет и восточный ветер, исходящие, как кажется, из одной точки, распространяются по поверхности земли?

38:25−30 Далее Иов экзаменуется по теме погоды — о дождях и грозах, о том, как дожди выпадают в пустыне, рождая в ней буйную поросль, а также об источниках дождя, росы, льда с инеем. Почему вода становится твердой, как камень, и поверхность бездны замерзает?

38:31−33 Ни одна наука не в состоянии так явно показать человеку его незначительность, как астрономия. И Бог интересуется способностью Иова управлять звездами и созвездиями, удерживать их на их орбитах, определять их влияние на землю.

На  фоне  предполагаемой власти современного человека, вооружившегося наукой, над силами природы, слова Сперджена, основанные на тексте стиха 31 в переводе КИ, предстают отрезвляющим контрастом:

«Можешь ли ты связать узел Хима [Плеяд] и разрешить узы Кесиль [Ориона]?» (Иов 38:31). «Если мы начнем хвалиться своими возможностями,  величие природы может очень скоро показать нам, насколько мы ничтожны. Мы не в силах сдвинуть с места самую маленькую из мерцающих звездочек или погасить хотя бы один из утренних лучей. Мы говорим о могуществе, но небеса лишь посмеиваются над нами. Когда Плеяды радостно засияют весной, мы ничем не сможем ограничить их влияние, а когда Орион восходит высоко над горизонтом, и природа скована узами зимы, мы не можем ослабить эти ледяные узы. Времена года сменяют друг друга в согласии с божественным предначертанием, и весь род человеческий не в силах что-либо здесь изменить. Господи, что такое человек?»

38:34−38 Очевидно, каждый, кто имеет смелость усомниться в мудрости и могуществе Бога, должен быть в силах вызвать дождь, прикрикнув на облака, и повелевать молниями, так чтобы они мгновенно подчинялись! Может ли Иов рассказать Богу, как действует разум, откуда у человека берется мудрость и понимание всех этих вопросов? Ни у одного человека не достанет мудрости, чтобы счесть облака, не говоря уже о частицах влаги, из которых они состоят. И никто не может предсказать время, когда дождь прольется на безводную землю, которая ссохлась комьями и глыбами.

3. Требование ответить о чудесах одушевленного творения (38:39 — 39:32)

38:39−41 Теперь Бог переходит от неодушевленного творения к одушевленному. Продолжая задавать вопросы, Он напоминает Иову о Своем провидении — что Он из Своей руки кормит каждую живую тварь, от царственных львов на их лежбищах и в засадах до невзрачного ворона с его птенцами.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.