Стих 3

Правосудием Божиим род человеческий был предан во власть дьявола; при этом грех первого человека с самого начала переходит на всех рожденных от смешения обоих полов, и долг первых родителей ложится бременем на всех потомков. Этот переход был впервые обозначен в Книге Бытия там, где змею сказано: будешь есть прах (14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Быт. 3:14), а человеку сказано: прах ты и в прах возвратишься (19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Быт. 3:19). Тем, что сказано: в прах возвратишься, предвозвещается телесная смерть: ведь и ее человек не познал бы, если бы остался праведным, каким было сотворен. А тем, что Бог говорит живому: прах ты, он являет, что весь человек переменился к худшему. Ибо эти слова: прах ты, равнозначны тому, как если бы Он сказал: не останется дух Мой в этих людях, потому что они суть плоть. Из этого явствует, что человек предан тому, кому было сказано: будешь есть прах.

«О Троице».

Стих 4

Итак, по каноническому писанию (secundum scripturas canonicas), как еврейскому, так и христианскому, представляется несомненным, что до потопа было много гигантов и что они были гражданами земнородного общества людей; сыны же Божии, которые произошли по плоти от Сифа, уклонились в это общество, оставив правду. Не будет, впрочем, ничего удивительного, если и от них могли рождаться гиганты. Не все, конечно, были в те времена гигантами; но, во всяком случае, их было тогда гораздо больше, чем в позднейшие времена, после потопа. Творцу было угодно создать их для того, чтобы показать, что не только красота, но и величина и крепость тела не должны быть высоко ценимы мудрым, чье блаженство заключается в благах духовных и бессмертных, гораздо лучших, более постоянных и свойственных только добрым, а не в благах, общих для добрых и злых.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.23. Cl. 0313, SL48, 15.23.124.

Стих 6

Божественное Писание, возводя нас от земного и человеческого образа мыслей к Божественному и небесному, снисходит до таких слов, которыми пользуются между собой даже самые глупые люди в повседневном общении. Поэтому не усомнились и те мужи, через которых говорил Дух Святой, предложить в книгах, там, где это необходимо, также и названия чувств, претерпеваемых нашей душой; хотя и ясно всякому, кто правильно мыслит, что чувства эти далеко отстоят от Бога. Так, например, поскольку трудно, чтобы человек отомстил за что-либо без гнева, то отмщение Божие, происходящее целиком без этого возбуждения, они все же сочли нужным назвать гневом. Точно так же, поскольку привыкли, что чистота жены охраняется ревностью мужа, то и Божий Промысл, предписывающий и делающий так, чтобы душа не растлилась и не развратилась некоторым образом, следуя то одним, то другим богам, назвали ревностью Божией. Подобным образом и рукой Божией именовали силу, которой Он действует, и ногами Божиими — силу, посредством которой Он все хранит и всем правит, и ушами Божиими или очами Божиими — силу, посредством которой Он все воспринимает и разумеет, и лицом Божиим — силу, через которую Он являет себя и познается; и прочее таким же образом. И все это, конечно, из-за того, что мы, к которым обращено слово [Писания], имеем обыкновение руками действовать, ногами ходить и добираться туда, куда влечет дух; ушами, глазами и прочими телесными чувствами воспринимать телесное, лицом приобретать известность; и все прочее, относящееся к этому правилу. Точно так же нам свойственно легко отлагать нечто начатое и обращаться к другому, лишь когда мы раскаиваемся. Поэтому хотя для исследующих светлым умом ясно, что все управляется Промыслом Божиим в строжайшем порядке, однако то, что начало быть, но не продлилось (хотя предполагалось, что оно продлится), вполне сообразно с немощным человеческим разумением называется отложенным как бы посредством раскаяния Бога.

Вопрос 52 из 83.

Иное толкование

Гнев Божий не есть волнение Духа Божиего, но суд, которым налагается наказание за грех. Помышление же и размышление Божие есть неизменная причина вещей, подверженных изменению. Бог не раскаивается в каком-либо поступке, как человек: Его суждение обо всех вещах вообще так же твердо, как верно Его предвидение. Но если бы Писание не употребляло таких выражений, оно не говорило бы так близко сердцу всякого рода людей, для которых оно предназначено быть советом, чтобы устрашать гордых, побуждать нерадивых, упражнять исследующих и давать пищу понимающим.

Этого оно не смогло бы сделать, если бы предварительно само не склонилось и некоторым образом не снизошло к немощным.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.25. Сl. 0313, SL48, 15.25.1.

А что возвещается гибель также всем земным животным и птицам, то этим указывается на величину предстоящего бедствия, а не выражается угроза гибели лишенным разума животным, как если бы и они согрешили.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.25.

Сl. 0313, SL48, 15.25.11.

Стих 8

Ною, человеку праведному и, как говорит о нем на своем правдивом языке Писание, непорочному в роде своем(не так, разумеется, непорочному, как будут непорочны граждане града Божиего в том бессмертии, которым они сравняются с ангелами Божиими, но так, как могут они быть непорочны в этом своем странствии), Бог повелел сделать ковчег, в котором он мог бы спастись от потопа...

Августин Иппонский, О граде Божием 15.26. Сl. 0313,SL48, 15.26.1.

Стих 11

Разумеющий дело таким образом может спросить меня в ответ: был ли Адам — первый человек, сотворенный Богом в начале мира, — осужден за неверность или за грех? Я не нахожу здесь никакого неверия, но одно только непослушание, из-за которого он и был осужден, а по его примеру подвергаются осуждению и все остальные. И Каин был осужден не за неверие, а за убийство брата. Да чего же больше, если я читаю, что весь этот мир был погублен потопом не из-за неверия, но из-за преступления.

Августин Иппонский, О жизни христианской 13. Сl. 0730, 13.1043.11.

Стих 14

...Ковчег, в котором Ной со всеми своими, то есть с женой, сыновьями и невестками, а также и с животными, которые вошли к нему в ковчег по заповеди Божией, мог бы спастись от потопа, без всякого сомнения, служит образом странствующего в веке сем града Божиего, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 1 Тим. 2:5). Ибо и размеры ковчега, его длина, высота и ширина, являются образом человеческого тела. Облеченный в истинную природу этого тела, должен был прийти к людям Обетованный, и пришел.

Длина человеческого тела от темени до подошв в шесть раз больше высоты, которая измеряется от спины до живота. Или, если измерять человека в лежачем положении, обращенного лицом вверх или вниз, то длина его от головы до ног в шесть раз больше, чем ширина его груди справа налево или слева направо, и в десять раз больше, чем высота от земли. Соответственно этому и ковчег был сделан в триста локтей длины, пятьдесят ширины и тридцать высоты. Дверь же, которую он имел сбоку, есть, конечно, не что иное, как та рана, которая возникла от пронзения копьем ребер Распятого на кресте (34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Ин. 19:34): этою дверью входят приходящие к Нему, так как из нее истекают таинства, которыми освящаются верующие. А то, что ковчег велено было построить из деревьев четвероугольных, показывает непоколебимую во всем жизнь святых: какой бы стороной ни повернуть квадрат, он будет стоять. Так же точно и все остальное, что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви.

Августин Иппонский, О граде Божием. Сl. 0313, SL48, 15.26.1.

Стих 19

Что касается мелочных вопросов, которые обыкновенно задаются относительно ничтожнейших животных (не только таких, как мыши и ящерицы, но и таких, как саранча, жуки, мухи и, наконец, блохи: дескать, не были ли они в ковчеге в большем количестве, чем то, какое было назначено повелением Божиим), то тем, кого занимают подобные вопросы, нужно прежде всего напомнить: выражение пресмыкающихся по земле (20 Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Быт. 6:20) следует понимать в том смысле, что не было необходимости сохранять в ковчеге не только тех животных, которые могут жить в воде по погружении в нее, как рыбы, но также и тех, которые могут жить на воде, плавая на ее поверхности, как многие птицы.

Затем, когда говорится: мужеского пола и женского пусть они будут (19 Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Быт. 6:19), этим очевидно указывается, как на цель, на возобновление рода. Вот почему в ковчеге не было необходимости находиться таким маленьким животным, которые могут рождаться без полового совокупления — из каких-либо вещей или вследствие их порчи. Если же они там были, как бывают обыкновенно в домах, то могли быть безо всякого определенного числа.

Августин Иппонский, О граде Божием 15.27. Cl. 0313, SL48, 15.27.55.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

комментарии Женевской Библии на Бытие, 6 глава



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.