Д. Всеобщее развращение и Всемирный Потоп (Гл. 6−8)

6:1−2 Есть два основных толкования стиха 2. Первое заключается в том, что сыны Божии — это ангелы, покинувшие предназначенные им сферы обитания (Иуда 6) и вступившие в брак с женщинами на земле. Это сексуальное извращение было особенно отвратительным в глазах Бога. Те, кто придерживаются этой точки зрения, указывают на то, что выражение «сыны Божии» в книге Иова 1:6 и 2:1 относится к тем ангелам, которым позволено являться пред Богом. Кроме того, выражение «сыны Божии» применительно к ангелам — типичный семитский оборот. Послание Иуды (стихи 6 и 7) наводит на мысль, что ангелы, покинувшие свое место обитания, отличались половой распущенностью. Обратите внимание также на слова «Содом и Гоморра» в начале стиха 7, следующие сразу за описанием падших ангелов.

Главным доводом против этой точки зрения является то, что ангелы, насколько нам известно, не размножаются половым путем. В доказательство тому обычно цитируют слова из Евангелия от Матфея (22:30), где Иисус сказал, что ангелы ни женятся, ни выходят замуж. Но стих этот говорит только о том, что на небе ангелы не женятся и не выходят замуж. Являясь Аврааму (Быт 18:1−5), ангелы выглядели как люди, и, судя по тексту, те двое, которые пошли в Содом, имели человеческие тела и испытывали человеческие эмоции.

Другая точка зрения состоит в том, что сыны Божии — это благочестивые потомки Сифа, а дочери человеческие — развращенные потомки Каина. Довод в пользу этого варианта толкования выглядит таким образом: в предыдущем контексте речь шла о потомках Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). Бытие 6:1−4 описывает браки, в результате которых эти две династии породнились. В самом же контексте слова «ангелы» нет. Стихи 3 и 5 говорят о развращении, наступившем среди людей. Если согрешили ангелы, то зачем уничтожать человечество? Праведные же называются «сынами Божиими», хотя это древнееврейское выражение не совпадает в точности с тем, которые мы находим в книге Бытия 6:2 (см. Втор 14:1; Пс 81:6; Ос 1:10; Мф 5:9).

Данная точка зрения вызывает несколько трудноразрешимых вопросов. Почему все мужчины в роде Сифа были праведными, а все женщины в роде Каина нечестивыми? Кроме того, нигде не сказано, что потомки Сифа были праведны во все времена. Иначе зачем было их уничтожать? И почему от таких браков рождались исполины?

6:3 Господь предупредил, что люди не будут пренебрегать Его Духом вечно. Он дает отсрочку в сто двадцать лет, прежде чем наступит суд в виде Потопа. Бог долготерпит, не желая, чтобы кто-либо погиб, но всему есть предел. Апостол Петр говорит, что через Ноя Христос проповедовал Святым Духом тем людям, которые жили до Потопа (1Пет 3:18−20; 2Пет 2:5). Они отвергли Его проповедь и теперь находятся в заточении.

6:4−5 Исполины (древнеевр. «нефилим» — «падшие»). Унгер дает такое объяснение:

«Многие считают, что Нефилимы — это  гигантские  полубоги, противоестественные  потомки «дочерей человеческих» (смертных женщин) и «сынов Божиих» (ангелов). Этот противоестественный  союз, нарушавший установленные Богом порядки бытия, являл собой такое разительное отклонение от нормы, что это привело к необходимости всемирного суда — потопа».

6:6, 7Сожаление, которое испытывает Бог, вовсе не означает, что Он «передумал», хотя людям может так показаться. Скорее здесь идет речь о том, что Бог не мог оставить без внимания изменения в поведении людей. Святость Бога означает, что Он не потерпит грех.

6:8−22 Ной обрел благодать перед очами Господа. Предупрежденный Богом о грядущем бедствии, он строит ковчег. Размеры приведены в локтях (1 локоть приблизительно равен 45 сантиметрам). Ковчег был 136 метров в длину (450 футов), 22.5 метра в ширину (75 футов) и 13.5 метров в высоту (45 футов). Ковчег был трехпалубным. Отверстие, о котором идет речь в стихе 16, в буквальном смысле было проделано «для света». Скорее всего, через это отверстие свет и воздух поступали по всей длине ковчега.

Ной был спасен благодатью. Это была воля Бога. Ной ответил на это тем, что сделал все, что повелел ему Бог (ст. 22), и в этом Ной проявил себя как ответственный человек. Ной построил ковчег для спасения своей семьи, но закрыл за ним дверь и запечатал ее Бог. Божественный промысел и человеческая ответственность не исключают, а дополняют друг друга.

Ной (стих 9) и Енох (5:22) — единственные люди в Писании, о которых сказано, что они ходили пред Богом. И если Енох символизирует церковь, восхищенную на небо до начала Великой Скорби, то Ной символизирует верный остаток еврейского народа, который будет сохранен во время Великой Скорби и будет жить на земле во время Тысячелетнего царства.

Стих 18 содержит первое в Библии упоминание о завете. Скофилд насчитывает восемь заветов: в Едемском саду (Быт 2:16), с Адамом (Быт 3:15), с Ноем (Быт 9:16), с Авраамом (Быт 12:2), с Моисеем (Исх 19:5), палестинский завет (с израильтянами перед завоеванием Палестины) (Втор 30:3), с Давидом (2Цар 7:16) и Новый Завет (Евр 8:8). Эти восемь заветов, а также завет, заключенный с Соломоном, освещены в приведенном ниже отступлении. Такой сложный предмет, как заветы, понимается разными богословскими направлениями, конечно же, по-разному. Здесь он рассматривается с позиций премиллениализма и диспенсационализма.

ГЛАВНЫЕ ЗАВЕТЫ БИБЛИИ

Едемский Завет (Быт 1:28−30; Быт 2:16−17)

Когда человек еще не знал греха, с ним был заключен Едемский завет. По условиям этого завета человек должен был размножаться, населять землю и владычествовать над ней. Ему была дана власть над всеми животными. Он должен был ухаживать за садом и мог есть все его плоды — кроме тех, что росли на дереве познания добра и зла. Нарушение этой заповеди каралось смертью.

Завет с Адамом (Быт 3:14−19)

После грехопадения Бог проклял змея и предсказал вражду между змеем и женой, а также между сатаной и Христом. Сатана причинит Христу страдания, но Христос уничтожит дьявола. Женщина будет терпеть муки при родах и подчиняться мужу. Земля была проклята. Она будет приносить терние и волчцы (сорняки и колючки), и земледелие будет тяжким трудом. В конечном счете, человек возвратится в прах, из которого был взят.

Завет с Ноем (Быт 8:20 — 9:27)

Бог пообещал Ною, что не будет снова проклинать землю или уничтожать ее потопом. В подтверждение Своего обещания Он дал радугу. Но заветом также устанавливается человеческое правительство, имеющее право приговаривать к смертной казни. Бог гарантирует постоянство смены времен года. Он также повелевает человеку заселить землю, ставшую безлюдной. Кроме того, Господь снова подтверждает власть человека над животными. Теперь человек может пополнить свой некогда вегетарианский рацион мясом. Что касается потомков Ноя, то Бог проклял Ханаана — сына Хама. Ханаан должен был стать рабом Сима и Иафета. Сим получает почетное место среди сыновей Ноя. Мы знаем также, что Сим стал прародителем Мессии. Потомки Иафета распространятся по всей земле и станут жить в шатрах Сима.

Завет с Авраамом (Быт 12:1−3; Быт 13:14−17; Быт 15:1−8; Быт 17:1−8).

Завет с Авраамом имеет безусловный характер, то есть будет соблюдаться Богом несмотря ни на что. Только Бог, явившись в «дыму как бы из печи и в пламени огня», прошел между рассеченными на части животными (Быт 15:12−21). Это очень важно. Когда двое людей заключали (древнеейвр. — «разрезали») завет, оба должны были пройти между рассеченными животными, показывая этим, что будут соблюдать условия завета. Бог не выдвинул Аврааму никаких условий, поэтому сказанное Богом при заключении завета сбудется (и уже сбылось) независимо от того, будут потомки Авраама верны Господу или нет.

Те, кто считают, что у народа, избранного Богом в древности, нет будущего, пытаются доказать, что выполнение Богом этого завета (по крайней мере, по отношению к земле) было связано с некоторыми условиями. Сторонники этого взгляда считают, что все благословения относятся к Церкви, а самому Израилю не досталось практически ничего.

Завет включает в себя несколько обещаний Бога Аврааму и его потомкам: они станут великим народом (Израиль); Авраам получит великие благословения; будет прославлен сам, и через него благословятся многие другие (12:2); Бог будет благоволить к союзникам Авраама и проклянет его врагов; Авраам принесет благословение всем народам — пророчество, которое исполнилось во Христе (12:3); земля Ханаанская (которая впоследствии стала называться Израилем и Палестиной) (13:14; 15:17) навечно перейдет во владение Аврааму; у него будет многочисленное потомство — и по плоти, и по духу (13:16; 15:5); Авраам будет отцом многих народов и царей — как через Измаила, так и через Исаака (17:4, 6); особые отношения с Богом (17:7б).

Завет с Моисеем (Исх 19:5; 20:1 — 31:18)

В самом широком смысле, завет с Моисеем включает в себя Десять Заповедей, объясняющих обязанности человека по отношению к Богу и к ближнему своему (Исх 20:1−26); многочисленные законы, касающиеся жизни израильского народа (Исх 21:1 — 24:11); и подробные предписания, связанные с религиозной жизнью (Исх 24:12 — 31:18). Этот завет был заключен с израильтянами, а не с язычниками. Завет не был безусловным; он требовал послушания со стороны человека, поэтому он был «ослаблен плотью» (Рим 8:3а). Десять Заповедей предназначались не для спасения. Их целью было указать человеку на его грехи и на невозможность достичь праведности своими силами. Из Десяти Заповедей девять повторяются в Новом Завете (за исключением заповеди о соблюдении субботы), но не как законы, неисполнение которых грозит наказанием, а как образец поведения для тех, кто спасен благодатью. Христианин живет по благодати, а не по закону, поэтому он служит Христу из любви, что намного выше простого исполнения закона.

Палестинский Завет (Втор 30:1−9)

Этот завет заключался тогда, когда Палестину еще предстояло завоевать. Аврааму была обещана вся земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт 15:18). (Реку Египетскую, которая протекает на границе между Израилем и Египтом, не следует путать с Нилом). Но Израиль так и не смог захватить всю землю. Во времена Соломона, страны в восточной части Земли Обетованной платили дань (3Цар 4:21, 24), но это нельзя назвать владением землей или даже ее захватом. В палестинском завете предсказано рассеяние израильтян среди народов земли за непослушание. Предсказано также обращение Израиля, Второе Пришествие Христа, возвращение израильтян в Землю Обетованную и их процветание в ней, покаяние израильтян (после чего они будут любить и слушаться Бога), наказание их врагов.

Завет с Давидом (2Цар 7:5−19)

Бог пообещал Давиду не только вечное царство, но и прямого потомка, который всегда будет сидеть на троне этого царства. Этот завет также был безусловным и не зависел от послушания или праведности Давида. Христос по праву наследует перешедший к Соломону престол Давида, о чем мы узнаем из родословной Иосифа (Мф 1).

Христос также является прямым потомком Давида, будучи потомком Нафана, сына Давида, как следует из родословной Марии (Лк 3). Так как Он живет вечно, царство его также вечно. Его тысячелетнее правление на земле перейдет в вечное царствование.

Завет с Соломоном (2Цар 7:12−15; 3 Цар 8:4−5; 2Пар 7:11−22).

Завет с Соломоном не основывался на каких-либо условиях в том, что касалось вечного царства, но содержал условия, определяющие права потомков Соломона на наследование престола (3Цар 8:4−5; 2Пар 7:17−18). Один из потомков Соломона, Иехония, был навеки лишен права иметь наследников на троне Давида (Иер 22:30). Но Иисус, как уже указывалось, не был потомком Соломона, и поэтому на Него не распространяется проклятие Иехонии.

Новый Завет (Иер 31:31−34; Евр 8:7−12; Лк 22:20)

Новый Завет был заключен с домом Израилевым и домом Иудиным, о чем ясно свидетельствует Библия (Иер 31:31). Этот Завет, когда Иеремия писал о нем, был еще в будущем (Иер 31:31а). В отличие от Моисеева завета, который израильтяне нарушили, Бог обещал исполнить этот Завет, независимо от того, будут израильтяне верны или нет (Иер 31:32). Обратите внимание на то, как часто Бог говорит здесь о том, что Он сделает (в будущем времени): Израиль будет возрожден (Иез 36:25); Святой Дух будет дан людям (Иез 36:27); Бог даст людям сердца, желающие исполнять Его волю (Иер 31:33а); у избранного народа будут особые отношения с Богом (Иер 31:33б); весь Израиль познает Бога (Иер 31:34а); грехи будут прощены и забыты (Иер 31:34б), еврейская нация будет вечной (Иер 31:35−37).

Израильский народ пока еще не получил благословений Нового Завета во всей полноте, — это произойдет во время Второго Пришествия Господа. Тем временем истинные верующие пользуются некоторыми новозаветными благословениями. Связь Церкви с Новым Заветом прослеживается в Вечере Господней, где чаша обозначает сам Завет и Кровь, которой Он скреплен (Лк 22:20; 1Кор 11:25). Павел называл себя и других Апостолов служителями Нового Завета (2Кор 3:6).

В ковчег нужно было взять еды, а также по паре всех животных, живущих на земле. Критики утверждают, что ковчег не мог вместить все виды животных и запас продуктов на год и семнадцать дней. Но вполне возможно, что в ковчеге были только основные виды животных и птиц, а после потопа появились новые. В этом случае в ковчеге было более, чем достаточно места.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на Бытие, 6 глава. Комментарии МакДональда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.