Библия » Библия говорит сегодня

От Луки 12 глава

2. Духовное преобразование (11:33-12:12)

Другая сторона работы Духа представлена Лукой в ряде высказываний о свете. Иисус говорит об отдельном человеке, в котором Святой Дух творит революцию. Точно так же, как светильник зажигается не для того, чтобы скрыть, но для того чтобы осветить всю комнату, ясное зрение просвещает всего человека; другими словами, возможность видеть вещи такими, какие они есть, влияет на весь образ жизни и действия человека (11:33-36).

Поэтому, произведя в человеке революцию, или «прояснив его взгляд», Святой Дух начинает преобразовывать его, или соотносить его образ жизни с тем, как он теперь видит мир. После того как Он зажег светильник, Он поднимает его высоко вверх, чтобы осветить каждый угол комнаты.

Дальше Лука рассказывает о беседах Иисуса, излагая Его диалоги на эту тему сначала с фарисеями, затем с учениками.

I) Внешняя религия (11:37-54)

Здесь Иисус говорит не только с фарисеями, но и о них (11 ;37-39). Он не боится сказать им, что их религия, несмотря на то что она составляет всю их жизнь, – всего лишь пустое притворство. Они никогда не позволяли Духу произвести в них революцию, а значит и преобразования. Они очищают «внешность чаши и блюда... а внутренность (ихJ исполнена хищения и лукавства» (11:39). А так как в их душах не происходит никаких изменений, Он осуждает их шестью «горе вам» в 11:42-52. У Луки зло, заключенное в их необновленных сердцах, названо по имени, а Матфей в своем Евангелии отражает, как Иисус, прямо высказывает обвинение им – «лицемеры» (Мф 23:13 J 5, 23,25,27,29). Они играют именно ту роль, которую обозначает это слово. Их религиозная жизнь – это всего лишь роль в пьесе; эта роль не имеет никакого отношения к тому, кто они нд самом деле. Их религия – это не более чем театральное представление.

2) Внутреннее обновление (12:1-12).

Поговорив с фарисеями о фарисеях, Иисус обращается к Своим ученикам и говорит теперь о них. Раньше не было революции и поэтому не было никакого преобразования. Сейчас же, напротив, произошла революция, значит, должно быть и преобразование.

Он напоминает им, во-первых, что настанет день, когда вся внутренняя жизнь человека станет открытой. Вот чего не поняли фарисеи (12:1 -3); все, что они делают, становится испорченным от закваски лицемерия, поэтому главное для них – чтобы внешне все выглядело правильным, а то, что внутри, не имеет значения. Но они заблуждаются, говорит Иисус. То, что внутри, имеет значение, и однажды «будет провозглашено на кровлях».

Поэтому для нас важнее заботиться о благосостоянии души, а не тела. Нам необходимо приготовиться не к земному суду, но к суду Того, Который «может ввергнуть [нас) в геенну»-суду всемогущего Господа. Мы должны стремиться стать во всех отношениях такими людьми, каких Он одобрит, когда настанет тот день (12:4,5).

Если такова ваша цель, то за революцией последует преобразование, вы станете верным Господу и мужественным перед людьми (12:6-12). И еще раз напомним, что все это сотворит Святой Дух. Власть в Его руках.

Один стих в конце данного раздела не раз вызывал бурные дебаты. «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» (12:10). Первая половина стиха представляет некоторую проблему[сли мы предположим (некоторые комментаторы так не считают), что под словами «Сын Человеческий» Иисус подразумевает Себя, тогда нам нужно объяснить кажущееся противоречие между 12:9 и 12:10 а. Над этим отрывком* много дискутировали. Ведь и те, кто принимает Христа, и те, кто Его отвергает (12:8,9), – это, вероятно, те, кому Святой Дух открыл Его; поэтому отречение от Сына Человеческого в 12:9 соответствует хуле против Святого Духа в 12:106. С другой стороны, говорить против «Сына Человеческого» (12:10 а) может означать – говорить о Нем, не зная того, Кто Он есть на самом деле], но вторая – это действительно камень преткновения. Какова она, «хула на Святого Духа», которая никогда не простится?

Есть определенные вещи, которые даже Господь находит невыполнимыми. Когда мы осознаем это, мы начинаем осознавать природу того греха, который не может быть прошен. ДЛЯ Него невозможно лгать, или отрицать Себя, или противоречить Себе (Евр 6:18; 2Тим 2: J 3; Чис 23:19). Ничто, Им сотворенное (включая и человека), не может одновременно быть и тем и не тем. А это, в свою очередь, означает, что если мы не будем прощены, то абсурдно утверждать, что мы будем прощены'. Поэтому для Господа невозможно простить того, кто говорит: «Я не послушаю Святого Духа, когда Он принесет мне послание спасения». Для Него невозможно спасти того, кто говорит: «Я не последую за Святым Духом, когда Он укажет мне на Спасителя». Невозможно произвести революцию в том, кто говорит: «Я не позволю Духу произвести во мне революцию». Это непростительная хула, против которой Господь бессилен. Человек, который решительно настроен попасть в ад, непременно туда попадет.

Таким образом, Лука предупреждает своих читателей о непростительном грехе. Святой Дух приходит, чтобы произвести революцию в их жизни, предлагая спасение в лице Спасителя Иисуса; так пусть же они не противятся. Он приходит преобразить их жизнь по образу Иисуса; пусть же они не противятся, ибо это будет хулой на Святого Духа, и она не может быть, прощена.

Пускай осознают и ответят на это центральное послание Евангелия. В гл. 10 и 11 нам показаны две стороны этого процесса, а молитва Господня, являющаяся своего рода мостом между ними, заключает это в сжатые рамки. Эта же мысль выражается даже еще более кратко в словах, которые Лука приводит для разъяснения самого раннего послания христианской церкви: «Покайтесь... и получите дар Святого Духа» (Деян 2:38). Они идут к Христу в покаянии и вере. Это гл. 10, путь к Нему. Но во время этого пути они обнаруживают, что Он Сам идет к ним. Это гл. 11. Он идет к ним с даром Святого Духа, и в Нем все блага новой эры.

12:13-13:21 «Когда Он приходит»

Некто из народа сказал Ему: Учитель/скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?(12:13,14).

Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле ?нет, говорю вам, но разделение... (12:51).

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие, и чему уподоблю его?Оно подобно зерну горчичному, которое взяв человек посадил в саду своем: и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие ? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все (13:18-21).

Этот раздел начинается обращением к Иисусу как к человеку, обладающему властью и влиянием, с просьбой разрешить некий правовой конфликт (12:13). В Его ответе звучит отказ от любого подобного проявления власти: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» Я вижу в этих словах выражение сочувствия всем священникам, которым приходится делать заявления, подписывать какие-то документы, присоединяться к комитетам, говоря иначе – «придавать вес» тем делам, которые почти не имеют никакого отношения к их настоящей работе. Однако, изучив то, что Иисус говорит далее, мы понимаем, что этот отказ сделан с определенной целью; Он имеет власть сделать это, но к Его власти не следует обращаться для решения таких проблем: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» Просящий правильно думал, что Иисус имеет власть «судить» и «делить», но Он пришел судить гораздо более серьезные дела, чем скандал, связанный с имуществом.

Та же самая мысль проскал ьзы вает в середине данного раздела в 12:51-53. Иисус истинный и безжалостный разделитель. Из-за того послания, которое Он несет, «отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех». Сын последует за Иисусом, в то время как его отец проигнорирует призыв. Мать примет дар Святого Духа, в то время как дочь отвергнет его. Матфей более наглядно представил этот образ: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34) [Лука же в свою очередь называет «перстом Божиим. то, что у Матфея]. Но фраза Луки, хоть и не такая яркая, возможно, намеренно выбрана им, чтобы напомнить слова разделения из 12:13,14, случая, который упоминается только у него.

В конце данного раздела Лука приводит свой вариант притчи о горчичном зерне и закваске (см.: Мф 13:31-33), который как бы подводит итог предыдущим шестидесяти четырем стихам: «Он же сказал...» (13:18). Другими словами, этими двумя историями Он заключает Свое поучение, дававшееся Им с 12:13 вплоть до данного момента. И горчичное зерно, и закваска рисуют Царство Божье, а разделение, которое, как мы увидим, становится основной темой учения Иисуса в этом разделе, в каждом случае проводится между тем, для кого ощущение этого царства стало живой реальностью, и теми, кто еще мало знает о нем. Острый глаз Иисуса-Разделителя проводит различие между садом, в котором горчичное зерно стало большим деревом, способным приютить птиц, и садом, который до сих пор остается голым; между тестом, из которого с помошью дрожжей делают вкусный хлеб, и тестом, из которого получится только пресное печенье.

Мы снова замечаем сходства и различия между методом Луки и методом Иоанна. Лука опять фиксирует ряд событий, чтобы передать послание; Иоанн передает то же самое послание, но совсем другим образом. Единственное памятное предложение из диалога Иисуса с Никодимом звучит так: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир». Иисус, Свет миру, светит в сердца людей и обнажает их истинную суть. Этот свет разделяет их на творящих зло, ненавидящих свет и не идущих к свету, чтобы в свете не были обличены их дела, и тех, кто творит дела истинные, чтобы было ясно видно, что деяния их в Боге «соделаны» (Ин 3:19-21).

1. «Это суд...»

Каждый эпизод в данном разделе показывает нам, что Иисус не только не отказывается «судить или делить» (12:14), но так и поступает. Он отбирает людей по их отношению к множеству вещей. Он приходит судить и делить не мелкие правовые стычки, но все человечество. «Это суд:

1) В практическом отношении (12:13-34)

Притча о безумии богатого естественным образом проистекает из просьбы и ответа на нее, которыми начинается данный раздел. Мы видим в начал ьных стихах (12:13,14) человека, желающего получить свою долю наследства; и он представляет собой наглядный пример того, от чего тут же предостерегает Иисус: «Берегитесь любостяжания» (12:15). Если человек знает истинные ценности жизни, он положит вещь в надлежащее ей место. Собственность в этой жизни принадлежит этой жизни; и так как эта жизнь менее важна, чем последующая, ценности этой жизни должны цениться меньше, чем ценности вечности.

Богач в этой истории, согласно его собственным представлениям, достаточно разумен. Он смотрел вперед «на многие годы» и припас на будущее «много добра». Загвоздка в том, что он не учел, что когда он попадет в тот мир, все эти богатства не принесут ему никакой пользы.

Только Лука записывает эту историю. Помещая ее на это место, он тем самым дает соответствующее введение к знакомым поговоркам о воронах и лилиях и к уроку который мы извлекаем из рассказа о том, как Господь обеспечивает Свои создания (более известному в версии Матфея как часть Нагорной проповеди; см.: Мф 6:25-33). Пища и одежда – это необходимые атрибуты человеческой жизни в этом мире, и «Отец знает, что вы имеете нужду втом» (12:30). Однако вы должны заботиться не о накоплении богатства для этого мира (что было ошибкой богатого фермера из предложенной Иисусом истории), но о накоплении «сокровища неоскудевающего на небесах», которое обеспечит ваше благосостояние в следующей жизни (12:33). Вот что значит «богатеть в Бога»(12:21),и это то, что заботит учеников Иисуса, почитающих Бога Отцом (12:22,30,32).

Как же нам, заглядывая в будущее, устраивать свои материальные дела? Острый глаз Иисуса различает тех, кто занят нуждами ближайшего будущего и делами этой жизни, и тех, кто понимает, что дальнейшее будущее гораздо важнее, и главным образом занят приготовлением к следующей жизни.

2) В духовном отношении (12:35-48)

Когда Иисус продолжает говорить о господине и его людях, Петр просит Его объяснить метафору. Его вопрос (12:41) может означать: «Относится ли это к людям в целом или только к Его ученикам?» Обычно ведь Иисус провозглашал Свои притчи народу (8:9,10; Мф 13:34). Вероятно, Петр полагает, что эта притча обращена только к домочадцам (народу Божьему), и его вопрос означает: «Предназначена ли эта высокая, обещанная бдительным слугам честь (12:37) для всех Твоих учеников, или только для нас, для двенадцати?» В любом случае, исполненный суда свет Иисуса сейчас направлен на духовную ответственность. Чем больше ты имеешь, тем больше чести тебе выпадет – и тем больше ты рискуешь.

В притче хозяин уходит из дома и оставляет своих слуг заниматься их обязанностями. Когда он вернется, он ожидает застать их бдительными (12:35-40) и верными (12:41-48). Среди повседневных забот всегда ли они готовы к его возвращению, или его приход будет подобен приходу ночного вора, застигающего врасплох? Более того, будут ли они заниматься своим делом, или же, воспользовавшись его уходом, они будут праздно проводить время, есть, пить, веселиться, вести себя не лучше глупого богача (12:45,19)? Таким образом, Иисус различает тех слуг, которых Он застанет бдительными, и тех, которых Он застанет спящими и неподготовленными, тех, кто будет преданно служить, и тех, кто будет злоупотреблять своими привилегиями.

Неизвестно, говорится лив первой половине притчи о степени вознаграждения в последующей жизни[б этом ясно говорится в других местах (19:15 и дал.; ср..-*1Кор 3:12 и да], во второй части же явно говорится о степени наказания. Иисус прямо говорит о недовольстве хозяина слугами, которые оказались небдительными и неверными.

Рассказ о слуге, который оказывается неверным (12:46), поднимает вопрос о том, возможно л и лишиться вечной жизни. Однажды став слугой Господа, возможно ли оставаться им вечно? Комментарии здесь не очень помогают. По моему мнению, такого сурового наказания (лишение шанса получить вечную жизнь) заслуживают (вместе с «неверными» и «неверующими» или, по Матфею, с «лицемерами», осужденными «в геенну», Мф 24:51; 23:13-33) так называемые церковные лидеры, чье поведение показывает, что они никогда не были в первую очередь слугами Христа.

3) В историческом отношении (12:49-59)

Далее Иисус подводит слушателей и учеников к другой теме: Его пришествие (12:49,51) и «время сие» (12:56). Пришествие Иисуса и события «времени сего» изобилуют смыслом. Он был не очередным учителем, и даже не пророком. Зловещий огонь мерцал вдоль Его пути, впереди Его ожидало страшное крещение, спокойная жизнь должна была превратиться для Него в борьбу и острую боль (12:49-53). Что все это означает?

А значение быть должно,-также как тучи с западного моря означают дождь, а ветер с южной пустыни означает жару. Приход Плотника из Назарета – это самое значительное событие в истории человечества. Но большинство людей, умеющих видеть значения, связи и отношения почти всех явлений окружающего мира (тем более что наша цивилизация становится более развитой и рациональной), становятся лицемерами, когда смотрят на Иисуса Христа. Они притворяются, что ничего не понимают из выдающихся фактов Его жизни, смерти и воскресения.

Ну что же, судебный процесс начался, иск подан, и тяжелый приговор скоро будет вынесен. Те, кто игнорирует ясные знаки на своем пути, когда их призовут к ответу, смогут винить только самих себя (12:57-59).

Поэтому Иисус различает тех, кто так и не поймет Его решающего значения в человеческой жизни и истории, и тех, кто, как Его ученики, начинает осознавать, хоть и смутно, значение всего этого.

4) В нравственном отношении (13:1-5)

Возможно, упоминание в данном фрагменте двух недавних бедствий (одно из них – политическая жестокость, а другое, скорее, всего лишь случайность) проистекает непосредственно Из того, о чем только что сказал Иисус («В это время пришли некоторые и рассказали Ему...», 13:1). Так как Иисус осуждал тех, кто отказывался видеть смысл в «знамениях времени», Его вопрошатели вполне могли упомянуть о массовом убийстве галилеян, чтобы Он ответил им, какое это имеет духовное значение.

Судя по ответу Иисуса, они, кажется, пришли к выводу, что раз нет дыма без огня, значит, не может быть страдания без греха. Смерть потрясающая (как смерть галилеян во время религиозного служения) или смерть бессмысленная (как смерть под руинами упавшей башни Силоама), вероятно, означает, что заслужившие такую участь были очень плохими людьми.

Такой взгляд в точности совпадает с мнением друзей Иова. Книга Иова затрагивает вопрос страдания и проникает в эту проблему так глубоко, как никакая другая книга в Писании. Если ты страдаешь, говорят друзья Иову, значит ты грешник; ибо если бы ты был праведным перед Господом, то с тобой было бы асе в порядке. Но Иов не принимает такой взгляд, как и Иисус, да и весь христианский опыт свидетельствует против такого понимания. Правда, что в некоторых отдельных случаях Господь делал наказание достойным преступления. Но уже со времен великого потопа (Быт 8:21,22) Господь решил не поступать с человечеством по заслугам, но судить его грехи только когда придет судный день.

Поэтому Иисус здесь различает тех, кто думает, что существует прямая связь между грехом и страданием (некоторые люди лучше, некоторые хуже, и именно в этой жизни каждый получает то, что заслужил), и тех, кто не считает (к счастью), что человек получает по заслугам здесь и сейчас. «Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки». Все мы грешники, все нуждаемся в покаянии, все заслуживаем наказания и все ограждены от ярости Господа, по крайней мере до судного дня. И только благодаря Его милости.

5) В религиозном отношении (13:6- 17)

И притча, и чудо, которые приводит Лука далее (о бесплодной смоковнице и исцелении скорченной женщины), касаются религии, но не настоящей внутренней религии, духовные и нравственные аспекты которой мы уже затронули выше (12:35-48; 13:1-5), а религии как установления. Мы видим, что теперь Его обличительный свет обращен на религиозную систему иудаизма, существовавшую в то время.

Ибо смоковница и виноградник – это символы еврейского народа. Этот народ Господь выращивал, ухаживая за ним на протяжении многих столетий в надежде, что он станет духовно плодородным. Но ее особые отношения с Ним, в общем и целом, превратились в бесплодную религию.

Некоторые подробности притчи в 13:6-9 остаются спорными, но основной ее смысл предельно ясен – дереву дается последний шанс, чтобы доказать свою плодородность. У Матфея и Марка рассказывается о том, как в дальнейшем Иисус воплотил эту притчу вжизнь (Мф 21:18-20; Мк 11:12-14,20,21). За неделю до Своего распятия Он обнаружил по дороге в Вифанию бесплодную смоковницу и возгласил, что впредь у нее больше никогда не будет плода. К тому времени последний шанс был упущен, «и смоковница тотчас засохла» (Мф 21:19).

Подобным же образом обстояло дело с иудейской субботой. Она была миниатюрным изображением всей иудейской религии-дар Господа, наполненный духовным значением, настолько закоснел и покрылся традициями, что стал практически безжизненным. Для иудеев (таких, например, как начальник синагоги), негодовавших, «что Иисус исцелял в субботу» (13:14), исцеление скорченной женщины было чем-то таким, что абсолютно недопустимо в этот день. И это полное извращение той истины, которой на практике не придерживались даже самые лицемерные иудеи (13:15,16).

Снова безжалостный суд Иисуса проводит черту между теми, чья религия – только листья, и теми, кто действительно приносит плод; между теми, чьи религиозные обряды – всего лишь пародия на «субботство» «народа Божия» (Евр 4:9), и теми, для кого суббота – время радости и прославления Господа (13:13,17).

2. «...Свет пришел в мир»

Во всех этих аспектах жизни люди предстают такими, какие они есть в действительности, и совершенно ясно, что острый, беспристрастный глаз Иисуса обличает их. Он различает истину и ложь, безумие и мудрость, слепых и зрячих, мертвых и живых. Только когда Он входит в каждую ситуацию, различие становится очевидным. Он воистину может «судить или делить» (12:14).

1) Его пришествие в прошлом

С чисто исторической точки зрения, приход Иисуса в этот мир во времена, о которых мы читаем, был приходом судьи и разделителя. Эти события, начиная со дня Его воплощения, наглядно показывают нам, что случается, когда приходит свет, и показывает вещи такими, каковы они есть.

Фрагмент, который мы только что рассмотрели, – это, вероятно, самый ясный тому пример в данном разделе. Смоковница принадлежит Иисусу, который «пришел искать плода на ней». В переносном смысле Он входит в виноградник и, осматривая деревья, решает их дальнейшую судьбу. В прямом смысле, Он входит в синагогу, и в результате этого скорченная женщина «выпрямилась» (13:13), тогда как начальник синагоги явно духовно искаженный человек. Различие становится очевидным. «И ког-да говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (13:17).

Однако Его пришествие в мир в I в. н. э. – не единственное Его пришествие. В этом разделе говорится и о других. И хотя все они несут суд, разделения, которые произвел Иисус в дни Его жизни во плоти, главным образом, предвещают Его Судный день, который настанет.

2) Его пришествие в будущем

Каждому человеку в будущем предстоит встретиться с Иисусом-Судьей. Это может быть перед смертью, когда человек услышит слова, сказанные Господом безумному в притче (12:! 6-21): «В сию ночь душу твою возьмут у тебя». Это может быть перед приходом Иисуса, который придет так же внезапно, как хозяин дома (12:37,43). В любом случае, это будет окончанием возможностей, и закончившаяся жизнь человека станет открытой для рассмотрения Судьей. Затем Он отделит всех тех, чей ум был сосредоточен на благах этой жизни, от тех, кто копил свое богатство на небесах.

Это грядущее пришествие, несомненно, произойдет, и оно будет последним. На суде того дня уже не будет права апелляции. Это будет «день гнева», о котором пишет Павел в Послании к Римлянам, днем «откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим 2:5-8). Так же и Матфей описывает в своем Евангелии собрание всех народов перед престолом Сына Человеческого, где Он отделит «одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». По результатам этого отбора одни получат вечное наказание, другие – вечную жизнь (Мф 25:31-46).

3) Его пришествие в настоящем

А между тем Он приходит к людям даже сегодня, изо дня в день, с Благой вестью Царства Божьего. «Отец ваш благоволил дать вам Царство» (12:32). Пока еще есть время, Он дает понять, что, хотя многие приняли Его послание и стали Его учениками, остается еще много тех, кто не принял его. Он описывает мудрость первых и нужду последних. И здесь также подразумевается, насколько безотлагательна необходимость внять Его урокам, из которых мы узнаем, что человек должен искать Господа в покаянии и пустоте и что Он дарует ему спасение и благослове ние. Будут ли эти уроки усвоены, или нет? Это покажет суд.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на евангелие от Луки, 12 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.