3. Продолжительный призыв (18:1−14)

Две следующие притчи — о неправедном судье и о молитве фарисея и мытаря — завершают данный раздел. Некоторые полагают, что Лука помещает их рядом, так как и в той, и в другой рассказывается о молитве. И так оно и есть; но прежде всего речь идет о духовной реальности, на которой должна основываться молитва. Такой духовной реальностью являются личностные отношения, позволяющие человеку соприкоснуться с Богом. Мы должны поддерживать подобного рода контакт каждый день, отныне и до возвращения Сына Человеческого.

1) Ученикам (18:1−8)

В притче о неправедном судье вдова добивается ответа от судьи только благодаря своей настойчивости. Судья не боялся ни Бога, ни человека, и только потому, что вдова не давала ему «покоя», он, в конце концов, предоставляет ей запоздавшую защиту.

На первый взгляд может показаться, что Иисус здесь сравнивает судью с Господом, уча, что народ Божий, как и вдова, должен просить Господа «день и ночь», прежде чем Он ответит на их молитвы. Но на самом деле Иисус не сравнивает, а подчеркивает контраст. О судье Он говорит: «он долгое время не хотел», но о Господе: «подаст им защиту вскоре». Если вдова, и не мечтавшая, что судья ответит ей, тем не менее, благодаря своей настойчивости, добивается того, чего хотела, то что же говорить о народе Божьем, который состоит из Его «избранных» (18:7). Разве не защитит Он их «вскоре»?

Постоянный контакте Господом, Который всегда слышит их молитвы, отличает учеников Иисуса. Его ответ не всегда может быть таким, на который они надеялись; иногда это может быть «нет», зачастую это бывает «жди». Но они по опыту знают, что чем чаще они будут молиться, тем быстрее Господь ответит им. Его избранные вопиют к нему «день и ночь», но не потому, что Он не слышит их, а потому, что слышит.

Такая вера должна быть и у тех, кто понимает этот принцип. Застанет ли нас Сын Человеческий соблюдающими этот принцип, когда Он вернется на землю?

2) Фарисеям (18:9−14)

Несмотря на то что о них здесь нигде не упоминается, совершенно ясно, что слушатели Иисуса в 18:9 — это фарисеи, также как в 18:1 — ученики. История, которую Он рассказывает, — это нечто гораздо большее, чем просто противопоставление фарисея и мытаря. Здесь противопоставляются их отношения, и особенно их отношение к молитве. Иными словами, Иисус показывает нам те виды отношений с Господом, которые лежат в основе противопоставляемых молитв.

В афоризме, который Лука цитирует здесь второй раз (18:14 = 14:11), в двух молитвах показано, как фарисей возвышает себя, а мытарь унижает. А «всякий возвышающий сам себя, унижен будет». Но молитва фарисея настолько перегружена благодарностью к себе, что едва ли может оторваться от земли, не говоря уже о том, чтобы достичь уха Господа. Тем временем мытаря заботил только его собственный грех и милость Господа; и, по словам Иисуса, мытарь «пошел оправданным», смиренная молитва приблизила его к Господу, а фарисей ушел ни с чем из-за своего самомнения.

Наряду с настоятельным призывом использовать все возможности нынешнего дня и призывом быть готовым к пришествию последнего дня, мы слышим также призыв смиренно молиться Господу изо дня в день.

18:15 — 19:44 Шествие Царя

Приближаясь к заключению центральной части этого Евангелия, мы вспоминаем то, что Лука сообщает о себе в самом начале книги. Он садится «составлять повествования» об Иисусе (1:1); перед ним лежит материал, который предстоит обработать, собрание рассказов (некоторые он получил в личном интервью со свидетелями Христа) о делах и словах Иисуса. Но главным его источником, как мы можем предположить, была книга, известная сегодня как Евангелие от Марка.

Эта книга была фундаментом, вероятно, как для Луки, так и для Матфея в то время, когда они писали свои Евангелия. «Согласие» Евангелий от Матфея, Марка и Луки обнаруживает их подобие. Однако у Луки с 9:51 начинается (как мы видели) долгий рассказ — более чем восемь глав, — в котором едва ли есть что-нибудь от Марка. Это его собственная, особенная часть Евангелия, средняя треть которой, как мы заметили, посвящена главным образом учению Иисуса, в то время как первая часть повествует в основном о делах Иисуса, и здесь все Евангелия похожи.

Но 18:14 заключает особый раздел Луки, и с 18:15 он снова присоединяется к Матфею и Марку. Повествование о последнем посещении Иисусом Иерусалима, Его смерти и воскресении в первых трех Евангелиях (и в некоторой степени в четвертом) идет в основном в одном и том же порядке и излагаются одни и те же события.

Поэтому, несмотря на то что мы можем связать фрагменты от 18:15 до 19:44 с предыдущими восьмью или девятью главами и считать их рассказом о завершении путешествия Иисуса в Иерусалим и Его служения, есть в них нечто отличающее их от предыдущего повествования. Большинство событий, которые приводит здесь Лука, можно найти в соответствующих местах у Матфея и Марка, однако существуют некоторые дополнения, внесенные им для того, чтобы подчеркнуть необходимую ему мысль. И оба типа писания — поучительны.

Vox populi vox dei — гласит старая латинская фраза («Глас народа — глас Божий»). Это в высшей степени ошибочное мнение, по сути дела, опровергается в отрывке, который мы рассматриваем. Глас народа говорит одно; глас Божий говорит совсем другое. Когда мы закончим читать раздел Евангелия об учении Иисуса, в эпизодах, где Лука идет в ногу с остальными евангелистами, мы услышим этот глас народа. Мы услышим, насколько неверно народ понял послание Иисуса, Благую весть царства Божьего. Вчитываясь в добавления Луки, понимаешь, что только глас Божий исправляет их непонимание и разъясняет то, чему на самом деле учил Иисус.

1. Неправильно понятое послание

Сравнение Евангелий Матфея, Марка и Луки позволяет выявить у них следующие общие черты. К Иисусу приносят детей, и Он благословляет их (Лк 18:15−17 = Мф 19:13 = Мк 10:13). Богач спрашивает Его о том, как получить вечную жизнь, и Иисус объясняет, что для богатого это очень нелегко, хотя, конечно, возможно через Господа (Лк 18:18−30 = Мф 19:16 = Мк 10:17). Иисус предупреждает учеников о страшных событиях, которые ожидают их, когда они прибудут в Иерусалим (Лк 18:31−33 = Мф 20:17 = Мк 10:32). По пути туда, в Иерихоне, Иисус дарует зрение слепому (Лк 18:35−43 = Мф 20:29 = Мк 10:46). Приближение к Иерусалиму в компании с другими паломниками, идущими на праздник Пасхи, превращается в триумфальное шествие (Лк 19:28−38 = Мф 21:1 =Мк 11:1). С прибытием Иисуса в столицу в основном заканчивается изложение Его учения.

1) Как оно дошло до большинства людей

Эта последовательность имеет одну примечательную особенность, как сочетание цветов имеет какой-нибудь один доминирующий цвет. Дети олицетворяют собой то отношение, которое должен иметь человек, желающий принять «Царствие Божие» (18:17); и наоборот, человек, озабоченный своей собственностью, обнаружит, «как трудно... войти в Царствие Божие» (18:24). Когда слепой в Иерихоне слышит, что мимо проходит народ, он выкрикивает: «Сын Давидов», то есть потомок величайшего царя израильского. И Иисус отвечает ему в том же духе. Он останавливает шествие, словно по царскому повелению, велит привести слепого в Свое царское присутствие, спрашивает о его нужде и исполняет ее тотчас же с царской щедростью (18:38−43). Пройдя еще несколько миль, они сливаются с новой толпой, приближающейся к исторической столице Давидовой — Иерусалиму, и эта толпа совсем ясно и открыто превращается в царское шествие: «Благословен Царь, грядущий...» (19:38).

Даже в наши дни, когда монархическая идея не столь популярна, есть что-то волнующее в блеске царского великолепия. В те дни мысль, что Иисус из Назарета мог стать новым царем евреев, «величайший Сын великого Давида», должно быть, была заразительной. Во всяком случае, именно так большинство людей поняли Его послание.

2) Откуда оно пришло

Они не ошибались, помня, что Царство Божье было основной идеей послания Иисуса. Эта мысль часто появляется в центральном разделе у Луки (9:60; 10:9; 11:2, 20; 12:32; 13:18, 28; 14:15) и лежит в основе повествования о служении Иисуса в первом разделе (4:43; 8:10; 9:2, 11, 27), а также составляет суть первых слов, сказанных об Иисусе еще до того, как Он родился: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (1:32−33).

Некоторые комментаторы идут еще дальше, полагая, что Царство Божье является главной темой Евангелия от Луки. Возможно, альтернативное предположение, что Лука сосредоточен на «Спасителе мира», покажется более подходящим. Но даже в этом случае, никто не отрицает, что всеобщее спасение, которое Лука ясно видел в центре послания Иисуса, очень часто проповедовалось Иисусом с точки зрения Царства Божьего. Но видеть его только в этом свете — значило, что послание могло быть и было неправильно понято.

3) К чему оно пришло

Атмосфера повествования о Вербном воскресении, приближении Иисуса к Иерусалиму среди ликующей толпы, эйфорична. Люди казались опьяненными приближением грядущего царства. Они видели его как историю успеха, без намека на страдания на пути:

О, мы изменимся, но без болезненного рождения, К славным небесам от этой славной земли.

Для них это скорее политическое событие, чем духовное. Они ожидали, «что скоро должно открыться Царство Божье», без всякой продолжительной борьбы. Им оно виделось чисто еврейским царством, которое должно свергнуть все языческие силы внутри страны и дать отпор всем посягательствам на вторжение.

Вот к чему, в результате, пришло послание. Как и множество религиозных идей, эта была наполовину правдой и поэтому даже более опасной, чем ложь. И в таком виде ее знает большинство людей, особенно в наши дни всеобщего образования. Люди, которых бесконечно бомбардируют сообщениями через средства массовой информации, полагают, что они хорошо информированы, когда на самом деле они (так сказать) /переинформированы. Они решительно и авторитетно говорят о вещах, в которых мало что понимают и относительно которых только специалист может указать им на ошибку. Это, несомненно, касается и христианства. Иудеи времен Иисуса полагали, что знают, что подразумевается под царством Божьим. Люди сегодня думают, что они знают, что такое христианство, церковь, Благая весть. Однако чаше всего послание понимается неправильно и требует разъяснения. Это и берется сделать Лука.

2. Разъяснение послания

Взяв основную историю такой, какой она была в Евангелии от Марка, Лука добавляет к ней некоторые свои детали, чтобы исправить ошибочное впечатление и углубить поверхностное понимание. Другими словами, он делает свои добавления, чтобы научить тому, что в действительности представляет собой Царство Божье, и таким образом завершить центральный раздел своего Евангелия, посвященный учению Иисуса. Этих добавлений четыре, и они различаются по величине.

1) Царство должно основываться на кресте Иисуса (18:34)

Среди эпизодов, посвященных рассказам о Царстве Божьем, Матфей, Марк и Лука помещают более мрачный фрагмент с предсказаниями Иисуса об аресте, страданиях и смерти (а также воскресении), ожидавших Его в Иерусалиме. Только Лука добавляет, что Его ученики «ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (18:34).

Но «слова сии» имели решающее значение; Лука словно бы сообщает нам: «Люди говорят, что они понимают, каково оно, Царство Божье, но когда дело доходит до важнейших понятий, мы видим, что „они не разумели сказанного”. Их понимание целого безнадежно неправильно, если они упускают из вида распятие».

Ибо последнее действие драмы — страдания и воскресение Иисуса — было сердцем послания. Это было третье предсказание Иисуса, сделанное ученикам (см. также: 9:18, 43), — а в целом седьмое из восьми, если считать все Его намеки об этом (см. также: 5:35; 12:50; 13:32; 14:27; 17:25), — и оно будет воспринято в свое время как вопрос первостепенной важности в деле провозглашения Благой вести. Как говорил друг Луки апостол Павел: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор 15:3−4).

Сегодня, как и раньше, Иисуса делают номинальным главой всевозможных движений, во главе которых Он Сам никогда бы не встал. Распространенные представления о том, что означает Его лидерство, делают Его подходящей кандидатурой на роль красивого примера, иконоборческого повстанца, мистического гуру. Многочисленные политические, общественные и религиозные движения могут отождествлять себя с Его «царствием». Но Лука ставит перед нами вопрос, который следует задать каждому такому движению: шагают ли эти так называемые христиане «как на войну, с крестом Иисуса пред собою»?

С каким бы энтузиазмом они ни шли к Иерусалиму, если «слова сии... они не разумели», то их движение не может быть христианским. Крестовый поход не может быть без креста.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Майкла Уилкока на евангелие от Луки, 18 глава. Библия говорит сегодня.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Луки 18 глава в переводах:
От Луки 18 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.