Библия » Новый Библейский Комментарий

От Луки 18 глава

← 17 Лк 18 NBC 19

18:1-8 Неправедный судья. На самом деле эта притча завершает часть учения о будущем в 17:20-37. Как и очень похожая на нее притча в 11:5-8, эта притча поясняет основную идею не путем сравнения Господа и неправедного судьи, но подчеркивая контраст между ними. Скорее всего, женщина пришла к судье, чтобы разобрать дело финансового характера, но он отказался слушать ее, потому что хотел получить взятку, а она была слишком бедна, чтобы заплатить ему, и единственным ее оружием оказалась настойчивость. Если даже судья, непочитающий законы Божьи и человеческие, был вынужден действовать из-за неотступности требований вдовы, то насколько больше желание Господа поддержать Свой народ, воззвавший к Нему.

В стихе 7 избранные Бога – это те люди, которые услышали Его призыв и ответили на него. Здесь показано, что их преследуют, и они ждут, что Господь поможет их оправданию. Они молятся: «Да приидет Царствие Твое». Бог ли не защитит избранных Своих – эта фраза означает, что людям может показаться, будто Он бездействует и не отвечает на молитвы, но на самом деле Он безусловно ответит на все молитвы, и для этого не надо Его торопить. Вскоре Он подаст им Свою защиту. Действительно важный вопрос не в том, ответит ли Господь на молитву, но в том, найдутся ли истинно верующие люди, которые будут достаточно настойчивы в молитвах и не утратят надежды на пришествие Сына Человеческого. В притче содержится особое ободрение для людей, чтобы они продолжали возносить молитвы, не теряя духа в тяжелые времена ожидания перед пришествием Сына Человеческого. Интересную параллель см.: Сир. 35:14-19.

18:9 – 19:10 Кому возможно спастись?

Общая тема данного отрывка Евангелия посвящена предложению спасения тем людям, для которых обычно спасение считалось невозможным.

18:9-14 Фарисей и мытарь. Подобно предыдущей притче, эта также посвящена молитве, но здесь та же тема рассматривается в другом аспекте. Две различных молитвы отражают два разных типа характера. Фарисей был человеком благочестивым, ведущим честную и справедливую жизнь. Он делал более того, что требовалось от него по закону. Он постился дважды в неделю, по понедельникам и четвергам, хотя закон предписывал людям поститься всего лишь раз в году – в День искупления. Он отдавал десятину со всего, что зарабатывал, а не только с того, что требовалось по закону. Но он встал на молитву в храме и говорил о себе как о человеке праведном (вся его молитва посвящена собственному «я»), он выказывал презрение к ближним и из его слов предполагалось, что ему ничего от Бога не нужно. В отличие от него, мытарь стоял далеко от святого места в храме. Он не осмеливался даже поднять глаз, не то что воздеть руки с молитвой к Господу, но просто изливал перед Ним признание в собственных грехах и умолял Его о милосердии. Приговор Иисуса был таков: мытарь вернулся домой оправданным, то есть принятым Господом, фарисея же Бог не принял. Более, нежели тот (14), сказано слишком слабо, правильней сказать «не тот».

Таким образом, притча еще раз выражает заботу об «отверженных». Господь всегда готов принять грешников, если те воззовут к Нему, но Он не станет слушать тех, чья гордость своей религиозностью и добрыми делами делает их самодостаточными.

18:15-17 Иисус и дети (см.: Мф 19:13-15; Мк 10:13-16). Лука единственный из евангелистов говорит о детях как о младенцах. Прикоснулся означает, что Иисус возлагал на детей руки и молил Бога ниспослать на них Свое благословение. У Марка суть истории в том, что Царство Божье принадлежит таким, как они. И об этом говорил Иисус, когда брал детей на руки. Лука опустил этот момент, но не потому, что считал его недостаточно важным, но потому, что, вероятней всего, хотел сконцентрировать внимание на уроке о том, что Царство Божье принадлежит только тем, кто готов принять его смиренно, как дитя (ср.: 18:14).

Примечания. Ст. 15 После длинного отрывка (9:51 – 18:14), для которого не существует параллельных мест у Марка, Лука вновь начинает придерживаться версии первого Евангелия.

Ст. 16 Царство Божье одновременно предназначено для детей и для тех, кто уподобился им.

18:18-34 Богатый начальник (см.: Мф 19:16-30; 20:17-19; Мк 10:17-34). Продолжается та же тема об отношениях, которые приемлемы для Бога. Наследовать, то есть приобрести жизнь вечную, – это то же самое, что войти в Царство Божье (24), или же спастись (26). Иисус спросил человека, который называл Его благим, знает ли тот, что на самом деле означает это слово. Это слово следует оставить исключительно для Бога. Иисус вовсе не отрицал, что Сам являлся Сыном Божьим, хотя это было не вполне очевидно для того человека; однако Он пытался избегнуть проявлений пустой лести. Он ответил на его вопрос в традиционном для иудеев стиле, сказав о необходимости исполнять заповеди, выделив те из второй половины Десятисловия, исполнение которых может быть проверено (в большей или меньшей степени) по внешнему поведению человека. Когда человек заявил, что все их соблюдает, Иисус стал испытывать его на более глубоком уровне. Пусть молодой человек обратит все свое имущество в наличность, деньги раздаст бедным и станет Его учеником. Отказ человека поступить таким образом свидетельствовал о том, что на самом деле он не любил своего ближнего как самого себя, что большую привязанность он испытывал не к Богу, а к себе и к своему богатству (ср.: 10:27). Хотя внешне он и соблюдал закон, его сердце не было полностью с Богом. Здесь содержится наглядное доказательство того, как предельно сложно войти в Царство Божье людям, чьи сердца привязаны к богатству. Фактически, это сравнимо с тем, как если бы верблюд попытался пройти сквозь игольное ушко! На самом деле, для людей невозможно спастись без благодатной помощи Божьей.

Но хотя люди не способны превозмочь свою греховную натуру самостоятельно, Бог может вмешаться и спасти тех, кто ответил на Его призыв. Тогда Петр предположил, что Двенадцать ответили на призвание Господа и отказались от всего на свете ради Иисуса. Иисус обещал, что те, кто приготовились принести в жертву все, что должно быть оставлено учениками Христа, получат гораздо большее благословение одновременно и сейчас, в братстве Божьих людей, и в век будущий.

Гонения (см.: Мк 10:30) здесь не упоминаются, но в пророчестве несомненно подразумевается, что Иисусу предстоит быть судимым и понести поругание, которое Ему, как Сыну Человеческому, должно было принять от язычников. Но Двенадцать не смогли понять этого (ср.: 9:45).

Примечания. Ст. 20 Заповеди приведены в необычном порядке, который также можно найти в греческом переводе Ветхого Завета. Заповедь об алчности опущена либо из-за того, что этот грех проявляется не так очевидно, как остальные, либо потому, что эта заповедь фактически оказалась единственной, про которую молодой человек не мог сказать, что он ее исполняет.

Ст. 25 Существует похожая еврейская пословица про слона.

Ст. 31 См.: Ис 49:7; 50:5,6; 52:13 – 53:12; а также Пс 21; 68. Некоторые из этих отрывков, скорее, не конкретные пророчества, но просто утверждения в целом о будущей судьбе праведных людей, которым предстоит пострадать за веру в Господа.

18:35-43 Исцеление слепца (см.: Мф 20:29-34; Мк 10:46-52). Последние две истории из этого раздела посвящены людям, которые ответили на призвание Господа, обращенное к ним через Иисуса Христа. Сын Давидов было определением для Мессии (см.: Ис 11:1-10; Иер 23:5,6; Иез 34:23,24; Лк 20:41-44). Слепой проявил настойчивость (ср.: 18:1), взывая о помощи, несмотря на попытки людей заставить его замолчать, и Иисус ответил на его веру.


Новый Библейский Комментарий на евангелие от Луки, 18 глава


← 17 Лк 18 NBC 19

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

2007-2019, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.