Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

От Луки 10 От Луки 10 глава

10:1−16 Отправление семидесяти на проповедь (ср.: Мат 9:37, 38; 10:7−16; 11:21−23). Только один Лука указывает, что в помощь двенадцати апостолам Иисус Христос послал дополнительную группу Своих учеников, чтобы те также шли проповедовать приближение Царства Божьего. В различных рукописях упоминается то семьдесят, то семьдесят два ученика. В любом случае, это число является символическим и обозначает либо число народов (см.: Быт 10), либо число старейшин, которые помогали Моисею (Исх 24:1). Возможно, все-таки оно означает количество языческих народов, которым позже были посланы благовествовать апостолы, хотя здесь основной задачей остается благовестие для иудеев.

Наставления семидесяти (или семидесяти двум) апостолам почти не отличаются от тех, которые ранее были даны Двенадцати (9:1−6). Иисус сравнивал Своих посланников с овечками среди волков, старающихся помешать их задаче. Им следовало путешествовать налегке и нигде подолгу не задерживаться. Им надлежало расценивать гостеприимство людей как плату за их проповеднический труд, однако им нельзя было искать для себя более выгодных или комфортных условий, переходя с места на место. Впоследствии члены первых христианских общин усвоили эти принципы, заботясь о своих учителях и благовестниках таким образом, чтобы тем не приходилось зависеть от людей, которым они благовествовали (3Ин 7, 8). Апостол Павел имел все основания рассчитывать на помощь опекаемых им церквей, однако предпочитал не пользоваться ею, хотя стих 7 цитировался им неоднократно в различных посланиях, где он говорил о своем праве на подобную помощь (см.: 1Кор 9:14; 1Тим 5:18).

Апостолы должны были возвещать приближение Царства Божьего, а совершаемые ими чудеса исцелений служили свидетельствами этого приближения. Они объясняли, что Божье благословение будет даровано тем, кто прослушал и принял в сердце весть о Царстве (ср.: Мк 1:15). Тех же, кто не желал принять ее, ученики предупреждали о Божьем Суде. Но ответственности за судьбу отвергших Евангелие апостолы не несли.

Говоря о судьбе тех, кто отвергает учение о Царстве Божьем, Иисус привел в пример подпавших под Суд Божий городов древности. Иудеи презирали языческие города за их идолопоклонство, поэтому известие о том, что тем «будет отраднее» на Суде Божьем, звучало нестерпимым оскорблением для возгордившихся иудеев. В заключение Иисус добавил, что Его ученики являются полномочными представителями Его Самого и пославшего Его Бога (ср.: 9:48; Ин 15:23).

Примечания. Ст. 6 Сын мира означает миролюбивого человека, достойного всех материальных и духовных благ, подразумеваемых в пожелании «мир дому сему». Пожелание мира должно было благотворно подействовать на того, к кому обращалось приветствие.

Ст. 13 Хоразин — город к северу от Капернаума.

10:17−24 Возвращение семидесяти двух апостолов (см.: Мф 11:25−27; Мф 13:16−17). В том, что ученики изгоняли бесов, Иисус увидел признак падения сатаны. Лука говорит метафорически о духовном поражении сатаны, что и произошло несколько позднее во время распятия Иисуса. Изгнание бесов, то есть прислужников сатаны, означало приближение победы над их властелином (см.: Откр 12:7−10).

Однако последователям Иисуса не следовало переоценивать свою способность изгонять бесов. Люди могут изгонять бесов и все же не быть допущены в Царство Божье (ср.: Мф 7:22−23). Гораздо важнее знать, что твое имя написано в книге жизни (ср.: Флп 4:3).

Затем Иисус вознес хвалу Господу Богу за то, что Он открыл Свои тайны простым людям и скрыл их от обладающих человеческой мудростью. Завершив молитву, Иисус сказал ученикам, что Его Отец открыл Ему также самую главную тайну: знание Сына (понимание Его сути) и знание Отца. Таинственная связь между Отцом и Сыном такова, что только через Сына люди смогут узнать своего Отца Небесного. Многие праведники древности очень хотели бы видеть пришествие Царства Божьего, но только ученикам дано видеть и слышать Сына Божьего.

Примечания. Ст. 19 Змеи и скорпионы символизируют зло, коренящееся в душах людей (Втор 8:15; Пс 90:13).

Ст. 22 Подлинность этой фразы неоднократно подвергалась сомнению, однако она звучит вполне по-еврейски и может принадлежать Иисусу. Все здесь относится скорее к полноте знания, чем к власти. Глагол знать приведен на иврите, чтобы подчеркнуть личное знание (как в Быт 4:1 о брачных отношениях) или личный выбор (как в Ам 3:2). Повторение фразы «не знает никто» подчеркивает особые отношения между Иисусом и Его Отцом, что неоднократно отражалось в Его молитвах (ср.: Мк 14:36). Следовательно, только Иисус уполномочен открывать людям знания о Боге. Об этом же много говорится в Евангелии от Иоанна (напр., ср.: Ин 10:15). Тема богопознания через Иисуса Христа является связующим звеном между Евангелием от Иоанна и остальными тремя Евангелиями.

10:25 — 11:13 Отличительные черты последователей учения

10:25−37 Притча о милосердном самарянине. Вступление к этой притче не следует путать с похожей историей из Мк 12:28−31. Здесь Иисуса спрашивают, каким образом можно унаследовать жизнь вечную (ср.: 18:18). Следуя иудейским традициям и обычаям, Иисус отсылает спрашивающего к требованиям закона Моисеева. Как предельно сжато сформулировать суть этого закона? Законник дает тот же ответ, что и Сам Иисус в Мк 12:29−31. Здесь нет ничего удивительного, поскольку во времена земной жизни Христа иудеи уже понимали связь между Втор 6:5 и Лев 19:18. Конечно, в свете сказанного апостолом Павлом в Гал 3:12, ответ Иисуса может показаться законническим, однако такое суждение будет поспешным и ошибочным. Если рассматривать все Его учение в целом, то Его ответ законнику воспринимается совершенно по-другому.

Законник понял, что поставил себя в глупое положение, и попытался «оправдать себя», попросив Иисуса уточнить смысл слова «ближний». Тогда Иисус рассказал совершенно замечательную притчу. Можно было ожидать, что Он будет говорить о том, что иудею следует проявлять любовь ко всем, даже к самарянам. Но Иисус ясно показывает, что самарянин может стоять ближе к Царству Божьему, чем внешне набожный, но черствый и бессердечный иудей. В то время как законник спрашивал: «Кто мой ближний? (то есть кому мне следует помогать)», Иисус предложил принципиально другую формулировку вопроса: «Веду ли я сам себя как ближний? (то есть как человек, который помогает другим)». Христос не стал перечислять законнику всех, кого можно считать «ближним своим», потому что нарушение закона происходит не от нехватки информации, но от недостаточной любви. Проще говоря, законнику были нужны не новые знания, но новое сердце.

Примечания. Ст. 30 Дорога в 17 миль (27 км) соединяла Иерусалим и Иерихон, где обычно жили священники, когда были свободны от исполнения своих храмовых обязанностей (ср.: 1:23).

Ст. 31−32 Священник и левит (храмовый служитель) могли бояться нарушить запрет, прикоснувшись к мертвому телу, однако в тексте не дано никакого объяснения их поведению.

Ст. 33 Возможно, слушатели этой притчи ожидали, что третьим персонажем окажется простой иудей, таким образом, вся история обрела бы антицерковную окраску.

Ст. 37 Очевидно, законник, отвечая на вопрос Иисуса, не смог заставить себя прямо сказать: «Самарянин!»

10:38−42 Служение Иисусу. Когда Марфа принялась упрекать свою сестру и пожаловалась на нее Иисусу, Тот ответил ей вежливо, но твердо. Вероятно, Марфа готовила грандиозное пиршество вместо простого ужина. Мария же предпочла слушать Иисуса, что на самом деле неизмеримо важнее, чем готовить роскошные яства. Конечно, вовсе не следует делать из этой истории вывод о том, что тратить время на размышления богоугодно, а на устроение быта — нет. Но суть рассказа о Марфе и Марии в том, что человек должен правильно делить время между служением Иисусу, слушанием и изучением Его наставлений. Однако, несомненно, полезнее слушать Христа, чем заботиться о своих нуждах (ср.: Ин 6:27). По слову Господа важно только одно — нужна такая преданность Евангелию, какую показала Мария.

Примечания. Ст. 38 Поскольку селение, где Марфа и Мария принимали Иисуса, было Вифанией, недалеко от Иерусалима (см.: Ин 11:1), следовательно, либо Христос посетил Марфу и Марию перед последним появлением в Иерусалиме, либо в Евангелии нарушен хронологический порядок.

Ст. 41 Сложно в точности передать смысл сказанного Иисусом, неясно, относится ли слово многое к нескольким переменам блюд в противопоставление скромной трапезе из одного блюда, или же подчеркивается важность одного занятия — слушать слова Христа — по сравнению со многими различными обязанностями повседневной жизни.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на евангелие от Луки, 10 глава. Новый Библейский Комментарий.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

От Луки 10 глава в переводах:
От Луки 10 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.