В этой главе содержится:
I. Притча о настойчивой вдове, преподающая нам урок усердия в молитве, ст. 1−8.
II. Притча о фарисее и мытаре, призывающая нас молиться со смирением и сокрушением о грехе, ст. 9−14.
III. Благоволение Христа к малым детям, которых приносили к Нему, ст. 15−17.
IV. Испытание богатого человека, желавшего последовать за Христом: что он любит больше — Христа или свое богатство; его несостоятельность; беседа Христа с учениками по этому поводу, ст. 18−30.
V. Предсказание Христа о Его страданиях и смерти, ст. 31−34.
VI. Возвращение зрения слепому, ст. 35−43. Последние четыре повествования мы читали у Матфея и Марка.
Стихи 1−8. Смысл этой притчи не требует пояснений, намерение и цель ее указаны в предисловии. Христос рассказал ее, чтобы научить нас всегда молиться и не унывать, ст. 1. Притча предполагает, что весь народ Божий является молящимся народом, что все дети Божьи обращаются к Нему постоянно, а также во всех критических обстоятельствах. Это наша привилегия и честь, что мы можем молиться. Это и наша обязанность: мы должны молиться, если мы пренебрегаем молитвой, то согрешаем. Это должно быть нашим постоянным занятием: мы обязаны всегда молиться, это то, что мы должны делать по уставу каждого дня. Мы должны молиться и никогда не ослабевать в молитвах, не оставлять их до тех пор, пока они не обратятся в вечную хвалу. Но данная притча предназначается, в основном, для того, чтобы научить нас быть постоянными и настойчивыми в наших просьбах о духовных милостях, которые мы ищем либо для себя лично, либо для Церкви Божьей. Когда мы просим о силе для борьбы против наших духовных врагов, против наших похотей и нашей испорченности, являющихся нашими наихудшими врагами, то должны настойчиво молиться, молиться и не унывать, ибо мы не тщетно будем искать лица Божьего. Аналогичным образом мы должны молиться об избавлении народа Божьего от рук гонителей и притеснителей.
I. С помощью притчи Христос показывает, какую силу имеет настойчивость во взаимоотношениях между людьми; настойчивостью можно добиться от человека поступить справедливо и правильно, когда ничто другое не может воздействовать на него. Он приводит пример того, как справедливое дело возымело успех у неправедного судьи не по причине его беспристрастного или сочувственного отношения к нему, но исключительно благодаря настойчивости со стороны истца. Заметим здесь:
1. Плохую характеристику судьи из некоторого города. Он Бога не боялся, людей не стыдился, нисколько не заботился ни о своей совести, ни о своей репутации. Он не боялся ни Божьего гнева, ни человеческого осуждения, не заботился исполнять свои обязанности ни перед Богом, ни перед людьми; ему были совершенно чужды и благочестие, и справедливость, он не имел о них никакого понятия. Нет ничего странного в том, что отвергнувшие страх перед своим Создателем, не считаются со своими собратьями, Его творениями; где нет страха Божия, ничего хорошего ожидать не следует. Такое сочетание нечестия и бесчеловечности дурно в любом человеке, но особенно у судьи, имеющего в своих руках власть, так как применяя ее, он должен руководствоваться принципами справедливости и законами религии; в противном случае существует опасность, что он употребит свою власть не во благо, а во зло людям. Место суда, а там беззаконие — это одно из самых жестоких зол, виденных Соломоном под небом, Еккл 3:16.
2. Несчастное положение бедной вдовы, вынужденной обратиться к нему в связи с тем, что некто задумал страхом и силой одолеть ее. Правда была явно на ее стороне, но она, ища правды, не хотела, вероятно, связываться с формальностями закона и ежедневно обращалась лично к судье с одной и той же просьбой: защити меня от соперника моего, то есть поступи по справедливости с моим соперником; это не означает, что она хотела отомстить ему за обиду, нет, она желала, чтобы его заставили вернуть ей ее имущество, находившееся в его руках, и чтобы он не мог более притеснять ее. Бедные вдовы часто имеют много врагов, которые варварски используют в своих интересах их беспомощность и беззащитность, посягают на их права и обманом лишают их того малого, что они имеют. Судьи же обязаны были не только не притеснять вдовы (Иер 22:3), но защищать сироту и вступаться за вдову (Ис 1:17), быть их покровителями и защитниками, тогда они будут как боги, ибо Бог именно таков, Пс 67:6.
3. Препятствия и разочарования, с которыми она столкнулась в своем ходатайстве: Но он долгое время не хотел. В соответствии со своими обычными правилами он был суров с ней, не обращал внимания на ее дело и смотрел сквозь пальцы на все обиды, причиненные ей ее соперником. Она не могла дать ему взятку, и не было никакого влиятельного человека, которого боялся бы судья и который мог бы заступиться за нее, поэтому он вовсе был не склонен удовлетворять ее жалобу. Судья сам сознавал причину своей медлительности в этом деле и не мог не признать в самом себе, что он Бога не боится, и людей не стыдится. Печально, когда человек знает, как много у него недостатков, но не заботится освободиться от них.
4. Победа вдовы, достигнутая благодаря тому, что она постоянно докучала этому неправедному судье (ст. 5): «Но как эта вдова не дает мне покоя... постоянно утруждает меня, выслушаю ее, поступлю с ней по справедливости, не ради того, чтобы ее вопли не повредили моей репутации, а ради того, чтобы она не докучала мне; ибо она, видать, решила не давать мне покоя до тех пор, пока я не сделаю этого, поэтому удовлетворю ее просьбу, чтобы избавиться от дальнейших беспокойств, и чем раньше, тем лучше». Так своими неотступными просьбами она добилась справедливости: она просила у дверей его дома, преследовала его на улице, умоляла его в суде, и всегда одними и теми же словами: защити меня от соперника моего. И он вынужден был это сделать, чтобы избавиться от нее, ибо совесть его, при всей его неправедности, не позволяла ему отправить ее в тюрьму за оскорбление суда.
II. Эту притчу Христос применяет для ободрения молящегося народа Божьего, чтобы они молились с верой, усердием и настойчивостью.
1. Он заверяет их, что Бог, в конце концов, окажет им милость (ст. 6): слышите, что говорит судья неправедный... как он признается, что назойливость вдовы пересилила его. Бог ли не защитит избранных Своих?.. Заметьте:
(1) Чего они желают и ожидают от Бога: чтобы Он защитил избранных Своих. Отметим:
[1] В этом мире существуют люди, которые являются Божьими людьми, избранными Его, Его собственным избранным народом. Во всем, что Он делает для них, Он всегда имеет это в виду; Он делает, потому что они Его избранные, вследствие того что Он совершил их избрание.
[2] Избранные Божьи встречают в этом мире множество скорбей и вражды, у них много соперников, которые воюют против них, и сатана — главный из них.
[3] Они ожидают от Бога, чтобы Он охранял и защищал их, они нуждаются в том, чтобы Он совершал в них Свой труд, защищал интересы Церкви в мире и дело Своей благодати в сердцах.
(2) Что же требуется от Божьих людей для получения всего этого: они должны вопиять к Нему день и ночь. Это не означает, что Бог нуждается в их увещаниях или что Им можно управлять посредством молитв, нет, но Он вменил молитву им в обязанность и в ответ на нее обещал милость. Мы должны быть конкретными в молитвах против наших духовных врагов, подобно апостолу Павлу (Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня...) и докучливой вдове. Господи, умертви эту похоть. Господи, вооружи меня против этого искушения. Мы обязаны также проявлять заботу о гонимых и преследуемых церквах и молиться, чтобы Господь защитил их и обеспечил их безопасное положение. В молитве мы должны быть очень настойчивы, должны вопиять со всем усердием, вопиять день и ночь, как уверенные в том, что молитва в конце концов будет услышана; мы должны бороться с Богом, как те, кто знает цену благословения, и тогда не получим отказа. Слово Божье призывает молящихся не умолкать пред Ним, Ис 62:6−7.
(3) С какими разочарованиями они могут столкнуться в своих молитвах и ожиданиях. Бог может медлить защищать их, может не сразу вступиться за них в ответ на их прошения. Он μακροθυμεῖ ἐπʼ αὐτοῖς — Он проявляет терпение к врагам Своего народа и не мстит им; Он испытывает терпение Своего народа и не защищает их. Бог долго терпел вопли о беззакониях египтян, притеснявших израильский народ, и вопли о скорбях, возносимых притесняемыми.
(4) Какие заверения даются им в том, что хотя милость Божья может и задерживаться, однако в конце концов будет им дана, и как эти заверения подтверждаются словами неправедного судьи: если эта вдова своей настойчивостью одержала победу, то тем более одержат ее избранные Божьи. Ибо:
[1] Эта вдова была для судьи чужим человеком, никакие родственные узы не связывали их, в то время как молящиеся дети Божьи являются Его собственными избранными, Он знает и любит их, находит в них удовольствие и всегда печется о них.
[2] Вдова была всего лишь одна, а молящихся детей Божьих много, и все они приходят к Нему с одним и тем же поручением, все они согласились просить о своей нужде, Мф 18:19. Как святые на небе окружают престол славы своей объединенной хвалой, так святые на земле осаждают престол благодати своими объединенными молитвами.
[3] Она приходила к судье, велевшему ей держаться на расстоянии от него, мы же приходим к Отцу, предлагающему нам приступать к Его престолу с дерзновением и взывать к Нему: Авва, Отче.
[4] Она приходила к неправедному судье, мы же приходим к праведному Отцу (Ин 17:25), Который заботится о Своей собственной славе и об утешении Своих бедных созданий, особенно таких несчастных, как вдовы и сироты.
[5] Она приходила к этому судье с ходатайством только о своем личном деле, Бог же Сам заинтересован в деле, о котором мы ходатайствуем, и мы можем сказать: Восстань, Боже, защити дело Твое, и что ты сделаешь великому имени Своему?
[6] У вдовы не было друга, который мог бы замолвить за нее слово, поддержать ее прошение как пользующийся большим влиянием, чем она сама. Мы же имеем Ходатая пред Отцем, Его собственного Сына, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас, и имеет могущественное влияние в небесах.
[7] Ей никто не обещал, что ее прошения увенчаются успехом, она не имела ничего, что могло бы ободрить ее в этих прошениях. А к нам простерт золотой скипетр, нам велено просить и при этом обещается, что мы получим просимое.
[8] Она имела доступ к судье только в определенное время; мы же можем вопиять к Нему день и ночь, в любой час, поэтому имеем гораздо больше надежды на то, что своей неотступностью достигнем цели.
[9] Ее настойчивость раздражала судью, она могла опасаться, что ею восстановит его против себя, а наша настойчивость угодна Богу, Он благоволит к молитве праведного, и мы можем надеяться, что преуспеем, если будем молиться ревностно и горячо.
2. Христос намекает, что, несмотря на это, они все-таки ослабеют в ожидании Его (ст. 8): «Но, несмотря на данные заверения в том, что Бог защитит избранных Своих, Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» Сын Человеческий придет, чтобы защитить избранных Своих, защитить преследуемых христиан от преследователей-иудеев; Он будет приходить во все века для защиты Своего оскорбляемого народа и в великий судный день Он придет, чтобы окончательно решить дело Сиона. Итак, когда Бог придет, найдет ли Он веру на земле? Этот вопрос выражает отрицание в сильной форме: нет, Он не найдет ее, Он Сам это предвидит.
(1) Это говорит о том, что вера нужна только на земле: в преисподней грешники ощутят то, во что они не хотели верить, а святые на небе будут наслаждаться тем, во что они верили.
(2) Это означает, что вера есть нечто великое, чего ищет Христос. Он взирает на сынов человеческих и не спрашивает: найду ли Я невинность? — но: найду ли Я веру? Приходящих к Нему за исцелением Он спрашивал об их вере.
(3) Это значит, что если бы оказалась даже самая малая вера, то Он обнаружил бы ее, нашел бы ее. Его глаза видят самого слабого, самого незаметного верующего.
(4) Это является предсказанием того, что, когда Христос придет, чтобы защитить дело Своего народа, Он найдет лишь малую веру, в сравнении с той, какую можно было бы ожидать. То есть:
[1] В общем, Он найдет лишь немного добрых людей, немного действительно и истинно добрых. Много будет имеющих только вид благочестия, но немного истинно, искренне верующих. Более того, Он найдет мало преданности среди людей, нет верных между сынами человеческими Пс 11:2. Повод для этой жалобы будет сохраняться до конца века. Мир не будет становиться лучше, приближаясь к своему концу. Сейчас плохо, будет еще хуже, но самое худшее будет как раз перед пришествием Христа, последние времена будут самыми ужасными.
[2] В частности, Он найдет мало веры относительно Своего пришествия. Когда Он придет, чтобы защитить избранных Своих, Он посмотрит, есть ли какая вера, чтобы помочь и поддержать, и удивится, не найдя ее, Ис 59:16; Ис 63:5. Это означает, что Христос может задерживаться как со Своими отдельными посещениями ради помощи Своему народу, так и со Своим пришествием в конце времени так долго, что:
Во-первых, нечестивые люди начнут отвергать его, говоря: «Где обетование пришествия Его?..» (2Пет 3:4). Они будут опровергать Его пришествие (Ис 5:19; Ам 5:10), Его промедление ожесточит их в их нечестии, Мф 24:48.
Во-вторых, даже Его собственный народ начнет терять надежду на Его пришествие и решит, что Он не придет никогда, потому что их расчеты не оправдались. Божье время для явления Его народу наступает тогда, когда все доходит до крайности и когда Сион начинает говорить: оставил меня Господь. См. Ис 49:14; Ис 40:27. Но утешение наше состоит в том, что когда придет назначенное время, то обнаружится, что неверие человека не может лишить силы обетования Божьи.
Стихи 9−14. Цель этой притчи также указана в предисловии к ней (ст. 9), где говорится, к кому она относится и на кого рассчитана. Христос предназначил ее для обличения некоторых, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других.
1. Они имели высокое мнение о себе и о своих добродетелях, считали себя святыми, вполне отвечающими требованиям святости и более святыми, чем все окружающие их, так что могли служить примером для всех. Но это еще не все.
2. Они были уверены о себе перед Богом, не только имели высокое мнение о своей праведности, но и полагались на нее как на свою заслугу всякий раз, когда обращались с молитвой к Богу. Они были уверены о себе, что они праведны, считали, что сделали Бога своим должником и могут всего потребовать у Него. Далее:
3. Они уничижали других, смотрели на них с презрением, как на недостойных никакого сравнения с ними. Этой притчей Христос хотел показать безумие таковых, что они таким образом лишали себя Божьего благоволения. Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом. Это факты из повседневной жизни.
I. Здесь представлены два человека, совершающие молитву в одном и том же месте и в одно и то же время (ст. 10): Два человека вошли в храм помолиться... Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Фарисей и мытарь вошли в храм помолиться. Отметим, среди поклоняющихся Богу (в видимой церкви) существует смесь добрых и плохих, тех, кто принимается Богом, и тех, кто не принимается Им. Так было всегда, с тех пор как Каин и Авель принесли свои жертвы на одном жертвеннике. Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве. Однако у нас есть основание думать, что они пришли с разными намерениями.
1. Фарисей пришел помолиться в храм, потому что это было общественное место, более общественное, чем углы улиц, и поэтому здесь на него будет устремлено множество глаз и люди похвалят его набожность; возможно, это было больше, нежели ожидалось. Основанием для такого предположения является данная Христом характеристика фарисеев: все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди. Отметим, лицемеры соблюдают внешние религиозные обряды только для того, чтобы сохранить или приобрести добрую репутацию. Существует много тех, которых можно каждый день увидеть в храме, но вполне возможно, что мы никогда не увидим их по правую руку Христа в тот великий день.
2. Мытарь пришел в храм, потому что это был дом молитвы для всех народов, Ис 56:7. Фарисей пришел в храм ради похвалы, а мытарь ради дела; фарисей пришел для того, чтобы показать себя, а мытарь — чтобы принести свое прошение к Богу. Бог видит, с какими настроениями и намерениями мы приходим на служение Ему, и соответственно этому будет судить нас.
II. Обращение фарисея к Богу (ибо назвать это молитвою я не могу): Фарисей став молился сам в себе так, ст. 11−12. Став сам по себе, он молился так — так переводят некоторые это место. То есть он был всецело занят самим собой, не видя никого, кроме самого себя, ища только собственной похвалы, а не славы Божьей. Или, став на видном месте, чтобы выделиться среди остальных, или, приняв на себя очень торжественный и официальный вид, он таким образом молился. Из того, что он говорил, можно заключить следующее:
1. Он был уверен о себе, что он праведен. Он сказал много хорошего о самом себе, и мы можем предположить, что это было правдой. Он был свободен от грубых и позорных грехов, он не был грабителем, не был ростовщиком, не притеснял должников и арендаторов, но был справедлив и добр со всеми, кто зависел от него. Он ни в чем не поступал несправедливо, он никому не сделал зла, он мог сказать как Самуил: У кого я взял вола, у кого взял осла? Он не был прелюбодеем, но содержал свой сосуд в чистоте и чести. И это было еще не все: он постился дважды в неделю, отчасти в силу своего воздержанного характера, а отчасти в силу своей набожности. Фарисеи и их ученики постились дважды в неделю — в понедельник и четверг. Таким образом, он прославлял Бога в своем теле. Мало того, согласно закону, он давал десятую часть из всего, что приобретал, то есть прославлял Бога и имением своим. Все это было весьма хорошо и достойно похвалы. Плохо, если кто не достиг праведности этого фарисея. Однако он не был оправдан; почему же?
(1) Его благодарность Богу за все это, хотя сама по себе она и хороша, однако была, кажется, чисто формальной. Он не сказал: благодатью Божией есмь то, что есмь, как сказал о себе Павел, но заменил это небрежным: Боже, благодарю Тебя. Это было лишь прелюдией к гордому и тщеславному восхвалению самого себя.
(2) Он хвалится этим, с удовольствием, подробно останавливается на этом, как будто единственным его делом в храме было рассказать Всемогущему, каким он был хорошим; он готов был сказать вместе с теми лицемерами, о которых мы читаем в Ис 58:3: Почему мы постимся, а Ты не видишь?..
(3) Он уповал на это как на праведность и не только упоминает о своих делах, но приводит их в свое оправдание, как если бы заслужил ими что-то от Бога, сделал Его своим должником.
(4) Во всем сказанном фарисеем не было ни одного слова молитвы. Он пришел в храм помолиться, но забыл о своем намерении. Он был настолько полон собою, собственной праведностью, что думал, будто ни в чем не нуждается, ни в благоволении Божьем, ни в Его благодати; он, кажется, считал, что об этом вовсе не стоит просить.
2. Он уничижал других.
(1) Он презрительно думал о всех людях, кроме самого себя: я благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди... Он высказывается неопределенно, так, как если бы был лучше любого человека. Мы можем иметь основание благодарить Бога за то, что не таковы, как некоторые, известные своими пороками и низостью, но говорить так опрометчиво, как если бы мы были единственно хорошими людьми, а все остальные распутники и негодяи, значит судить слишком обобщенно.
(2) Он с презрением думал, в частности, об этом мытаре, который остался позади, возможно, во дворе язычников, и с которым он случайно столкнулся, входя в храм. Он знал о том, что это был мытарь, и на этом основании очень немилостиво заключил, что он был грабитель, обидчик, во всех отношениях испорченный человек. Предположим, это так и было и фарисей знал об этом, но какое ему до этого дело? Разве он не мог возносить свои молитвы (это было все, что делали фарисеи) без упреков в адрес своего ближнего? Или это было частью его Боже, благодарю тебя? И не доставляла ли ему греховность мытаря такое же наслаждение, как его собственная праведность? Это самое очевидное доказательство не только недостатка смирения и милосердия, но и преобладания гордости и злобы.
III. Обращение мытаря к Богу было совершенно противоположно обращению фарисея: оно было исполнено смирения и унижения в такой же степени, в какой обращение фарисея — гордости и надменности; исполнено покаяния в грехах и желания к Богу, тогда как фарисей был полон уверенности в себе, в собственной праведности и достаточности.
1. Он обнаружил свое покаяние и смирение в своих действиях: его поза во время обращения к Богу выражала глубокое смирение и серьезность, одежда свидетельствовала о сокрушении, раскаянии и покорности сердца.
(1) Он стал вдали. Фарисей стоял, но забрался так высоко, как только мог, в верхний конец двора; мытарь же держался на расстоянии, сознавая себя недостойным подходить близко к Богу и, вероятно, опасаясь оскорблений от фарисея, смотревшего, как он заметил, с презрением на него, а также помех для молитвы. Этим самым он признавал, что Бог по справедливости мог смотреть на него издали и мог навеки удалить его от Себя, что это было великим благоволением Бога — допустить его до такой близости.
(2) Он не смел даже поднять глаз на небо, а тем более рук, как было принято во время молитвы. Он вознес свое сердце к Богу на небесах, выражая святое желание, но, одолеваемый чувством стыда и сокрушения, не мог поднять глаза свои с уверенностью и святым дерзновением. Его беззакония постигли его, так что он видеть их не может, Пс 39:13. Его потупленный взор свидетельствовал об унынии его духа, вызванного сознанием греха.
(3) Он ударял себя в грудь в святом негодовании на свои грехи: «Так хотел бы я ударить свое злое сердце, если бы мог до него добраться, это отравленный источник, из которого изливаются потоки греха». Сначала сердце поражает грешника своими укоризнами, 2Цар 24:10: И вздрогнуло сердце Давида... Грешник, что ты натворил? А потом он поражает свое сердце угрызениями и сожалениями: Бедный я человек! О Ефреме сказано, что он бил себя по бедрам, Иер 31:19. Великие плакальщики описываются как ударяющие себя в грудь, Наум 2:7.
2. Затем он выразил это и в произнесенных им словах. Молитва его была краткою. Страх и стыд не позволяли ему сказать больше, слова потонули в стенаниях и вздохах. Однако все сказанное им было сказано с определенной целью: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Да будет благословенно имя Божье — молитва эта была услышана, и мы уверены, что произнесший ее человек пошел домой оправданным. И мы получим оправдание через Иисуса Христа, если будем молиться, как молился мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику, Боже бесконечной милости, будь милостив ко мне. Если Ты не помилуешь меня, я навеки погибну, буду вечно страдать. Боже, будь милостив ко мне, ибо я был жесток к самому себе».
(1) Мытарь признает себя грешником по природе своей, по делам своим, виновным перед Богом. Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Фарисей не признает себя грешником, никто из его ближних не может его упрекнуть ни в чем, и он сам не видит причины, чтобы укорять себя, он чист, чист от греха. А мытарь не видит себя никем иным, как только грешником, виновным преступником пред судом Божьим.
(2) Он полностью зависит от милости Божьей, на нее, и только на нее уповает он. Фарисей опирался на заслуги своих постов и десятин, а бедный мытарь отвергает всякую мысль о своих заслугах и прибегает к милости Божьей как к своему городу убежища, хватается за роги этого жертвенника. «Справедливость осуждает меня, ничто не может спасти меня, кроме милости, одной милости».
(3) Он усердно молится о даровании ему этой милости: «О, Боже! будь милостив ко мне, будь благосклонен ко мне, прости мои грехи, примирись со мной и даруй мне Твое благоволение, прими меня великодушно, даруй Твою любовь». Он приходит как нищий за милостыней, когда уже был готов умереть голодной смертью. Вероятно, он повторял эту молитву все с большим и большим чувством, возможно, он еще что-то прибавлял, исповедовался в конкретных грехах и просил о конкретных милостях, в каких он нуждался и какие ожидал от Бога. Но при этом он все повторял и повторял, как припев песни: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
IV. Оправдание мытаря Богом. Мы видели, как по-разному обращались к Богу эти два человека; теперь посмотрим, чего они достигли. Некоторые, наверно, превозносили фарисея, сопровождали его одобрительными возгласами, когда он уходил домой, и с презрением смотрели на этого поникшего, стенающего мытаря. Однако наш Господь Иисус, перед Кем открыты все сердца, Кому известны все желания, от Кого не сокрыта никакая тайна и Кто в совершенстве знает все дела небесного суда, уверяет нас в том, что этот бедный, кающийся, сокрушенный сердцем мытарь пошел в дом свой оправданным более, нежели тот. Фарисей полагал, что если один из них должен быть оправдан, то, конечно, этим одним должен быть он, но никак не мытарь. «Нет, — говорит Христос, — сказываю вам, утверждаю со всей уверенностью, заявляю со всей ответственностью, Я сказываю вам, что мытарь оправдан более, нежели фарисей». Гордый фарисей уходит отвергнутым Богом, он не оправдан, его благодарения не только не приняты Богом, но они отвратительны для Него. Он не оправдан, его грехи не прощены, он не избавлен от осуждения. Он не может быть праведным в очах Божьих, потому что праведен в своих собственных глазах. Мытарь же в ответ на свое смиренное обращение к небесам получает прощение грехов своих. Того, кого фарисей не поместил бы со псами стада своего, Господь помещает с чадами Своего дома. Причина этого в том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
1. Гордые люди, возвышающие сами себя, являются противниками Богу, поэтому они обязательно будут унижены. Бог, в Своем разговоре с Иовом, прибегает к следующему доводу: Он есть Бог, Который, посмотрев на все гордое, смиряет его, Иов 40:6.
2. Смиренные люди, унижающие сами себя, покоряются Богу, поэтому они будут возвышены. Бог возвышает того, кто принимает это возвышение как милость, а не требует его как долг. Он будет возвышен до любви Бога к нему, до общения с Ним, до состояния удовлетворения самим собой и в конце концов будет возвышен до самого неба. Обратите внимание, как наказание соответствует греху: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет. И как вознаграждение соответствует долгу: а унижающий себя возвысится. Заметьте также, как благодать Божья сильна извлечь добро из зла; мытарь был великим грешником, и этот великий грех привел его к великому покаянию, из ядущего вышло едомое. И наоборот, смотрите, как злая сила сатаны превращает добро во зло. Это было хорошо, что фарисей не был грабителем и обидчиком, но диавол через это привел его к гордости на его погибель.
Стихи 15−17. Этот отрывок повествования мы читали у Матфея и Марка. Он весьма уместно следует здесь за рассказом о мытаре как подтверждение истины, проиллюстрированной этой притчей, а именно: что те будут приняты Богом и возвышены Им, кто унижает себя, и что для таковых Христос сберегает благословения, отборнейшие, лучшие благословения. Заметьте:
1. Имеющие благословение во Христе должны желать, чтобы и их дети тоже получили его, и засвидетельствовать о своем искреннем почтении к Христу, обращаясь к Нему, и об искренней любви к своим детям, заботясь об их душах. К Нему принесли младенцев, очень маленьких детей, неспособных самостоятельно ходить, то есть грудных, как некоторые понимают это слово. Нет человека, слишком маленького и слишком юного для того, чтобы принести его к Иисусу. Он знает, как проявить благость к тем, кто неспособен послужить Ему.
2. Одно благословенное прикосновение Христа может сделать счастливыми наших детей. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним в знак приобщения их к Его благодати и Духу (см. Ис 44:3: излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих).
3. Нет ничего удивительного в том, что желающие получить благословение от Христа, для себя самих или для своих детей, встречаются с препятствиями даже со стороны тех, кто должен был бы одобрять и поддерживать их в этом стремлении: ученики же, видя то, решили, что если их допустить к Учителю, то они будут без конца тревожить Его, поэтому возбраняли им и сердились на них. Возлюбленная жаловалась на стражей, Песн 5:7.
4. Многих, кому ученики возбраняли, Учитель приглашал: Но Иисус подозвал их, когда, задержанные учениками, он пошли назад. Они не обращались к Учителю, но Учитель заметил, как их унизили.
5. Воля Христа была в том, чтобы детей приводили к Нему и представляли как жертву живую для славы Его: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им; пусть ничто не препятствует им приходить ко Мне, они будут приняты так же, как и любой другой». Обетование дано нам и семени нашему, поэтому Тот, Кто раздает обещанные благословения, приглашает их прийти к Нему вместе с нами.
6. Дети принадлежащих к Царству Божьему также принадлежат к этому Царству, как дети свободных людей являются свободными. Если родители являются членами видимой церкви, то их дети — тоже, ибо если корень свят, то и ветви святы.
7. Дети настолько приятны Христу, что из взрослых людей Ему более всего приятны те, кто имеет в себе много от детского нрава (ст. 17): кто не примет Царствия Божия, как дитя... то есть не примет со смирением и благодарностью дары его, не претендуя на то, что заслужил их, как это делал фарисей, но радостно сознавая, как мытарь, что всецело обязан щедрой благодати. Если человек не придет к такому состоянию самоотречения, то он никоим образом не войдет в это Царство. Царствие Божье надо принимать, как дети, принимающие имение по праву наследования, а не приобретения, и называть его даром Отца.
Стихи 18−30. В этих стихах содержится:
I. Беседа Христа с неким начальником, у которого было благое желание, чтобы Христос указал ему путь в небеса. Можно заметить здесь следующее.
1. Приятно видеть знатного человека, отличающегося от других людей его круга проявлением заботы о своей душе и вечной жизни. Лука отмечает, что он был из начальствующих. Немногие из начальствующих почитали Христа, но этот был из числа таковых. Был ли он начальником в храме или государственным чиновником — неизвестно, однако это был авторитетный человек.
2. Главное, о чем каждый из нас должен позаботиться, — узнать, что нам делать, чтобы попасть на небо, что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Это подразумевает наличие такой веры в существование вечной жизни после земной, какую не имеют атеисты и безбожники, такой заботы о достижении ее, какой не проявляет беспечный мир, и такой готовности согласиться с любыми условиями, обеспечивающими достижение ее, какой нет у людей, всецело посвятивших себя миру и плоти.
3. Желающие наследовать жизнь вечную должны обратиться к Христу как к своему Учителю, поучающему Учителю, как означает употребленное здесь слово (Διδάσκαλε), и как начальствующему Учителю, и именно таковым они Его и найдут. Нельзя познать путь на небо иначе, как в школе Христовой, поступив в нее и оставаясь в ней.
4. Приходящим к Христу как к своему Учителю надо верить, что Он имеет не только Божественную миссию, но и Божественную благость. Христос хотел, чтобы этот начальник понял, что, назвав Его благим (если только он понимал, что говорил), он, фактически, назвал Его Богом, Кем Он и был (ст. 19): «Что ты называешь Меня благим? Разве ты не знаешь, что никто не благ, как только один Бог? Значит ты принимаешь Меня за Бога? Если так, то ты не ошибаешься».
5. Наш Учитель, Христос, не внес никаких изменений в тот путь на небо, какой был установлен еще до Его прихода на землю, но только сделал его более ясным, более легким и утешительным и обеспечил помощь на случай, если мы сделаем неверный шаг. Ты знаешь заповеди. Христос пришел не для того, чтобы упразднить закон и пророков, но чтобы утвердить их. Желаешь наследовать жизнь вечную? Руководствуйся этими заповедями.
6. Чтобы быть блаженными, необходимо добросовестно соблюдать заповеди второй скрижали и не думать, что какое-либо служение Богу, как бы похвально оно ни было, может возместить пренебрежение ими. Недостаточно только воздерживаться от грубых нарушений этих заповедей, но необходимо знать эти заповеди так, как толковал их Христос в нагорной проповеди, знать во всей их полноте и духовной сущности и как таковые соблюдать их.
7. Люди считают себя невиновными, потому что они невежественны; так было и с этим начальником. Он сказал: Все это сохранил я от юности моей, ст. 21. Он не знал за собой грехов, как и фарисей, ст. 11. Он хвастается, что очень рано начал вести добродетельную жизнь и до сих пор остается таковым, ни в чем не нарушая ни одной заповеди. Если бы он знал Божественный закон в его полноте, знал его духовную природу, если бы он знал свое собственное сердце и хотя бы некоторое время был учеником Христа и поучался от Него, то сказал бы нечто совершенно противоположное: «Все это я нарушал от юности моей в мыслях, словах и делах».
8. Как мы относимся к Христу и к нашим ближним, как относимся к этому миру и к будущему — вот великие критерии, по которым мы должны судить о своем духовном состоянии; по ним и был испытан это человек. Ибо:
(1) Если бы он имел истинную любовь к Христу, то пришел бы и последовал за Ним, был бы послушен Его учению и подчинился Его дисциплине, чего бы ему это ни стоило. Никто не наследует жизни вечной, если не готов разделить участь с Господом Иисусом и следовать за Агнцем, куда бы Он ни повел.
(2) Если бы у него была истинная любовь к своим ближним, то он раздал бы, когда это потребовалось бы, свое имение нищим, Божьим получателям Его податей с наших имений.
(3) Если бы он не ценил этот мир, то при необходимости без сожаления продал бы все, что имел, чтобы облегчить участь бедных из народа Божьего.
(4) Если бы он высоко ценил мир иной, то ничего бы так не желал, как иметь сокровища на небесах, и считал бы их достаточным для себя вознаграждением за все, что оставил, потерял или отдал для Бога в этом мире.
9. Есть много людей, обладающих множеством весьма похвальных качеств и все-таки погибающих из-за одного-единственного недостатка. Так было и с этим начальствующим. Он расстался с Иисусом именно поэтому: ему очень понравились все Его условия, кроме одного, которое должно было разделить его с его имением: «Здесь прошу Тебя извинить меня».
10. Многие хотя и не желают покидать Христа, все же покидают Его. После долгой борьбы между сознанием своей греховности и плотскими наклонностями последние в конце концов берут верх; они очень сожалеют, что не могут служить и Богу и маммоне, но если им приходится что-то оставлять, то они скорее оставят своего Бога, чем свои доходы.
11. Беседа Христа с учениками по этому поводу, в которой мы можем заметить, что:
1. Богатство представляет большое препятствие для многих на их пути к небу. Христос заметил, с каким нежеланием и сожалением богатый человек расстался с Ним. Видя, что он опечалился, Христос также опечалился за него, но при этом сделал такое заключение: как трудно имеющему богатство войти в Царствие Божие! (ст. 24). Если бы этот начальник имел так же мало, как Петр, Иаков и Иоанн, то, по всей вероятности, он все оставил бы и пошел за Христом, как сделали те. Но у него было большое имение, имевшее над ним большую власть, и он предпочел оставить Христа, чем связывать себя обязательством раздать его в благотворительных целях. Христос очень выразительно подчеркивает, как трудно богатому человеку спастись: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие, ст. 25. Это поговорка, выражающая чрезвычайно трудное дело.
2. В сердцах всех людей существует такая всеобщая привязанность к этому миру и его благам, что выставленное Христом в качестве условия спасения равнодушие к миру делает достижение неба действительно очень трудным для любого человека. Если мы должны либо все продать, либо расстаться со Христом, то кто же может спастись? (ст. 26). Ученики не считали требование Христа жестоким и неразумным. Нет, это очень правильно, что ожидающие вечного блаженства в мире ином, должны, в предвкушении его, быть готовы забыть все, что дорого им в этом мире. Но они хорошо знали, как сильно сердца большинства людей прилепились к этому миру и как они готовы прийти в отчаяние от мысли, что им придется когда-нибудь распрощаться с ним.
3. На пути нашего спасения встречаются такие трудности, которые невозможно преодолеть иначе, как только всемогуществом, силою благодати Бога, Кто всесилен и для Кого возможно то, что превосходит силу и разум всякой твари. Невозможное человекам (отвернуться от мира и обратиться к Богу — это такая перемена, какую совершенно невозможно осуществить самому человеку над своим сердцем, это все равно, что разделить море и повернуть вспять Иордан) возможно Богу. Его благодать, воздействуя на душу человека, может изменять ее привычки и наклонности, давать им противоположное направление. Именно Он производит в нас хотения и действия.
4. Мы все склонны слишком много говорить о том, что мы оставили и потеряли или что сделали и как пострадали ради Христа. Это ясно проявилось в Петре: вот, мы оставили все и последовали за Тобою, ст. 28. Как только представилась возможность высказаться, он не смог удержаться и не похвалиться собой и своими братьями, оставившими все из любви к Христу, чтобы последовать за Ним. Но мы должны не только не похваляться этим шагом, но, наоборот, признавать его недостойным внимания и стыдиться того, что, совершая его, испытывали при этом некоторое сожаление, затруднение и тяготение к тому, что осталось позади.
5. Что бы мы ни оставили ради Христа, мы не останемся без обильного вознаграждения, как в этом мире, так и в будущем, независимо от наших слабостей и недостатков (ст. 29−30): нет никого, кто оставил бы утешения, какие он находил в своем имении или в своих родственниках, для Царствия Божия, если они станут препятствием для служения этому Царству или наслаждения им, и не получил бы гораздо более в сие время: дары и утешения Духа Святого, наслаждение в общении с Господом, чистую совесть — преимущества, которые для тех, кто умеет ценить их и пользоваться ими, преизобильно восполнят все их потери. Но это еще не все: в грядущем веке таковые получат жизнь вечную, то, к чему, кажется, были устремлены глаза и сердце богатого начальника.
Стихи 31−34. Здесь содержится:
I. Замечание, сделанное Христом Своим ученикам относительно Его приближающихся страданий и смерти и последующего за ними славного исхода. Он имел совершенное представление и предвидение их и считал необходимым предупредить о них учеников, чтобы они были для них менее неожиданными и страшными. Здесь следует отметить два момента, с которыми мы не встречались у других евангелистов:
1. О страданиях Христа говорится как об исполнении Священного Писания, что примиряло Самого Христа с ними, и Он хотел, чтобы это примирило и их: и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом, в частности, то, что касается тяжких испытаний, которым Он подвергнется. Отметим, Дух Христов в ветхозаветных пророках предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу, 1Пет 1:11. Это доказывает, что Писание есть Слово Божие, ибо оно точно и полностью исполняется; что Иисус Христос был послан Богом, ибо Писание нашло свое исполнение именно в Нем. Это был Тот, Кому надлежало прийти, ибо все, предсказанное относительно Мессии, подтвердилось в Нем. Он пожелал подчиниться всему, ради исполнения Писания, чтобы ни одна йота или черта не пропали из него. Это прекращает соблазн креста и возвеличивает крест. Так было написано, и так надлежало пострадать Христу, так подобало Ему.
2. Здесь с особой силой подчеркиваются позор и поругание, перенесенные Христом во время Его страданий. Другие евангелисты говорили, что Он будет осмеян, а здесь добавляется: и оскорбят Его, и оплюют Его, ὑβρισθήσεται — будут оскорбительно и дерзко смеяться над Ним, Он будет подвержен всяческому позору, на Него обрушат всевозможные упреки. Это была та часть Его страданий, которой Он в духовном смысле удовлетворил справедливость Божью за оскорбления, нанесенные нашими грехами Его чести. Здесь приводится конкретный пример оказанного Ему бесчестия, предсказанного в Ис 50:6: оплюют Его. Но и в данном случае, как и всегда, говоря о Своих муках и смерти, Христос предсказывает и Свое воскресение, которое уничтожит весь ужас и весь позор Его страданий: и в третий день воскреснет.
II. Смущение, в которое были приведены ученики этим сообщением. Это так не соответствовало их понятиям о Мессии и Его Царстве, это было таким ударом для надежд, возлагаемых ими на Мессию, таким нарушением всех их критериев, что они ничего из этого не поняли, ст. 34. Их предрассудки были так сильны, что они не хотели понимать сказанного им в буквальном смысле, а ни в каком другом смысле не могли понять, так что вообще ничего не поняли. Это было для них тайной, загадкой, как и должно было быть. Но они считали невозможным примирить все это со славой и честью Мессии и целью установления Его Царства. Слова эти были сокровенны для них κεκρυμμένον ἀπ' αὐτῶν, это были апокрифы для них, они не могли принять этого. Что касается их, то они много раз читали Ветхий Завет, но никогда не находили в нем ничего, что должно было исполниться в бесчестии и смерти Мессии. Они были так сосредоточены на пророчествах, предсказывавших Его славу, что проглядели те, которые говорили о Его страданиях, на которые книжники и учители закона должны были бы обратить их внимание и ввести в свои вероучения и катехизисы, как и другие пророчества. Но они не соответствовали их планам, поэтому были отложены в сторону. Отметим, люди впадают в различные заблуждения потому, что читают Библию только наполовину, они так же предвзято относятся к пророчествам, как и к закону. Им надо только приятное, Ис 30:10. И мы склонны, читая пророчества, которым еще надлежит исполниться, предаваться приятным мыслям о славном положении Церкви в последние дни. Но мы упускаем из виду ее бедственное положение в пустыне и готовы вообразить, что оно уже закончилось и нас ожидают только безмятежные времена. Поэтому, когда начинаются преследования и скорби, мы ничего не понимаем, не разумеем, что происходит, хотя нам ясно сказано, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
Стихи 35−43. Христос пришел не только для того, чтобы принести свет в наш темный мир и представить пред нами объекты, на которые мы должны смотреть, но также и для того, чтобы дать зрение слепым душам и, исцелив орган зрения, сделать и их способными видеть эти объекты. В знак этого Он многих исцелял от телесной слепоты. В данном случае мы читаем о том, как Христос дал зрение одному человеку вблизи Иерихона. Марк повествует нам об одном человеке, называя его по имени, кого исцелил Христос при выходе Своем из Иерихона, Мк 10:46. Матфей говорит о двух, исцеленных Им, когда они выходили из Иерихона, Мф 20:30. Лука же говорит, что это случилось ἐν τῷ ἐγγίζειν αὐτὸν — когда Он был вблизи от Иерихона (англ. текст. — Прим. переводчика.). Это может означать как то, что это случилось при выходе Его из города, так и то, что это имело место при входе в него. Заметим:
I. Этот несчастный слепой сидел у дороги, прося милостыни, ст. 35. Кажется, он был не только слеп, но и нищ, не имел ни средств к существованию, ни родственников, которые могли бы содержать его. Эта картина символизирует собой состояние рода человеческого, который Христос пришел исцелить и спасти. Он несчастен и жалок, потому что нищ и слеп, Откр 3:17. Он сидел, прося милостыни, ибо был слеп и не мог трудиться, чтобы обеспечить себе пропитание.
Примечание: Те, кого Провидение лишило способности добывать себе хлеб насущный, нуждаются в благотворительности. Мы не должны проходить мимо тех, кто сидит у дороги и взывает к нашему состраданию. Христос обращает Свой благосклонный взгляд на простого нищего. Хотя среди нищих много бывает мошенников, однако не следует всех считать таковыми.
II. Услышав шум от проходящей мимо толпы людей, он спросил: что это такое? (ст. 36). До сих пор ничего подобного не было. Это учит нас тому, что хорошо быть любознательными и что таковые время от времени могут получать пользу от своей любознательности. Не имеющие зрения должны напрягать свой слух и, не имея возможности увидеть своими собственными глазами, они должны спрашивать, использовать глаза других. Так и поступил слепец и таким образом узнал, что Иисус из Назарета проходит мимо, ст. 37. Хорошо быть на пути Христа, и когда у нас есть возможность приобщиться к Нему, не следует упускать ее.
III. В его обращении проявилась большая доля как веры, так и усердия: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня, ст. 38. Он признает Христа Сыном Давида, обещанным Мессией, он верит, что это Иисус, Спаситель, что Он способен помочь и поможет ему, и ревностно просит Его о благоволении: «Помилуй меня, прости мне мои грехи, сжалься над моими страданиями». Христос — милостивый Царь, те, кто обращается к Нему как к Сыну Давидову, таковым Его и находят. Их молитва «помилуй нас» вполне достаточна, ибо Христова милость включает в себя все.
IV. Кто искренне ревнует о благоволении и благословениях Христа, не отступит, даже если встретит противодействие и упреки. Шедшие мимо него люди ворчали на него, что он затруднял Учителя своим назойливым криком, и заставляли его молчать. Но он настойчиво продолжал кричать, более того, запреты действовали на него подобно тому, как дамба действует на бурный поток, заставляя подниматься его еще выше: «Но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня». Желающие достичь успеха своими молитвами должны быть настойчивыми в них. Эта история в конце главы говорит нам о том же, что и притча в начале ее: должно всегда молиться и не унывать.
V. Христос ободряет несчастных нищих, на которых люди смотрят с неодобрением, и приглашает их прийти к Нему: Он велел привести его к Себе.
Примечание: У Христа гораздо больше любви и сострадания к бедствующим просителям, чем у любого из Его последователей. Хотя Христос должен был идти дальше, тем не менее Он остановился и велел привести его к Себе. И вот те, которые только что препятствовали этому нищему, должны теперь подать ему руку и привести его к Христу.
VI. Хотя Христос и знает о всех наших нуждах, Он хочет услышать о них от нас самих (ст. 41): Чего ты хочешь от Меня? Открывая перед Богом наше положение и подробно перечисляя свои нужды и заботы, мы учимся ценить милости, о которых просим, а это необходимо для того, чтобы быть достойными этих милостей. Человек этот излил всю душу свою перед Христом, сказав только: Господи! чтобы мне прозреть. Так и мы должны быть конкретными в своих молитвах, просить о конкретных нуждах.
VII. Молитва веры, руководящаяся ободряющими обетованиями Христа и опирающаяся на них, не останется тщетной, больше того, она получит не только ответ мира, но и ответ славы, ст. 42. Иисус сказал ему: «Прозри! вера твоя спасла тебя». Истинная вера производит усердие в молитве, а то и другое вместе приносит обильные плоды благоволения Христова. Они бывают вдвойне утешительны, когда приходят именно таким путем, когда мы спасаемся верой.
VIII. Благодать Христову следует принимать с благодарной признательностью, славя Бога, ст. 43.
1. Бедный нищий, прозрев, сам пошел за Христом, славя Бога. Христос ставил Своей задачей прославлять Своего Отца, и исцеленные Христом более всего могут угодить Ему, когда прославляют Бога, точно так же, как те более всего угождают Богу, кто прославляет Христа и воздает Ему честь, ибо исповедуя Его Господом, мы прославляем Бога Отца. Мы прославляем Бога, когда следуем за Христом, как делают те, чьи глаза отверсты.
2. Весь народ, видя это, не мог не воздать хвалы Богу, Который дал такую власть Сыну Человеческому и через Него даровал такие милости сынам человеческим.
Примечание: Нам следует славословить Бога за милости Его, посланные другим, как и за милости, дарованные лично нам.
Толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 18 глава. Толкование Мэтью Генри.
Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.