Рассказав в предыдущей главе о зачатии, рождении и детстве предтечи Христа, в этой главе евангелист повествует о рождении и детстве самого Господа Иисуса Христа. Первородный вводится в мир, встретим Его восклицаниями: «Осанна, благословен грядущий».
I. Место и другие обстоятельства рождения Иисуса Христа, доказывающие, что Он — истинный Мессия, такой, в каком мы нуждались, а не такой, каким Его ожидали иудеи, ст. 1−7.
II. Сообщение ангела о рождении Христа пастухам той местности; песнь хвалы, спетая ангелами в честь этого события, и распространение вести о рождении Христа пастухами, ст. 8−20.
III. Обрезание Христа и наречение Ему имени, ст. 21.
IV. Принесение Его в храм, ст. 22−24.
V. Свидетельство о Нем Симеона и Анны пророчицы, ст. 25−39.
VI. Рост Христа и Его духовное развитие, ст. 40−52.
VII. Соблюдение Христом праздника Пасхи в двенадцатилетнем возрасте; Его беседа с учителями в храме, ст. 41−51.
И это, вместе с тем, что мы читали у Матфея (Мф 1 и 2 гл.), — все, что сообщается нам о жизни Господа Иисуса до того момента, когда Он вышел на открытое служение в тридцатилетнем возрасте.
Стихи 1−7. Пришла полнота времени, и Бог посылает на землю Своего Сына, Который родился от жены, подчинился закону; согласно предсказанию, Он должен был родиться в Вифлееме. И вот здесь описываются обстоятельства Его рождения — время, место и то, как оно произошло.
I. Время, в которое родился наш Господь Иисус. Сведения, какие мы можем извлечь из этих стихов, указывают на то, что это было надлежащее время.
1. Он родился в то время, когда четвертая монархия достигла своего расцвета, именно тогда, когда она стала в большей мере, чем любая из трех предыдущих, всемирной монархией. Он родился во дни кесаря Августа, когда Римская империя простиралась на значительно большей территории, чем когда-либо раньше или позже, а именно: от Парфии до Британии. Поэтому именно в этот период она стала называться Террарум Орбис — империя всей земли. И евангелист Лука называет ее вся земля (ст. 1), так как едва ли существовала в цивилизованном мире того времени местность, которая бы не находилась в зависимости от Римской империи. Итак, это было время, когда, согласно пророчеству Даниила, должен был родиться Мессия (Дан 2:44): И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится.
2. Христос родился в то время, когда Иудея стала провинцией Римской империи и ее данником; это явствует из того, что Иудея, наравне со всеми остальными провинциями Рима, подлежала переписи. Иерусалим был завоеван римским полководцем Помпеем приблизительно за шестьдесят лет до рождения Христа. Овладев Иерусалимом, он отдал Гиркану управление церковью, но не страной. Постепенно власть Гиркана уменьшалась, пока наконец совсем не ослабела во время правления в Иудее Квириния, римского правителя Сирии, ст. 2. Римские историки называют его Sulpitius Quirinius. Именно при таком положении дел должен был родиться Мессия, ибо таково было пророчество умирающего Иакова, что Примиритель придет, когда отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, Быт 49:10. Это была первая перепись, произведенная в Иудее, первый признак ее рабства; поэтому именно сейчас должен был прийти Примиритель, чтобы восстановить Свое царство.
3. Эта общая перепись всех подданных империи подразумевала еще одно обстоятельство, а именно: это было время всеобщего мира в империи. Храм Януса был закрыт, чего обычно никогда не случалось, если страна готовилась к какой-то войне. Таким образом, все было готово к рождению Князя мира, в дни Которого мечи должны быть перекованы на орала.
II. Место, где родился наш Господь Иисус, также примечательно. Он родился в Вифлееме; так было предсказано пророком (Мих 5:2), так толковали книжники (Мф 2:5−6) и так понимали простые люди, Ин 7:42. Название этого города символично, ибо слово Вифлеем означает Дом хлеба. Город с таким названием — очень подходящее место для рождения Того, Кто есть Хлеб жизни, Хлеб, сшедший с небес. Вифлеем — город Давида, где он родился, поэтому и Христос, Сын Давида, должен был родиться в нем. Сион тоже назывался городом Давида, но Христос был рожден именно в Вифлееме, где Давид родился в бедности, чтобы стать простым пастухом. И наш Спаситель, смиривший Себя, выбрал местом Своего рождения именно этот город, а не Сион, где Давид царствовал в силе и славе, не гору Сион, которая должна была стать прообразом Церкви Христовой. Когда Мария была беременна и роды были уже близки, Провидение распорядилось таким образом, что все подданные Римской империи должны были по указу императора подвергнуться обложению налогом, то есть им надлежало записать свои имена у соответствующих чиновников, причем они должны были зарегистрироваться и записаться каждый согласно своему роду (как подразумевается в используемом здесь слове), поскольку обложение населения данью было лишь вторичной целью. Предполагают, что народ должен был исповедать свою покорность Римской империи, либо посредством установленной словесной формы, либо, по крайней мере, уплатой незначительной дани в знак своего верноподданничества. Таким образом иудеи были записаны вассалами, за что могли благодарить самих себя. Согласно этому указу, иудеи, которые были скрупулезны в различении колен и родов, заботились о том, чтобы во время переписи было уделено особое внимание сохранению памяти о них. Так безрассудны были они, стараясь сохранить тень и теряя при этом содержание.
Кесарем руководило либо желание удовлетворить свое тщеславие — узнать численность своих подданных и сообщить о ней всему миру, либо политические соображения — усилить свое влияние и придать более грозный вид своему правлению. Но Провидение имело другие цели в этом событии. Весь мир был приведен в движение этой переписью только ради того, чтобы Иосиф и Мария могли принять участие в ней. Поскольку Иосиф и Мария были из дома и рода Давидова, им пришлось выйти из Назарета Галилейского и отправиться в Вифлеем, ст. 4−5; возможно, будучи бедными простыми людьми, они смотрели на свое царственное происхождение скорее как на бремя и причину лишних издержек, чем как на предмет гордости. Трудно предположить, чтобы в то время, когда иудеи не соблюдали границ своих колен, как раньше, каждый из них (как мужчина, так и женщина) обязаны были отправиться в город своих предков и зарегистрироваться именно там. Возможно, такая строгость применялась только в отношении дома Давидова, относительно которого император мог издать особый указ, чтобы знать численность и силу представителей этого дома, поскольку это был царский род и о нем все еще говорили как о предназначенном для царствования. Это послужило нескольким целям Божьего провидения:
1. Дева Мария, имевшая во чреве великого Младенца, была приведена в Вифлеем, чтобы родить Его там, согласно предсказаниям, хотя собиралась рожать в Назарете. Человек предполагает, а Бог располагает, провидение Божье устраивает все таким образом, чтобы исполнилось Священное Писание, и заставляет планы людей, которые они строили для достижения своих целей, служить Его целям, которых люди совершенно не имели в виду.
2. Таким образом выявилось, что Иисус Христос был от семени Давидова. Почему Его мать была приведена в Вифлеем? Только лишь потому, что она была из рода и дома Давидова. Принадлежность Христа к дому Давидову была важным фактом, который надлежало доказать и который требовал именно такого достоверного доказательства, как это. Иустин Мученик и Тертуллиан, самые первые защитники христианской веры, доказывая происхождение Христа из дома Давидова, апеллировали к регистрационным записям Римской империи.
3. Таким образом было засвидетельствовано, что Иисус Христос подчинился закону, ибо сразу же, как только родился, стал подданным Римской империи, рабом властелинов, Ис 49:7. Многие предполагают, что поскольку Христос родился во время переписи, то и Он был записан вместе с Его матерью и отцом, чтобы явить тем самым, что Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба. Вместо того чтобы, придя в мир, сделать царей Своими подданными, Он Сам стал подданным.
III. Обстоятельства рождения Христа были очень скромными и несли на себе все признаки уничижения. Да, Он был первенцем, но быть первенцем такой бедной женщины, как Мария, не великая честь. У нее не было иного наследства, на которое Он мог бы претендовать как первенец, кроме того, что было в самом рождении.
1. Иисус подвергся унижению до положения обыкновенного младенца. Его завернули в пеленки, подобно другим новорожденным, как если бы Его можно было связать или как если бы Он нуждался в сохранении прямого положения. Тот, Кто делает мглу пеленами для моря, Сам был завернут в пелены, Иов 38:9. Отец вечности стал земным младенцем, и люди говорили о Нем, происхождение Которого от вечности: Но мы знаем Его, откуда Он, Ин 7:27. Ветхий днями стал младенцем размером в одну пядь.
2. Он подвергся особым унижениям, выпавшим только на Его долю.
(1) Христос родился в гостинице. Сын Давида, слава дома Своего отца, не имел даже в городе Давида ни наследства, которым мог бы распоряжаться, ни друга, который захотел бы дать Его матери пристанище, чтобы она могла родить Его в постели. Христос родился в гостинице, показывая тем самым, что пришел в этот мир ненадолго, как в гостиницу, чтобы и нас научить так же жить в этом мире. Гостиница принимает всех приходящих; так же поступает и Христос. Он вывешивает знамя любви в качестве Своего символа и никого из приходящих к Нему не изгоняет вон. Но, в отличие от обычной гостиницы, Иисус Христос принимает тех, кто приходит без денег и серебра. Он все дает даром.
(2) Он родился в хлеву. Именно так некоторые понимают значение слова, которое мы переводим как ясли, то есть как место для скота, где он ночует и кормится. В гостинице не нашлось им места. Видимо, это была небольшая, скромная гостиница, но, скорее всего, у Иосифа и Марии не хватало денег, чтобы заплатить хозяину. Поэтому Иисус-младенец был положен в ясли, а не в колыбель. Слово, которое мы переводим как пелены, некоторые считают производным от слова разрывать, или раздирать, и из этого заключают, что Он не только не имел комплекта хорошего детского белья, но даже Его пеленки представляли собой разорванные лоскуты ткани. То, что Христос родился в хлеву и был положен в ясли, свидетельствует:
[1] О бедности Его родителей. Если бы они были богатыми людьми, хозяин гостиницы нашел бы для них более подходящее место, но будучи бедными, они должны были устраиваться сами, как могли.
[2] О разложении и упадке нравов того времени достойная и честная женщина столкнулась с таким варварским обращением. Если бы хоть кто-нибудь проявил обычную человечность, то Марии не пришлось бы рожать своего Первенца в хлеву.
[3] Об унижении нашего Господа Иисуса Христа. Вследствие греха мы уподобились отверженному ребенку, беспомощному и несчастному; таким же был младенец Иисус. Таким образом, Он соответствует образу Моисея, великого пророка и законодателя Ветхого завета, который в младенчестве был положен в тростниковую корзину, как Христос в ясли. Этим самым Христос презрел всю мирскую славу и учит нас тоже презирать ее. После того как свои не приняли Его, стоит ли удивляться, если они не принимают нас.
Стихи 8−20. Самые уничижающие Христа обстоятельства всегда сопровождались некоторыми проблесками Его славы, чтобы уравновесить их и устранить соблазн их; даже когда Он смирял Себя, Бог в некоторой степени возвышал Его и давал Ему залог будущего величия. Видя Его запеленатым и лежащим в яслях, нам невольно хотелось бы сказать: «Конечно, он не может быть Сыном Бога». Но когда мы видим хор ангелов, приветствующих Его рождение, тогда готовы сказать: «Конечно, это не может быть никто иной, как только Сын Божий, о Котором было сказано, когда Его вводили во вселенную: и поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр 1:6).
В Евангелии от Матфея говорится о том, что мудрецы, которые были язычниками, получили предупреждение о приходе Посланника и Царя с неба появлением Его звезды. Здесь же мы читаем о том, как пастухи-иудеи были оповещены об этом ангелом. Для каждого человека Бог находит язык, наиболее понятный для него.
I. Чем были заняты пастухи? Они были на поле, прилегающем к Вифлеему, и содержали ночную стражу у стада своего, ст. 8. Ангелы были посланы не к первосвященникам или старейшинам (они не были готовы принять эту весть), а к бедным пастухам, которые, подобно Иакову, были кроткими людьми, живущими в шатрах, а не искусными в звероловстве, как Исав. Патриархи были пастухами. Моисей и Давид от стад были призваны к руководству Божьим народом, и этим примером Бог хотел показать, что Он по-прежнему благоволит к простым людям. Моисей, охраняющий овец, получил известие о выводе Израиля из Египта; этим же пастухам, бывшим, вероятно, благочестивыми людьми, было возвещено о более великом спасении. Отметим:
1. Пастухи не спали на своих постелях, когда ангел принес им весть о рождении Христа (хотя многие получали сообщения с неба, когда спали на постели), но были на поле, где они охраняли свои стада. Тот, кто хочет услышать слово от Бога, должен бодрствовать.
2. Они бодрствовали и поэтому не могли обмануться в том, что видели, — это было наяву, а не в полусне. Пастухи в это время не молились и не совершали никаких религиозных обрядов, а исполняли свои обычные обязанности — содержали ночную стражу у стада своего, чтобы защитить его от воров и хищных животных. Возможно, это было летнее время, когда они, как и мы, не загоняли скот в помещение в течение всей ночи.
Примечание: И мы тоже находимся не в стороне от Божьих путей, когда заняты честным трудом и пребываем при этом в общении с Богом.
II. Как они были удивлены явлением ангела, ст. 9. Вдруг предстал им Ангел Господень, неожиданно стал над ними. Наиболее вероятно, что он появился в воздухе над их головами, спускаясь непосредственно с неба. Мы читаем здесь Ангел, как если бы это был тот же самый ангел, о явлении которого не раз говорилось в предыдущей главе, то есть Ангел Гавриил, но этого нельзя сказать с достоверностью. То, что ангел вдруг предстал им, говорит о том, что пастухи не помышляли и не ожидали увидеть ничего подобного; небеса посещают нас милостями, когда мы меньше всего ожидаем этого. Чтобы пастухи были уверены в том, что это был ангел с неба, слава Господня осияла их, такая, что ночь сделалась светлой, как день. Это была та слава, которая обычно сопровождает явление Бога, небесная слава, или превосходная слава, такая ослепительная, что пастухи не могли вынести ее сияния. Это видение повергло их в сильный страх, привело в великое смущение, они боялись услышать какое-нибудь страшное известие. Пока мы сознаем себя великими грешниками, у нас есть основание страшиться вести с небес как посланника гнева Божьего.
III. Какую весть ангел принес пастухам, ст. 10−12.
1. Он успокаивает их страхи: «Не бойтесь, мы ничего не собираемся говорить вам такого, что могло бы вас напугать, вам нет нужды бояться ваших врагов, и вы не должны опасаться своих друзей».
2. Он дает им обильный повод для радости: «Вот, я возвещаю вам великую радость, я торжественно провозглашаю ее вам, и у вас есть все основания приветствовать ее, так как она будет радостью всем людям, а не только иудеям, ибо ныне, сейчас, родился вам в городе Давидовом Спаситель, Которого так долго ждали, Который есть Христос Господь» (ст. 11). Иисус есть Христос, Мессия, Помазанник, Он есть Господь, Господь всех, Верховный Царь, больше того, Он — Бог, ибо имени Господь в Ветхом Завете соответствует Иегова. Он — Спаситель, но Он будет Спасителем только для тех, кто примет Его как своего Господа. «Спаситель родился, родился ныне, и с этого дня будет великая радость для всех народов. Это не должно держаться в тайне, объявите это всем, скажите всем, кому пожелаете. Он рожден там, где и было предсказано, — в городе Давидовом, и рожден для вас: в первую очередь Он послан вам, иудеям, чтобы благословить вас; Он послан вам, пастухам, хоть вы бедны и незначительны в этом мире». Здесь очевидна ссылка на Исаию (Ис 9:6): Ибо младенец родился нам; Сын дан нам. Вам, людям, а не нам, ангелам, Он не воспринял природу ангелов. Это действительно повод для радости всех народов, для великой радости. То, что так долго ожидали, наконец свершилось. Пусть небо и земля радуются, ибо Он грядет.
3. Ангел дает знак пастухам ради утверждения их веры. «Как вы отыщете младенца в Вифлееме, который наполнен сейчас потомками Давида? — Вы найдете Его по такому знаку: Он лежит в яслях, где никогда не лежал ни один новорожденный младенец». Они ожидали, что ангел скажет: «Вы найдете Его одетым в мантию, хотя Он еще и младенец, лежащего в прекрасном доме, в городе, среди великолепия и роскоши, в окружении свиты в богатых одеждах». «Нет, вы найдете Его, завернутого в пелены и положенного в ясли». Когда Христос был на земле, Он ничем иным не отличался и не выделялся, как только признаками Своего унижения.
IV. Ангелы славословят Бога и поздравляют людей с этим торжественным событием, ст. 13−14. Как только эта весть была передана одним ангелом (его одного было достаточно для этой цели), внезапно явилось многочисленное воинство небесное, достаточное, чтобы составить хор, славящий Бога и услышанный пастухами. Ангельская песня не была похожа на ту песнь (Откр 14:3), которой никто не мог научиться, ибо она была предназначена для того, чтобы все могли выучить ее.
1. Да воздастся Богу слава за это: Слава в вышних Богу. Божье благоволение к людям, явленное в послании Мессии, способствовало увеличению Его славы, и ангелы прославляют Его за Него, несмотря на то что сами не были заинтересованы в Нем, Откр 5:11−12. Да будет слава Богу за то, что по Своей любви и милосердию Он предназначил нам это благоволение и Своей мудростью осуществил его таким путем, что ни одно из Божественных свойств не прославляется в ущерб другому, но слава каждого из них сохраняется и приумножается. Все дела Божьи достойны славы, но дело искупления мира достойно славы в вышних.
2. Пусть люди возрадуются этой радостной вести: на земле мир, в человеках благоволение. Божье благоволение, состоявшее в том, что Он послал Мессию, принесло мир на нашу землю, уничтожило вражду, которую посеял грех между Богом и человеком, и установило мирные отношения. Если Сам Бог будет с нами в мире, то мы будет обладать всеми видами мира: миром с совестью, миром с ангелами, миром между иудеями и язычниками. Под миром здесь следует понимать все блага, все блага, проистекающие из воплощения Христа. Всякое благо, какое мы имеем или надеемся иметь, обязано Божьему благоволению к нам. И если мы имеем утешение в благоволении Божьем к нам, то должны воздать Ему за это славу. Никакого мира и никакого блага не следует ожидать на пути, несовместимом со славой Божьей, ни на каком греховном пути, и ни на каком пути, кроме как через Посредника. Провозглашение мира было сделано с великим торжеством: всякий, кто хочет, пусть приходит и пользуется благами этого мира. Этот мир на земле распространяется на людей доброй воли (как значится в некоторых рукописях), на людей, которые имеют благоволение к Богу и желают примирения с Ним, или на людей, к которым Бог благоволит, на сосуды Его милосердия. Смотрите, с какой любовью ангелы отнеслись к человеку, как радовались они его благоденствию и счастью, как радовались они воплощению Сына Божьего, хотя Он обошел вниманием их природу. Так не должны ли мы еще больше радоваться этому? Верно — подтверждено многочисленным воинством ангелов, и всякого принятия достойно, что Божие благоволение к людям — это слава Богу в вышних и мир на земле.
V. Посещение пастухами новорожденного Спасителя.
1. Они совещаются об этом между собою, ст. 15. Пока ангелы пели, пастухи только внимательно слушали их, но когда Ангелы отошли на небо (ибо ангелы, являясь людям, никогда надолго не задерживаются, но, выполнив свое задание, немедленно возвращаются), то они сказали друг другу: пойдем в Вифлеем. Отметим, когда сверхъестественных сообщений из горнего мира больше не ожидается, мы должны использовать имеющиеся у нас привилегии для утверждения своей веры и продолжения общения с Богом здесь, на земле. Они пошли не потому, что сомневались в свидетельстве ангелов или в Божественном свидетельстве, как бы желая удостовериться в них на основании собственного наблюдения и опыта.
Заметьте, что они говорили не с сомнением: «Пойдем посмотрим, так ли это?», — а с уверенностью: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось». Какие могли быть сомнения, когда Сам Бог возвестил им о происшедшем? Слово, сказанное Ангелом, было твердой и неоспоримой истиной.
2. Они не медлят со своим визитом, ст. 16. Не теряя времени, они с поспешностью направляются в то место, которое ангелы, вероятно, указали им более точно, чем написано здесь («Идите в хлев возле такой-то гостиницы»), и находят там Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Бедность и убожество, в каком пастухи нашли Господа Христа, не поколебали их веру, они знали сами, что значит жить жизнью утешительного общения с Богом в очень бедных и скромных условиях. Мы имеем основания предполагать, что пастухи рассказали Иосифу и Марии о видении ангела и о пении ангельского хора, слышанного ими, и что это принесло великое ободрение им, большее, чем могло принести посещение самых знатных людей города. Вероятно также, что Мария и Иосиф рассказали пастухам, какое видение относительно своего ребенка имели они, и таким образом, делясь каждый своим опытом, они укрепляли веру друг друга.
VI. Усердие, с каким пастухи распространяют весть о рождении Спасителя (ст. 17): Увидевши же... Хотя они не увидели в этом ребенке ничего, что заставило бы их поверить в то, что он — Христос Господь, тем не менее обстановка, какой бы бедной она ни была, соответствовала тому знаку, который дал им ангел, поэтому они были вполне удовлетворены. Подобно прокаженным (4Цар 7:9: День сей день радостной вести, и мы не можем молчать), они всем рассказали о том, что им было возвещено ангелами и Иосифом с Марией относительно Младенца: что Он — Спаситель, Христос Господь, что в Нем дан мир на земле, что Он был зачат силою Духа Святого и рожден девой. В своих свидетельствах пастухи были единодушны. И если теперь, когда Он находится в мире, мир не знает Его, то это вина мира, ибо ему было дано прекрасное свидетельство. Какое впечатление произвело это сообщение на людей? Все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи, ст. 18. Пастухи были простыми, честными людьми, их нельзя было заподозрить в обмане, поэтому сказанное ими, вероятно, было правдой, а если это правда, то они не могли не удивляться тому, что Мессия родился в хлеву, а не во дворце тому, что ангелы сообщили о Его рождении бедным пастухам, а не первосвященникам. Однако, удивившись, они не искали больше узнать о Спасителе, о том, каков их долг перед Ним и каковы преимущества, даруемые Им, но скоро выбросили все из головы, как простую сенсацию. О, поразительная косность людей того времени! Справедливо были сокрыты от них вещи, служащие к их миру, если они сами закрыли на них свои глаза.
VII. Польза, какую извлекли для себя из вести о рождении Спасителя уверовавшие в нее.
1. Дева Мария сделала ее предметом своих личных размышлений. Мария говорила мало, но сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем, ст. 19. Она сберегала все эти свидетельства, чтобы потом сопоставить их с откровениями, которые еще будут даны ей. Когда ее целомудрие было под подозрением, она молчала, предоставив Богу защищать ее честь. И теперь, когда слава ее была сокрыта от взоров людей, она тоже молчит, предоставив Богу возвещать людям о рождении Иисуса Христа. Каким утешением было для нее знать, что хотя никто другой не заметил рождения ее Сына, зато ангелы заметили его. Отметим, истины Христовы стоит хранить и, для того чтобы сохранить их, надо над ними размышлять. Размышление — самый лучший помощник памяти.
2. Пастухи сделали ее предметом своего открытого славословия. Если рождение Спасителя не оказало влияния на других, то на них оно произвело очень сильное впечатление. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога (ст. 20), совокупно со святыми ангелами. Если другие не обратили должного внимания на их свидетельство, то Бог принял их благодарение. Они славили Его за то, что услышали от ангела, и за то, что увидели своими глазами — за Младенца в яслях, когда Он был в пеленах, как и сказали им Ангелы. Они благодарили Бога за то, что Он позволил им видеть Христа, хотя и в самом глубоком Его унижении. Как впоследствии крест Христа, так сейчас Его ясли были для одних безумием и камнем преткновения, а другие видели в этом мудрость и силу Божию, и восхищались ими, и прославляли Бога за них.
Стихи 21−24. Наш Господь Иисус Христос, будучи рожденным от жены, подчинился закону, Гал 4:4. Он не только подчинился закону природы как сын дочери Адама, но и закону Моисея как сын дочери Авраама. Он подставил Свою шею под это ярмо, хотя оно было тяжелым и было всего лишь тенью будущих благ. Хотя постановления закона были немощными и бедными вещественными началами, стихиями мира, как называл их апостол, однако Христос подчинился закону, чтобы потом отменить, аннулировать его для нас лучшей благодатью.
В этом отрывке мы видим два примера того, как Он встал под закон и подчинился ему.
I. Он был обрезан в тот самый день, который был предписан законом (ст. 21): По прошествии восьми дней, через семь ночей после Его рождения, они обрезали Его.
1. Хотя это была болезненная операция (Ты жених крови у меня по обрезанию, сказала Сепфора Моисею, Исх 4:25), Христос подвергся ей ради нас; более того, Он для того подчинился ей, чтобы дать нам пример Своего раннего послушания, послушания до крови. Тогда Он проливал Свою кровь каплями, а позже — пурпуровыми струями.
2. Хотя обрезание подразумевало, что Он чужд завета с Богом и только посредством этого обряда вступал в него, тогда как Он всегда был Его возлюбленным Сыном; более того, хотя оно подразумевало, что Он грешник, нуждающийся в очищении от скверны, в то время как Он не имел никакой нечистоты или чего-то излишнего, от чего Ему надо было бы обрезаться, тем не менее Он подчинился обрезанию. Более того, так как Он подчинился ему, следовательно, принял на Себя не просто подобие плоти, но подобие плоти греховной, Рим 8:3. Хотя, принимая обрезание, Он брал на Себя обязанность исполнить весь закон (Гал 5:3), тем не менее Он подчинился ему, более того, Он исполнил его потому, что принял на Себя образ раба, хотя был рожден свободным. Христос был обрезан:
(1) Чтобы признать Себя принадлежащим семени Авраама и тому народу, от которого произошел по плоти, Тем, Кто воспринял семя Авраамово, Евр 2:16.
(2) Чтобы признать Себя Поручителем за наши грехи, предпринявшим обеспечить нашу безопасность. Обрезание, говорит д-р Гудвин (Goodwin), было нашим обязательством, которым мы признавали себя должниками перед законом, и Христос, подчинившись обрезанию, как бы взял это на Себя, сделавшись грехом за нас. Обрядовый закон заключался, главным образом, в жертвоприношении, и Христос обязался принести жертву, не кровь волов и козлов, но Свою собственную Кровь, чего никогда не обязывался сделать ни один из обрезываемых.
(3) Чтобы оправдать и почтить посвящение младенческого семени Церкви Богу посредством этого обряда, который является утвержденной печатью завета и праведности по вере, каким некогда было обрезание (Рим 4:11), а теперь — крещение. И, конечно, обрезание Христа на восьмой день после рождения является более веским основанием для посвящения детей верных путем крещения их в детстве, чем Его крещение в тридцатилетнем возрасте — для откладывания его до того времени, как они станут взрослыми. Изменение обряда не меняет сути.
При обрезании, согласно обычаю, Младенцу дали имя; Его назвали Иисус, или Иешуа, как и повелел Ангел еще до зачатия Христа сначала Марии (Лк 1:31), а потом Его воображаемому отцу Иосифу, Мф 1:21.
[1] Это было самое обычное имя у иудеев, и в этом Он тоже уподобился Своим собратьям.
[2] Это имя носили два известных человека Ветхого завета, бывшие прообразами Христа: Иешуа — преемник Моисея, вождь Израиля и завоеватель Ханаана, и Иешуа первосвященник, который был коронован как прообраз Христа, первосвященника на престоле Своем, Зах 6:11, 13.
[3] Очень важно знать значение этого имени. Иисус означает Спаситель. Он получил Свое имя не от славы Своей Божественной природы, но от Своего славного предназначения как Посредника; Он принес спасение.
II. Он был принесен в храм. Это было сделано во исполнение закона, в назначенное по закону время, то есть на сороковой день после рождения когда исполнились дни очищения их, ст. 22. Во многих рукописях, причем достоверных рукописях, написано не ее, а их: дни очищения их, то есть очищения и матери и ребенка, ибо так подразумевалось в законе. И наш Господь Иисус, не имевший никакой нечистоты, требующей очищения, подчинился этому установлению, как и обрезанию, потому что сделался грехом за нас, — и все это для того, чтобы через обрезание Христа и мы, в силу нашего единства и общения с Ним, могли стать обрезанными духовным обрезанием, нерукотворным (Кол 2:11), а через очищение Христа — духовно очищенными от скверны и испорченности, которые мы приносим с собой в мир. Итак, согласно закону:
1. Младенец Иисус, будучи первенцем, был представлен пред Господа в одном из дворов храма. Закон предписывал (ст. 23), чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, потому что, согласно особой охранной грамоте, первенцы египтян были убиты ангелом-губителем. Так что Христос как первенец был священником по праву более несомненному, чем право дома Ааронова. Христос был первородным между многими братьями и был назван Святым Божиим, как никто никогда не назывался, и тем не менее Он был представлен Богу, как и другие первенцы, и не как то иначе. Хотя Он недавно вышел из недра Отчего, тем не менее Он был представлен Ему руками священника, как если бы Он был чужим для Бога и Его необходимо было представлять. Его представление Господу означало, что Он представлял Себя Господу как Посредник, призванный приблизиться и приступить к Нему, Иер 30:21. Но, согласно закону Моисея, Он был выкуплен, Чис 18:15. Первенец из людей должен быть выкуплен и оценен в пять сиклей серебра, Лев 27:6; Чис 18:16. Но, вероятно, в случае бедных людей священникам позволялось брать меньше или, возможно, совсем ничего не брать, так как здесь ничего не упоминается о выкупе. Христос был представлен пред Господа не для того, чтобы быть взятым назад, ибо ухо Его было проколото у косяка двери Божьей, чтобы служить Ему вечно; и хотя Его не оставили для служения в храме, как Самуила, тем не менее, подобно ему, Он был посвящен Господу на всю жизнь, чтобы служить Ему в истинном храме, нерукотворном.
2. Мать принесла свое жертвоприношение, ст. 24. Представив пред Господа своего Сына, Которому надлежало стать великой жертвой она могла бы быть освобождена от другой жертвы; но так было сказано в законе Господнем, в том законе, который был еще в силе и поэтому должен исполняться; итак, она должна была принести в жертву пару горлиц или два молодых голубя. Если бы Мария могла, то должна была бы принести во всесожжение однолетнего агнца и голубя в жертву за грех, но так как она была бедна и не в состоянии была заплатить цену за агнца, то принесла двух горлиц — одну во всесожжение, вторую — в жертву за грех, см. Лев 12:6, 8. Это учит нас в каждом нашем обращении к Богу, и тем более по какому-нибудь особому случаю, благодарить Бога за Его милости к нам и признавать со скорбью и стыдом наши грехи против Него; и в том и другом мы должны воздавать славу Ему, и у нас никогда не будет недостатка в поводах как для того, так и для другого. Христос не был зачат и рожден во грехе, как другие, так что в Его случае не было причины для этого, как в случае других. Однако поскольку Он подчинился закону, то исполнил его и в этом. Ему надлежало исполнить всякую правду. Тем более наилучшим из людей подобает участвовать в исповедании греха, ибо, кто может сказать: я очистил мое сердце?
Стихи 25−40. Даже тогда, когда Христос смиряет Себя, Ему все-таки оказывается честь, чтобы уравновесить нанесенное ей оскорбление. Чтобы мы не претыкались на убожестве обстановки Его рождения, ангелы воздали Ему честь; и теперь, чтобы мы не преткнулись на том, что Он был представлен в храме наравне с прочими детьми, рожденными в грехе, без всякой достойной Его торжественности, в полном молчании и в окружении других детей, Симеон и Анна, по вдохновению Духа Святого, прославляют Младенца Иисуса.
I. Симеон дает о Нем очень высокое свидетельство, которое послужило как к чести Младенца, так и к ободрению родителей, а также могло бы стать счастливым поводом для знакомства священников со Спасителем, если бы сторожа не были слепыми. Заметим здесь следующее:
1. Сведения, какие сообщает нам евангелист о Симеоне, или Симоне. Он жил в Иерусалиме и был известен как человек благочестивый и имеющий общение с Богом. Некоторые ученые, хорошо знакомые с иудейскими авторами, утверждают, что в то время жил некий Симеон, широко известный в Иерусалиме, сын Гиллеля, он был первый, кому было присвоено звание Раввин. Это самое высокое звание, какое давалось ученым, его удостаивались всегда не более семи человек. Он унаследовал от своего отца Гиллеля пост президента коллегии, основанной отцом, и председателя великого Синедриона. Иудеи говорят, что он был наделен духом пророчества и был уволен со своего поста за то, что выступал против общепринятого среди иудеев мнения о временном характере царства Мессии. Они также отмечают, что он не упоминается в их Мишне, книге преданий, и это указывает на то, что Симеон не покровительствовал этим глупостям. Против этого предположения выдвигаются возражения, сводящиеся к тому, что в то время был еще жив его отец Гиллель, а сам он жил еще много лет после описываемых здесь событий, как явствует из иудейской истории. Однако относительно этого возражения можно сказать, что здесь не говорится, что он был стар, а его слова — Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко — свидетельствуют лишь о том, что он был готов умереть сейчас, но не о том, что он вскоре после этого умер. Святой Павел жил много лет после того, как сказал о своей близкой смерти, Деян 20:25. Другое возражение заключается в том, что сыном Симеона был Гамалиил, фарисей и враг христианства; однако в этом не было ничего удивительного, что сын верного поклонника Христа был фанатичным фарисеем.
О Симеоне сказано следующее:
(1) Что Он был праведный и благочестивый, праведный перед людьми и благочестивый перед Богом. Эти два качества всегда сочетаются в человеке, дополняя, но не заменяя друг друга.
(2) Что Он ожидал утешения Израилева, то есть прихода Мессии, в Ком единственном израильский народ, очень притесняемый и угнетаемый в то время, мог найти утешение. Христос не просто дает утешение Своему народу, но является его сутью и основой утешением Израилевым. Христос долго не приходил, но те, кто верил в Его приход, продолжали ожидать Его в терпении и с терпением сохраняли надежду, желая видеть Его пришествие. Я сказал бы даже, что они с некоторой долей нетерпения ожидали Его. Симеон знал из книг, как например из книги Даниила, что время близко, и поэтому более, чем когда-либо, был полон ожидания Его. Неверующие иудеи, до сих пор ожидающие то, что уже давно произошло, используют это выражение как клятву или торжественное заявление: Как верно то, что я надеюсь увидеть утешение Израилево, так верно то-то и то-то. Отметим, утешение Израилево есть предмет ожидания, и оно заслуживает того, чтобы ожидать его, оно будет очень желанным для тех, кто его ждал и продолжает ожидать.
(3) Что Дух Святой был на нем не только как Дух святости, но и как Дух пророчества, он был исполнен Духом Святым и мог говорить вещи, превосходящие его собственное разумение.
(4) Что ему было обещано, что он увидит Мессию прежде своей смерти, ст. 26. Он исследовал, какое время предвещал Дух Христов в ветхозаветных пророчествах и приблизилось ли оно теперь, и получил предсказание, что он не увидит смерти, доколе не увидит Мессию, Христа Господня. Отметим, те и только те, кто очами веры видит Христа, могут смело встретить смерть и без страха глядеть ей в лицо.
2. Своевременный приход Симеона в храм — тогда, когда там представляли Христа, ст. 27. Симеон, побуждаемый Духом Святым, приходит в храм именно в то время, когда Иосиф и Мария принесли туда Иисуса, чтобы записать его в церковной книге среди первородных. Тот же Дух, что подкреплял Симеона в его уповании, теперь приносит ему великую радость. В его ушах прозвучало: «Иди в храм и увидишь то, что ты так желал видеть». Отметим, кто желает увидеть Христа, должен идти в Его храм, ибо Бог, Которого вы ищете, внезапно придет туда, чтобы встретить вас, и там вы должны быть готовы встретить Его.
3. Огромное удовлетворение, с каким Симеон приветствовал увиденное им: он взял Его на руки (ст. 28), обнял Его с величайшей любовью, какую только можно вообразить, и прижал к своей груди, как можно ближе к сердцу, исполненному такой радостью, какую только оно могло вместить. Он взял Его на руки, чтобы представить Господу (так считают некоторые), чтобы исполнить то, что было задачей либо родителей, либо священника, так как разные античные авторы говорят, что он сам был священником. Когда мы принимаем повествуемое в Евангелии о Христе с живой верой и предлагаемое им в Нем с любовью и покорностью, тогда мы берем Христа на руки. Симеону было обещано, что он увидит Христа, но исполнение обещанного превзошло обещание — он держал Его на руках.
4. Торжественное заявление, сделанное Симеоном после этого. Он благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ст. 29−32.
(1) Он имеет утешительную надежду относительно себя самого и возносится (и это великое достижение) над любовью к жизни и страхом перед смертью; больше того, он достигает святого презрения к жизни и желает смерти: «Господи, ныне отпусти раба Твоего, ибо глаза мои видели спасение, которое мне было обещано увидеть прежде, чем я умру». Здесь имеется:
[1] Признание того, что Бог верен Своему слову; не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, как признает Соломон, 3Цар 8:56. Отметим, никто из уповающих на слово Божье никогда не был постыжен в своем уповании.
[2] Благодарение за это. Он благословил Бога за то, что видел в своих руках спасение, которое желали увидеть многие пророки и цари, но не увидели.
[3] Исповедание веры Симеона, что Младенец, находившийся в его руках, был Спаситель, само Спасение; Твое спасение, то есть спасение, определенное Тобою, спасение, которое Ты уготовал с большой изобретательностью. Пока приход этого спасения так долго ожидался, оно находилось в стадии приготовления.
[4] Прощание с этим миром: «Ныне отпускаешь раба Твоего; теперь мои глаза, насладившиеся созерцанием спасения Божьего, могут закрыться и ничего более не видеть в этом мире». Не насытится око зрением (Еккл 1:8), пока не узрит Христа, и тогда оно насыщается. Каким ничтожным выглядит этот мир для того, кто держит Христа в своих руках и видит своими глазами спасение Его! Прощайте все мои друзья и родные, все мои наслаждения и труды и даже сам храм.
[5] Приветствие смерти: Ныне отпускаешь раба Твоего. Отметим, смерть — это уход, уход души из тела, из мира чувств в мир духов. Мы не должны уходить до тех пор, пока Бог не отпустит нас, ибо мы — Его рабы и не имеем права оставлять своего служения преждевременно. Моисею было обещано, что он увидит Ханаан и только потом умрет, но он молился, чтобы Бог изменил свое слово, Втор 3:24−25. Симеону было обещано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа, и он готов видеть в этих словах больше, чем было сказано — намек на то, что как только он увидит Христа, то умрет. Господь, да будет так, — сказал он, — отпусти раба Твоего. Заметьте здесь:
Во-первых, какой утешительной является смерть доброго человека: он уходит как раб Божий из места труда своего в место покоя своего. Он умирает в мире, в мире с Богом, в мире с собственной совестью; в мире со смертью, примиренный с нею, хорошо знакомый с ней. Он уходит по слову Господню, как и Моисей (Втор 34:5), по Его указанию: Иди и умри, и по обетованию: Приду опять и возьму вас к себе.
Во-вторых, на чем основывается это утешение: Ибо видели очи мои спасение Твое. Это свидетельствует о более чем великом удовлетворении, какое он получил, увидев спасение Божье, подобно Иакову (Быт 46:30): «Умру я теперь, увидев лицо твое». Это свидетельствует о том, что верующий человек надеется на блаженное состояние по ту сторону смерти посредством спасения, которое он видел, которое не только уничтожает страх смерти, но, более того, делает ее приобретением, Флп 1:21. Отметим, те, что приветствуют Христа, могут приветствовать и смерть.
(2) Он имеет утешительную надежду относительно мира и Церкви. Это спасение будет:
[1] Благословением для мира. Оно уготовано перед лицем всех народов: чтобы быть не сокрытым от людей, но известным всем, чтобы быть светом к просвещению язычников, сидящих ныне во тьме, чтобы они познали Его, а через него Бога и иной мир. Это ссылка на Ис 49:6: Я сделаю Тебя светом для народов. Христос явился, чтобы стать светом для всего мира: не свечой в подсвечнике Израиля, а Солнцем правды.
[2] Благословением для Церкви: славой народа Твоего Израиля. Для иудейского народа было большой честью, что Мессия происходил от одного из их колен, что Он родился, жил и умер среди них. А для действительно являющихся израильтянами, для духовного Израиля, Христос действительно был славой и будет таковым вечно, Ис 60:19. И они будут славой в Нем. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево, Ис 45:25. Когда Христос заповедал апостолам проповедовать Евангелие всем народам, тогда Он стал светом к просвещению язычников, а когда добавил: начиная с Иерусалима (Лк 24:47), тогда Он сделал Себя славой народа Своего, Израиля.
5. Предсказание относительно Младенца, сделанное Симеоном для Марии и Иосифа одновременно с благословением их. Иосиф же и Матерь Его дивились тому, что все более полно и ясно говорилось о Младенце, ст. 33. Все сказанное произвело очень сильное впечатление на них и содействовало укреплению их веры, поэтому им говорится еще больше.
(1) Симеон открывает им, что они имели причину радоваться, ибо он благословил их (ст. 34), он объявил блаженными их, потому что они удостоились чести стать родственниками этому Младенцу и им доверено воспитать Его. Он молился, чтобы Бог благословил их и чтобы другие также благословили их. Они имели причину радоваться, ибо Младенец будет не только утешением и честью для них, но и благословением для всех людей. Он предназначен на восстание многих в Израиле, то есть для обращения многих к Богу, бывших мертвыми и погребенными в грехе, и для утешения многих в Боге, потонувших в унынии и погрузившихся в бездну отчаяния. Те, кому Он послужит на падение, могут оказаться теми самыми, кому Он послужит на восстание. Он предназначен для их падения, чтобы снова восставить их: смирить и унизить их, лишить их самоуверенности, чтобы потом возвысить упованием на Христа; Он причиняет раны, и Он же врачует их; Павел падает и снова поднимается.
(2) Он также показывает им, что они имеют причину радоваться с трепетом, согласно совету, данному издревле относительно царства Мессии, Пс 2:11. Чтобы Иосиф и, особенно, Мария, не возгордились обилием полученных откровений, им дается жало в плоть, уменьшающее их радость; и мы иногда нуждаемся в этом жале.
[1] Действительно, Христос будет благословением для Израиля. Но в Израиле существуют и такие, которым Он будет на падение, испорченная природа которых будет раздражена; такие, которые будут предубеждены и разъярены против Него, чьи грехи и гибель усугубятся откровением Иисуса Христа. Многие в Израиле извлекут для себя яд из бальзама Галаада, и души их разобьются о Камень спасения, для многих этот Камень-основание станет камнем преткновения. Здесь евангелист отсылает нас к пророчеству (Ис 8:14−15): Он будет освящением для одних и сетью для других, 1Пет 2:7−8. Отметим, насколько радостно сознавать, что для многих людей Христос и Его Евангелие — это запах живительный на жизнь, настолько же печально знать, что для многих это запах смертоносный на смерть. Он будет в предмет пререканий: одни будут восхищаться Им, а другие будут злословить Его. Глаза многих были устремлены на Него во время Его открытого служения — Он был знамением, но в то же время многие языки злословили Его, грешники противоречили Ему и укоряли Его, к Нему придирались и Его оскорбляли. И в результате этого откроются помышления многих сердец (ст. 35), то есть люди покажут себя, обнаружат сами себя. Тайные добрые чувства и наклонности одних обнаружатся в принятии Христа и сближении с Ним; тайная испорченность и злые наклонности других, иначе никогда могущие и не проявиться, обнаружатся в их враждебном отношении к Христу и ярости против Него. Люди осудятся помышлениями сердец своих, помышлениями относительно Христа: на Его они стороне или на стороне Его врагов. Слово Божие судит помышления и намерения сердечные, посредством него наши сердца открываются, и впоследствии они будут судимы им.
[2] Поистине Христос будет утешением для Своей матери, но ей не следует слишком гордиться этим, ибо и Тебе Самой оружие пройдет душу ст. 35. Он будет страдающим Иисусом, поэтому:
Во-первых: «Ты, сочувствуя Ему, будешь страдать вместе с Ним больше, чем любой из Его друзей, так как ты ближе всех к Нему и сильнее всех привязана к Нему». Когда Он был уничижаем, меч пронзал ее кости. Можно легко представить себе ее горе, когда она стояла у подножия Его креста и видела Его умирающим. Это было такое горе, что поистине можно сказать: оружие прошло ее душу, поразило ее в самое сердце.
Во-вторых, ты будешь страдать за Него. Многие понимают слова Симеона как предсказание ее мученической кончины, и некоторые античные авторы свидетельствуют, что оно исполнилось. Отметим, среди величайших утешений и успехов в этом мире полезно знать, что узы и скорби ожидают нас.
II. Христа заметила и Анна пророчица. О Том, в Кого предлагалось веровать и мужчинам и женщинам, чтобы спастись, должны были засвидетельствовать по одному представителю от каждого пола. Заметим:
1. Как описывается здесь Анна. Она была (1) Пророчицей. Дух пророчества, молчавший в Израиле свыше трехсот лет, теперь начал действовать. Вероятно, под этим подразумевается только то, что она понимала Писания лучше, чем другие женщины, и приняла на себя служение наставлять молодых женщин в законе Божьем. Хотя это было время вырождения церкви, тем не менее Бог не остался без свидетелей.
(2) Она была дочерью Фануила. Имя ее отца приводится с тем, чтобы напомнить нам о Фануиле Иакова, или Пенуэле (Быт 32:30), что теперь, когда мы во Христе как бы лицом к лицу видим самого Бога и при этом остаемся живыми, раскрывается тайный смысл того ветхозаветного события. Имя ее означает Благодатная.
(3) Она была из колена Асирова, из Галилеи; некоторые считают, что это отмечается для того, чтобы опровергнуть говорящих, будто из Галилеи не приходит пророк, тогда как пророчество ожило именно тогда, когда пришло из Галилеи.
(4) Она была преклонного возраста, вдова лет восьмидесяти четырех. Некоторые полагают, что к тому времени она вдовствовала уже восемьдесят четыре года, тогда ей должно было быть более ста лет. Другие же, сомневаясь в том, что женщина в таком преклонном возрасте способна молиться и поститься так, как это делала Анна, считают, что восемьдесят четыре года — это ее возраст, а не годы ее вдовства. Овдовев в молодом возрасте, прожив с мужем только семь лет, она, тем не менее, никогда не выходила замуж вторично, но оставалась вдовой до дня своей смерти, что ставится ей в похвалу.
(5) Она жила при храме или, по крайней мере, постоянно посещала его. Некоторые предполагают, что Анна имела какое-то жилище во дворе храма или жила в богадельне, поскольку содержалась за счет храмовой милостыни. Либо, будучи пророчицей, она жила в храме потому, что это было подходящее место, где к ней могли обращаться за консультацией и советами все желающие знать волю Божью. Другие же считают, что слова не отходила от храма означают лишь то, что она постоянно присутствовала в храме во время богослужения и всегда могла присоединиться ко всякому доброму делу, совершаемому в нем. Наиболее вероятно то что она имела свое собственное жилище среди внешних строений храма и, помимо постоянного посещения богослужений, пребывала в личной молитве, ибо сказано, что она служила Богу постом и молитвой день и ночь. Не имея никакого занятия, или по окончании его, она полностью посвящала себя молитвенному служению, не только постилась два раза в неделю, но постоянно жила жертвенной жизнью, и в то время, когда обычно люди едят, пьют, спят, она упражнялась в благочестии. Она не только соблюдала часы молитвы, но молилась день и ночь, то есть всегда была в молитвенном настроении, жила молитвенной жизнью, отдавала всю себя молитве, молилась часто с восклицаниями, произносила много торжественных молитв и была очень аккуратной в молитвах ходатайства. Этим она служила Богу, и именно это придавало ценность и превосходство ее постам и молитвам. Фарисеи часто постились и подолгу молились, но этим служили себе, своей гордости и алчности, а эта добрая женщина не только делала доброе, но делала его из добрых принципов и с добрыми целями; она служила Богу, и целью ее постов и молитв была слава Божия. Отметим:
[1] Молитвенное служение — это то, в чем мы должны быть постоянными; другим обязанностям можно отводить то или другое время, но молиться мы должны всегда.
[2] Как отрадно видеть престарелого христианина, который пребывает в молитвах, который не устает делать добро и не считает себя выше этих занятий, но находит в этом все больше и больше радости и видит все больше и больше нужды, пока он не достигнет неба.
[3] Те, что усердны и верны в использовании дарованного им света и средств, получат еще большие откровения. Анна теперь с избытком вознаграждается наконец за свое многолетнее служение в храме.
2. Свидетельство Анны о Господе Иисусе Христе (ст. 38): И она в то время подошедши, в то самое время, когда принесли младенца и Симеон говорил о Нем; она, постоянно пребывавшая в храме, не могла упустить такую возможность. Итак, (1) Она славила Господа, как и Симеон, и, вероятно, так же как и он, желала теперь отойти с миром. Отметим, те, кто познали Христа, имеют все основания славить Господа за такое великое благоволение. Хвала и благодарение, воздаваемые Богу другими, должны побуждать и нас к исполнению этого долга — почему бы и нам, подобно им, не прославлять Бога? Анна вторила Симеону, и их хвала слилась в единой гармонии. Она исповедовала Господа (так можно понимать эти слова), открыто исповедала свою веру относительно этого Младенца.
(2) Будучи пророчицей, она говорила о Нем другим — говорила о Нем всем, верившим в пришествие Мессии и ожидавшим избавления в Иерусалиме в связи с Его приходом. Избавление было то, в чем нуждались, избавления желали и ожидали, избавления в Иерусалиме, ибо оттуда должно было выйти слово Господне, Ис 2:3. В Иерусалиме были люди, ожидавшие избавления, однако их было немного, ибо Анна, кажется, была знакома со всеми, вместе с нею ожидавшими Мессию; она знала, где найти таких людей, или они знали, где найти ее, и она сообщила им всем благую весть о том, что она видела Господа. Это была великая весть, весть о Его рождении, такая же великая, какой впоследствии стала весть о Его воскресении. Отметим, те, что сами знакомы со Христом, должны сделать все возможное, чтобы познакомить с Ним других.
И в заключение приводится краткое описание младенчества и детства нашего Господа Иисуса.
1. Где Он провел Свое детство, ст. 39. Исполнив обряд представления младенца и очищения матери, они возвратились в Галилею. Лука ничего не говорит более о них, пока они не возвратились в Галилею. Однако по словам евангелиста Матфея (Мф 2 гл.), из Иерусалима они пошли в Вифлеем, где их нашли восточные мудрецы и где они оставались до получения повеления идти в Египет, чтобы избежать злобы и гнева Ирода. После смерти Ирода им велено было возвратиться на свое старое место жительства в Назарет, где они отсутствовали, вероятно, несколько лет. Назарет называется здесь их городом, так как они долгое время жили в нем и их родственники жили там. Христу было повелено удалиться из Иерусалима, потому что Его царство и Его священство не имели ничего общего с правителями иудейской церкви и государства. Он отправляется в место, мало известное и не пользующееся доброй славой. В этом, как и в другом, Он должен был смириться и уничижить Себя Самого.
2. Как прошло Его детство, ст. 40. Он должен был во всем уподобиться братьям, и поэтому Его младенчество и детство прошли так же, как и у других детей, но без греха, более того, с явными признаками Его Божественной природы. Подобно прочим детям, Он развивался физически и совершенствовал способности своей человеческой души, чтобы Его физическое тело могло быть образом Его мистического тела, которое хотя и оживляется совершенным духом, однако получает приращение для созидания самого себя, доколе не придет в мужа совершенного, Еф 4:13, 16. Но:
(1) В то время как у других детей разумение слабо и воля нерешительна, о Нем сказано, что Он укреплялся духом. Дух Божий наделял Его человеческую душу незаурядной энергией, все Его способности проявлялись необычайным образом. Он мыслил здраво, Его суждения были проницательны.
(2) В то время как у других детей глупость привязывается к сердцу, что проявляется в их поступках и словах, Он исполнялся премудрости, не благодаря каким-либо преимуществам в обучении и воспитании, а благодаря действию Духа Святого: все, что Он говорил и делал, было сказано и сделано мудро не по возрасту.
(3) Тогда как другие дети обнаруживают испорченность своей природы, в их сердцах вместе с пшеницей разума растут и плевелы греха, Он ясно обнаруживал, что благодать Божия была на Нем, и ничего другого не было в Нем (пшеница прорастала без плевел). Другие дети по своей природе были чадами гнева, Он же был возлюбленным Божиим и пребывал в Его благоволении, Бог любил Его, хранил Его и особо заботился о Нем.
Стихи 41−52. Это единственный записанный в Евангелии эпизод из жизни нашего благословенного Спасителя в период от младенчества до дня явления Его Израилю, когда Он достиг двадцатидевятилетнего возраста. Нам надо постараться как можно больше извлечь из этого отрывка, так как тщетно желать иметь что-то большее.
I. Иисус со Своими родителями приходит в Иерусалим на праздник Пасхи, ст. 41−42. Это было их постоянным обычаем — посещать Иерусалим, согласно закону, хотя путешествие туда было длинным, а они были бедны, и им, вероятно, приходилось ущемлять себя, чтобы покрыть расходы на него.
Отметим: и нам следует постоянно посещать богослужения и не оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай. Мирские дела должны уступать место духовным заботам. Иосиф и Мария имели в своем доме Сына, Который мог бы их научить лучше, чем все раввины Иерусалима, однако они ходили туда по обычаю на праздник. Господь любит врата Сиона больше, нежели все шатры Иакова, так же и мы должны любить их. Мы можем предположить, что Иосиф ходил и на праздники Пятидесятницы и Кущей, ибо все мужчины должны были являться в Иерусалим три раза в году. Мария же ходила только на Пасху, самый великий из всех трех праздников и наиболее близкий к Евангелию.
2. Вместе с ними пришел и отрок Иисус, Которому было уже двенадцать лет. Иудейские книжники говорили, что с двенадцатилетнего возраста дети должны иногда поститься, чтобы научиться поститься в день искупления, а с тринадцати лет они уже становились сынами заповеди, то есть должны были исполнять обязанности взрослых членов церкви, в то время как в младенчестве, после обряда обрезания, они считались сынами Завета. В Евангелии не сказано, что Иисус впервые пришел на праздник в Иерусалим, возможно, Он приходил туда и раньше, поскольку был развит не по возрасту. Все, которые могут понимать (Неем 8:2), должны присутствовать на богослужении. Детям, опережающим в своем развитии сверстников надо уделять особое внимание в их религиозном воспитании. Посещение детьми богослужений служит к славе Христа, Он любит, когда дети поют Ему осанну. Дети, в младенчестве посвященные Богу, подрастая, должны посещать евангельскую пасху, то есть вечерю Господню, чтобы у них созрело добровольное желание вступить в союз с Господом.
II. Христос без ведома родителей остается в Иерусалиме, намереваясь этим показать, в чем состоит Его предназначение.
1. Его родители не уходили из Иерусалима до окончания дней праздника. Они оставались там в течение всех семи праздничных дней, хотя это было совсем не обязательно, и они могли бы ограничиться двумя первыми днями, по прошествии которых многие расходились по домам. Отметим, хорошо оставаться до конца богослужения, как и подобает тем, кто говорит: хорошо нам здесь быть; и не следует торопиться покидать его, как Доик, который находился пред Господом.
2. Отрок Иисус остался в Иерусалиме не потому, что не захотел идти домой или избегал общества Своих родителей, но потому, что у Него было там дело. Его родители должны были знать, что Он имел Отца на небесах, Которого должен был слушаться больше, нежели их, и они не должны истолковывать Его почтение к Отцу Небесному как неуважение к себе. Некоторые предполагают, что Он задержался в храме, ибо среди благочестивых иудеев был обычай — утром того дня, когда они собирались уходить домой, прийти прежде в храм и поклониться Богу. Иисус задержался и находился там до тех пор, пока они не нашли Его. Или, возможно, Он остался либо в доме, в котором они квартировали, либо в доме друзей (такого ребенка, как Он, не могли не любить, но каждый хотел быть в Его обществе), в храм же ушел только на служение, но случилось так, что задержался там. Отрадно видеть молодых людей, желающих пребывать в доме Господнем они уподобляются в этом Христу.
3. Родители Его прошли дневной путь, не подозревая, что их Сын остался в Иерусалиме, так как думали, что Он идет с другими, ст. 44. В связи с праздником толпа была очень большой, особенно в первый день путешествия, дороги были запружены народом, и они, решив, что Он идет с кем-нибудь из их соседей, стали искать Его между родственниками и знакомыми на дороге, ведущей вниз. Скажите, вы не видели нашего Сына? Или: не видали ли вы Его? Подобно невесте, вопрошавшей: Не видали ли вы того, которого любит душа моя? Это было сокровище, которое стоило искать. Они знали, что любой хотел бы разделить с Ним компанию и что Он готов был послужить Своим родственникам и знакомым, но они не нашли Его среди них, ст. 45. Много, слишком много, у нас родственников и знакомых, общения с которыми мы не можем избежать, но среди них мы очень мало можем найти что-то от Христа, или совсем ничего. Так и не узнав ничего о Нем ни у кого из шедших по дороге, они все еще надеялись встретить Его на месте ночлега. Однако и там они не нашли Его и не получили никаких сведений о Нем. Сравните с Иов 23:8−9.
4. Не найдя Иисуса на месте своего ночлега, они на следующее утро возвратились в Иерусалим, ища Его. Отметим: те, что хотят найти Христа, должны искать до тех пор, пока не найдут Его, ибо в конце концов Он будет найден теми, которые ищут Его, и они найдут себя щедро вознагражденными. Если вы потеряли утешение во Христе и доказательства своего удела в Нем, задумайтесь — где, когда и как вы потеряли их, и вернитесь туда, где вы наслаждались ими последний раз, вспомните, откуда вы ниспали, и покайтесь, и творите прежние дела и вернитесь к своей первой любви, Откр 2:4−5. Кто обнаружил, что потерял общение со Христом, должен идти в Иерусалим, город наших торжеств, город, который Он избрал для пребывания имени Своего, должен служить Ему, исполняя Его уставы, участвуя в евангельской пасхе, и там он может надеяться встретить Его.
5. Через три дня они нашли Его в храме, в одном из помещений, принадлежащих храму, где учители закона проводили, скорее всего, не свои судебные заседания, а совещания или диспуты. Там родители и нашли Его, сидящего посреди учителей (ст. 46), а не стоящего, подобно ученику, которого экзаменуют или наставляют, ибо Он обнаружил такие познания и мудрость, что они позволили Ему сидеть с ними как их товарищу или члену их общества. Это свидетельствует о том, что Он не только был исполнен премудрости (ст. 40), но также имел желание умножать ее и готовность делиться ею с другими. Этим Он дает пример детям и юношам, чтобы они учились у Христа находить удовольствие в обществе людей, могущих наставить их доброму, и предпочитали сидеть среди учителей, а не среди развлекающихся сверстников. Пусть они с двенадцати лет и раньше начинают искать познания и общества тех, кто может научить их; любовь к знанию в юности — это многообещающее предзнаменование. Многие подростки, в возрасте юного Христа, предпочитали играть с другими детьми в храме, в то время как Он сидел с учителями в храме.
(1) Он слушал их. Кто хочет учиться, тот должен быть скор на слышание.
(2) Я не знаю, спрашивал ли их Христос как учитель (Он имел власть спрашивать), или как ученик (Он имел смирение для того, чтобы спрашивать), или как коллега, ищущий истину, чтобы найти ее совместными дружными исследованиями.
(3) Он отвечал им, и ответы Его были убедительны и удивляли слушающих, ст. 47. Его мудрость уразумение проявлялись как в вопросах, которые Он задавал, так и в Его ответах, так что все слушавшие Его дивились: они никогда не слышали, чтобы такой молодой человек, или даже кто-либо из их величайших учителей, рассуждал так разумно, как Он. Подобно Давиду, Он был мудрее всех учителей Своих, больше того, сведущ более старцев, Пс 118:99−100. Итак, Христос обнаружил некоторые проблески Своей славы, которые вскоре вновь были сокрыты. Он дал им вкусить (говорит Кальвин) от Своей Божественной мудрости и ведения. Мне кажется, что это открытое появление Христа в храме как учителя было подобно первой попытке Моисея освободить Израиля, которой Стефан дал следующее толкование: Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение, Деян 7:24−25. Они могли бы понять намек и были бы тогда спасенными, но они не поняли. Так и эти учителя могли бы уже теперь иметь Христа, вступающего на Свое служение, но они не поняли намека, а только удивлялись. Поэтому, подобно Моисею, Христос снова удалился в неизвестность, и в течение многих лет они ничего более не слышали о Нем.
6. Мать Иисуса разговаривает с Ним наедине по поводу Его задержки в Иерусалиме. Когда все разошлись, она отвела Его в сторону и стала расспрашивать Его с любовью и нежностью, ст. 48. Иосиф и Мария были поражены тем, что нашли своего Сына в храме и что Ему было оказано такое большое уважение со стороны учителей, позволивших Ему сидеть среди них и обративших на Него свое внимание. Иосиф знал, что он только называется Его отцом, и поэтому не сказал ничего. Но (1) Мать Его сказала Ему, как их огорчило Его отсутствие: «Чадо, что Ты сделал с нами? Зачем Ты заставил нас волноваться?» Они уже готовы были сказать подобно Иакову об Иосифе: «Дикий зверь растерзал его; или: Он попал в руки какого-нибудь более жестокого врага, узнавшего, что это тот самый младенец, чьей жизни много лет назад искал Ирод». Сотни мыслей пронеслись у них в голове, одна страшней другой. «Зачем Ты дал нам повод для этих страхов? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя, мы не только тревожились из-за того, что потеряли Тебя, но и досадовали на себя за то, что не проявили достаточного внимания к Тебе, не увели Тебя с собой». Отметим: тем, кто думает, что потерял Христа, позволено предаваться жалобам на свою потерю. Но плач родителей Иисуса не помешал им сеять, они в своей скорби не впали в отчаяние, но, скорбя, искали своего Сына. Отметим, если мы хотим найти Христа, то должны искать Его со скорбью, скорбя о том, что потеряли Его, что вынудили Его оставить нас и что не искали Его раньше. Кто со скорбью ищет Христа, тот в конце концов найдет Его, и радость обретения будет значительно больше, чем скорбь утраты.
(2) Иисус очень мягко укоряет Своих родителей за их чрезмерное беспокойство о Нем (ст. 49): «Зачем было вам искать Меня? Вы могли быть уверены в том, что Я последую за вами домой, как только закончу дело, которое Мне надлежало сделать здесь. Я не мог потеряться в Иерусалиме. Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему — в доме Отца Моего? (как некоторые понимают эти слова). Где же еще должен находиться Сын, Который пребывает в доме вечно? Я должен быть:
[1] Под опекой Отца Моего и под Его защитой, поэтому переложите свою заботу обо Мне на Него и не обременяйте себя ею». Христос — это стрела в колчане Отца, Ис 49:2. Подобным образом Он заботится и о Своей церкви, поэтому никогда не будем сомневаться в ее сохранности.
[2] На труде Отца Моего (так мы понимаем эти слова): «Мне должно быть на труде Отца Моего, поэтому Я не мог сразу пойти с вами домой. Или вы не знали? Разве вы еще не поняли, что Я посвятил Себя на церковное служение и должен заниматься этим делом?» Этим самым Христос дает пример нам, ибо дети Божьи должны подражать Ему, выполнять труд небесного Отца, а все прочие дела не должны препятствовать ему. Эти слова Христа теперь, я думаю, хорошо понятны нам, потому что Он пояснил их Своими делами и словами. Творить волю Отца Своего и совершать дело Его было поручением Христа в этом мире, Его пищей и питием. Но в то время Его родители не поняли сказанных Им слов, ст. 50. Они не понимали, какое дело в храме надлежало Ему тогда совершить для Своего Отца. Они верили, что Он — Мессия, что Он должен занять престол Своего отца Давида, но они ожидали, что это должно было привести Его во дворец, а не в храм. Они не поняли Его пророческого намека, и здесь Ему предстояло много потрудиться.
В заключение говорится об их возвращении в Назарет. Проблеск Его славы был кратковременным. Он погас, и Иисус не настаивал на том, чтобы родители вернулись в Иерусалим и поселились там, либо оставили там Его (хотя это было место, где можно было преуспеть и продвинуться вперед, где Он имел бы большие возможности для того, чтобы показать Свою мудрость), но охотно пошел в Свой малоизвестный Назарет и жил в этом маленьком городке в течение многих лет, будучи как бы заживо погребенным. Конечно, Он ходил в Иерусалим для поклонения три раза в год, по праздникам, но приходил ли Он снова в храм, чтобы беседовать с учителями, нам не сказано; не исключено, что Он делал это. Но здесь говорится о том, что:
1. Он подчинился Своим родителям. Хотя однажды Христос и оставил Своих родителей ради исполнения дела Своего Небесного Отца, чтобы показать, что Он больше, чем человек, тем не менее ни до сих пор, ни в течение многих последующих лет Он не практиковал такого поведения, но подчинялся родителям, соблюдал их повеления, уходил и приходил по их указаниям и занимался, вероятно, вместе со Своим отцом плотницким ремеслом. Этим Он подает детям пример покорности и послушания, ради Господа, своим родителям. Будучи рожден женой, Он подчинился закону пятой заповеди, чтобы научить тех, кто от семени верных, быть верным семенем пред Ним. Несмотря на то что Его родители были простые и бедные люди, и Его отец был всего лишь предполагаемым отцом, а юный Христос был сильным в духе и был преисполнен мудрости, более того, был Сыном Божьим, Он все-таки подчинялся Своим родителям. Что же на это могут сказать те, которые хоть и неразумны и слабы, однако родителям не послушны?
2. Мария хотя и не вполне поняла слова Своего Сына, но сохраняла все слова сии в сердце своем, надеясь, что позже она получит объяснение их, сможет полностью понять их и узнает, каким образом применять их. Мы можем пренебрегать словами человека, потому что они непонятны нам (Если непонятно, то и бесполезно.), но не должны так относиться к словам Бога. То, что сначала может казаться для нас непонятным, и мы не знаем, как применить это к себе, впоследствии может стать очевидным и ясным, поэтому мы должны сохранять это до будущих времен, Ин 2:22. Через некоторое время мы сможем извлечь для себя пользу из того, что сейчас нам кажется совершенно бесполезным. Ученик хранит в памяти грамматические правила, пользу которых он не понимает в настоящее время, так как ему говорят, что впоследствии они ему пригодятся; так же следует поступать и со словами Христа.
3. Он совершенствовался и возрастал на удивление окружающим (ст. 52): Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте. Совершенства Его Божественной природы не могли возрастать еще более, здесь имеется в виду Его человеческая природа: развивалось Его тело, Он взрослел; развивались и Его умственные способности и все дарования Его человеческой души. Хотя Вечное Слово слилось с человеческой душой от самого зачатия, тем не менее Божественная природа, обитающая в Христе, открывалась Его человеческой природе постепенно, соответственно Его способностям; по мере того как все более и более совершенствовались способности Его человеческой души, так все более и более сообщались ей дарования от Божественной природы. И Он преуспевал в любви у Бога и человеков, то есть во всех дарах, которые делали Его угодным и Богу и людям. И в этом Христос приспосабливался к Своему уничиженному состоянию — по мере того как Он взрослел, переходя от возраста младенца к отроческому, а потом к юношескому, так и образ Божий светился в Нем ярче, когда Он стал юношей, чем он светился, или мог бы светиться, в то время, когда Он был младенцем и ребенком. Отметим, молодые люди по мере своего физического роста должны возрастать в мудрости, и тогда, возрастая в мудрости, они будут преуспевать в любви у Бога и человеков.
Толкование Мэтью Генри на евангелие от Луки, 2 глава. Толкование Мэтью Генри.
Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.