Библия » Библия говорит сегодня

От Луки 8 глава

8:22-56 Господь нового Израиля

Далее следуют четыре истории о чудесах, совершенных Иисусом. Он успокаивает бурю на Галилейском море (8:22-25), изгоняет демонов из одержимого (8:26-39), исцеляет женщину от кровотечения и воскрешает ребенка из мертвых (8:40-56). Лука прекрасно владеет искусством слова и представляет перед нами эти истории как ряд картин, изображающих чудотворную силу Иисуса.

Рассматривать Луку как художника – значит понять, что было у него на уме, когда он представлял нам эти истории.

1. Лука-художник

Самое известное имя в современном мире искусства – это, вероятно, Пикассо. Для тех, кто мало смыслит в искусстве, его работы, несомненно, кажутся коллекцией одинаково необычных картин. Но когда вы начинаете изучать их, то обнаруживаете, что в них заметен прогресс. Одни картины относятся к его «голубому периоду», другие – к «розовому» и так далее. Поэтому в галерее их можно выставлять сгруппированными по периодам.

То же самое мы обнаруживаем в словесных картинах Луки, когда начинаем изучать их. Его истории – это не собрание разрозненных рассказов. Он разгруппировал чудеса по главам. Некоторые представлены здесь, в гл. 8, некоторые – в гл. 7, другие – в гл 4 и 5. Это ранний период, средний и здесь – самый поздний период, хотя за ним, конечно же, последуют другие.

Мы сначала рассмотрим картины в галерее этой «комнаты» (гл. 8), затем сравним их с картинами «раннего периода» и потом попытаемся проследить связь между всеми только что упомянутыми группами.

1) Картины восьмой главы – одна группа

В один день Он вошел с учениками Своими в лодку... И приплыли в страну Гадаринскую... <...>...Он вошел в лодку и возвратился... Когда же возвратился Иисус...<...>... Когда же Он шел... Когда Он еще говорил... (8:22,26,37,40,42,49).

Мы уже говорили о том, что рассказ Луки об Иисусе – это не в коем случае не изложение всех событий, следующих друг за другом по порядку. Порядок его Евангелия не хронологический, алогический. В его голове есть план, следуя которому он излагает события так, чтобы вскрыть их истинное значение.

Но в данной главе он, кажется, располагает события именно в хронологическом порядке. Проследите порядок стихов, процитированных выше, и вы увидите, как взаимосвязаны эти четыре истории не только в смысле их расположения, но в порядке их реальной хронологии. Сравнивая гл. 8 у Луки и соответствующие отрывки у Матфея (гл. 8,9) и у Марка (гл 4,5), мы увидим, что это Марк и Матфей изменили порядок событий, преследуя свои цели, тогда как Лука сохранил подлинную последовательность, поскольку она лучше всего отражала то, что он хотел сказать об Иисусе.

Поэтому эти истории группирует не только Лука. Очевидно, что Сам Иисус совершил эти четыре чуда с минимальными интервалами между ними. Несомненно, что все они принадлежат к одной группе.

2) Картины четвертой и пятой глав и картины восьмой главы: контраст

...Великое множество народа стекалось к Нему – слушать и врачеваться у Него от болезней своих (5:15).

Пришед же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери (8:51).

Сравнивая чудесные истории «позднего периода» с историями «раннего периода», мы замечаем между ними некоторые очевидные сходства. В каждом случае приводится ряд поразительных примеров власти Иисуса над силами зла как в умах, так и в телах и обстоятельствах людей.

Но есть также и различия; и один аспект различия между группой раннего периода и группой позднего периода указан в стихах, процитированных выше. В гл 4 и 5 у Луки большинство картин заполнено множеством народа; в гл. 8 большинство сцен изображают только нескольких человек. Сравните: в «раннем периоде» Иисус изгоняет демона из одержимого в синагоге, полной народа (4:31-37), исцеляет множество больных в доме Симона (4:40), народ удерживает Его, не давая Ему уединиться (4:42), и теснится к Нему (5:1). И, наконец, Он исцеляет больного в настолько многолюдным доме, что пациента пришлось спустить через отверстие в крыше (5:17-19). А вот в «поздний период» мы видим Его одного на озере в лодке с учениками (8:22); Он изгоняет демонов из одержимого в Гадаринской стране (8:26) и воскрешает дочь Иаира из мертвых в присутствии всего лишь пяти человек (8:51).

Правда, здесь тоже есть некоторые исключения (напр.: 5:12-14; 8:42). Но они лишь подтверждают правило; и когда мы задаем себе вопрос, почему это так, то мы находим ответ на это в гл 6.

Между двумя этими группами чудес приключилось событие еще большей значимости. Иисус постановил новую субботу (6:1-11), назначил двенадцать апостолов быть лидерами народа Божьего (6:12-16) и дал новый закон (6:17-49). На наших глазах рождается новый Израиль. Из всего народа в общем Иисус призывает народ Свой, церковь. Поэтому неудивительно, что первые чудеса произошли в присутствии большого количества народа, а более поздние были больше предназначены для Его учеников. Те были для мира в целом; эти – только для церкви.

3) Картины четвертой и пятой глав, седьмой главы и восьмой главы: последовательность

...Сын Человеческий имеет власть на земле... (5:24).

...Он проходил... проповедуя и благовествуя Царствие Божие (8:1).

И подошедши разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник!..(8:24).

Теперь мы сравним все три группы историй: «ранний», «средний» и «поздний» периоды «картинной галереи».

В первой группе Иисус использует для Себя титул, который впоследствии стал Его любимым – «Сын Человеческий» (5:24). Это означает «Человек с заглавной буквы», «истинный Человек», Человек Божий. Мы уже видели, как этот статус как часть другого великого титула – «Сын Божий» – подтверждается Его генеалогией в 3:23-28 и искушениями в 4:1-13. Впервые в человеческой истории мы видим Человека таким, каким задумал Его Бог – имеющим власть над миром и дьяволом (см.: Быт 1:26; Пс 7 и коммент. к 4:1-3). Неудивительно, что, когда такое величие открылось людям, «напал на всех ужас» (4:36). Между возможностями обычного человека и тем, что делал этот Человек, был разительный контраст. Разница между Ним и ими была в высшей степени очевидной.

Чудеса второй группы иллюстрируют Благую весть, которую принес с Собой Иисус. Это Благая весть для нищих (7:22) и Благая весть Царства Божьего (8:1). Иисус Человек, чья человеческая природа разительно отличается от природы остальных людей, предстает здесь Иисусом Царем, Который, невзирая на Свою власть и богатство, предлагает блага всем тем, кто достаточно беден, чтобы принять их, – язычникам, вдовам, блудницам (7:1 -17,36-50), тем, кто готов принять, слушать и подчиняться (8:4-21). Мы могли бы сказать, что тогда как чудеса «раннего периода» приносили веру сторонним наблюдателям, чудеса «среднего периода» приносили блага тем, кто этого просил.

Чудеса же «позднего периода» бросают вызов тем, кто последовал за Иисусом. Ибо несравненный Человек и великодушный Царь-это также и «Наставник» среди Своих учеников (8:22,24).

Они признали, что между Ним и ими простирается безбрежное море. Они смиренно и с благодарностью приняли предложенное Им спасение. Теперь они Его преданные ученики. Они в буквальном смысле плывут с Ним в одной лодке! Именно для них, для Своих людей, для Своих учеников Иисус творит эти чудеса.

2. Лука-проповедник

Словесная картина, нарисованная в 8:22-56, в таком случае несет послание ученикам Иисуса. А это означает, что они, в свою очередь, несут послание церкви. Лука, перед которым стоит задача не только рисовать картины, но и проповедовать, подразумевает, что эти четыре чуда предназначены в особенности для тех, кто последовал за Иисусом и пытается учиться у Него, как это делают Его люди.

Если это действительно так и события этого отрывка происходили специально на благо церкви, то какой урок мы, члены церкви, должны извлечь из них?

В целом мы можем заметить, что все они затрагивают зло этого мира, и особенно то, как оно влияет на жизнь обычных людей. Для этих аспектов зла мы могли бы использовать старомодное слово «страдания», которое заключает в себе и крушение, и безумство, и неизлечимые болезни, и мучительные лишения. Мы можем спросить, почему, начиная излагать Свое учение тем, кто последовал за Ним, Иисус сперва затрагивает тему страданий, а, например, не тему отцовства Господа, требований закона или природы церкви. На это можно было бы ответить так: в этой главе Иисус больше творит чудесные дела, чем говорит чудесные слова. И поскольку основное внимание концентрируется здесь на том, как Он побеждает зло, тема страданий естественным образом оказывается на первом месте. Другое можно сделать при помощи слова. Но на это есть и более глубокий ответ. Для Луки Иисус – это, прежде всего, Спаситель мира. Поэтому сначала нам необходимо осмыслить этот титул. От чего Он спасает нас? От зла! Нов каком смысле Он спасает нас? Свободны ли мы от зла? Если нет, то как нам справиться с ним? Что на практике означает «спасение» в мире, где зло так сильно? Вопросы подобного рода фонтаном вырываются из основной темы Луки.

В частности, нам необходимо усвоить три вещи: необходимость страданий, как с ними справляться и каково их назначение.

1) Необходимость страданий в христианской жизни

Абсолютно неправильно думать, что христианская жизнь приносит избавление от страданий. Когда Иисус говорил «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36), Он, конечно же, не обещает нам освобождение от огорчений нашей повседневной жизни. Человек, принимающий Христа с мыслью, что теперь страдания больше никогда не коснутся его, приближается к катастрофе. Они, несомненно, будут; и когда это произойдет, он погрузится в сомнения или даже в отчаяние.

Нет, Иисус не обещает нам жизнь без проблем. Это не значит, что проблемы могут прийти, и даже то, что они придут, но то, что они должны прийти. В следующей главе мы увидим, как Он говорит об этом: «Сыну Человеческому должно много пострадать... если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (9:22,23). Апостольская церковь говорит с той же суровостью: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22). Вот почему данный раздел называется не «Возможность...», и даже не «Неизбежность...», но «Необходимость страданий в христианской жизни».

Мы не можем не обратить внимания на тот факт, что Иисус всецело контролировал всю цепь событий, изложенных в данном отрывке. Он повел учеников через озеро, где начиналась буря, на другой берег, где им предстояло встретиться с одержимым человеком; Он возвратил их в Капернаум, привлек их внимание к больной женщине в толпе и оставил в доме Иаира троих из них и мертвого ребенка. Они стали Его особенными друзьями и участниками Царства Божьего. Думают ли они сейчас о том, что мрачная сторона жизни больше не коснется их? Наоборот, Иисус заставляет их смотреть на бурю, одержимого, инвалида, на тело мертвого. Он словно говорит им: «Несмотря на радость спасения, дарованного вам, вы, тем не менее, живете в мире, где свирепствует зло. Как вы будете противостоять ему?»

Буря на озере – это, конечно же, образ враждебных обстоятельств, в которых мы можем оказаться, включая и настоящую бурю, как могли убедиться в этом многие христианские путешественники[апостол Павел – один из самых первых и известных {Деян 27; Кор.]. Одержимый из страны Гадаринской олицетворяет все зло, которое воздействует на ум и личность человека даже и в наши дни, настоящую одержимость дьяволом. Кровотечение женщины представляет любые физические заболевания; смерть дочери Иаира напоминает нам о «главном враге», который ожидает каждого из нас. Петр, несомненный свидетель всех четырех случаев, подводит итог этого в своем первом письме: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посыпаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1Пет 4:12).

Хотя он говорит здесь конкретно об огне гонений, то же самое можно сказать о любом виде страдания. Христиане должны учиться противостоять неприятностям.

2) Как справляться со страданиями

Но еще очевиднее в этой группе историй тот факт, что, хотя страданий нужно ожидать, с ними можно справиться. Все истории, которые мы наблюдаем здесь, имеют счастливый конец.

Стоит ли упоминать о Том, Кто разрешает эти проблемы в каждом случае? Возможно, церкви необходимо напоминать, особенно когда она становится устойчивой и организованной и включает свой механизм овладения неприятными обстоятельствами, что это Иисус использует Свою силу в борьбе со злом. Для нас тоже полезно отметить, что как только ученики решили, что они могут справиться со злом одни, они чуть не погибли (8:24).

Поэтому на вопрос «Кто может одолеть страдания?» мы ответим: «только Иисус»; и это дает нам возможность ответить на вопрос, как это зло может быть побеждено с чисто практической точки зрения. Если Иисус – это победитель, то первое, что нам необходимо, – быть рядом с Ним. Иисус всегда был на виду у апостолов, для нас Он всегда должен присутствовать в нашей вере – в каждом сердце («Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и идущим Его воздает»; Евр 11:6) и во взаимной любви Его последователей («Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»; Мф 18:20). Но для нас, как и для них, принцип один и тот же – без Него мы не можем делать ничего (Ин 15:5). Мы должны быть уверены, что Он присутствует здесь и сейчас.

Во-вторых, мы должны верить, что Он – это также Господь прошлого. Задолго до того, как мы оказались в существующей ситуации, Он уже спланировал наше путешествие в страну Гадаринскую и наше возвращение в Капернаум, заранее видя то зло, которое будет противостоять нам, тот страх, который оно вызовет у нас, победы, которые одержит Господь, и те уроки, которые мы извлечем из этого. Потому что Он – Автор истории и, вследствие этого, не подвержен течению времени, которое несет нас, порождения Его ума. Такие великие слова, как «предвидение», «предопределение», «милость», придают блеск Его имени. Мы здесь, неважно, где находится это «здесь»; главное, что это знает Он, и Он также знает, как добыть славу и блага из нашего пребывания здесь.

Это подводит нас к третьему практическому шагу: мы осознаем, что Он извлечет добро из зла. Он есть Господь не только прошлого и настоящего, но и будущего. Естественно, что когда дело касается будущего, то также встает вопрос веры. Но эта вера имеет твердое основание в знании того, каким было «будущее» для наших предшественников, например, тех людей, которые обратились в христианство после мучительных испытаний, о которых рассказывается в гл. 8. Что для них приготовил Господь, мы узнаем совсем скоро, когда будем обсуждать назначение страданий в христианской жизни. Но то, что решение их проблем находилось в надежных руках и что наше будущее не менее надежно, не подлежит сомнению.

Таким образом, Иисус учит нас, как нам справляться со своими несчастьями. Задавая себе вопрос, как Он Сам справляется с этим, мы должны понять, что приведенные здесь случаи – это всего лишь примеры. В мире есть много других проблем, и все они имеют свои решения. Читая историю ранней церкви, мы обнаруживаем, что практически в каждом случае одержимости дьяволом приходит исцеление; но в отношении болезней мы видим, что Господь не всегда даровал чудесное исцеление (2Кор 12:7; 1Тим 5:23; 2Тим 4:20). А что касается воскрешения мертвых, то, надо сказать, мало кто из христиан I в. воскрес. А чудовищная буря, описанная подробно в Новом Завете, бушевала четырнадцать дней без перерыва, пока не потопила корабль, на котором плыл Павел, и не выкинула его на берег Мальты (Деян 27).

Иисус дарует нам не такую победу, которой мы ожидаем от Него. Но, так или иначе, Он победит наши невзгоды, если мы попросим Его об этом. Его ответом в наших испытаниях может быть облегчение; но это может быть и дарование выносливости. Он может исцелить нас от болезни, но также может дать нам мужество терпеть ее дальше. Он может предотвратить смерть наших близких, но также может принести нам лишение, а вместе с ним и новую надежду. «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8:37).

3) Назначение страданий в христианской жизни

Нам нужно заглянуть в следующую главу, чтобы узнать, зачем ученикам Иисуса было необходимо усвоить эти уроки. Там перед нами открывается великолепная и вдохновляющая картина. «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (9:1,2). «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их» (10:1). Уроки, извлеченные из чудес Господа, были необходимы церкви для того, чтобы приготовиться к собственному благовествованию.

С каким посланием не только на устах, но и в сердце продвигаются вперед ученики Иисуса? Что несет миру их совместное свидетельство?

Церковь – это не собрание людей, наслаждающихся жизнью без проблем. Это не ее образ жизни, и она не имеет права предлагать его другим. Также этого не должна делать христианская община, у которой полно проблем и не больше возможностей для решения их, чем у кого-либо другого. Чудо, которое воплощает и провозглашает церковь Иисуса Христа, -это сила для борьбы со злом этого мира. Ученики Христа не свободны от страданий, но у них есть сила для противостояния им. Мы снова обращаемся к словам ближайшего друга Луки – Павла, чтобы подвести итог этого урока, сформулировать назначение страданий в христианской жизни:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор 1:3,4).

7:1-8:21 Благая весть

...Нищие благовествуют (7:22).

...Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (8:1).

Лука продолжает свое повествование рядом историй. Некоторые из них передают случаи из служения Христа, некоторые рассказывают нам о Его учении. Что нам следует извлечь из них? Можно ли считать их очередными бусинками на ниточке, или у Луки есть план и, соответственно, есть план в служении Иисуса?

Так случилось, что вопросы подобного рода волновали и Иоанна Крестителя; о них мы и поговорим, обратившись сначала к отрывку 7:18-23. Иоанну не сразу стало известно, в отличие от современных читателей повествования Луки, что именно происходило. Загадочный «Тот, Которому должно придти» (7:19,20) и чьим предвестником считал себя Иоанн, наверняка, дал бы о себе знать делами, отличными от тех, которые творил Иисус. Иоанн ожидал, что он принесете собой гнев, разрушение, огонь и суд (3:7-9,15-17). Но ничего подобного не было ни в словах, ни в делах Иисуса. Даже арест Иоанна и его заключение в темницу – самое гнусное их всех злодеяний царя Ирода, так как этим он пытался заглушить Благую весть (3:18-20) – не вызвало соответствующей реакции у носителя силы Царства Божьего.

Иисус отвечает Иоанну указанием на то, что происходит: «Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют» (7:22). Иоанн ожидал, что Грядущий придет как Судья: Иисус отвечает, что Он должен сначала прийти как Спаситель. В этот раз Он пришел не для того, чтобы объявить приговор; сейчас.

Он принес с Собой Благую весть. Мы уже видели, как, начиная Свое служение в синагоге в Назарете, Он цитирует Ис 61:1,2, включая слова «проповедывать лето Господне благоприятное»; для Него еще не настало время закончить цитату и возвестить «день мщения Бога нашего».

Для евреев ожидаемый день пришел и ушел. Зрелищного окончания всего дела, сожжения бесплодных деревьев и ненужных отбросов не произошло, как ожидал того пылкий Иоанн. Терпеливый Иисус дал древу иудаизма еще три года, дабы оно опровергло свое бесплодие (13:6-9). Но оно было бесплодным, и ему суждено было пасть. Однако для мира в целом суд, предсказанный Иоанном, откладывается до сих пор, и Иисус все еще провозглашает Благую весть, как говорят об этом писатели Нового Завета: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения»; «как говорит Дух Святый, „ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших""» (2Кор 6:2; Евр 3:7,8).

Благая весть – это основная тема данного раздела, как указывает Лука, цитируя ответ Иисуса Иоанну в 7:22. И мы обнаруживаем, что различные случаи, которые евангелист здесь приводит, полностью подтверждают этот ответ. Он уже часто об этом упоминал (1:19; 2:10 и дал.). Теперь мы обратим свое внимание, во-первых, на сущность Благой вести, а затем – на ее получателей, а проще говоря, на то, о чем и для кого она. На оба эти вопроса Иисус ответил еще в начале Своего служения. Это Благая весть Царства Божьего, объяснил Иисус (4:43), и предназначена она «нищим» (4:18). Два этих ответа объединяются во вступительных словах Нагорной проповеди[анная проповедь у Луки называется проповедью на равнине, чтобы отличать ее от Нагорной проповеди, записанной Матфеем. Я использую второе название, так как оно более близко читателям]: «блаженны нищие духом» (получатели Благой вести), ибо их «есть Царствие Божие» (сущность Благой вести) (6:20). И в рассматриваемом нами отрывке они встречаются снова, в цитатах 7:22; 8:1.

1. Благая весть сообщает нам о Царстве Божьем

... Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (8:1).

Тема Царства Божьего была впервые заявлена еще в 4:43. Но мы тогда не стали останавливаться на этом, следуя за Лукой. Однако теперь он сосредоточивает на этой теме все свое внимание. Что кроется за утверждением, что сущность Благой вести – это Царство Божье? Случаи, которые приводит здесь Лука, помогают нам понять, что в ней было благого и что нового.

1) Благое

Сначала Лука рассказывает о встрече Иисуса с римским сотником в Капернауме (7:1-10). Его слуга «был болен при смерти» (7:2), но Иисус творит чудеса на расстоянии, и в конце этого рассказа мы увидим слугу «выздоровевшим» (7:10). У Матфея по данному случаю говорится о самом акте исцеления – «и выздоровел слуга его в тот час» (Мф 8:13) [Английский вариант перевода в данном случае гласит: «и исцелил слугу в тот час». – Примеч. пер.]. Доктор Лука концентрирует свое внимание на последующем состоянии человека, а именно на его здоровье. Именно к такому состоянию возвратил Иисус больного.

Затем мы читаем о воскрешении сына вдовы из Наина (7:11-17). Иисус останавливает траурное шествие к могиле (эта сцена изобилует символами), и снова с помощью силы Его слова происходит чудо. «Умерший» (7:12) после этого «поднявшись сел и стал говорить» (7:15). Всего в Евангелиях приводится три случая воскрешения Иисусом мертвых. Иоанн рассказывает о воскрешении Лазаря. Остальные евангелисты приводят историю о воскрешении дочери Иаира. И только Лука приводит еще и этот случай, помещая его здесь, в гл. 7, как бы для того, чтобы продемонстрировать всю благость вести – она приносит спасение не только от болезни, но даже и от смерти.

К следующим восемнадцати стихам, посвященным по большей части учению Иисуса, мы уже обращались и обратимся вскоре еще раз. За ними следует описание случая в доме Симона-фарисея (7:36-50), где мы видим, как сила Иисуса проникает в самые глубины нужд каждого. Рассказывая о женщине, оказавшейся на обеде, устроенном Симоном, Лука три раза упоминает, что она была грешницей (7:37,39,47), и три раза – что Иисус прощает грехи (7:47,48,49). Краткая притча о двух должниках (7:41,42) настолько подходит к данному случаю, что ее смысл невозможно не понять. Любовь и благодарность женщины свидетельствуют о том, насколько велик был ее «долг» и, соответственно, насколько велико прощение Господа. Правильная религия фарисеев в действительности не имела ответа на проблему греха и могла ответить только неодобрением и обвинением. Но Иисус мог справиться с грехом и в этом глубоком смысле принести спасение и мир (7:50).

Но это не все, что можно сказать по поводу этих историй. На мгновение мы сосредоточимся на благости той вести, которую приносит Иисус людям. Благо здесь заключается в том, что мы видим перед собой Того, Кто не просто может анализировать и давать объяснения, касающиеся этих злейших врагов человечества – болезни, смерти и греха, – но может реально победить их. Вот почему весть о спасении (ибо так в основном воспринимает ее Лука) также справедливо описывается как весть Царствия. Ибо зло, которое портит человеку жизнь, – это дело сатаны, в чьих руках находится, как мы уже видели в 4:5,6, власть над всеми царствами сего мира. Во время искушения в пустыне Иисусу была предложена эта власть на условиях сатаны. Но, когда, в конце концов, «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа» (Отк 11:15), это произошло потому, что Он выиграл на Своих условиях. В11:14-23 Иисус использует случай одержимости бесами – самое ужасное дело дьявола – для объяснения лобового противостояния между царством сатаны и Царством Божьим. Но уже здесь, в гл. 7, Он показывает, что Его царская сила присутствует во всей своей полноте, чтобы низвергнуть князя «мира сего» (Ин 12:31; 16:11) и принести порядок, при котором старое проклятие будет заменено благодатью, страдание – радостью и отчаяние – надеждой.

Если нынешние проповедники Благой вести последуют примеру Луки, то им также будет недостаточно просто анализировать или комментировать. Им захочется провозглашать как факт, что силы того Царства действительно борются со злом мира сего и каждый раз добро побеждает. При этом они будут помнить о том, что эти силы действуют если не так же, как в те времена, то очень похоже. И такого же они будут ожидать от своего благо вествования.

2) Новое Между вторым и третьим упомянутыми случаями расположен рассказ об Иоанне Крестителе. Первую его часть (7:18-23) мы уже рассматривали в начале данного раздела. Остальные две (7:24-30 и 31-35) раскрывают новизну Благой вести Царства сначала для самого Иоанна, а затем для всех тех, кто слушал Иисуса.

Иоанн был действительно великим человеком (7:26-28), величайшим для своей эпохи. Но эта эпоха подошла к концу с пришествием Царства Божьего. С Иисусом Христом в мир явилось нечто новое. Даже самый презренный человек, постигший Царство Божье, испытает нечто гораздо большее, чем мог себе представить Иоанн (7:28). «И обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (10:23,24).

Весть была новой также и для евреев того времени, которые слышали послания как Иоанна, так и Иисуса. Детские игры, упомянутые в 7:32, показывают, что эти слушатели жаловались как тогда, когда Иоанн отказался играть «Свадебную песнь», так и когда Иисус отказался играть «Похоронную песнь». Когда они «играли на свирели» и просили радостной и одобрительной вести, Иоанн постился и говорил о грехе. Он был слишком мрачным – они хотели чего-нибудь светлее. Но когда они причитали и ожидали от учителя из Назарета торжественных слов о морали и религии, Иисус пошел на званый вечер и говорил о спасении. Он был оживленным – им хотелось чего-нибудь более торжественного. Благая весть Царства всегда нова, неожиданна и ошеломляюща. Она не приспосабливается к предвзятости человеческих представлений и не потворствует их предрассудкам. Она копает гораздо глубже поверхностного понимания того, что такое злое царство сатаны, и взмывает гораздо выше недалекого видения того, что такое слава Царства Божьего.

2. Благая весть предназначена для нищих

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали... нищие благовествуют (7:22).

События, изложенные в данном отрывке, являются типичными для Луки. Но в данном случае заостряется внимание на тех, кто извлечет выгоду из Благой вести Царства. Это видно из деяний Иисуса, случаев рассмотренных нами в 7:1-10,11-17,36-50, а также из Его слов, изложенных в 8:4-21.

1) Пояснение к деяниям Иисуса

«Нищие» упоминаются в песни Марии,«Магнификате», в начале рассказа о жизни Иисуса (1:52,53) и в проповеди, сказанной Им в Назарете в начале Его служения (4:18). Он уделяет особое внимание им в Своем деле освобождения. Три истории, предложенные в этом разделе, ранее показавшие, насколько блага Благая весть, сейчас объясняют нам, кто такие «нищие», к которым она обращена.

И проблемы, затрагиваемые здесь, и люди имеют очень большое значение. Во-первых, проблемы, с которыми приходится иметь дело, – это болезнь, как в случае со слугой сотника, смерть и лишение, как в случае со вдовой из Наина, и грех, как в случае с женщиной на обеде у Симона. Если Лука намеренно приводит эти примеры, а, скорее всего, это так и есть (1:1- 4), тогда здесь речь идет не о тех нищих, которые лишены материального достатка. Из всех трех случаев только вдова кажется бедной в материальном отношении, хотя это было лишь частью ее проблемы. Что действительно достойно внимания во всех трех случаях, – это то, что в каждом из них описывается такая нужда, которую может удовлетворить только Господь. И когда мы думаем об этих людях, мы понимаем, что их «нищета» заключается именно в этом – в глазах современников Иисуса такие люди не могли получить то, в чем нуждались, потому что не имели права обращаться к Господу. Сотник был всего лишь язычником, вдова – всего лишь женщиной, а женшина на обеде у Симона – всего лишь грешницей. Они были вне круга привилегий. Чтобы Господь помог им, они должны были получить Его милость как дар, то есть незаслуженно.

Материальная бедность со всеми ее лишениями – это отдельный вопрос. Христиане противостоят этому злу, опираясь на Божью справедливость и любовь, а также помня о равенстве и достоинстве человека. Это филантропия, стремление смягчить боль; социальные действия, обращение к закону для решения своих проблем; политическая революция, стремление изменить существующую систему; духовная поддержка, использование Благой вести для возрождения человеческого сердца. Мы должны использовать все эти уровни, кроме третьего, поскольку попытка нарушить правила создает еще больше проблем.

Но все равно та «нищета», о которой говорит Иисус, имеет другую природу. Эта тема ближе всего к проблеме «всеобщего благовествования» (Спаситель мира) и была вплетена в сочинение Луки с самого начала. Все те, кому провозглашалась Благая весть в гл 1 и 2 в Иерусалиме и Назарете, были скромными людьми без притязания на какие-либо духовные привилегии. Та же самая тема звучит в гл. 7 и яснее всего – в 7:29,30. «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу»; их считали недостаточно религиозными, чтобы возлагать свои упования на Бога- Он предлагал им спасение как дар! С другой стороны, «фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе». Таких религиозных людей, считали они, Бог уже наградил Своим благоволением. Но, обнаружив, что спасение дается не по заслугам, а даром, они обиделись и отвергли его.

Другими словами, Благая весть для нищих – это послание милости. Как сообщается нам в этих стихах, приятие или неприятие послания, провозглашенного Иисусом, подтверждает приятие или неприятие послания Иоанна, провозглашенного ранее. Ибо проповедь покаяния Иоанна и предложение спасения Иисуса неразрывно взаимосвязаны. Иоанн, находящийся в заключении, теперь может быть уверен: его служение исполняется Грядущим после него.

2) Пояснение к словам Иисуса

Притча о сеятеле, которая у Матфея в гл. 13 дана в ряду семи других, у Луки стоит особняком (8:4- 15). По словам Марка, эта притча имеет фундаментальное значение: «Не понимаете этой притчи? как же вам уразуметь все притчи?» (Мк 4:13). Лука сокращает ее и помещает здесь как часть заключения из раздела, посвященного Благой вести. Этот раздел завершается словами Иисуса о Своих родственниках, пытавшихся пробиться к Нему через толпу (8:16-21). Он объясняет, кто действительно в духовном смысле «родствен» Ему.

Оба эти эпизода сосредоточены на Благой вести. «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие» (8:11); «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (8:21). Слово Божье – это, конечно же, послание, которое принес с Собой Иисус. И в обоих этих эпизодах мы задаем себе вопрос: являются ли слушающие Его теми людьми, которые готовы принять Благую весть?

Название «притча о сеятеле» используется по привычке; в действительности в ней почти ничего не говорится о сеятеле. Точнее было бы назвать ее притчей о семени. Но еще правильнее было бы назвать ее притчей о почвах, символизирующих тех, кто слушает Благую весть. Готовы ли они к тому, чтобы в них опустили семя, или они слишком черствы, поверхностны и заняты, чтобы семя смогло пустить в них корни?

Точно так же в абзаце, завершающем этот раздел, звучит вопрос, наблюдают ли они, как слушают (8:18). Иными словами, существует л и связь между принятием и повиновением, которая объединяет их с Иисусом, или они допускают какую-либо другую связь между Ним и ими, которая не так унизительна для них?

Тема Благой вести – это царское владычество Господа в Иисусе Христе, владычество, которое принесет неслыханные блага всем тем, кто готов принять ее. Но они должны быть готовы. Благая весть предназначена только для «нищих» – для тех, кто признает свою бедность и свои нужды. Они должны отказаться от своих представлений о том, как бороться со своими проблемами, и принять то решение, которое им предлагает Благая весть, – оставаться верными ей и пребывать в ней."

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Баркли на евангелие от Луки, 8 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.